Напоминание

"Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР"


Автор: Кленяева Евгения Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1537
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР

По словам Г.В Чиркиной, во время нормального речевого развития

дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенные навыки

речевого общения. Но для отдельной категории детей характерны недостатки

речевого развития, которые относятся к любой степени: как к семантической,

так и к звуковой стороне речи [9, с. 64].

Р.Е. Левина считает, что в формировании детской речи всегда

присутствует индивидуальная идентичность. Кто-то начинает говорить рано

и развивается очень интенсивно, а другие могут иметь задержку речи и

развиваться медленно [3, с. 6].

Проанализировав независимые высказывания детей с ОНР, Г.В.

Чиркина выделила следующие общие закономерности:

- такие дети имеют ограниченный объем словаря;

- поздно начинают разговаривать;

- имеют грубые нарушения грамматической стороны речи;

- у них наблюдаются выраженные недостатки произношения и

образования фонем [6, с.95].

При речевом недоразвития количество звукоподражаний и слов у детей

составляет не более 10-20. Большинство из них не имеют фразовой речи;

общение происходит за счет слов-предложений [5, с.32].

Следовательно, при общем недоразвитии речи старшие дошкольники

характеризуются

почти

полным

отсутствием

вербальных

средств

коммуникации. Понимание языка у них развивается гораздо лучше, чем его

активное использование, но оно в значительной степени ограничивается в

ситуации общения [10, c.43].

Фразовая

речь,

сформированная

из

лепетных

слов,

является

фонетически несовершенной и появляется структурно у этой категории детей

в дошкольном возрасте. Существует высокая речевая активность, увеличение

количества использованных слов, но детям трудно произносить звуки и

сочетать слоги для того, чтобы образовать из них слова.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи в большинстве

случаев проявляется в отсутствии артикуляции множества звуков, включая

звуки, которые требуют верхнего подъема кончика языка, а также грубое

смешение звуков, уже присутствующих в активной речи, устойчивое

смягчение твердых звуков, оглушение согласные. Поэтому часто их фразовая

речь также не совсем понятна другим.

Из-за

отсутствия

различия

у

детей

грамматических

форм

они

недостаточно полно понимают речь взрослых. К примеру, логопед просит

ребенка сесть за стол, а ребенок садится на стул или берет его в руки.

Логопед говорит: «Ваня, ляг на спинку» - ребенок ложится на живот. Во

время повторения задачи он переворачивается, но снова ложится на живот, а

после очередного повторения меняет положение на бок. [4, с. 204].

Большинство

детей

знают

названия

лишь

ограниченного

круга

действий и объектов. Им гораздо легче понять инструкции, когда вместе со

словами взрослый указывает на предмет [4, с.164].

Дети понимают речь, адресованную им, если осуществляется общение

в ситуации, в которой они находятся непосредственно. Если дети не

понимают языка, взрослые используют жесты.

Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

характерны ярко выраженные аграмматизмы. Языковых средств, которые

ребенок

использует,

для

нормального

общения

с

другими

людьми

недостаточно. Со временем ребенок начинает осознавать, что его речь для

других непонятна. Осознание этого негативно влияет на формирование его

характера. Некоторые дети становятся раздражительными, в то время как

другие становятся очень замкнутыми, им характерен устойчивый негативизм,

они не хотят вступать в контакт с окружающими, упрямы и т.д. [9, c.36].

У детей с ОНР в старшем дошкольном возрасте связная речь

недостаточно сформирована. Они имеют ограниченный словарный запас,

неоднократно используют одинаково звучащие слова с разными значениями,

что делает их речь стереотипной и бедной. Понимая логическую связь

событий правильно, ребята ограничиваются перечислением тех или иных

действий [9, с.58].

Во время пересказа они делают ошибки в передаче логической

последовательности

событий,

«теряют»

героев,

допускают

частые

повторения, пропускают отдельные эпизоды, добавляют воспоминания из

личного опыта или ненужные фрагменты, трудно подбирают нужные слова

[8, с.78].

Описательный рассказ для них практически недоступен, обычно

история заменяется отдельным перечислением каких-либо предметов или их

частей. Отмечаются значительные трудности при описании объекта или

игрушки по плану, который дает логопед. Описание сводится к простому

перечислению отдельных признаков знакомого объекта или любимой

игрушки [8, с.77].

Дошкольники

в

основном

используют

простые

предложения

с

небольшим

распространением.

При

построении

любых

детальных

предложений, состоящих из пяти или более слов, а также сложных

синтаксических

конструкций,

дети

ошибаются

в

согласовании

слов,

используя чаще всего синтаксическую связь управление [1, с.17].

Как

правило,

связная

речь

характеризуется

следующими

особенностями:

произвольность;

развернутость;

непрерывность;

согласованность; планируемость.

У дошкольников с недоразвитием связного высказывания выделяют

следующие

особенности:

узкое

восприятие

реальности,

отсутствие

способности отражать причинно-следственную связь между событиями,

трудности при планировании монолога, отсутствие использования речевых

средств [7, с. 46].

Вслед за логопедом, повторяя правильно 3-4 сложных слова, дети часто

искажают их в речи, уменьшая количество слогов (дети строили замок -

«Патоили дети мок»). Много ошибок делается в передаче звуковой полноты

слов: замены и перестановки слогов и звуков, сокращение при стечении

согласных в слове. На этом уровне понимания обращенной речи развивается

и приближается к норме. Отмечается отсутствие понимания изменений в

значении слов, которые выражаются суффиксами, приставками; существуют

трудности в различении тех морфологических элементов, что выражают

категории рода и числа, а также в понимании логических и грамматических

структур,

выражающих

временные,

пространственные

и

причинно-

следственные связи.

Согласно мнению Р.Е. Левиной, у детей дошкольного возраста с ОНР

на фоне достаточно развернутой речи, существует неточное использование

большинства лексических значений. В активной лексике детей преобладают

глаголы и существительные. Недостаточно слов, которые означают качества,

признаки, состояния действий и объектов.

Неспособность

формировать

новые

слова

создает

трудности

в

использовании

вариантов

слов,

дети

не

всегда

способны

подобрать

родственные слова, сформировать новые с помощью приставок и суффиксов.

Часто они заменяют название части объекта названием всего объекта, а

нужное слово другим, сходным по смыслу [3, c.84].

В

свободных

утверждениях

чаще

всего

встречаются

простые

обобщенные

предложения,

и

практически

не

используются

сложные

конструкции. Отмечаются аграмматизмы, то есть ошибки при согласовании

прилагательных с существительными, числительными с существительными в

числе, роде, падеже. Большинство ошибок наблюдается при использовании

как простых, так и сложных предлогов. Особенно детям трудно понять

сравнения и метафоры [3, с.32].

Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одной

цепочке как причины, так и следствия, и отдельные, не связанные с ними

события. Именно поэтому причина часто путается у ребенка со следствием и

перед выводом, который начинается со слов «потому что», ребенок

оказывается беспомощным [3, с.67].

Для детей, имеющих третий уровень речевого развития, характерна

неспособность распределить внимание между формой и содержанием

высказывания, они не могут определить, что является правильным, логичным

с точки зрения языка для построения какого-либо высказывания. Эта

категория детей затрудняется описывать предметы и другие объекты

реальности. Они с большим трудом овладевают такой формой речи, как

рассуждение [2, с.29].

Таким образом, для детей с ОНР третьего уровня характерно:

нарушение

связности;

нарушение

логической

последовательности

повествования;

неполнота

микротем;

пропуски

смысловых

звеньев;

длительные паузы на границах фраз; частые повторы того, что было сказано

ранее.

Также четко выражены следующие лексические трудности: бедный

словарь;

неправильное

оформление

соединения

слов;

недостатки

в

грамматическом оформлении предложений; пропуски слов; ошибки в

формировании форм глаголов; дублирование элементов фразы и т.п.

Список использованных источников:

1.

Глухов

В.П.

Особенности

формирования

связной

монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи / Автореф. канд. дисс. - М., 1987. - 168 с.

2.

Иванова А.Л. Становление функций речи в онтогенезе //

Логопедия, 2006, №3/.

3.

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - Издательство

академии пед. наук - М., 1989. - 32 с.

4.

Методика развития речи детей дошкольного возраста // IIод ред.

Л.П. Федоренко. М., 1984. - 115 с.

5.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях: - М., 2007. - 192 с.

6.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн -

СПб.: «Питер», 2002. - 712 с.

7.

Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно. Система коррекции

общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей,

логопедов и родителей. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 112с.

8.

Филичева

Т.Б.,

Чиркина

Г.В.

Основные

направления

коррекционной работы. // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред Л.С.

Волковой, 5 книга. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 480 с.

9.

Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. -

М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.

10.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч.Ч.I.

Первый

год

обучения

(старшая

группа).

Пособие

для

студентов

дефектологических факультетов, практических работников специальных

учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. - 103

с.



В раздел образования