Напоминание

Миллиметр


Автор: Кривцова Наталия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: г. Истра
Наименование материала: конспект урока по математике (2 класс)
Тема: Миллиметр
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Миллиметр.

Цель урока: Познакомить с единицей измерения длины – миллиметром.

Задачи урока

Образовательные:

- повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре;

- познакомить с единицей измерения длины – миллиметром;

- показать соотношение между миллиметром и сантиметром;

- совершенствовать умение преобразовывать одни единицы измерения в другие;

- продолжать формировать умение сравнивать именованные числа,

- совершенствовать вычислительные навыки и умения решать простые задачи;

- научитесь измерять предметы и чертить отрезки, используя новую единицу измерения

длины.

Развивающие:

- развивать умение работать с линейкой;

- развивать познавательную активность, внимание, мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность работы в тетради.

- Воспитывать интерес к предмету через наглядность и современные виды заданий

Планируемые результаты:

Предметные: знают единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр;

умеют преобразовывать величины,

сравнивать числа и именованные числа, решать

задачи и выражения изученных видов.

Метапредметные

(критерии

сформированности/оценки

компонентов

УУД): познавательные: способны

понимать

учебную

задачу

урока,

выделять

и

формулировать

познавательные

цели,

строить

логическую

цепочку

рассуждений,

устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут

контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров,

корректировать свою деятельность; коммуникативные: умеют достаточно полно и четко

выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают

социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в

обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление,

внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность

Материально – техническое обеспечение: учебник, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок. Проверяет готовность

класса.

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Можете тихо сесть. Раз, два, три.

- Посмотрите, ребята, на своё рабочее место. Всё ли у вас готово к нашему уроку:

учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и линейка.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Организуют свое

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные:

самоопределение;

Регулятивные: умеют организовывать своё рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация опорных знаний

- Начнём наш урок с устного счёта. Не забываем поднимать руку. Внимание на доску.

- Назовите соседей числа 7?

- В каком числе отсутствует разряд единиц?

- Какое число следует за числом 19?

- В каком числе 8 десятков и 6 единиц?

- В каком числе 3 десятка и 4 единицы?

- Сколько в числе 25 десятков и единиц?

- Сколько в числе 13 десятков и единиц?

- Назовите однозначные числа.

- Назовите двузначные числа.

- А сейчас поиграем в игру «Домики». У каждой пары на парте лежат листочки с

заданием. Вам необходимо сообща, быстро и правильно заселить домики, вписать в

окошечки пропущенные числа. Та пара, которая справится с заданием, поднимает руки.

Кому задание не понятно? Если всем понятно, приступайте к заданию.

- Сравните свои ответы с ключом на слайде.

- Поднимите руки та пара, у которой всё правильно.

- Поднимите руки та пара, у которой были ошибки.

- Как вы считаете, почему в вашей паре были ошибки?

- Откройте тетради, положите тетрадь под наклоном, запишите число, классная работа.

Кто записал, положите ручки на край парты.

-Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы должны меня внимательно слушать, чтобы

потом ответить на вопросы.

Раз арбуз и два арбуз.

Как сложить их знает… (плюс)!

Всё объединить он может,

И в одну корзину сложит

Грушу и гранат Наташи,

Пару апельсинов Маши

И в добавок манго Пети,

А потом он нам ответит,

Сколько фруктов здесь всего!

Ну а ты проверь его!

-Кто слушал внимательно, может ответить, сколько же фруктов в корзинке у ребят? (7)

-Какое арифметическое действие показывает, что предметы объединили?(сложение)

-С помощью какого знака можно записать арифметическое действие «сложение»?

-Это арифметическое действие можно записать с помощью знака «плюс» (прописываю

образец на доске + + +).

-Запишите знак «плюс» в ваших тетрадях.

-Теперь послушайте ещё одно стихотворение-загадку:

Весит вместе с кошкой дама

Сорок девять килограммов,

А с собачкой та же дама

Весит сорок килограммов.

За неё реши задачку –

Больше кошка иль собачка?

-Так кто же тяжелее, кошка или собачка?

-Какой знак сравнения поможет нам сказать о том, что кошка весит больше собачки?

(Знак «больше»)

-Как записать этот знак? (прописываю на доске: > > >).

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и

вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают; в ходе логических рассуждений

делают выводы

Регулятивные: осуществляют

контроль

и

корректировку

своей

деятельности

и

деятельности партнеров.

Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить,

вычесть; знают таблицу сложения в пределах 20, как получить последующее и

предыдущее число.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; обосновывать свою точку зрения,

доносить её до всех участников процесса

3. Подготовка к восприятию учебного материала

Создаёт ситуацию для определения темы, цели урока.

- Ребята, у каждого из вас на парте лежат карточки. Положите их перед собой. Что вы на

них видите?

- Каким измерительным прибором мы можем измерить длину отрезков?

- Измерьте длину первого и второго отрезков.

- Чему равна длина 1 отрезка? (12 см)

- А второго? (10 см)

- Какими единицами измерения длины вы пользовались? (см)

- Измерьте длину третьего отрезка. В чём сложность при измерении длины третьего

отрезка? ) (он меньше 1 см)

- Как вы думаете, существует ли такая единица измерения длины, которая меньше

сантиметра? (да)

Может кто-то знает, как она называется?

- Она называется – миллиметр.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Верно, тема нашего урока «Миллиметр».

- Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока?

- Сегодня вы познакомитесь с новой единицей измерения длины «миллиметром». Узнаете,

сколько раз 1 мм помещается в одном сантиметре. Научитесь измерять предметы,

используя новую единицу измерения длины.

Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы

учителя, рассуждают.

- Познакомиться с новой единицей измерения дины – миллиметр.

Регулятивные: контролируют и оценивают собственную деятельность и деятельность

партнеров по образовательному процессу. Познавательные: осознанно и произвольно

строят

речевое

высказывание

в

устной

форме;

структурируют

знания.

Предметные: знают единицы измерения длины – сантиметр, дециметр; что в 1 дециметре

содержится 10 сантиметров; умеют измерять предметы с помощью линейки.

Коммуникативные: вступают в речевое общение со всеми участниками образовательного

процесса. Личностные: имеют

мотивацию

к

учебной

деятельности;

осваивают

социальную роль обучающегося

4. Открытие новых знаний

- Положите линейки перед собой и скажите, что на линейке вам знакомо? (дм и см)

- Что на линейке вам неизвестно, но вы хотели бы узнать? Обратите внимание на деления

см, видите маленькие чёрточки?

-Оказывается, это тоже единицы измерения длины. Они называются…. (миллиметры)

– Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Покажите друг

другу в парах 1 мм.

- Значит, как называется единица измерения длины, которая меньше сантиметра?

– Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре.

- Значит, чему равен 1 см? (10 мм)

- Давайте запишем это в тетради. Но слово миллиметр очень длинное, и математики-

учёные, договорились обозначать эту запись кратко, двумя буквами. Догадайтесь, какими,

если

«Сантиметр» обозначается см

«Дециметр» – дм

Как же мы обозначим «миллиметр»? (мм)

Сделаем запись в тетрадь

1 см == 10 мм

- Положите ручки

Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины

отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и

наоборот.

Регулятивные: формулируют учебную задачу; осознают, что уже усвоено и что

предстоит узнать и усвоить; контролируют и оценивают свою деятельность и

деятельность партнеров по образовательному процессу.

Познавательные: анализируют, сравнивают, логически рассуждают, делают выводы.

Предметные: знают единицу измерения длины – миллиметр; знают, что 10 миллиметров

составляют 1 сантиметр; умеют преобразовывать единицы измерения длины как большую

в меньшую, так и наоборот, правильно измеряют отрезки и чертят отрезки заданной

длины.

Коммуникативные: умеют

слушать,

слышать

и

понимать

партнера,

управлять

поведением партнера, приходить к общему мнению. Личностные: имеют мотивацию к

учебной деятельности; осваивают социальную роль обучающегося.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и

одноклассников.

Личностные: имеют

мотивацию

к

учебной

деятельности,

развиваются

навыки

сотрудничества

5. Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой, –

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем все подряд.

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

А теперь на место сели,

Принимаемся за дело

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом

стихотворения), повторяя их за учителем: потягивания, вдох и выдох, вращения головой,

наклоны вперед и назад, приседания, ходьба на месте

6. Осознание и осмысление учебной информации

- Ребята, как вы думаете, зачем нужны миллиметры?

- Не зная миллиметров вы, например, могли бы мне точно сказать толщину вашего

учебника по математике?

- А теперь можете? Измерьте и скажите.

- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять ширину стола? А толщину

оконного стекла?

Измеряют толщину учебника, отвечают на вопросы.

Для чего нужна единица измерения – миллиметр? (измерять маленькие предметы,

измерять предметы более точно).

Регулятивные: контролируют и корректируют собственную деятельность, выделяют и

осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают,

делают выводы; аргументируют выбор знака действия

7.Первичное закрепление учебного материала.

- Знаете ли вы название самой маленькой птицы?

- Самая маленькая птица– колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым.

Ее длина всего 5 см 7 мм. Начертите в тетрадях такой отрезок.

- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм. Начертите отрезок, равный размеру мухи.

- Комары – летающие насекомые небольшого размера (длиной – 14 мм) Начертите отрезок

равный 14 мм.

8. Работа с учебником и в парах

-А сейчас поработаем в учебнике. Откройте учебники на странице 10

а) выполним задание номер 2.

-Как называются линии, изображённые в задании? (отрезки)

-Измерьте длину данных отрезков.

-Чему равна длина голубого отрезка? (4 см)

-Сколько это составляет миллиметров?

-Какова длина розового отрезка? (7см)

-Выразите её в миллиметрах?

б) работа в парах

-Молодцы. Выполните задание в парах. Начертите отрезок длиной 30 миллиметров.

-Проверьте работу друг друга и выразите длину данного отрезка в сантиметрах (3 см).

в)Выполним задание номер 3. Вы должны сравнить числа и поставить знаки =, >, <,

объясняя свой выбор (один ученик идёт к доске).

- Можем ли мы сразу сравнить эти числа? (нет)

Почему? (потому что мы не можем сравнивать разные единицы измерения)

1) 1 см … 9 мм.

-Сколько миллиметров в одном сантиметре? (10 мм)

-Теперь сравните 10 мм и 9 мм. Что больше? (10 мм > 9мм )

2) 20 мм … 2 см.

-Объясняй, как ты будешь выполнять

3) 1 см 8 мм … 18 мм.

(1 см 8 мм – это 18 мм, потому что в 1 см – 10 мм, 10 мм + 8 мм = 18 мм. -18 мм = 18 мм,

значит 1 см 8 мм = 18 мм).

4) 2 см 1 мм … 3 см.

((1 см = 10 мм, 2 см = 20 мм. Значит, 20 мм = 2 см).

-2 см = 20 мм. 20 мм + 1 мм = 21 мм. 3 см = 30 мм. 21 мм < 30 мм, значит 2 см 1 мм < 3 см)

г) Выполним задание номер 5. Вам нужно выполнить действия (у доски, по цепочке).

1) 8 дес. – 6 дес. = 2 дес.

2) 8 дм – 6 дм = 2 дм

3) 5 дм – 20 см = 5 дм – 2 дм. = 3 дм (1 дм =10 см)

4) 6 см – 40 мм = 60 мм – 40 мм = 20 мм (1 см = 10 мм)

5) 90 – 30 = 60

6) 40 + 50 = 90

д) Прочитайте задачу под №4 и представьте жизненную ситуацию.

- Прочитайте задачу вслух.

- Что значит число 7?

- Что значит число 20?

- Какой вопрос задачи, что нужно узнать?

- Запишем краткую запись.

- Сколько дм была высота ёлочки весной?

- На сколько см она выросла за лето?

- Что нужно узнать?

- Каким действием следует решать задачу?

- Можем ли мы сразу выполнить вычисления?

- Почему?

- Выполните соответствующее преобразование чисел и решите задачу.

Чертят отрезки в тетрадях, работают по учебнику

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

-Ребята, какая цель была поставлена нами в начале урока?

-Достигли мы этой цели?

-Итак, какие открытия вы сделали на уроке?

-Для чего это нужно знать?

-Чью работу вам бы хотелось отметить? Почему?

- Измерьте длину третьего отрезка, который у вас вызвал затрудняя в начале урока.

- Оцените свою работу на уроке: поднимите смайлик, соответствующий самооценке

вашей работы на уроке.

Спасибо за урок.



В раздел образования