Авторы: Кочаева Ирина Фёдоровна, Катюнина Екатерина Ивановна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 130 "Родничок"
Населённый пункт: Самарская обл., г. Тольятти
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние общения на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Влияние общения на развитие познавательной
активности у детей старшего дошкольного возраста
Организация различных
видов деятельности и общения детей
Тольятти, 2021г.
Введение
Актуальность исследования. Проблема развития познавательной
активности
дошкольников
–
одна
из
самых
актуальных
в
детской
психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром
возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что
активность является непременной предпосылкой формирования умственных
качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому
сейчас,
современные
программы
предусматривают
формирование
у
дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об
окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о
различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих
специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.
Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо
давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к
исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе
умственного воспитания.
В базовом компоненте дошкольного образования говорится о том, что
ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в
собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия,
памяти,
воображения,
мышления;
владеть
начальными
формами
исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём
в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему
сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым
видам занятий.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в
педагогике,
так
как,
являясь
индивидуально-психологической
характеристикой
человека,
отражает
очень
сложные
взаимодействия
психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации
учебной деятельности были посвящены исследования: Л.И. Божович, А.А.
Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина,
А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф.
Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной,
Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной
активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в
различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б.
2
Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой,
С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности
старших дошкольников в процессе общения в дошкольном учреждении
требуют дальнейшей разработки.
Познавательная
активность
при
правильной
педагогической
организации
деятельности
воспитанников
и
систематической
и
целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать
устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на
его развитие.
Таким образом, приведенные выше факты обуславливают актуальность
данного исследования.
Объект исследования – развитие познавательной активности у детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
организации
общения
воспитателя с детьми.
Предмет исследования – развитие познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста через общение с воспитателем.
Цель исследования
– изучить возможности влияния общения на
развитие
познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Задачи исследования:
1.
Изучить и проанализировать литературу по проблеме влияния
общения
на
развитие
познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного возраста.
2.
Выявить уровень развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста, а также особенности общения воспитателя с
детьми в этой группе.
3.
Разработать
методические
рекомендации
по
организации
общения воспитателя с детьми, которое обеспечит развитие познавательной
активности.
3
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие
методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-
педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой
практики, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, изучение
предметно – игровой среды, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения,
эксперимент);
методы
обработки
результатов
(качественный
и
количественный
анализы
результатов
исследования,
статистическая
обработка фактического материала исследования, представленная в виде
диаграмм и таблиц).
Экспериментальной базой исследования являлся Д/с № 137 «Чижик»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти
Практическая значимость исследования
заключается в том, что
использование итогов и выводов исследования позволят воспитателю
совершенствовать свои навыки и решать вопросы, связанные с развитием
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе
общения.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в
себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение,
список литературы.
1.
Теоретические аспекты развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста в процессе общения
1.1.
Особенности развития познавательной активности в старшем
дошкольном возрасте
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент
будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е.А. Аркин,
это период, когда «...и семья, и общество создает для ребенка все
необходимые и возможные условия..." для их развития [4, с.58].
Именно дошкольное детство является периодом первоначального
4
познания окружающей действительности. В современной возрастной и
педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как
процесс
и
результат
присвоения
культурно-исторического
опыта
предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого
опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная,
проявляющаяся в соответствующей деятельности.
Проблема
формирования
познавательной
активности
детей
дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия
занимает
одно
из
важнейших
мест
в
психолого-педагогических
исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле
формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному
обучению.
Исследования
Д.Б.
Годовиковой,
Т.А.
Куликовой
свидетельствуют
о
значительном
снижении
(соотнося
с
нормой)
познавательной активности детей, находящихся на пороге школьного
обучения.
У
детей
недостаточно
сформирована
потребность
в
самостоятельном
познании
окружающей
действительности,
устойчивое
познавательное отношение к миру.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в
заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои
знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в
проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и
применять его на другом материале [6, с.35].
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного
возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез.
Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод
обучения.
В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти
вопросы разработаны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о
5
направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что малышей
не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны.
Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети
вопросов воспитателю, как правило, не задают.
В сложившихся стереотипах - на занятии вопросы задает воспитатель, а
ребенок лишь отвечает на них.
В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает
своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности,
свободные
высказывания
детей
расцениваются
как
дисциплинарные
нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадет интерес к занятиям.
Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят,
ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых
на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей
дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на
развитии их интересов и любознательности.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю.
Прежде всего, следует продумать, как и какие вопросы он ставит перед
ребятами в беседах с ними по поводу прочитанного, просмотренного,
наблюдаемого. Нетрудно заметить, что в беседах преобладают вопросы
репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка воспитатель
требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений.
Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста
характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности,
интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения
результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его
практическое
использование
в
своей
повседневной
жизни.
Основой
познавательной
активности
ребенка
в
экспериментировании
являются
противоречия
между
сложившимися
знаниями,
умениями,
навыками,
усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми
6
познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки
цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной
активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным
опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей
практической
деятельности,
что
позволяет
ребенку
проявить
самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания [3,
с.66].
Анализ
психолого-педагогической
литературы
позволяет
сформулировать
особенности
развития
познавательной
активности
дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в
разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении,
сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на
уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид
инициативной преобразовательной активности. В исследовании определены
критерии
познавательной
активности
детей
дошкольного
возраста:
познавательная ориентация, интерес, инициатива, самостоятельность и
оригинальность.
Таким образом, особенности развития познавательной активности
дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка
старшего
дошкольного
возраста
характеризуется
оптимальностью
отношений
к
выполняемой
деятельности,
интенсивностью
усвоения
различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой
деятельности, направленностью на его практическое использование в своей
повседневной жизни.
1.2.
Влияние общения на развитие познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и
7
видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в
детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать
и освоить все новое - основа формирования этого качества. Выделены
условия формирования познавательной активности детей: своевременное и
адекватное
соотнесение
познавательных
интересов
с
предметом,
их
стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор
форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка [7,
с. 10].
Немаловажную роль в развитии познавательной активности имеет
общение
воспитателя
с
детьми.
Поскольку
любознательность
и
наблюдательность лежат в основе развития интересов,
воспитатель учит
детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей
жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то,
чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.
Воспитатель отбирает
наиболее
доступные
явления
окружающей
действительности в соответствии с требованиями программы развития,
организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными,
птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни,
проводит беседы.
Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной
жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу,
прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их
отношениях, об исторических местах родного города.
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была
содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он
старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные
впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные
признаки
явления,
предлагает
заранее
продумывать
предстоящую
деятельность. Воспитатель поощряет
даже
небольшие
проявления
8
творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного,
побуждает к самостоятельному поиску решений.
Познавательная активность может выражаться с помощью следующих
показателей: любознательность, познавательный интерес, познавательная
потребность, самостоятельность, инициативность, стремление к новизне,
произвольность
эмоциональных
интересов,
вопросительно-
исследовательская активность и т.д.
Таким образом, познавательная активность оказывает влияние на все
сферы развития ребенка. Предпосылки развития личности закладываются
еще в детском саду, в связи с этим большое значение здесь имеет общение
воспитателя с ребенком. В этом процессе главным будет педагогический
опыт воспитателя, квалификация, эмоциональная сфера. Необходимо также
помнить о том, что общение и общее развитие детей в старшем дошкольном
возрасте будет влиять на желание учиться и степь его подготовки к обучению
в школе.
Выводы по первой главе
Итак, наиболее общими и важными задачами познавательного развития
ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем,
а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение
культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире),
как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному об-
разованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познаватель-
ный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увле-
кающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и
длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки
формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Можно сделать вывод о следующих особенностях развития познава-
9
тельной активности посредством общения:
- под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания;
- в процессе познавательной активности немаловажную роль играет об-
щение, оно способствует становлению целостной картины мира ребенка до-
школьного возраста;
- также общение вызывает у ребенка интерес к исследованию природы,
развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность
и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала
по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических зна-
ний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.;
- познавательная активность через общение выражается в заинтересо-
ванном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в
самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении
элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на
другом материале.
2.
Практические аспекты развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста в процессе общения
2.1.
Выявление уровня развития познавательной активности у детей
старшего дошкольного возраста
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на
выявление уровня развития познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста.
В констатирующем эксперименте участвовало 10 детей старшего
дошкольного возраста и воспитатель старшей группы №12 детского сада №
137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти.
Исследование осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом
10
этапе выделены критерии, показатели и определены соответствующие
диагностические методики (таблица 2.1).
Диагностическая карта констатирующего этапа исследования.
Таблица 2.1
Задачи
Критерии и показатели
Методики
I Этап
Выявить
уровень
сформированност
и познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
- внимание и особый интерес к пред-
мету или явлению;
- эмоциональное отношение к пред-
мету или явлению (удив-
ление, недоумение, озабоченность,
т.е. разнообразие эмоций, вызывае-
мых этими предметами или явления-
ми);
- умение проявлять самостоятель-
ность в процессе поиска решения,
производить при этом разнообразные
мыслительные операции: анализиро-
вать, сравнивать,
группировать и
т.д.;
- умение задавать вопросы по содер-
жанию осваиваемой темы;
1.
Методика
«Вопро-
шайка».
2.
Методика
«Таинствен-
ное письмо».
3.
Методика «Сказка».
4.
Методика
«Словесное
рисование».
II Этап
Выявить
существующую
систему
работы
педагогов
с
детьми старшего
дошкольного
возраста
по
развитию
познавательной
активности
посредством
общения
- представленность проблемы
в педагогическом процессе детского
сада;
-
осознание
педагогами
значимости проблемы.
Наблюдения,
интервью,
изучение
и
анализ
планов учебно-
воспитательной
работы,
изучение
дидактического
материала
На первом этапе экспериментальной работы в качестве основных
методик были использованы следующие:
1.
Методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова).
2.
Методика «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан).
3.
Методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
11
4.
Методика«Словесное рисование» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титарен-
ко).
1.
Методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова).
Методика изучения познавательной активности в форме вопросов у
детей на образном материале проводилась в форме игры «Вопрошайка».
Участники: воспитанники старшей группы №12. Задание выполнялось
в подгрупповой форме, количество участников 10 человек.
Цель игры: выявить вопросительно-исследовательскую активность
детей.
Использовались картинки, на которых изображен этап происходивших
ранее потому неизвестных ребенку событий; например, на одной из картинок
(«Кот-рыболов») кот держит в лапах удочку, перед ним - пустая бутылка, кот
улыбается;
на
заднем
плане
виднеется
мордочка
мышки,
которая
высовывается из-под пола.
Во всех сериях эксперимента фиксировалось количество задаваемых
вопросов,
высказываемых
предположений
и
осуществлялось
их
распределение по содержательным группам и по типам. Н.Б. Шумаковой
приведена классификация вопросов. Вся совокупность задаваемых вопросов
дифференцирована
автором
в
соответствии
с
их
функционально-
содержательной характеристикой. Функция вопросов, их обращенность
послужили основанием для выделения 4 групп вопросов:
1. Поисковые;
2. Коммуникативные;
3. Оценочные;
4. Вопросы-уточнения.
Результат проведенной методики показал, что основная масса детей
проявляет большую познавательную активность. Данное занятие вызвало у
детей большой интерес. В ходе проведения методики дети задавали вопросы
по картинкам из альбома Н.Э.Радлова «Рассказы в картинках». Интерес
12
вызвал также соревновательный момент, задание давалось в игровой форме
«Кто больше задаст вопросов?». В ответах детей преобладали поисковые
вопросы и вопросы коммуникативного характера. Дети задавали вопросы,
рассуждали, высказывали свои предположения относительно событий на
картинках.
2.
Методика "Таинственное письмо" (А.М. Прихожан).
Методика предназначена для диагностики познавательной активности
старших
дошкольников.
Может
проводиться
как
в
группе,
так
и
индивидуально.
За
5
минут
до
окончания
занятия
(само
занятие
обычное)
экспериментатор объявляет: "Вам, ребята, пришло таинственное письмо, от
кого оно - неизвестно. Внизу на этом листочке приложен шифр. Посмотрите,
ребята!"
Содержание
письма
может
быть
любым:
отвлеченным
или
привязанным к теме занятия; небольшим по объему – 1-2 предложения и
подпись, а в качестве шифра используется обычная система соответствия
букв алфавита и цифр:
Каждому ребенку достается листочек с "Таинственным письмом". Под
руководством
экспериментатора
дети
расшифровывают
первое
слово.
Расшифрованное слово отмечается на листочке. После этого объявляется
перерыв
на
10
минут.
Экспериментатор
предлагает
другим
детям
(желающим) узнать, от кого пришло письмо. Не желающие продолжать
работу могут сдать листочек.
Интерпретация результатов.
Высокий уровень познавательной активности - расшифровал целиком.
13
Средний
уровень
-
приступил
к
расшифровке,
но
не
окончил.
Низкий уровень познавательной активности - не взялся за расшифровку.
Вывод
о
степени
выраженности
познавательной
активности
фиксируется на листке с заданием, внизу.
В эксперименте участвовали дети старшей группы №12 в количестве 10
человек. После проведения занятия можно сделать следующий вывод:
основная масса детей обладает высоким уровнем познавательной активности,
а именно 8 человек, что составляет 80 % от общего числа
.
Саша В., Ян П.,
Софья Н., Тимофей П., Ульяна Т., Настя Р., Андрей Ш., Злата С. Хорошо
справились с заданием, проявляли заинтересованность, и вернулись к
заданию после перерыва.
У 2 человек (Арина О., Настя Г.) был выявлен средний уровень
познавательной активности, что составляет 20 %.
Низкий уровень познавательной активности не показал не один
участник. Результаты наблюдения отражены в сводной таблице 1, а
результаты в процентном соотношении на рисунке 1.
Таблица 1. Результаты проведения методики «Таинственное письмо».
Ф.И. ребенка
Интерес
к
предложенной работе
Возврат к расшифровке
письма
Саша В.
На протяжении всей
работы
Сделал
работу
до
конца
Ян П.
На протяжении всей
работы
Сделал
работу
до
конца
Софья Н.
На протяжении всей
работы
Сделала
работу
до
конца
Тимофей П.
На протяжении всей
работы
Сделал
работу
до
конца
Ульяна Т.
На протяжении всей
работы
Сделала
работу
до
конца
Настя Р.
На протяжении всей
работы
Сделала
работу
до
конца
Андрей Ш.
На протяжении всей
работы
Сделал
работу
до
конца
14
Злата С.
На протяжении всей
работы
Сделала
работу
до
конца
Арина О.
В начале работы
Сделала
работу
до
конца
Настя Г.
В начале работы
Сделала
работу
до
конца
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Уровень
%
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Уровень
%
Рис.1 Результаты методики проведения «Таинственное письмо».
3.
Методика «Сказка» (Н. И. Ганошенко, В.С.Юркевич).
Цель: Выявить степень выраженности любознательности у дошкольни-
ков.
Ход проведения. Ребёнку предлагается послушать сказку, но нужно вы-
брать одну из четырёх: про сливу, грушу, яблоко и манго (последний должен
15
быть не знаком ребёнку). Ребёнка спрашивают, какую сказку он хочет послу-
шать.
Обработка данных. Фиксируются, выбирает ли ребёнок сказку про ман-
го или хотя бы спрашивает у взрослого, что это такое, пусть даже и, желая
послушать сказку про знакомый объект. Предполагается, что интерес к
сказке с незнакомым объектом указывает на более выраженную степень лю-
бознательности.
Результаты диагностики детей с помощью методики «Сказка» показали,
что любознательность выражена у 60% детей, а именно у 6 участников из 10
(Саша В., Софья Н., Ульяна Т., Андрей Ш., Арина О., Тимофей П.) . Любо-
знательность проявилась в том, что эти дети хотели бы услышать сказку про
манго - многие не знали, что это такое, что и вызвало их интерес, другие
утверждали, что «это такое животное», «это каша»; детям было любопытно
услышать новую сказку и узнать что-то о новом предмете. Другие дети, а
именно 4 человека, что составляет 40 % (Ян П., Настя Г., Настя Р. Злата С.),
выбирали уже знакомые предметы (яблоко, слива, груша), объясняя это тем,
что «очень нравится», «самый любимый фрукт» и так далее. Таким образом,
можно сделать следующий вывод, что любознательность детей данной груп-
пы также хорошо выражена и проявляется в их активности. Результаты про-
ведения диагностики показаны на рисунке 2.
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
Уровень
%
16
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
Уровень
%
Рис.2. Результаты проведения методики «Сказка».
4.
Методика «Словесное рисование» (Г.П. Лаврентьева, Т.М.
Титаренко).
Цель. Выявить уровень познавательной активности
Воспитатель читает определенное литературное произведение. Окончив
чтение, воспитатель спрашивает детей, о чем шла речь, что им понравилась и
т.п. Затем ставит задание: выбрать себе эпизод, который можно было бы
нарисовать. Рисовать предлагается словами.
Если ребенок начинает пересказывать содержание прочитанного, надо
пояснить:
«Ты выбрал себе маленький эпизод, короткую сценку для
рисования. Представь свой рисунок и расскажи, что и как у тебя
нарисовано».
Высокий уровень - дети создают новые, не упоминавшиеся ранее
образы, детали эпизода. Творческие представления целостные, эстетически
оформленные. Словесные рисунки имеют определенную пространственную
композицию: слушателям легко представить себе, где располагаются
персонажи, как они взаимодействуют друг с другом. Немалое значение имеет
и эмоциональность, наглядность образов, появление словесных обобщений.
Средний уровень – дети создают довольно яркие представления,
дополняющие содержание рассказа собственным отношением к героям. Их
воображаемые рисунки более самостоятельные и выразительные.
17
Низкий уровень - дети просто перечисляет детали, чьи рисунки
довольно схематичны, речь невыразительна, представления репродуктивны,
эмоционально не окрашены.
Бедное воображение ограничено конкретной
ситуацией, его образы бледны и невыразительны, ребенок малоактивен,
часто обращается к педагогу за помощью.
Результаты эксперимента показали следующее: высокий уровень
познавательной активности показали 70% участников, а именно 7 человек из
10 (Ян П., Тимофей П., Софья Н., Ульяна Т., Андрей Ш., Злата С., Настя Г.) –
данные ребята активно придумывали новые образы, проявили творчество и
фантазию, словесно смогли создать яркие и интересные образы. Средний
уровень показали 20 % , а именно 2 человека (Саша В., Настя Р.) – данные
ребята также пытались словесно создать новые образы, но обращались за
помощью и пользовались подсказками воспитателя, низкий уровень показали
10 %, а именно 1 человек (Арина О.) – девочка не смогла дополнить рассказ
и только пересказала запомнившейся эпизод. Результаты представлены
проведенной методики на рисунке 3.
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Уровень
%
18
Высокий
Средний
Низкий
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Уровень
%
Рис.3. Результаты проведения методики «Словесное рисование».
Итак, ниже приведена итоговая таблица по результатам проведения
всех методик.
Ф.И. ребенка
М1
М2
М3
М4
Итог
Саша В.
Д
Д
Д
БД
Д
Ян П.
БД
Д
БД
Д
Д
Софья Н.
Д
Д
Д
Д
Д
Тимофей П.
Д
Д
Д
Д
Д
Ульяна Т.
БД
Д
Д
Д
Д
Настя Р.
Д
Д
БД
БД
Д
Андрей Ш.
БД
Д
Д
Д
Д
Злата С.
Д
Д
БД
Д
Д
Арина О.
БД
БД
Д
НД
БД
Настя Г.
БД
БД
БД
Д
БД
Д – достаточный уровень
БД – уровень близкий к достаточному
НД – недостаточный уровень
По результатам проведенной диагностики мы условно разделили детей
на три уровня развития познавательной активности:
Достаточный уровень (80% детей, что составляет 8 испытуемых) – дети
данного уровня характеризуются высокой активностью на занятиях, добро-
19
желательностью, общительностью, любознательностью, заинтересованно-
стью в жизни группы, с легкостью идут на контакт, стремятся к новизне.
Уровень близкий к достаточному (20% детей, что составляет 2 испыту-
емых) – дети данного уровня также активны, общительны, доброжелательны,
стремятся к новизне, но в некоторых случаях обращаются к помощи взрос-
лого.
Недостаточный уровень познавательной активности не был выявлен ни
у одного ребенка экспериментальной группы.
С целью выявления существующей системы работы педагога с детьми
старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности по-
средством общения был проведен второй этап экспериментальной работы.
Здесь использовались следующие методики: наблюдение, анкетирование,
изучение и анализ планов учебно-воспитательной работы, изучение дидакти-
ческого материала. Изучение и анализ календарных планов показали, что
воспитатель уделяют большое внимание общению с детьми и развитию их
познавательной активности. В группе имеется большое количество дидакти-
ческого материала, способствующего всестороннему развитию детей. На
основе проведенного анкетирования было выявлено, что у воспитателя груп-
пы преобладает демократический стиль общения с детьми группы. Образец
анкеты прилагается (Приложение 1.)
Таким образом, подводя итоги проведения всех вышеперечисленных
методик можно сделать следующий вывод: дети старшей группы №12 Д/с
«Чижик» показали большую познавательную активность, на что повлияло
качественное педагогическое общение воспитателей с детьми данной
группы, а также их большой профессионализм. Работа ведется в правильном
направлении, данные методики показывают, что дети развиваются с разных
сторон и в различных областях, на занятиях они были очень активны,
проявляли во всем большую заинтересованность и творчески подходили к
заданиям, также можно отметить, что особый интерес они уделили заданию
20
«Таинственное
письмо».
Воспитатель
группы
активный,
высококвалифицированный специалист с демократическим стилем общения.
2.2.
Разработка методических рекомендаций по организации
общения воспитателей с детьми, обеспечивающего развития
познавательной активности
На
основе
проведенной
экспериментальной
работы
предлагаю
следующие
методические
работы.
В
своей
работе
воспитателям
рекомендуется использовать:
1.
Познавательные беседы.
Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с не-
большой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уров-
не развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от
желания детей.
Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на за-
нятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предваритель-
но подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступ-
ных для дошкольников (например: «От семечка до яблока», «Как растут бул-
ки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картин-
ками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что за-
дача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное,
формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэто-
му лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них
есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участни-
ками беседы.
Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко под-
держивают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут
21
разговаривать со взрослыми на познавательные темы.
2.
Различные проблемные ситуации.
Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает
детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают позна-
вательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют
объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей
этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к опреде-
ленным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической
деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и
самостоятельность мышления.
Примеры проблемных ситуаций:
Знакомство с окружающим миром. Экология.
1.
Вы пошли в лес и заблудились, уже темнеет, и вы не можете найти до-
роги домой.
2.
С наступлением осени некоторые птицы улетают в тёплые края, а неко-
торые остаются. Почему?
3. Как хлеб на стол «пришёл»?
4. Почему несъедобные грибы нельзя уничтожать?
5. Если бы не было воды, воздуха, солнца. Что произошло бы тогда? И
т.п.
Математика.
1.
Как узнать, что одних предметов больше, чем других? Как уравнять
множества?
2.
Как можно получить на тарелке 6 яблок, если их пока только 5?
3.
Сколько нужно взять палочек, чтобы «построить» дом для сказочного
героя?
4.
Для занятий физкультурой нужно построиться по росту. Как это сде-
лать?
5.
Как определить равенство сторон квадратов? (изготовить мерку).
22
6.
Воспитательница попросила Дашу сходить к медсестре. Объясните де-
вочке, куда ей нужно идти (ориентировка в пространстве).
7.
Мама попросила накрыть стол к чаю. Сколько приборов надо поста-
вить. И т.п.
Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
1.
Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что главный её герой –
зайчик. Что нужно сделать, чтобы все поняли, кто главный герой сказки?
2.
Для аппликации нужно приготовить несколько деталей одинаковой
формы. Как это сделать быстро и аккуратно?
3.
Для изображения аквариума с рыбками ребёнок получает квадрат голу-
бой бумаги. Какие нужно выбрать карандаши, чтобы рыбки «не потеря-
лись» в «воде»?
4.
Выполняя лепку собачки перед ребёнком, стоит проблема: как пока-
зать, что собачка подаёт лапу, лает, бежит.
5.
При конструировании зданий можно предложить детям украсить при-
легающую территорию.
6.
Необходимо «построить» мост такой конструкции, чтобы под ним мог
проплыть корабль.
7.
Изобразить листья летом, осенью, весной и т.п.
3. Познавательные игры.
«Чей малыш», «Где чей дом?», «Что такое хорошо, что такое плохо?»,
«Лото: буквы и цифры», «По следам Немо», «Домино», пазлы и др. Эти игры
вызывают интерес у детей, ненавязчиво обучают их, вызывают вопросы, раз-
вивают речь. Значительное место уделяют играм с правилами, которые в бу-
дущем помогают успешно осваивать учебную деятельность в школе
.
4. Развивающие игры.
Игра «Лабиринты», «Найди пару», «Найди отличия», «Волшебные
огоньки», «Из каких я фигур», «Круг, овал, квадрат», «От большого к ма-
ленькому», «Четвёртый лишний» и др. Эти игры способствуют формирова-
23
нию действий сравнения, классификации, узнавания по описанию, умение
осуществлять контрольно-проверочные действия.
5. Дидактические игры.
«Помоги Незнайке описать предмет», «Угадай игрушку по описанию»,
«Аукцион слов», «Необычная песенка», «Эхо», «Рифмы», «Ветерок» и мн.др.
Выводы по второй главе
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Констатирующий этап экспериментальной работы показал, что дети старшей
группы детского сада №137 «Чижик» обладают достаточно высоким уровнем
развития познавательной активности. Они всесторонне развиты, проявляют
большую заинтересованность на занятиях, с живым интересом вовлекаются в
процесс обучения, хорошо реагируют на получение новых знаний, с
легкостью воспринимают новую информацию. Немаловажную роль в этом
сыграла
работа
воспитателей.
Воспитатель
группы
имеет
высшую
квалификационную категорию, большой опыт работы и с удовольствием
применяет его в процессе общения и развития детей. Анкетирование
показало,
что
у
воспитателя
старшей
группы
№12
преобладает
демократический стиль общения, что также отразилось на развитии
познавательной активности ребят. Методики и приемы работы отражены в
календарно-тематических планах воспитателя.
По итогам экспериментальной работы были предложены методические
рекомендации, которые позволят дополнить и расширить работу по развитию
познавательной активности посредством общения воспитателя с детьми:
- познавательные беседы;
- различные проблемные ситуации;
- познавательные игры;
- развивающие игры;
24
- дидактические игры.
Заключение
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как ак-
тивное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды зна-
ний.
Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В
активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые
мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная дея-
тельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи
обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетиче-
ской деятельности не только на основе непосредственного восприятия пред-
метов, но и на базе представлений.
Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место
начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с роди-
телями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые зна-
ния, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках,
рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые долж-
ны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Здесь на первый
план выходит роль воспитателя, его общение с детьми.
25
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по
проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста посредством общения с воспитателем позволило установить, что
данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обосновать
теоретические аспекты особенностей развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста и влияния на этот процесс общения.
Для представления практических аспектов развития познавательной ак-
тивности детей старшего дошкольного возраста в процессе общения мной
была проведена экспериментальная работа на базе Д/с №137 «Чижик» АНО
ДО «Планета детства «Лада».
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего экс-
перимента, позволили сделать вывод о том, что дети старшей группы №12
обладают достаточно высоким уровнем познавательной активности, всесто-
ронне развиты, хорошо воспринимают новую информацию, открыты к диа-
логу и получению новых знаний, а также активно используют имеющиеся у
них знания в практической деятельности. Несмотря на то, что в группе толь-
ко один воспитатель, она смогла найти общий язык со всеми детьми группы
и развить у них познавательную активность. На это повлияло также высокая
квалификация педагога и большой стаж педагогической работы.
На основании результатов эксперимента мною также были предложены
методические рекомендации по организации общения воспитателя с детьми.
Подводя итог, можно сделать вывод, что основными задачами и
направлениями
развития
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного возраста является:
1.
Обогащение
сознания
детей
новым
содержанием,
которое
способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к
элементарному осмыслению некоторых понятий.
2.
Систематизирование
накопленной
и
полученной
информации
26
посредством
логических
операций
(анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация).
3. Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные
факты,
сведения)
и
готовность
упорядочить
накопленную
и
вновь
получаемую информацию, классифицировать ее.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены,
цель исследования достигнута.
Список используемой литературы
1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте разви-
тия отношений ребенка в мире [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психо-
логии. - 2012. - №1. – С. 3-16.
2.Галигузова, Л.И. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.И.
Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с.
3.Дмитриева, Е.Е. К проблеме коммуникативного развития дошкольни-
ков с легкими формами психического недоразвития [Текст] //Коррекционная
педагогика. - 2014. - №3(5). – 33-37 с.
4.Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей до-
школьного и младшего школьного возраста с легкими формами психического
недоразвития [Текст]:/ Е.Е. Дмитриева. – Н. Новгород, 2015. – 102 с.
5.Критская, В.П. Дефицит потребности в общении и особенности разви-
тия личности [Текст] / В.П. Критская, Т. К. Мелешко // Психологический
журнал. - 2012. - №3 (том 18). – С. 98-108.
6. Лисина, М.И. Проблемы отногенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. -
М.: Педагогика, 2013. – 144с.
7. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка
детей к школе [Текст] / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев: «Штиинца».,
2014. - 135 с.
27
8.Селезнева, Е.В. Общение как среда для саморазвития личности
[Текст]/ Е.В. Селезнева // Журнал прикладной психологии. – 2012. -№2. – С.
49-54.
9.Смирнова, Е. Влияние педагогических установок взрослых на психи-
ческое развитие детей [Текст] / Е. Смирнова, М.Санчес // Дошкольное воспи-
тание. – 2013. - № 6. – С. 83-86.
10. Петровский, В.А. Учимся общаться с ребенком: Руководство для вос-
питателя дет. сада [Текст] / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кла-
рина и др. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.
11. Чиркова, Т.И. Методы изучения общения воспитателя с детьми.
[Текст] / Т.И. Чиркова. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный
центр, 2015. – 107 с.
Приложение 1.
Анкета для воспитателей «Стиль педагогического общения»
28
Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный
вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребёнок должен:
делится с вами своими мыслями, чувствами
говорит вам только то, что он сам захочет
оставляет свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то
вы:
доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому при-
нять решение
дети сами разберутся в своих проблемах
известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на
занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы
поступите:
похвалите и всем детям покажете его работу
проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получи-
лось сегодня
скажете ему «всегда бы так занимался».
4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
заставите его поздороваться
не обратите на него внимание
сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы
предпочтёте делать:
спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают
помочь, подсказать, сделать замечание
заниматься своими делами (записи, подготовка)
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
29
чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие,
и на них не стоит обращать внимания
эмоции ребёнка, его переживания - это важные факторы, с их помощью
можно эффективно обучать и воспитывать
чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно
относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен
научить его и воспитать
у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен
максимально повышать активность самого ребёнка
ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наслед-
ственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, на-
кормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребёнка:
положительно - без неё невозможно полноценное развитие
отрицательно - она часто мешает целенаправленно и планово вести
обучение и воспитание
положительно, но только тогда, когда активность контролируется педа-
гогом.
9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал
это дома, ваши действия:
сказали бы «ну и не надо»
заставили бы выполнить работу
Предложили бы выполнить задание
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём
если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его
дело, когда-нибудь пожалеет
30
воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Ответ
Число балов по номеру вопросов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
a
2
3
2
2
3
1
2
3
1
2
b
3
1
3
1
2
2
3
1
2
1
c
1
2
1
3
1
3
1
2
3
3
ИТОГО: ______
25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю
20-24 очка - преобладает авторитарный стиль
10-19 очков - характерен либеральный стиль
31