Напоминание

Личный пример - одно из самых сильных воспитательных средств


Автор: Зудина Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Ахматовская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: Личный пример - одно из самых сильных воспитательных средств
Раздел: среднее образование





Назад




Личный пример – одно из самых сильных воспитательных средств.

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было Слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви –

С любви!

Я это точно знаю.

Р.Рождественский

Воспитание, образование, развитие личности – это ежедневный огромный и тяжелый

труд. Труд педагога, семьи общества в целом, да и самих воспитанников. И только любя

свою работу, своего ребенка, будущее страны, о чем часто говорят руководители разных

государств, будешь находить время, возможности, жертвуя личным, чтобы трудиться во

имя отличного результата.

Можно и нужно воспитывать каждую минуту, час, день даже тогда, когда мы

предоставляем время для самостоятельной деятельности ребенка. Нужно воспитывать на

занятии, отдыхе, на прогулке, в транспорте и т.п. «Не думайте, что вы воспитываете

ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете, или приказываете ему. Вы

воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы

одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь

или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газету

– все это имеет для ребенка большое значение». Эти слова А.С.Макаренко, адресованные

родителям, вполне можно отнести и к педагогам.

Детей, посещающих сегодня школьные и дошкольные учреждения, настолько много, что

они составляют население, примерно, целого немалого государства. И граждане этого

государства достаточно разные и по возрасту в том числе. Они требуют разного подхода,

разных способов воспитания. Что применительно к одним, к другим это категорически не

подходит. И нужно думать о том, что не только школы, детские сады в ответе за данное

«государство», а и семья, даже в большей степени, за то, какими дети вырастут и кем

станут в этой жизни. Семья по-прежнему остается важнейшим социальным институтом

воспитания.

Совершенно очевидно, что подлинный успех может быть достигнут лишь при тесном

взаимодействии семейного и общественного воспитания. Влияние семьи, бесспорно,

определяется уровнем ее общей культуры; неотъемлемой же частью этой культуры

являются познания родителей в области педагогики и психологии. Но далеко не в каждой

семье считают нужным овладеть таковыми знаниями, полагаясь на свою неоспоримую

интуицию родителя. Но актуальными остаются, и по сей день, сказанные более ста лет

назад слова К.Д.Ушинского «Почти все признают, что воспитание требует терпения;

некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, то есть навык,

но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности

и навыка нужны еще и специальные знания».

Следующее обязательное условие таковой работы – полное взаимодействие семьи и

образовательного учреждения в решении всех вопросов воспитания и обучения. Много

здесь разного рода трудностей и проблем. И хочется, чтобы уже в раннем дошкольном

возрасте были заложены основы всестороннего физического, умственного, нравственного,

эстетического, интеллектуального развития ребенка, чтобы он, покидая детский сад, был

бы полностью адаптирован к школе. Но все эти задачи решаемы только при

стопроцентном участии семьи.

Наверное, ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания, развития

закладываются в раннем возрасте; характер, привычки человека формируются в первые

годы жизни. Об этом говорили выдающиеся деятели Ушинский и Толстой, Макаренко и

Сухомлинский, об этом же писали Чехов и Горький, Достоевский и Зощенко. С этой точкой

зрения согласны и зарубежные ученые. Специалисты доказывают, что чем больше будет

привито положительных навыков и привычек в раннем детстве, тем больше

возможностей откроется для умственного и физического развития.

А вот существенное значение для психического развития ребенка имеет содержание его

деятельности. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет

ребенок, какие книги рассматривает, о чем говорит, что рисует, то дети, не понимая еще,

что такое «хорошо», а что такое «плохо», могут приобрести и усвоить множество

негативных, искаженных привычек и представлений, которые в дальнейшем могут

навредить им. Гибкость и податливость нервной системы ребенка создают благоприятные

условия для воспитания и развития. Нужно только не упустить то «золотое» время – время

начала жизненного пути маленького, пока еще беззащитного человека.

Немаловажную роль играет в воспитании, образовании и здоровый образ жизни

ребенка: режим дня, соблюдение культурно-гигиенических требований, правильное

питание, оздоравливание организма. Беда, педагогическая безграмотность многих

родителей заключается в том, что общение собственное с ребенком, они заменяют

телевидением, компьютером, неразборчивостью самостоятельных игр, игрушек, вместо

того, чтобы просто отправиться с ним на прогулку и говорить, наблюдать, учить

рассуждать. «Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в

том, что в семье ребенок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в

действительности живут люди. Эти образцы поведения, речи, отношение к людям и

вещам, даются людьми, которых ребенок уважает, любит, которые для него являются

непререкаемым авторитетом; ясно, что они окажут на ребенка сильнейшее воздействие»,

- писал Е.А.Аркин.

Дети очень наблюдательны, они всегда все видят и все слышат. И только от общей

культуры взрослых зависит, чему ребенок в итоге научится. Результат гармоничного же

развития ребенка, как правило, зависит и от единства продуманности и

последовательности требований к ребенку. Отсутствие же согласованных требований к

детям пагубно влияет на состояние здоровья, создает дефекты характера и поведения.

На правильное развитие ребенка большое влияние оказывает игровая деятельность

особенно интеллектуально-развивающие игры, которые стимулируют воображение,

фантазию, а, значит, и детское творчество. Именно в игре зарождается, развивается и

крепнет такое качество, как воображение. «Воображение является основой всякой

творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу именно в

воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений» (А.Я Пономарев). В игре

дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общению с

людьми. В игре развивается творчество. Через нее легче всего увидеть достоинства и

недостатки формирующегося характера. Ребенок должен всегда играть, даже когда делает

«серьезное дело». Не нужно на игру сваливать взрослым свою занятость. Играть вместе,

играть так, чтобы это приносило пользу обеим сторонам.

Труд же дисциплинирует. Труд украшает человека – этот известный афоризм становится

основой жизни. Именно в труде ребенок находит применение своей любознательности,

активному стремлению к самостоятельной деятельности.

Организуя процесс воспитания и в семье, и в образовательном учреждении нужно

всегда помнить одну педагогическую заповедь: воспитывать не вообще, а именно этого

особенного ребенка (а особенные они все – у каждого свои качества, свои условия

жизни). Воспитание должно быть индивидуальным. Ребенку присуще стремление стать

лучше, совершеннее. И воспитание нужно строить на его сильных и положительных

качествах, а не на борьбе с его слабостью и недостатками.

В детский сад, школу, коллектив сверстников ребенок несет из семьи не только

определенные навыки и привычки, но и нечто более важное: отношение к людям, вещам,

к окружающему его миру. «Хотите, чтобы были счастливые дети, - будьте счастливы …», -

говорил А.С.Макаренко. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием

взрослых, формированием у них качеств и черт характера. Чтобы не отстать от своих

воспитанников нам, педагогам и родителям, надо расти вместе с ними, постоянно

обновлять, совершенствовать свои знания. Нужно нам, педагогам, самим быть примером

для родителей. Педагог может и должен помочь родителям в решении домашних

воспитательных задач. Как же это лучше сделать?! Какие формы повышения

педагогической культуры родителей эффективны? Есть много способов решения данной

задачи: это и личные, индивидуальные беседы – для одной категории родителей. Для

другой категории родителей будут полезны популярные лекции и доклады, для третьих –

программный лекторий, устный педагогический журнал, на котором выступают педагоги и

врачи, социальные работники и творческие личности, работники суда и прокуратуры;

успехом могут пользоваться и коллективные консультации под названием «Спрашивай –

отвечаем» и «Круглый стол». Но особо необходимы активные формы овладения

методикой дошкольного воспитания – семинары, практикумы, собеседования,

наблюдения за занятиями, играми, организацией режима дня в детском саду – с

последующим их анализом. Уместны и, популярные ранее, семейные просмотры

телепередач, фильмов, мультфильмов, посещение театральных спектаклей, семейное

чтение. Ребенок должен незримо чувствовать в его жизни присутствие семьи.

Нельзя сегодня успешно воспитывать детей, не обладая определенным минимумом

знаний в области педагогики, возрастной психологии, физиологии. Эти знания нужны

родителям не просто для «теоретической подкованности». Они должны стать

практическими навыками воспитания, умением анализировать любую ситуацию в жизни

семьи, детей, находить из нее педагогически оправданный выход и главное – руководить

этими ситуациями, всем процессом воспитания.

А лучшее поведение педагога, да и родителя, на мой взгляд, это воспитание и

образование, в том числе и личным примером наряду с педагогической

образованностью. Лучшее поведение – заниматься собой на глазах воспитанников, пусть

они усвоят это стремление, пусть оно в них укоренится. Это все равно, что вселить

полезный ген в организм, чем пичкать ребенка «лекарствами», приносящими временное

обезболивание, без которых впоследствии неминуемо наступает болезнь, потому что не

научились искоренять ее, не увидя однажды, каким образом. Стремление к совершенству

должен показать педагог всеми своими силами. Не беда, что нет совершенных,

прекрасно, что есть стремящиеся на деле к совершенству.

Личный пример сильнее всех слов. Сначала действие, потом слово или одновременно.

Слово после действия будет усилителем воздействия на воспитуемых. Не надо торопиться

увидеть результаты своего воспитательного труда и тем более раздражаться, не чувствуя

сдвигов, а лучше быть уверенным в своих действиях, что они правильны и

последовательны. Есть утверждение, что все великое происходит с легкостью и

сокрушительной мощью. Не нужно биться головой о стену или судорожно разбирать эту

стену по кирпичику. Не лучше ли отступить и в своей слабости искать мудрое решение, так

как отступление – это тоже продвижение вперед в новом качестве, и изменяя конечной

цели. Легкость эта подразумевается под полной покорностью перед мудростью,

спокойствием. Она прямо противоположна суете.

Суета собирает в себе все плохое, она гнетет человека, создает ощущение быстроты

действий, а на самом деле заводит все дальше в тупик. Англ. Пословица гласит «Кто добр

поистине, добро творит в молчании».

Но напряженная медлительность - это тоже суета.

Осуждение переплетается с гневом. Гнев в общении, воспитании – это глупость, слепая

слабость. Гнев рождает тщеславие и горделивость. Гнев – одна из форм суеты. Гнев – это

лень, желание сделать все быстрее, подавить личность воспитуемых, не исправляя их

сущности, равнодушие к ребенку. Гнев разрушает цель педагога, родителя, он

уподобляется роботу, с условными рефлексами.

Это все необходимые качества для каждого человека, тем более для педагога. Нам просто

необходимо научиться замечать, исправлять в себе недостатки.

Личный пример – одно из самых сильных воспитательных средств. Пример должен быть

очевиден и легко доказуем, тогда его сила умножается многократно.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Л.Татьяничева



В раздел образования