Автор: Грунина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: с.Тёплово г.о.г.Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36
Конспект
Организованно образовательной
деятельности
Интегрированное занятие
«Путешествие в осенний лес».
Средняя группа
Подготовила и провела воспитатель:
Грунина Ирина Васильевна
Цель: Расширять представление детей о характерных приметах осени, учить
находить их в природе. Обогащать музыкальные впечатления детей,
создавать радостное настроение.
Задачи:
Образовательные:
- дать детям представление о лесе, видах леса,
- продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе,
- уточнить знания детей о деревьях,
- вызвать интерес к растениям родного края,
- формировать двигательную активность;
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, речь, развивать память, мышление,
развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческие способности
детей.
- развивать чувство темпа и ритма через стихотворные произведения;
укреплять голосовой аппарат;
- развивать умение сочетать пение – речь – движение; привлекать детей
участвовать в театрализованной деятельности;
- развивать эмоциональность;
- развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к природе,
- воспитывать любовь, бережное и эстетическое отношение к природе,
чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа,
- воспитывать умение внимательно слушать педагога, умение работать в
коллективе.
- воспитывать доброжелательность.
- привлекать детей участвовать в театрализованной деятельности;
- Способствовать совершенствованию психофизических функций
Используемые в рамках деятельности здоровьесберегающие приемы:
Валеологические песенки;
Двигательные игры;
Динамические упражнения;
Игровой массаж;
Фонопедические упражнения;
Речевые игры с жестами;
Озвучивание стихотворения.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Оснащение: Компьютер, интерактивная доска, презентация, фонограмма
«Пение птиц»,
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке,
рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы.
Ход занятия:
Дети заходят в зал. В зале детей встречает музыкальный руководитель,
здороваются.
М.р. Я рада всех вас видеть в этот осенний день.
М.р: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте
поздороваемся со всеми и пожелаем всем доброго утра.
Валеологическая песенка с самомассажем "Доброе утро! " (М. П. №4, 2012 г.)
1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)
И сегодня весь день ("пружинка")
Будет веселее. (поднимают ручки вверх)
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту. Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
3. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем,
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Ответы детей. (наступила осень).
Воспитатель: Как вы узнали, что наступила осень?
Дети: Ответы детей (стало холодно, на деревьях пожелтели листочки)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в осенний
лес. Но вначале нам надо вспомнить правила поведения в лесу. Поиграем в
игру "Можно - нельзя", я буду вам задавать вопросы ,а вы будете отвечать
Воспитатель: Сажать деревья можно или нельзя.
Дети: Ответы детей (сажать деревья можно).
Воспитатель: Кричать, шуметь в лесу можно или нельзя
Дети: Ответы детей (кричать и шуметь нельзя в лесу).
Воспитатель: Ломать ветки, деревья можно или нельзя?
Дети: Ответы детей (ломать ветки, деревья нельзя).
Воспитатель: Ходить по тропинке?
Дети: Ответы детей (ходить по тропинке в лесу можно).
Воспитатель: Оставлять за собой мусор?
Дети: Ответы детей (мусор в лесу оставлять нельзя).
Воспитатель: Собирать ягоды, грибы можно или нельзя?
Дети: Ответы детей (собирать ягоды и грибы можно).
Воспитатель: Разорять гнезда?
Дети: Ответы детей (разорять гнезда нельзя).
Воспитатель: Молодцы. А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам
достаточно только закрыть глазки и представить, что мы с вами находимся в
лесу, который полон чудес и загадок (звучит фонограмма – пение птиц)
Давайте послушаем пение птиц, открывайте глазки. Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель: Ребята лес открывает свои двери
только добрым людям.
Давайте с лесом поздороваемся:
"Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи: ты же видишь мы свои.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес! А что же такое лес? (показ
слайдов леса)
Дети: Ответы детей (Лес- дом для птиц и животных, много деревьев)
Дети: Ответы детей (лес - наше богатство).
Дети: Ответы детей (лес - красота нашей природы).
Дети: Ответы детей (лес - это чистый воздух, кислород).
Воспитатель: Правильно, лес - это замечательное природное богатство,
большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди
приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться
тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он
красив во все времена года. /Показ слайдов/
Посмотрите, какое время года изображено? А здесь? (показ слайдов)
Воспитатель: Ребята, а чем может пахнуть лес?
Дети: Ответы детей (лес пахнет цветами, листьями, хвоей),
Воспитатель: А другие ребята как думают.
Дети: Ответы детей (лес пахнет грибами, корой деревьев, травой).
Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите, а кто самые главные жители леса.
Кто живет в нем много-много лет. Подумайте и скажите.
Дети: Ответы детей (самые главные жители леса - это деревья).
Воспитатель: А Женя как думает.
Женя: предполагаемый ответ ребёнка (главные жители леса -деревья).
Воспитатель: Какие бывают деревья.
Дети: Ответы детей (деревья бывают высокие и низкие).
Воспитатель: Сколько деревьев в лесу.
Дети: Ответы детей (деревьев в лесу много).
Воспитатель: Посмотрите, (показ иллюстраций березы, липы, клена. Чем
похожи эти деревья?
Дети: Ответы детей (у них есть листочки)
Воспитатель: Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие
деревья называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А на этой
картине лес какой темный, мрачный.
Воспитатель: Какие деревья здесь растут?
Дети: Ответы детей (здесь растут ель, сосна).
Воспитатель: Чем похожи ель и сосна?
Дети: Ответы детей (у них есть иголки).
Воспитатель: Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где
растут такие деревья, называется хвойным. Скажите дети, как называется
лес, где растут хвойные деревья?
Дети: Ответы детей (хвойным)
А если все деревья растут вместе: лиственные и хвойные, то лес называется
смешанный. Давайте скажем, как называется лес, где растут смешанные
деревья?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы
собираем в лесу?
Дети: Ответы детей (В лесу мы собираем ягоды, цветы, грибы).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю прогуляться по лесу.
И мы пригласим с нами на прогулку Ирину Александровну. (Вместе с
музыкальным руководителем, Ириной Александровной мы отправляемся на
прогулку в осенний лес).
М. Р: Вот какие мы молодцы! А теперь пора приготовить наши ручки и
ножки к дальнему путешествию.
Самомассаж.
М.Р.: Ой, ребята, кто -то к нам в окно стучит. Да это листик к нам прилетел:
Желтый листик на ладони, был, когда то, он зеленый.
Листик нам принес письмо, а вот от кого оно?
Хотите узнать? (Ответы детей)
Загадка:
«Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется, это время года Осенью зовется.»
М. Р. читает письмо «Ребята, мне очень скучно и грустно, приглашаю вас к
себе в осенний лес, где ждут вас множество чудес. Ваша Осень»
-Ну что ребята отправимся к осени в гости? Да!
А если мы попадём в настоящий лес и заблудимся, как мы будем звать на
помощь?
Дидактическая игра –«Догадайся, кто зовёт?»
А на чем же мы отправимся в гости к осени?
Дети: (Ответы детей)
М.Р.: А как ваши язычки покажут, как идёт лошадка.
Песня «Лошадка Зорька»
М. Р. Ну вот мы и прибыли. Теперь осталось недалеко.
Динамические упражнения «Прогулка»
М. Р и дети: Раз-два-три-четыре-пять - в лес отправимся гулять. (Обычная
ходьба) .
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
(Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.)
Может быть, и под листочком сладку ягодку найдем. (Приседают)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках.)
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. (Ходьба на пятках.)
Где ты прячешься, грибок? (разводят руки в сторону) Полезай-ка в кузовок!
М. Р: Ну вот мы и пришли, ребята, вы слышите, кто - то плачет в лесу
(появляется Осень)
Осень: Я все плачу и грущу, я одна в лесу.
М. Р. недаром осень называют грустная пора, а мы попробуем тебя
развеселить. Давайте споем песенку про осень.
Дети исполняют «Осень, осень к нам пришла»
М. Р: ну вот уже перестала плакать.
Осень:
Приглашаю, вас ребята, на осеннюю поляну! Но сначала расскажите, что вы
обо мне знаете.
М.р. Мы о тебе расскажем, Осень, но необычным способом.
Осенняя сказка (речевая игра с музыкальными инструментами)
Тихо бродит по дорожке Осень в золотой одежке. (тихо бьют ладошками по
барабану)
Где листочком зашуршит, (маракасы)
Где дождинкой зазвенит. (колокольчик).
Раздается громкий стук: Это дятел-тук да тук! (деревянные палочки, кубики)
Дятел делает дупло- Белке будет там тепло. (ксилофоны)
Ветерок вдруг налетел, По деревьям пошумел, ( шуршалки`)
Громче завывает, Тучки собирает. (тремоло бубнов)
Дождик-динь, дождик-дон!
Капель звонкий перезвон. (колокольчики, металлофон)
Все звенит, стучит, поет- Осень яркая идет! (все инструменты).
М.р. Мы про осень рассказали – сразу с вами в лес попали.
Осень: Я осень золотая, на праздник к вам пришла, осенние подарки в
корзинке принесла. Посмотрите, сколько у меня разноцветных листочков.
М. Р: Давайте покажем, как ветерок дует на листья.
Дети выполняют фонопедическое упражнение «Осенние листья».
Осенние листочки на дереве висят
Как только ветер дунет, они зашелестят (дети качают кистями рук,
произносят коротко ш-ш-ш)
А ветерок рассердится и дунет посильней (активные взмахи руками,
произносить на выдохе фффффффффффффффффф)
А ветви закачаются сильней, сильней, сильней (глиссандо голосом вверх-вниз
на звуке ааа, руки пластичные)
Потом начнется листопад, листочки на землю летят (коротко произносят п-
п-п-п, движение ладошек вниз, к полу)
Воспитатель: А мы листочки соберем с ними петь, плясать пойдем.
Песня - танец «Листочки, листочки по небу летят»
Осень хвалит детей.
Осень: А еще у меня в корзине грибочки. Вот представьте на минутку, будто
все всерьез, не в шутку! Выросли грибочки у меня в лесочке.
Инсценировка с участием детей. Танец грибочков
Воспитатель: Мимо мышка пробегала и грибочки увидала.
Мышка: Вот красивые грибочки, соберу я их для дочки!
Осень: Что ты мышка, что ты мышка, ты спроси у ребятишек, все ребята
говорят:
Дети: Грибы мышата не едят!
Воспитатель: Мимо лисонька бежала и грибочки увидала.
Лиса: Вот как много здесь грибочков, отнесу их своим дочкам!
Осень: Ой, лисонька, не надо, не корми лиса лисят, все ребята говорят:
Дети: Грибы лисята не едят!
Воспитатель: Мишка мимо проходил, чуть грибы не раздавил!
Медведь: Ах, грибов как много здесь! Я их всех хотел бы съесть!
Осень: Ты смешной, ленивый мишка, ты спроси у ребятишек, все ребята
говорят:
Дети: Грибы медведи не едят!
Осень: Мимо белка пробегала и грибочки увидала. Спросим наших мы ребят:
«белочки грибы едят? –ДА!
М. Р: Давайте поможем собрать белочке грибы!
Проводиться речевая игра с жестами «Белочка»
Белочка-резвушка, лесная веселушка. (ритмические хлопки чередуются со
шлепками по коленам)
Целый день старается - на зиму запасается. (стучат кулачком о кулачок)
С ветки – прыг, на ветку- скок! (прыжки)
И зимою в холода, будет белочка сыта (ритмические хлопки чередуются со
шлепками по коленам)
Белка: Посушу свои грибочки я на тоненьком сучочке,
И зимою в холода, будет белочка сыта!
Осень: Знаю, что все запасают припасы на зиму не только зверушки, но и
ваши мамы
Пальчиковая игра
-Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами.
Ладони выпрямлены при этом)
Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете
движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в
щепотке)
Мы капусту мнем, мнем (сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга)
Сок полезный пьем! пьем!
Осень: Что ж, веселый огород Заводи свой хоровод!
Хоровод «Огородная»
Звучит фонограмма дождя.
Осень: А вот и закапали капли – капитошки, застучали по дорожке.
Проводится речевая игра с жестами «Дождик, дождик кап, кап, кап»
Дождик, Дождик, кап, кап, кап –повороты в сторону, пальчики по ладони
Ты не капай громко так – грозим пальчиком.
Мы по лужицам бежим – перепрыгиваем
В домик спрятаться спешим – прячемся под крышу.
Дождик, Дождик льется – по ладошке
В руки не дается – хватательные движения
Льется прямо, льется вкось – движения по тексту.
И на щечки и на нос.
М.р: Если тучка хмурится и нам грозит дождем, мы спрячемся под зонтик и
играть пойдём.
«Бег под зонтиком через лужи»
Осень: Спасибо вам ребята, что пришли ко мне в гости, в мой осенний лес.
За то, что вы пели, играли, плясали, хочу вас угостить своими дарами. Ну а
мне пора, скоро на смену мне придет моя сестра- зима. До свидания, до
встречи! (уходит)
М. Р: А, нам пора возвращаться в детский сад.
Динамическое упражнение "По дорожке"
(модель В. И. Ковалько, "Азбука физкультминуток")
По дорожке, по дорожке. ( подскоки на правой ноге)
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед. (выравнивание осанки)
Замечательный народ!
По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)
И до сада добежим.
В погожий осенний денек, мы ездили в лесок.
Мы пели и плясали, гостей встречали.
«Мы уже закончили..»
А теперь пора прощаться нам. И гостям мы говорим: «До свидания»