Напоминание

"Путешествие в осенний лес"


Автор: Грунина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: с.Тёплово г.о.г.Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36

Конспект

Организованно образовательной

деятельности

Интегрированное занятие

«Путешествие в осенний лес».

Средняя группа

Подготовила и провела воспитатель:

Грунина Ирина Васильевна

Цель: Расширять представление детей о характерных приметах осени, учить

находить их в природе. Обогащать музыкальные впечатления детей,

создавать радостное настроение.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям представление о лесе, видах леса,

- продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев нашей местности

- закрепить знания о сезонных изменениях в природе,

- уточнить знания детей о деревьях,

- вызвать интерес к растениям родного края,

- формировать двигательную активность;

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие, речь, развивать память, мышление,

развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать творческие способности

детей.

- развивать чувство темпа и ритма через стихотворные произведения;

укреплять голосовой аппарат;

- развивать умение сочетать пение – речь – движение; привлекать детей

участвовать в театрализованной деятельности;

- развивать эмоциональность;

- развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к природе,

- воспитывать любовь, бережное и эстетическое отношение к природе,

чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа,

- воспитывать умение внимательно слушать педагога, умение работать в

коллективе.

- воспитывать доброжелательность.

- привлекать детей участвовать в театрализованной деятельности;

- Способствовать совершенствованию психофизических функций

Используемые в рамках деятельности здоровьесберегающие приемы:

Валеологические песенки;

Двигательные игры;

Динамические упражнения;

Игровой массаж;

Фонопедические упражнения;

Речевые игры с жестами;

Озвучивание стихотворения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Оснащение: Компьютер, интерактивная доска, презентация, фонограмма

«Пение птиц»,

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на прогулке,

рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. В зале детей встречает музыкальный руководитель,

здороваются.

М.р. Я рада всех вас видеть в этот осенний день.

М.р: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте

поздороваемся со всеми и пожелаем всем доброго утра.

Валеологическая песенка с самомассажем "Доброе утро! " (М. П. №4, 2012 г.)

1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка

Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

И сегодня весь день ("пружинка")

Будет веселее. (поднимают ручки вверх)

2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту. Носик и щечки.

Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно

3. Разотрем ладошки движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы! разводят руки в стороны

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Ответы детей. (наступила осень).

Воспитатель: Как вы узнали, что наступила осень?

Дети: Ответы детей (стало холодно, на деревьях пожелтели листочки)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в осенний

лес. Но вначале нам надо вспомнить правила поведения в лесу. Поиграем в

игру "Можно - нельзя", я буду вам задавать вопросы ,а вы будете отвечать

Воспитатель: Сажать деревья можно или нельзя.

Дети: Ответы детей (сажать деревья можно).

Воспитатель: Кричать, шуметь в лесу можно или нельзя

Дети: Ответы детей (кричать и шуметь нельзя в лесу).

Воспитатель: Ломать ветки, деревья можно или нельзя?

Дети: Ответы детей (ломать ветки, деревья нельзя).

Воспитатель: Ходить по тропинке?

Дети: Ответы детей (ходить по тропинке в лесу можно).

Воспитатель: Оставлять за собой мусор?

Дети: Ответы детей (мусор в лесу оставлять нельзя).

Воспитатель: Собирать ягоды, грибы можно или нельзя?

Дети: Ответы детей (собирать ягоды и грибы можно).

Воспитатель: Разорять гнезда?

Дети: Ответы детей (разорять гнезда нельзя).

Воспитатель: Молодцы. А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам

достаточно только закрыть глазки и представить, что мы с вами находимся в

лесу, который полон чудес и загадок (звучит фонограмма – пение птиц)

Давайте послушаем пение птиц, открывайте глазки. Вот мы с вами и в лесу.

Воспитатель: Ребята лес открывает свои двери

только добрым людям.

Давайте с лесом поздороваемся:

"Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?

Кто в глуши твоей таиться? Что за зверь, какая птица?

Все открой не утаи: ты же видишь мы свои.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый лес! А что же такое лес? (показ

слайдов леса)

Дети: Ответы детей (Лес- дом для птиц и животных, много деревьев)

Дети: Ответы детей (лес - наше богатство).

Дети: Ответы детей (лес - красота нашей природы).

Дети: Ответы детей (лес - это чистый воздух, кислород).

Воспитатель: Правильно, лес - это замечательное природное богатство,

большой дом, где растут разные деревья, живут птицы и звери. А люди

приходят в лес не только за грибами и ягодами, но и отдыхать, насладиться

тишиной, свежим воздухом, пением птиц. Лес надо беречь и любить, он

красив во все времена года. /Показ слайдов/

Посмотрите, какое время года изображено? А здесь? (показ слайдов)

Воспитатель: Ребята, а чем может пахнуть лес?

Дети: Ответы детей (лес пахнет цветами, листьями, хвоей),

Воспитатель: А другие ребята как думают.

Дети: Ответы детей (лес пахнет грибами, корой деревьев, травой).

Воспитатель: Молодцы ребята. Скажите, а кто самые главные жители леса.

Кто живет в нем много-много лет. Подумайте и скажите.

Дети: Ответы детей (самые главные жители леса - это деревья).

Воспитатель: А Женя как думает.

Женя: предполагаемый ответ ребёнка (главные жители леса -деревья).

Воспитатель: Какие бывают деревья.

Дети: Ответы детей (деревья бывают высокие и низкие).

Воспитатель: Сколько деревьев в лесу.

Дети: Ответы детей (деревьев в лесу много).

Воспитатель: Посмотрите, (показ иллюстраций березы, липы, клена. Чем

похожи эти деревья?

Дети: Ответы детей (у них есть листочки)

Воспитатель: Правильно, именно поэтому - лес, в котором растут такие

деревья называется лиственный. Посмотрите, какой он светлый. А на этой

картине лес какой темный, мрачный.

Воспитатель: Какие деревья здесь растут?

Дети: Ответы детей (здесь растут ель, сосна).

Воспитатель: Чем похожи ель и сосна?

Дети: Ответы детей (у них есть иголки).

Воспитатель: Иголки у ели и сосны называются хвоей. Поэтому и лес, где

растут такие деревья, называется хвойным. Скажите дети, как называется

лес, где растут хвойные деревья?

Дети: Ответы детей (хвойным)

А если все деревья растут вместе: лиственные и хвойные, то лес называется

смешанный. Давайте скажем, как называется лес, где растут смешанные

деревья?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Лес щедро делится своими дарами с человеком. Что мы

собираем в лесу?

Дети: Ответы детей (В лесу мы собираем ягоды, цветы, грибы).

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю прогуляться по лесу.

И мы пригласим с нами на прогулку Ирину Александровну. (Вместе с

музыкальным руководителем, Ириной Александровной мы отправляемся на

прогулку в осенний лес).

М. Р: Вот какие мы молодцы! А теперь пора приготовить наши ручки и

ножки к дальнему путешествию.

Самомассаж.

М.Р.: Ой, ребята, кто -то к нам в окно стучит. Да это листик к нам прилетел:

Желтый листик на ладони, был, когда то, он зеленый.

Листик нам принес письмо, а вот от кого оно?

Хотите узнать? (Ответы детей)

Загадка:

«Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льется, это время года Осенью зовется.»

М. Р. читает письмо «Ребята, мне очень скучно и грустно, приглашаю вас к

себе в осенний лес, где ждут вас множество чудес. Ваша Осень»

-Ну что ребята отправимся к осени в гости? Да!

А если мы попадём в настоящий лес и заблудимся, как мы будем звать на

помощь?

Дидактическая игра –«Догадайся, кто зовёт?»

А на чем же мы отправимся в гости к осени?

Дети: (Ответы детей)

М.Р.: А как ваши язычки покажут, как идёт лошадка.

Песня «Лошадка Зорька»

М. Р. Ну вот мы и прибыли. Теперь осталось недалеко.

Динамические упражнения «Прогулка»

М. Р и дети: Раз-два-три-четыре-пять - в лес отправимся гулять. (Обычная

ходьба) .

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

(Ходьба «змейкой» между листьями, лежащими на полу, взявшись за руки.)

Может быть, и под листочком сладку ягодку найдем. (Приседают)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках.)

И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. (Ходьба на пятках.)

Где ты прячешься, грибок? (разводят руки в сторону) Полезай-ка в кузовок!

М. Р: Ну вот мы и пришли, ребята, вы слышите, кто - то плачет в лесу

(появляется Осень)

Осень: Я все плачу и грущу, я одна в лесу.

М. Р. недаром осень называют грустная пора, а мы попробуем тебя

развеселить. Давайте споем песенку про осень.

Дети исполняют «Осень, осень к нам пришла»

М. Р: ну вот уже перестала плакать.

Осень:

Приглашаю, вас ребята, на осеннюю поляну! Но сначала расскажите, что вы

обо мне знаете.

М.р. Мы о тебе расскажем, Осень, но необычным способом.

Осенняя сказка (речевая игра с музыкальными инструментами)

Тихо бродит по дорожке Осень в золотой одежке. (тихо бьют ладошками по

барабану)

Где листочком зашуршит, (маракасы)

Где дождинкой зазвенит. (колокольчик).

Раздается громкий стук: Это дятел-тук да тук! (деревянные палочки, кубики)

Дятел делает дупло- Белке будет там тепло. (ксилофоны)

Ветерок вдруг налетел, По деревьям пошумел, ( шуршалки`)

Громче завывает, Тучки собирает. (тремоло бубнов)

Дождик-динь, дождик-дон!

Капель звонкий перезвон. (колокольчики, металлофон)

Все звенит, стучит, поет- Осень яркая идет! (все инструменты).

М.р. Мы про осень рассказали – сразу с вами в лес попали.

Осень: Я осень золотая, на праздник к вам пришла, осенние подарки в

корзинке принесла. Посмотрите, сколько у меня разноцветных листочков.

М. Р: Давайте покажем, как ветерок дует на листья.

Дети выполняют фонопедическое упражнение «Осенние листья».

Осенние листочки на дереве висят

Как только ветер дунет, они зашелестят (дети качают кистями рук,

произносят коротко ш-ш-ш)

А ветерок рассердится и дунет посильней (активные взмахи руками,

произносить на выдохе фффффффффффффффффф)

А ветви закачаются сильней, сильней, сильней (глиссандо голосом вверх-вниз

на звуке ааа, руки пластичные)

Потом начнется листопад, листочки на землю летят (коротко произносят п-

п-п-п, движение ладошек вниз, к полу)

Воспитатель: А мы листочки соберем с ними петь, плясать пойдем.

Песня - танец «Листочки, листочки по небу летят»

Осень хвалит детей.

Осень: А еще у меня в корзине грибочки. Вот представьте на минутку, будто

все всерьез, не в шутку! Выросли грибочки у меня в лесочке.

Инсценировка с участием детей. Танец грибочков

Воспитатель: Мимо мышка пробегала и грибочки увидала.

Мышка: Вот красивые грибочки, соберу я их для дочки!

Осень: Что ты мышка, что ты мышка, ты спроси у ребятишек, все ребята

говорят:

Дети: Грибы мышата не едят!

Воспитатель: Мимо лисонька бежала и грибочки увидала.

Лиса: Вот как много здесь грибочков, отнесу их своим дочкам!

Осень: Ой, лисонька, не надо, не корми лиса лисят, все ребята говорят:

Дети: Грибы лисята не едят!

Воспитатель: Мишка мимо проходил, чуть грибы не раздавил!

Медведь: Ах, грибов как много здесь! Я их всех хотел бы съесть!

Осень: Ты смешной, ленивый мишка, ты спроси у ребятишек, все ребята

говорят:

Дети: Грибы медведи не едят!

Осень: Мимо белка пробегала и грибочки увидала. Спросим наших мы ребят:

«белочки грибы едят? –ДА!

М. Р: Давайте поможем собрать белочке грибы!

Проводиться речевая игра с жестами «Белочка»

Белочка-резвушка, лесная веселушка. (ритмические хлопки чередуются со

шлепками по коленам)

Целый день старается - на зиму запасается. (стучат кулачком о кулачок)

С ветки – прыг, на ветку- скок! (прыжки)

И зимою в холода, будет белочка сыта (ритмические хлопки чередуются со

шлепками по коленам)

Белка: Посушу свои грибочки я на тоненьком сучочке,

И зимою в холода, будет белочка сыта!

Осень: Знаю, что все запасают припасы на зиму не только зверушки, но и

ваши мамы

Пальчиковая игра

-Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами.

Ладони выпрямлены при этом)

Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете

движение ножа- вперед-назад)

Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в

щепотке)

Мы капусту мнем, мнем (сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга)

Сок полезный пьем! пьем!

Осень: Что ж, веселый огород Заводи свой хоровод!

Хоровод «Огородная»

Звучит фонограмма дождя.

Осень: А вот и закапали капли – капитошки, застучали по дорожке.

Проводится речевая игра с жестами «Дождик, дождик кап, кап, кап»

Дождик, Дождик, кап, кап, кап –повороты в сторону, пальчики по ладони

Ты не капай громко так – грозим пальчиком.

Мы по лужицам бежим – перепрыгиваем

В домик спрятаться спешим – прячемся под крышу.

Дождик, Дождик льется – по ладошке

В руки не дается – хватательные движения

Льется прямо, льется вкось – движения по тексту.

И на щечки и на нос.

М.р: Если тучка хмурится и нам грозит дождем, мы спрячемся под зонтик и

играть пойдём.

«Бег под зонтиком через лужи»

Осень: Спасибо вам ребята, что пришли ко мне в гости, в мой осенний лес.

За то, что вы пели, играли, плясали, хочу вас угостить своими дарами. Ну а

мне пора, скоро на смену мне придет моя сестра- зима. До свидания, до

встречи! (уходит)

М. Р: А, нам пора возвращаться в детский сад.

Динамическое упражнение "По дорожке"

(модель В. И. Ковалько, "Азбука физкультминуток")

По дорожке, по дорожке. ( подскоки на правой ноге)

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке (подскоки на левой ноге)

Скачем мы на левой ножке.

Не сутультесь, грудь вперед. (выравнивание осанки)

Замечательный народ!

По тропинке побежим, (легкий бег на носочках)

И до сада добежим.

В погожий осенний денек, мы ездили в лесок.

Мы пели и плясали, гостей встречали.

«Мы уже закончили..»

А теперь пора прощаться нам. И гостям мы говорим: «До свидания»



В раздел образования