Напоминание

"Зима. Зимние забавы."


Автор: Криулина Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с №4
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Тема: "Зима. Зимние забавы."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия в старшей

группе детского сада для детей с ТНР 6-7 лет.

Учитель-логопед: Криулина Елена Петровна. МКДОУ д/с №4 г. Новосибирск.

Лексическая тема

«Зима. Зимние забавы».

Коррекционно-образовательные задачи. Обобщение представлений о зиме и

зимних играх. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима.

Зимние забавы.» (зима, месяц, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, стужа,

вьюга, буран, снегопад, снежинка, сугроб, гололёд; покрывать, выпадать, идти,

заметать,

завывать,

искриться,

блестеть,

переливаться;

белоснежный,

искрящийся, холодный). Совершенствование навыка рассматривания картины,

формирование

целостного

представления

об

изображённом

на

ней.

Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с

противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Совершенствование

грамматического

строя

речи

(образование

относительных

прилагательных,

согласование

числительных

с

существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие задачи.

Развитие связной речи, всех видов

восприятия, творческого воображения. Развитие речевого дыхания, голоса,

общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие

зрительного, слухового внимания и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание эмоционального отклика

на изображённое на картине, инициативности, самостоятельности, творческого

воображения. Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме

и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки, плоскостное изображение снеговика,

мяч. Искусственные снежинки.

Ход занятия

1.

Организационный момент. [Создание эмоционального положительного

фона занятия. Знакомство с темой занятия. Развитие слухового внимания.] Дети

входят, здороваются, становятся в круг.

Логопед. Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины

Черницкой «Пришла зима».

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Логопед. Ребята, как вы думаете, о каком времени года говорится в

стихотворении?

(Ответы детей)

Логопед. Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении?

(В стихотворении описано время года зима).

Логопед выставляет на доску картинку с изображением зимы.

Логопед. Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).

Логопед. Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить,

почему же для многих из нас зима — любимое время года.

Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.

Логопед. Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок!

Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос

«Почему я люблю зиму?»

Логопед. Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.

(Выслушиваются ответы детей.)

Логопед. Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много

интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения

для вас приготовил... Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки — угольки, ручки — сучки.

Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)

Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик.

2.

Игра

«Превращай-ка»

с

мячом.

[Образование

относительных

прилагательных.]

Логопед. Снеговик хочет послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая

погода может быть зимой?

Логопед. Если на улице идёт снег, то погода…(снежная).

Если сильный мороз, то погода какая? (морозная).

Если метет метель, то погода какая? (метельная).

А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная).

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа,

студено, то погода какая? (студёная).

3.

Беседа о зиме и её приметах. [Расширение, уточнение и активизация

словаря по теме. Развитие связной речи, памяти, зрительного внимания.]

Логопед. Ребята, посмотрите, снеговик принес для вас картинку! Обратите

внимание, какое время изображено на картине?

Чем заняты дети?

Что делают дети на горке?

А что ещё делают дети (лепят снеговика, играют в снежки)

Как вы думаете, нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

(ответы детей).

Логопед. Придумайте свой рассказ по картине.

Расскажите, какой был день, когда дети вышли на прогулку.

Расскажите, как они играли.

Подумайте, где дети гуляли. (Рассказы детей).

4.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». [Развитие

общих речевых навыков. Закрепление умения выполнять движения.]

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиком

Бабу снежную лепили,

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,

Ведут

указательным

пальцем

по

ладони.

А еще в снегу валялись.

Ладошки кладут на стол одной и

другой стороной

Все в снегу домой пришли.

Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.

«Едят ложкой» суп.

5.

Упражнение «Снежинки». [Развитие длительного плавного выдоха].

Логопед. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам

прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? Логопед раздает

каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед. А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы

подуем

на

снежинки.

Давайте

заставим

наши

снежинки

кружиться.

Медленно наберите воздух через нос, а потом подуйте, вытянув губы

трубочкой и не раздувая щёки.

Логопед. Молодцы, у вас получился красивый танец снежинок.

6.

Загадки «Зимние забавы».

[Загадывание детьми загадок. Развитие

памяти, мышления, общих речевых навыков. Работа над темпом и ритмом речи.]

Логопед. Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она

приносит людям. Сейчас дети загадают вам загадки о зимних забавах, а

остальные их отгадайте.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи).

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик).

Логопед. Ну, а теперь, ребята, назовите в какие игры можно играть зимой?

(Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде,

лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы).

7.

Физкультминутка.

[Развитие общей моторики. Координация речи с

движением.]

Логопед. А теперь давайте подвигаемся! Дети встают в кружок.

Наконец пришла зима,

Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома

Складывают

руки

домиком

над

головой

Снег на улице идет,

Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метет,

Имитируют

Мы катаемся на санках,

Приседают, руки вытягивают вперед

Пишем на катке круги,

Руки за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах,

Имитируют

И играем все в снежки.

Лепят и бросают снежки.

Логопед. Молодцы ребята!

Логопед приглашает детей на свои места.

8.

Игра

«Исправь

ошибку».

[Развитие

логического

мышления,

слухового внимания].

Логопед. Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику

нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах,

велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей,

футбол, загорают, стоят снежную крепость.

Логопед. Молодцы, ребята!

9.

Игра с мячом «Назови ласково».

[Образование уменьшительно-

ласкательных форм существительных].

Логопед. Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково

называем как? (Зимушка).

Мороз – (морозец).

Лёд – (ледок).

Холод –

(холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица). Снег – (снежок).

Дерево – (деревце). Ветер – (ветерок). Санки – (саночки). Сосулька –

(сосулечка). Горка – (горочка).

10.

Игра «Одинаковые слова». [Образование родственных слов.]

Логопед. Ребята подберите похожие слова к словам: Зима - (зимушка,

зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.); Мороз - (морозный, морозить,

замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Логопед. Молодцы ребята. Снеговик вас благодарит. Он хочет сказать

спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работой.

11.

Итог и окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед: Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем

занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было

трудным, что лёгким?



В раздел образования