Напоминание

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста


Автор: Вопияшина Марта Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: г. Апатиты Мурманской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




М.С. Вопияшина

«Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение № 48»

г. Апатиты Мурманской обл., Россия

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПЛОСКАСТОПИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье — великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым,

умным — это цель всех родителей и одна из главных задач медицинских работников и пе-

дагогов.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии

здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено

прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в со-

стоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактиче-

ской и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образо-

вательного учреждения, где ребенок находится ежедневно и где имеется возможность

обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации оздоровительной работы в условиях нашего детского сада

особое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-

двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия). При ежегодном осмотре вра-

чами-специалистами городской детской поликлиники установлено, что большинство де-

тей-дошкольников имеют плоскостопие.

«Плоско – вальгусная установка стоп» - именно этот диагноз часто слышим мы от

детского ортопеда. Если со словом «плоско» все понятно, то вторая часть диагноза требу-

ет пояснения. Вальгусная – проще говоря – X –образная установка стоп. Все знают, что

такое «ноги иксиком» - тоже самое и со стопами. Стопы уплощены и «завалены» вовнутрь

– это и есть плоско-вальгусные стопы.

Когда малыш рождается, у него еще нет осанки, нет и сводов у стоп. С появлени-

ем первой самостоятельной опоры на ножки и первых самостоятельных шагов под дей-

ствием физической нагрузки начинается процесс формирования сводов стоп.

Растут ножки, перестраиваются их анатомические особенности. К полутора годам

уже можно увидеть начальное формирование сводов. Сам процесс формирования посте-

пенный и длится несколько лет. У большинства детей он заканчивается к 4-5 годам. Но

возможны как более ранние, так и более поздние сроки формирования. Зависит это как от

конституциональных особенностей ребенка, так и от наличия у него отклонений со сторо-

ны костно-мышечной, нервной, эндокринной систем. К группе риска можно отнести ма-

лышей, у которых неврологи или ортопеды на первом году жизни находили отклонения в

мышечном тонусе, особенно в его снижении, а также при выраженном недоборе или из-

быточном весе малыша.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение

этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможно-

стей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицатель-

но влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии

многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.

В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в

прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отри-

цательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к

нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной ак-

тивности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками,

сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыж-

ков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функ-

циональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы,

имеет большое значение.

В дошкольном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому

можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его пу-

тем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплекс-

ного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздо-

ровительных факторов и физических упражнений.

Формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррек-

ции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных тради-

циях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостоя-

ния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его

по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок!

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной

педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки отражают традиции и мировоззре-

ние ее создателей.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия у дошкольников мы предлагаем

упражнения, которые проводятся в определенной последовательности и в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальца-

ми ног делаются различные движения – вверх – вниз, вправо – влево; из положения основ-

ной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, кру-

ги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используем

упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклон-

ной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаем разнооб-

разные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватываю-

щие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация

стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию

дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формирова-

нию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаем упражнения с предметами: захватывание

пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных раз-

меров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), пере-

катывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и

ходьба по резиновой дорожке - массажеру. Для правильной и симметричной постановки

стоп используем деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавли-

ваются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и вну-

тренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе усложняем двигательные действия ребенка; используем раз-

личные приспособления универсального типа, усложняем способ перемещения ребенка

на этих снарядах. Дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно уве-

личивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимна-

стической лестницы, кирпичам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы

на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррек-

цию косолапости и плоскостопия.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуще-

ствляется систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы

у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обес-

печение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а

также правильную организацию физического воспитания и валеологического образова-

ния.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осу-

ществляется медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов ис-

следования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по исполь-

зованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации

стоп.

В детском саду создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная

среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих

укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формиро-

вание сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастиче-

ская стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимна-

стические палки, гимнастические маты).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на

основе совместной деятельности педагогического коллектива и родителей. Для привлече-

ния родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направ-

ленности используем различные формы общения с семьей: родительские собрания, тема-

тические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия

по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это

позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и

семьи, а также повышает осведомленность родителей в коррекционно-профилактических

вопросах воспитания детей.

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и

голени и формирование сводов стоп применяем в различных частях занятия по физиче-

ской культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе

утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п.

Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и мо-

жет составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закреп-

ления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона дети выполняют упраж-

нения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопрово-

ждения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Ле-

бединое озеро" в современной обработке). Кроме того, используем наглядные пособия

(различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие

сюжету комплекса. Все это способствует повышению интереса и активности детей и, сле-

довательно, более качественному выполнению упражнений.

Специальные упражнения проводятся несколько раз в день по 2-3 упражнения:

Ходьба по узкой дорожке (в качестве "узкой дорожки" можно исполь-

зовать любую(10-15 см) доску, полоску на ковре)

Ходьба на наружных краях стоп (Мишка косолапый)

Ходьба по различным рельефным поверхностям (малыш может бе-

гать босиком по песку и по жестким камешкам)

Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы сто-

пы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя и

стоя. (предложите малышу "поймать" мелкий предмет (карандаш, палочку) и удерживать

его некоторое время)

Собирание платочка пальцами ног захватывание и собирание ткани.

Сидение в позе по - турецки (помогайте ребенку вставать, поддержи-

вая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест на крест, меняйте их поочередно,

так чтобы впереди была то правая то левая стопа)

Приседание на полную стопу. При выполнение этого упражнения

стопы не должны отрываться от пола (можно помогать ребенку, поддерживая его за руки

или подмышки).

Вставание на носки. Это упражнение можно объединить с игрой

«Стань большим» - ребенок встает на носочки и тянет вверх руки

Сидя на стуле положить обе стопы на небольшой мячик. Сильно на-

давливать на него ногами, покатать мячик по полу. Такое же самое упражнение можно де-

лать и с механическим массажером, который очень похож на старинные счеты.

Сидя на стуле, по очереди, сжимать резиновый мяч то правой, то ле-

вой стопой.

Ежедневно, по пятнадцать минут в день, ходить по мелкодробленой

крупе или песку, насыпанному в ящик или в большую миску, туда и обратно.

Сидя на удобном стуле, необходимо выполнять движения стопой: по-

ворачивать стопу внутрь, сгибать тыльную часть стопы, сгибать всю подошву, сгибать

пальцы ног, вращать стопами, поочередно, то в одну сторону, то в другую, сгибать тыль-

ную часть стоп с захватом маленьких предметов.

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плос-

костопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспита-

ния, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей,

имеющих деформацию стоп.



В раздел образования