Напоминание

Открытый урок по теме: "Масштаб"


Автор: Солодовникова Ирина Юрьевна
Должность: Учитель, математики
Учебное заведение: МОУ СШ №9
Населённый пункт: город Волжский Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по теме: "Масштаб"
Раздел: полное образование





Назад




Урок в 6-м классе по теме "Масштаб".

Солодовникова И.Ю. учитель математики.

Цели урока:

1.

Ввести понятие масштаба, опираясь на знания учащихся из географии.

2.

Научить находить расстояние на карте и на местности, зная масштаб, и наоборот, зная

расстояние на местности и на карте, вычислять масштаб.

3.

Активизировать познавательную и поисковую деятельность учащихся.

Оборудование:

карта России,

чертежные инструменты, компасы

интерактивное оборудование

Класс разбивается на четыре группы

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Доклад о готовности командира

класса

2. Мотивационное начало урока

Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы “Пропорции”. Рассмотрим её

применение в одной из областей жизни. Убедимся, какое важное практическое значение

имеет материал сегодняшнего урока. Начнем с повторения. Устная работа

Дайте определение пропорции.

Сформулируйте основное свойство пропорции.

3. Изучение нового материала

Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока

“Масштаб”

Откуда нам известно данное понятие?

Вы все получали домашнее задание: найти в учебнике географии данную тему, которую

вы изучали в I четверти и подготовить сообщение.

Учитель: 1 группа напомнит нам, зачем нужен масштаб?

Примерный ответ 1 группы: Ни один географический объект – реку, мост, поселок –

невозможно изобразить на топографическом плане, карте в натуральную величину. Люди

всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки

изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи

местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами

реки, чему равна длина реки и т.д.

Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в

одинаково число раз с сохранением всех пропорций. Вот для чего нам нужен масштаб.

- Итак, ребята, чтобы изобразить длину реки на карте, построить железные и

автомобильные дороги, здания, для этого на бумаге вычерчивают план. Можно ли

изображать все это в натуральную величину?

(ответ обучающихся)

- Верно на бумаге не уместится, поэтому и применяют масштаб.

- О том, что такое масштаб и какие виды масштаба бывают, расскажет 2 группа.

Примерный ответ 2 группы: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия,

нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на

местности.

- Какие виды масштаба вы знаете:

Ответ- 3-я группы : -Численный, именованный и линейный.

Мы с вами будем пользоваться численным масштабом.

- Каким другим словом можно заменить слово “масштаб”.

(ответ обучающихся)

- Верно, иначе можно сказать отношение.

Значит масштаб – это отношение длины отрезка на карте (плане) к длине

соответствующего отрезка на местности.

-4-я группа расскажет о картах

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Путь к

современным картам был долгим и трудным. Первые картографические изображения

появились в Древнем мире

4.Работа в парах.

Когда у карты более мелкий масштаб, второе число в записи больше.

Например: масштаб 1:25 мельче , чем 1:10

5.Физминутка

6. Как найти расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга

7. Групповая работа найдите расстояние от Волгограда до Москвы.(работа по атласам)

Показать на доске решения.

8. На практике ,приходится выполнять изображения очень крупных деталей (например,

деталей самолетов, автомашин) и очень мелких (деталей часового механизма,

подшипников и др.) Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей

уменьшают, а маленьких – увеличивают (демонстрация соответствующих чертежей). Для

этого тоже применяют масштаб.

Вы об этом будете подробнее говорить на уроках черчения.

9. Предлагаю вам на практике проверить то, как вы усвоили тему урока. Перед вами карта,

на которой отмечено место, где спрятан сундук с “5” за урок. Перед вами план кабинета.

Масштаб 1/100. Ваша задача от метки пройти на север– 2 м. , затем на восток – 6 м., и

далее на северо – запад 4 м. Если вы всё сделаете верно то узнаете где же находится

заветная пятёрка. Место её вы должны указать на карте, которую получили

(демонстрация слайда № 29)

Молодцы те, кто верно указал место, где спрятан сундук. Вы можете подойти и взять

свою пятерку.

10.. Подведение итогов

11. домашнее задание

В качестве домашнего задания, я хочу предложить вам творческую работу. Она

заключается в составлении плана квартиры.. № 824, 826, 827, 830(б), Оценки за урок.



В раздел образования