Автор: Филипповская Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №489 комбинированного вида".
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия по экологии "Вот труба - над нею дым".
Тема: Экологическое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №489 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
КОНСПЕКТ
ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА:
«ВОТ ТРУБА – НАД НЕЮ ДЫМ»
Воспитатель первой квалификационной категории
ФИЛИППОВСКАЯ М.И.
Новосибирск
2020
ТЕМА:
«ВОТ ТРУБА – НАД НЕЮ ДЫМ».
Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения
воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых
правилах экологической безопасности.
Материалы и оборудование: пылесос, картинки с изображением
автомобилей, заводов с дымящими трубами, противогаз.
Сказочный герой: Карлсон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я что-то волнуюсь. К нам сегодня обещал прилететь
Карлсон, но его все нет и нет. Может, что-то случилось? Может, у него
моторчик забарахлил? Или он объелся сладкого и у него заболел живот?
Раздается стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком в руках. Он
очень сильно морщится, чихает и кашляет. Воспитатель усаживает его на
стул, спрашивает, что случилось.
Воспитатель: Ребята, по-моему, Карлсон заболел. А я думала, что Карлсон
никогда не болеет, ведь он всегда такой румяный и в меру упитанный.
Сейчас дадим ему лекарство. Правда, оно горькое, но хорошо и быстро лечит
(достает большой пузырек).
Карлсон (перестает чихать и кашлять): Лекарство? Да еще и горькое? Вы
что, забыли, что я выздоравливаю только от варенья? Ну, в крайнем случае,
от вкусного торта. А от горького лекарства я совсем заболею (становится
печальным).
Воспитатель: Ну, хорошо, Карлсон, дорогой, мы будем тебя лечить твоим
любимым лекарством, только скажи, что с тобой случилось?
Карлсон: Сейчас расскажу. Как вы знаете, я живу (спрашивает детей и
подтверждает) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного я
сразу становлюсь больным, чихаю и кашляю.
Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы
думаете, где у нас в городе грязный воздух? Где мог побывать Карлсон?
(выслушивает предположения детей).
1
Карлсон: Я уже выздоравливаю от свежего воздуха в вашей группе, вы,
наверное, ее недавно проветривали?
Я пока летел к вам, даже стихи сочинил. Правда, они невеселые:
Кто от пыли задохнулся,
Едким дымом поперхнулся,
Будет кашлять и хрипеть,
И совсем не сможет петь!
Не поможет ни варенье,
Ни конфеты, ни печенье!
Ох, и попал я в историю! Летел-летел, к вам спешил, вдруг моторчик мой
барахлить начал. Пришлось вынужденную посадку делать. Приземлился я
прямо на стоянке автомобилей. Сначала даже обрадовался: здесь мне
моторчик быстро починят. И, правда, починили. Но пока я ждал, машины
начали туда – сюда ездить, дым выпускать. Дышать совсем невозможно
стало. Чуть не задохнулся. Эти машины – не то, что мой моторчик, он у меня
воздух не загрязняет. А вы, ребята, видели, как машины дым выпускают? Где
это было? (выслушивает ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, в нашем городе много машин?
(беседа).
Карлсон: На этом мои злоключения не закончились. Только я улетел с
автостоянки, только вдохнул чистый воздух, чихать перестал, как прямо
передо мной появились трубы, а из них – дым! Как вы думаете, что это было?
(выслушивает ответы). Это был огромный-преогромный завод. И когда
ветер подул в мою сторону, я снова оказался в дыму. Только теперь в
заводском, но от этого мне не стало легче.
Я по воздуху летел
И моторчиком гудел.
Вдруг – труба, над нею – дым,
Оказался я над ним.
Заблудился я в дыму,
Что со мною – не пойму!
Долго кашлял и чихал,
Даже видеть перестал.
И ответ любому ясен:
Грязный воздух нам опасен.
Не летайте над трубой –
Вы рискуете собой!
2
Воспитатель: Но что же делать? Ведь мы не можем прожить без заводов и
автомобилей. Ребята, как вы думаете? (дети высказывают свои
предположения).
Карлсон: Поскольку я великий мыслитель и изобретатель, то знаю, что надо
делать. Но сначала пусть ребята придумают что-нибудь. Может, и среди них
есть ученые. Конечно, не такие великие, как я, но все же… (дети
высказывают свои идеи).
А теперь я расскажу о своей гениальной мысли. Однажды фрекен Бок во
время уборки в комнате чистила ковры какой-то специальной машиной,
которая сильно шумит, и воздух у нее из дырки выходит. С одной стороны
есть большой шланг, он на змею похож. Вот только я не помню, как эта
машина называется. Может, вы мне подскажете? (ответ детей).
Точно, пылесос! А почему у нее такое название? (ответ детей).
Вот я и подумал: раз она сосет пыль, то почему бы такую машину не
поставить прямо на заводе, в трубе? Тогда воздух будет чище. Кстати, у вас
есть пылесос? Давайте его сюда. (Все вместе – дети и взрослые –
рассматривают устройство пылесоса).
Воспитатель: Ты, Карлсон, конечно, молодец. Но вынуждена тебя огорчить:
пылесосы для труб люди уже давно придумали. Правда, они не такие, как
наш домашний пылесос, но тоже вытягивают из воздуха пыль и грязь. Их
вставляют в трубу, воздух проходит через нее и становится чище, как и в
пылесосе.
Карлсон: Ну вот, опять без меня все придумали. Я считал, что это мое личное
открытие и очень теперь огорчен. Хотите, чтобы я повеселел? Только банка
малинового варенья может меня спасти! (Дети дают Карлсону банку
варенья).
Воспитатель: Дорогой Карлсон, мы хотим сделать тебе еще один подарок,
правда, необычный.
Карлсон (радостно): Подарок? Еще одна банка варенья или праздничный
торт? Это просто замечательно!
Воспитатель: Нет, Карлсон, это особый предмет. Вдруг, ты снова случайно
окажешься над трубой или на автомобильной стоянке. Тогда тебе пригодится
этот противогаз.
Карлсон: Смешное слово! А почему он так называется? (выслушивает
детей). Значит, он против газа? Давайте мне его поскорей, я полечу с ним на
кухню к фрекен Бок, и у нее пропадет газ на плите. То-то она удивится!
Воспитатель: Нет, Карлсон, противогаз нужен не для этого. Давайте его
внимательно рассмотрим.
3
Если через него дышать, грязный воздух становится безопасным. Люди
надевают противогазы, когда на заводах случаются аварии и воздух
становится опасным для здоровья.
Карлсон: Какая замечательная штука! Теперь я смогу пролетать над трубами
завода и стоянкой автомобилей и даже чихать не буду! А на кого я похож в
этом вашем противогазе? (дети подсказывают).
Воспитатель: И все-таки, Карлсон, лучше летать там, где воздух чистый. И
чтобы не только тебе, но и всем людям как можно реже были нужны
противогазы. Для этого следует всем вместе постараться сохранить воздух
чистым.
Карлсон: Я недавно слышал по телевизору, что уже есть машины, которые не
загрязняют воздух. Диктор объяснил, что они называются экологически
чистыми. Если у меня испортится моторчик, я куплю себе экологически
чистый автомобиль! Прощайте! И помните, что только в чистом воздухе
Карлсон бывает здоровым, румяным и в меру упитанным! (Дети прощаются
с Карлсоном).
4