Автор: Нина Александровна Свергун
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУг.Омска СОШ №14 с УИОП
Населённый пункт: Омская область, г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Новые подходы в обучении итоговому сочинению
Раздел: среднее образование
Новые подходы в обучении написанию итогового сочинения
Кто сталкивался с проблемой обучения итоговому сочинению, то знает, что с каждым
годом становится все труднее и труднее добиться от выпускников самостоятельности в
этом виде письменных работ. Чтобы творческая работа получилась успешной, надо
выполнить ряд требований, над которыми органы государственного контроля уже давно
задумались и предъявили как итог всему школьному обучению. Требования, в принципе,
все логичные:
А) всесторонний кругозор школьника (предполагается по основным школьным
дисциплинам);
Б) начитанность произведениями мировой классики;
В) сколько-нибудь здравый смысл при решении любого проблемного вопроса;
Г) владение компетенциями при создании письменного текста;
Д) наличие собственной гражданской позиции как отражение себя в мире.
Все эти требования испокон веков обеспечивала советская система образования, новая
школа по ФГОС явно не хуже, только учителю почему-то от этого не легче. В нашей
школе четыре филолога, все по очереди выпускаем классы, и у каждого педагога своя
система подготовки к итоговому сочинению:
- Марина Николаевна использует в работе систему зачетов после уроков: каждый
выпускник проходит через «ее руки» и пересказывает художественное произведение
вместе с наличием читательского дневника.
- Татьяна Геннадьевна тратит все уроки до декабря на чтение в классе вместе с ребятами
всех программных произведений по литературе.
- Гульсина Раучатовна устраивает читательские конференции, где ученики обмениваются
впечатлениями от книг, прочитанных на выходных и не заявленных в школьной
программе.
- Нина Александровна (ваша покорная слуга) использую систему индивидуальных
консультаций и на лето выдаю список литературы для итогового сочинения абсолютно
индивидуальный для каждого ученика. Чтобы примеры произведений не повторялись.
Ни один из этих способов не действует на среднестатистического троечника или
двоечника. Приходится от чего-то отказываться в работе или все время искать новые
подходы для следующего поколения. Это неимоверно сложно, так как только «откатаешь»
свою систему «натаскивания» на сочинение, она оказывается недееспособной через пару
лет. Тогда я решила остановиться на каких-то общих тенденциях в работе с сочинением,
наиболее важных для детей, а не для государства или общества, тем более не для педагога.
Становлюсь на место современного выпускника: чего он хочет на выходе из школы?
Конечно, поступить в престижный вуз, сдать успешно экзамены, не бояться каких-либо
испытаний, устроиться благополучно на работу, владеть грамотно устной речью (и
немного письменной). Сочинение совершенно не входит в его планы. Те направления,
которые нам скидывают в сентябре на сайтах Министерства образования, конечно,
являются интересными, и выпускник умеет рассуждать на эти темы. Только, боюсь, нам
не понравятся его ответы, потому что большинство современных молодых людей не
собирается жить в родном городе (например, Омске) или в России, так как перспектив на
малой или большой родине нет. Тогда не нужно рассуждать: больно или не больно тебе
смотреть на алчность или нищету, низкие пенсии стариков или заработок бюджетников.
Выпускника вряд ли эта проблема касается, он живет своими мечтами о несуществующих
доходах, которые он начнет зарабатывать сразу после выхода со школы.
Я попыталась раз посмеяться над глупыми мечтами одного мальчика из 11 класса. Каково
же было мое удивление, когда он попросил у меня характеристику (от классного
руководителя) для предъявления в ФСБ. На вопрос: «Что случилось?» Он неохотно
рассказал, что около 23.00 вечера его посетили сотрудники ФСБ на предмет оборота
средств на его карте. Ежедневно на карту мальчика поступали средства в размере 5-6
тысяч рублей. Органы правопорядка предположили, что это может быть продажа
наркотиков, но мальчик объяснил, что он занимается продажей акций на фондовом рынке,
вернее перепродажей. А разницу суммы получает на свою карту. Были удивлены и
родители, и я в том числе, и директор школы. Теперь я не смеюсь по поводу большого
оборота денег на счетах выпускников. Они сами способны оплатить свой выпускной вечер
и не только себя, но и своих родителей. А для меня это проблема: это уже не
инфантильные девочки и мальчики, живущие на обеспечении родителей. Это взрослые
люди, которые зарабатывают иногда больше учителя и в школу приезжают на
собственном авто. Они не хотят слушать «навязанные мнения засидевшегося в школе
филолога», вернее они считают, что имеют право выражать правдиво свои мысли,
независимо от того, нравятся эти мысли учителю русского и литературы или нет.
Не забуду высказывание одного одаренного ученика в 11 классе. Задаю на дом чтение
наизусть поэтов-символистов (Брюсова, Гумилева, Бальмонта и др.) Подходит ко мне
отличник и говорит: «
- Извините, я стихи наркоманов и пьяниц учить не собираюсь. Это унижает мое
достоинство.
Не растерялась и говорю:
- Напиши свои, будем читать твои.
- Я не умею.
- Тогда учи чужие. Не могут составители школьных программ по литературе ошибиться и
вставить в школьную программу стихи, не достойные звания ученика российской школы.
Ученик уперся:
- Хорошо, напишу свои. – и ушел.
Я им в 10 классе рассказывала случай, произошедший со Львом Николаевичем Толстым.
Однажды Лев Николаевич посетил концерт Чайковского, и ему не понравилась одна
музыкальная пьеса Петра Ильича. Толстой покинул зал в антракте, но, придя домой, сел и
написал музыкальную полечку. С той поры эта полька была популярна среди знакомых и
друзей дома Толстых.
На следующий урок мальчик пришел в класс с выученным Брюсовым, спрашиваю:
- А как же свои?
- Не получилось, - холодно ответил ученик, но своего мнения о символистах не изменил.
Это только некоторые зарисовки современных выпускников, на самом деле случаев
гораздо больше. И рассказываю я их с целью показать, что проблема иногда кроется не в
слабых учениках, которые научились писать по шаблону, и слава Богу. Хочется же
достучаться до каждого, не оставить равнодушным к проблемам общества или города или
стране.
В чем вижу новый подход? В изменении себя. Хорошо, что есть грамотные методисты на
кафедре курсов повышения квалификации в ИРООО Артамонова Ираида Ивановна. Вот
уже несколько лет с трибуны кафедры она просит всех педагогов:
- Коллеги, надо меняться, мы не успеваем за изменением времени, и тогда дети перестанут
обращаться к нам за помощью. Учитель станет невостребованным, и мы вымрем, как
мамонты. Смотрите те фильмы, которые смотрит молодежь. Читайте те книги, которые их
хоть как-то привлекают. Играйте в те игры, которые в телефонах наших детей. Мы
должны знать, чем они живут, чтобы направлять.
Многие из вас сейчас возмутятся и гневно раскритикуют эту мысль, так и я долго
сопротивлялась и знать не хотела ни Гарри Поттера, ни «Игры престолов» Ричарда
Мартина, ни «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и т.д. А потом села на проверку
сочинений и за голову схватилась. Хочется быстро проверить 30 работ и уйти домой, ан
нет. Ученик свою аргументацию строит по произведению о Гарри Поттере, следующий
текст построен полностью на примере кристаллической решетки из химии. Дальше
больше: встречаю в тексте итогового сочинения имя Синергии, весь интернет обыскала,
найти не могу. Подсказала знакомая учительница по технологии, что это персонаж из
Гарри Поттера – деваться некуда: сажусь и в лето перечитываю всего Гарри Поттера,
следом идет «Метро 2033» и все остальные по списку. Теперь уже не страшно садиться за
проверку и терять время на осмысление сюжета и имена героев.
Изменила себя, меняю стиль преподавания: учебник – не источник информации, учитель –
тоже. Остается злополучный интернет, тем более, что пандемия поспособствовала этому.
Летом сажусь и отбираю интернет - ресурсы, которым можно доверять, скачиваю ссылки
на материал и даю на уроках детям. Каждый год ссылки меняются, устаревают сайты так
же быстро, как материал учебника. Приходится столько «перелопачивать» материала в
старших классах, и иногда кажется, что все усилия зря, а я только теряю свое здоровье и
силы. Но это только кажется. Результат есть: с уроков не сбегают, идут на урок
замотивированные на высокий результат, доверяют учителю и уверены, что учитель
знает больше учеников. Это я считаю главной проблемой при подготовке к итоговому
сочинению. Они не доверяют нам: наши знания устарели. Вот только теперь можно
подходить к проблеме: как учить итоговому сочинению. Если решена проблема: чему
учить. Конечно, я не добилась не того, что дети стали читать полностью произведение, но
и в кратком тоже не нуждаются. По мне так лучше бы вообще не читали, чем читать
«любительский» вольный перевод несведущего человека в кратком изложении. Моя
методика проста: даю анализировать отрывки из произведений, конечно, самые ключевые,
и в каждый отрывок добавляю серию вопросов для размышления.
Давайте приведу пример на произведении «Герой нашего времени», с 9-ми классами
анализировали недавно главу «Тамань» из дневника Печорина. Сама глава небольшая, но
даже ее сокращаю, больше добавляю вопросов. Начинаем описанием слепого мальчика,
потом ундины. Лермонтов очень хорошо разбирается в человеческих лицах, явно связь
чувствуется с сегодняшней наукой физиогномикой. Особенно привлекает вопрос: прав ли
Лермонтов, утверждая, что уродство внешнее всегда связано с уродством внутренним?
Этот вопрос всегда ставит в тупик современных людей, потому что тогда непонятно, как
относится к людям с ограниченными возможностями, но зато вопрос поднимает дебаты в
классе. Дальше Лермонтов уделяет внимание описанию ундины и говорит о женской
породе как о породе лошадей. Снова всплеск негодования со стороны подростков, но зато
не равнодушие или вялые ответы на тему «роль пейзажа в раскрытии характера
Печорина».
Если с содержанием текста сочинения боле менее понятно, то остается вопрос с речевым
оформлением текста. И здесь проблем не меньше: не набирается объем, части сочинения
не взаимосвязаны, конструкция СПП накручена двойными союзами «он сказал то, что не
пойдет…» Шаблонное оформление последнего абзаца: таким образом мы доказали, что
добро выше зла», «из вышесказанного можно сделать вывод…» С речью работаем на
словарных работах каждый урок русского языка. Обычно в словарную вношу 4 задания:
первое на орфографию: безударные проверяемые и непроверяемые – чередующиеся. Во
втором способы образования слова: приставочный, суффиксальный. Выбираю из текста
любое слово и анализируем с позиции словообразования. В третьем задания работа на
средства выразительности или понимание текста, в четвертом работа с синтаксисом. Либо
упрощаем предложения и делаем разбор, либо добавляем в предложение обособленные
определения или обстоятельства или фразеологизмы. Может быть просто синтаксический
разбор предложения. Тексты беру всегда для устного экзамена по русскому языку для 9
классов. Они как раз приводятся в публицистике. Очень часто видим в текстах как
ошибки синтаксиса, так и лексические неточности.
Ну, например, в последний раз на словарной работе был абзац из текста о Валентине
Терешковой. В первом задании нужно было выписать из текста слово с чередованием
гласного в корне. Дети же с 5 класса привыкают к традиционным чередованиям: лаг-лож,
зор-зар, бир-бер и т.д. Нетрадиционные чередования мало кто видит на ЕГЭ в 11 классе.
Вот выписываем слово из текста «считали», подбираем однокоренное «счет», видим
чередование (и//а). Во втором задании работаем с фамилиями космонавтов: определите
способ образования фамилии Быковский (от слова Быков + суффикс –ск-, получается
фамилия с польскими корнями). Интересным было третье задании, когда ребятам
пришлось размышлять над вопросом: надо или не надо посылать женщин в космос? После
возвращения Терешковой полеты женщин были запрещены на 30 лет, так как женский
организм ведет себя не так устойчиво, как мужской. Не все ребята были с этим согласны в
классе, многие убеждали в том, что если женщина сама настаивает на полете, то
разрешить можно. Однажды при решении словарной столкнулась с конфузом: с утра
сочинила задания к словарной, а сама не прорешала. Одно из заданий звучало: подберите
синоним к фразеологизму «учить азам самолетостроения», вызываю к доске
семиклассницу, она до этого «перерыла» весь интернет и нашла фразы: вбивать,
вколачивать т.д. Она пишет на доске «преподавать основы авиации», а у меня спрашивает:
- Какой синоним-глагол может подойти к слову «учить» (азы)
Я была в большом замешательстве, потому что до сих пор не подобрала аналог.
Возвращаемся к итоговому сочинению. Переходим к третьей стадии работы над
сочинением: индивидуальные консультации – без них никуда, если мы хотим добиться,
чтобы не все 30 сочинений были на одно тему с одинаковыми примерами из литературы,
то придется затратить усилия на каждого выпускника. Примерно с октября распределяю
по два занятия на каждого желающего, кому нужны высокие балы или престиж. А с мая
прошлого года выдаю на руки индивидуальный список литературы по тем силам, на
которые ученик способен. Мое условие: произведения должны быть современные,
приближенные к возрасту детей, небольшие по объему и интересные. Многие
произведения подсмотрела на кафедре русского языка и литературы у методистов ИРООО
(они занимаются репетиторством и поделились идеями), другие произведения читала по
отзывам молодежи из интернета. Таким образом накопился список, рекомендованный к
итоговому сочинению, который ничего общего не имеет к школьной программе. Есть при
этом сильные читающие ученики, есть «слабенькие». Вот так выглядят списки на лето для
слабых учеников:
Рекомендуемые темы
102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? (о любви)
213.Какими качествами должен обладать человек чести? (чем люди живы?)
304.Что значит достойно пережить поражение? (чем люди живы?)
410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни»? (о любимой книге)
501.Может ли дружба принести человеку разочарование? (о дружбе)
1.О войне: Б.Васильев «Одна ночь»
2.Экология: Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
3.О любви: А.И.Куприн «Олеся»
4.Чем люди живы? Р.Брэдбери «Карлик»
5.Семья: Б.Екимов «Мальчик на велосипеде»
6.О дружбе: А.Грин «Четырнадцать футов»
И есть списки посложнее:
Рекомендуемые темы:
102. Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»? (о смелости)
213. Кто или что помогает человеку добиться цели в жизни? (о средствах)
304. Нужно ли учиться сочувствию? (о равнодушии)
410. В чем причины измен и предательств?
(о чести и достоинстве)
501. Почему важно сохранять индивидуальность? (о человеке и обществе)
1.О войне: И.Закруткин «Матерь человеческая»
2.Экология: Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
3.О любви: В.Гюго «Собор Парижской богоматери»
4.Чем люди живы? В.Петрухин «Методика обучения сольному пению»
5.Семья: А.Лиханов «Высшая мера»
6.О дружбе: Смотреть х/ф «Сволочи» (режиссер А.Атанесян, 2006 г)
По этим спискам выпускники готовят читательские дневники, чтобы не забыть сюжет, с
этими списками приходят на индивидуальные консультации к учителю или репетитору.
Тогда хоть на проверке экспертам не приходится читать 25 из 30 текстов «Что такое
любовь?» с примерами из «Олеси» Куприна и Наташей Ростовой из романа «Война и
мир».
На индивидуальной консультации создаем совместно с учеником текст по выбранной им
теме (благо направления даются в сентябре), к консультациям приступаю после
опубликования направлений. Все трудности учитываем в ходе работы: не может
поставить проблему вопросом, чтобы легче отвечать и приводить аргументы. Путаем
аргументы с контраргументами. Не можем начать – ступор, не можем закончить
сочинение, в таком случае предлагаю вернуться к теме и перефразировать мысль первого
абзаца другими словами, чтобы зациклить текст.
Большой проблемой является собственная гражданская позиция, о которой я говорила в
начале своего рассуждения. Поэтому единственный способ вижу заканчивать текст
сочинения пунктом «Как проблема решается в современном мире» или «Как эта проблема
касается тебя?» Сколько раз я слышала возмущенные реплики детей: «Да я понятия не
имею, что испытывает человек, которому не ответили взаимностью в любви!» Приходится
убеждать (по советам методистов): «Попробуй виртуально поставить себя на место героя
и пережить на эмоциональном уровне данную ситуацию..» «Попробуй понять, что
чувствует человек, попавший в данную ситуацию…» Но в большинстве случаев я
солидарна с детьми, что если человека не коснулась эта ситуация, то и переживать ее не
надо. Незачем накапливать печальный опыт, пусть будет больше позитива в подростках,
может быть, меньше будет суицидов.
После того как текст создан с учеником, даю рекомендации родителям - на что обратить
внимание дома при написании письменных текстов. Выглядит это примерно так:
Рекомендуемая тема для Евы
1.
Любая на выбор
Трудности в написании эссе:
1. Проблему в теме видит хорошо и способна задать ее проблемным вопросом, но свою
позицию (настоящую) отстоять затрудняется. Вернее, ее позиция почему-то всегда
совпадает с авторской в произведении.
2. Сложно определить авторский стиль Поли, потому что стесняется выражать свою
позицию в жизни. Возможно, тема не заинтересовала.
3. Сложно искать оригинальную проблему (парадокс), чаще все сводится к классике.
4. Изобретать новую форму тоже сложно для Евы, пишет чаще всего по шаблону
5. После редактирования своего текста, текст становится еще «прилизаннее»
Достоинства Евы:
1.Способна видеть несколько взглядов на проблему
2.Всегда отстаивает классическую гражданскую позицию, принятую в обществе
3. Может сталкивать и отстаивать противоречивые точки зрения по проблеме в
классической литературе
4. Взгляд на мир не оригинальный, но очень правильный.
Рекомендации учителя:
1. Учиться быть «не идеальной», потому что жизни идеальной нет
2. Увлекать не только классикой, отдавать дань времени и людям, живущим рядом
(одноклассникам, они нуждаются в нашей поддержке).
3. Начитывать биографии писателей и поэтов, общественных деятелей
4. Находить и строить новые формы своих эссе
5. Заранее найти аргументы, доказывающие побеждающую роль литературы в жизни
человека.
Факультативы по русскому языку: четверг – 14.30 – 15.15
Если резюмировать все сказанное, то можно уложиться в несколько пунктов:
1.Работать на уроках литературы чаще с анализом отрывков из объемных произведений.
2.Ставить больше вопросов в отрывках, нежели ответов – так мысль будет работать
быстрее.
3.Умение редактировать тексты отрабатывать на уроках русского языка в ходе словарной
работы.
4.Собственное мнение отражать в последнем абзаце сочинения ответом на вопрос: «Как
эта проблема касается тебя?»
5.На лето выдать индивидуальные списки для декабрьского сочинения.
6.Назначить индивидуальные консультации после опубликования основных направлений
сочинения.
7.Отработать с каждым желающим этапы работы и дать рекомендации.
8.Для родителей составить рекомендации, чтобы они приняли участие в подготовке.
Конечно, это тяжелый и непростой труд, требующий большой отдачи и терпения. Можно
найти массу отговорок, чтобы этого не делать и ограничиться «шаблонами для всех»,
потом сесть при проверке и прочитать 30-50 одинаковых текстов, поставить зачет,
повозмущаться, что дети перестали читать и отправиться домой до следующего года.
Мне кажется, что это предательство по отношению к языку и литературе, даже не
профессии. Мы все боремся за чистоту языка и его популярность в мире, а наши дети все
уничижительнее относятся к тому, что говорят. Нельзя в этом винить только их. Учитель-
словесник должен разделить эту вину пополам, взять себя в руки и учиться. Учиться
вместе с детьми писать современные тексты о людях и проблемах страны, города или
человека.