Автор: Старицина Вероника Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Исследовательско-познавательный проект
Тема: «От семян к растениям. Наблюдения за набуханием и проращиванием семян фасоли» для детей 5-6 лет».
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ города Нижневартовска
детский сад №52 «Самолетик»
Исследовательско-познавательный проект
«От семян к растениям. Наблюдения за набуханием и проращиванием
семян фасоли» для детей 5-6 лет».
Автор: воспитатель Старицина В.М.
г.Нижневартовск, 2019г.
Пояснительная записка
Проведение экспериментов в детском саду направлено на развитие
поисково-познавательной
деятельности
детей,
которая
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность,
умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют
успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе
наравне
с
взрослыми
-
возможность
проектировать
свою
жизнь
в
пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и
оригинальность.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных
представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и
неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско -
познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении
субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств
решения
проблемы.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод
организованного
и
контролируемого
детского
экспериментирования
в
индивидуальной
и
коллективной
деятельности
детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в
них
программу
саморазвития
и
удовлетворять
потребность
познания
эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного
исследования
мира.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
на стремление к самостоятельной работе;
на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать,
обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и
понимать
красоту
окружающего
мира,
логически
рассуждать,
эмоционально переживать).
Основная часть
Тема проекта: «От семян к растениям. Наблюдения за набуханием и
проращиванием семян фасоли».
Цель проекта:
Исследование влияние света, тепла, воздуха и воды на
процесс жизненного цикла фасоли: набухание и проращивание семян с
помощью использования учебно-исследовательского комплекса лаборатории
«Чудо-грядка».
Задачи проекта:
Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных
исследований.
Развивать способности у детей старшего дошкольного возраста к
исследовательской деятельности.
Способствовать
развитию
умения
самостоятельно
приобретать,
анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и
применять биологические знания.
Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.
Предполагаемый
результат:
доказательство того, что факторы неживой природы оказывают
влияние на организм;
формирование практических умений в выращивании культурных
растений;
формирование
умения
ухаживать
за
культурными
растениями,
используя полученные знания;
формирование
умений
наблюдать
анализировать,
сравнивать,
обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой,
наглядностью.
воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей
природе.
Планируемые результаты:
К концу исследования воспитанники будут знать:
названия факторов неживой природы, их влияние на рост и развитие
растений;
значение фасоли как продукта питания;
Будут уметь:
применять технологию выращивания фасоли;
выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;
анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт
исследовательской
деятельности:
Создание
альбома
«Как
вырастить
фасоль
на
подоконнике?»
Мини-выставка
продуктов
детской
деятельности.
Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности детей
от 5 до 6 лет №9, родители, воспитатель.
Длительность проекта: 1 месяц.
Вид проекта: исследовательско-познавательный.
Предварительная работа
подбор детских справочников, энциклопедий в литературном центре;
подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок;
1 этап – Организационный
Цель:
ознакомление детей с огородным бобовым растением фасоль,
показать значение фасоли как продукта питания.
На этом этапе работы были запланированы и проведены следующие
мероприятия с дошкольниками:
создание проблемной ситуации;
обсуждение с детьми темы, содержания проекта.
Мероприятия с родителями дошкольников:
обсуждение
с
родителями
темы
проекта,
цели,
задач,
средств,
необходимых для реализации проекта.
определение сроков и предполагаемый результат проекта.
2
этап – Практический
Цель: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в
исследовательской деятельности в процессе проращивания семян с помощью
использования учебно-исследовательского комплекса лаборатории «Чудо-
грядка».
На этом этапе работы были запланированы и проведены следующие
мероприятия с дошкольниками:
Подготовка презентации коллажа «Польза фасоли».
Подготовка презентации коллажа «Блюда из фасоли».
Знакомство с переносным комплектом «Чудо-грядка».
Опыты и наблюдения по теме: «Семена фасоли».
ИССЛЕДУЕМ
ВСХОЖЕСТЬ
СЕМЯН
Цель опыта – выяснить скорость прорастания семян и процент их
всхожести.
Объекты
и
оборудование:
семена
фасоли,
пластиковые
коробочки,
стеклянные
банки
или
чашки;
вата.
Постановка
опыта.
Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью
прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10–20 крупных
семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной
бумаге). Растильни необходимо поместить в чудо-грядку (выше 18 °С).
Продолжительность
опыта
2–4
дня.
Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность
прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.
Вывод:
все
семена
проросли,
у
разных
сортов
фасоли
разная
продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима
вода,
воздух,
тепло
и
свет.
Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.
ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ
ПРОРОСТКОВ
Цель опыта – выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие
проростков.
Объекты и оборудование: семена фасоли, пластиковые ванночки, почва.
Постановка опыта.
Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну
ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать
темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На
этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».
Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков.
Без света проростки фасоли растут медленнее, они слабее.
3
этап – Заключительный
Цель: подведение итогов, презентация проведенных мероприятий в рамках
проекта
«От
семян
к
растениям.
Наблюдения
за
набуханием
и
проращиванием семян фасоли».
Считаю, что работа по реализации проекта была интересна и
насыщенна по содержанию. Положительным результатом работы стало то,
что:
Дети узнали, что:
1.
Фасоль можно вырастить не только на огороде, но и на подоконнике.
Получить семена. Семена растению нужны для дальнейшего
размножения.
2.
Фасоли для роста необходимы: плодородная почва, свет, вода, тепло,
уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).
3.
Фасоль является ценным и необходимым продуктом питания,
содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много
блюд.
4.
Существует много разных сортов фасоли, которые отличаются
внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.
Список источников
1.
Романова
П.Е.,
Опарина
А.В.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников
с
использованием
электронного
учебно-
исследовательского комплекса.
2.
Албанская сказка «Фасоль».
3.
Андерсен Г. Х. «Волшебная фасоль».