Напоминание

"Организация работы с родителями в современном ДОУ"


Автор: Давлетшина Ирина Русбаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: г.Оренбурга
Наименование материала: "Взаимодействие с родителями"
Тема: "Организация работы с родителями в современном ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Организация работы с родителями в современном

ДОУ»

За историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения:

семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими

возможностями в формировании личности ребенка.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей

воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят

воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это

нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного

учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей?

Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического

характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов

воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере

знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой

осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит

позитивных результатов.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво

одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей

участниками воспитательного процесса?

Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе

детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей

существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят

слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку

зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного

диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и

профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические

стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и

профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными

участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить

инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на

благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей,

можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

1) оказание разовой помощи;

2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

4) родители помогают определять основные направления работы в группе;

5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно

благотворно отразиться на работе детского сада.

Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают

возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.

Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу

стараюсь организовать компактной, но эффективной.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой

необходимость решить следующие задачи:

- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские

взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;

- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном

учреждении;

- Содействовать в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;

- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой,

гуманистическим подходом к ребёнку;

Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей.

Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения,

доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка,

его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями

воспитанников.

В работе с семьёй я использую следующие принципы взаимодействия с родителями:

- Индивидуальный подход;

- Сотрудничество, а не наставничество;

- Системность;

- Гуманизация подходов к родителям.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем

направлениям:

Информационно – аналитическое:

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,

установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на

ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности

структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного

воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это

помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи,

учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в

образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели

присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и

консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в

подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках,

вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь

родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность,

отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-

образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников

образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные

участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;

заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;

равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время

проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах

воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства

развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог –

психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая

медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает

педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает

родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

В работе с родителями я использовала активные формы и методы:

Традиционные формы работы:

- общие и групповые родительские собрания,

- консультирование, анкетирование родителей,

- посещение семей воспитанников на дому,

- консультирование, анкетирование родителей,

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,

- совместные экскурсии,

- праздники,

- дни открытых дверей,

- дни общения,

- дни добрых дел,

- оформление информационных стендов, буклетов, выпуск ежемесячной газеты

«Почемучки».

Нетрадиционные формы общения с родителями:

- презентация группы,

Семинары – практикумы,

Конференции родителей и воспитателей,

- выпуск тематических журналов, выпуск ежемесячной газеты «Почемучки».

- встречи в «Дошкольной гостиной группы»,еклама 19

- занятия с участием родителей,

- «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей»,

- участие родителей в творческих конкурсах,

- Телефон Доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем

родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними), почта Доверия,

электронный адрес помощи,

- Совместное сотворчество родителей и воспитателя в разработке портфолио группы и

каждого ребёнка,

- Электронное портфолио на каждого ребёнка.

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают мне встретиться с

родителями лично, то поддерживать контакт с родителями мне помогают некоторые

формы письменного общения.

- Брошюры.

- Бюллетень.

- Доска объявлений.

- Ящик для предложений.

Письменные формы общения с родителями могут быть полезными при одном условии,

что они не заменяют личных контактов воспитателя и родителей.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей,

что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями,

первое родительское собрание «Презентация группы» я провела в нетрадиционной форме.

Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его

подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе

атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте

познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали

немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и

интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за

одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос

вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования

способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно

говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к презентации группы на мультимедийном проекторе.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую

фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю

благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в

совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им

вручали грамоты или благодарности:

На активистах мир стоит!

И садик здесь – не исключение…

И то, что жизнь у нас кипит –

Ваша заслуга, без сомненья!

Пусть оптимизм не иссякает

И бьет фонтаном вдохновенье!

Мы Вам грамоту вручаем

За бесконечное движенье!

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками,

научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини –

Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы

успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в

школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной

подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с

родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено

анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в

школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я

представляю своего ребенка в школе».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.

Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У

многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не

пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале

встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к

концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес

друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям

ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями,

которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им

были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей

детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

- дерево «Мудрости» - с мини советами для родителей,

- выпуск журналов «Почемучки»,

- выпуск ежемесячной газеты «Почемучки»,

- портфолио группы «Почемучки»,

- родительские уголки,

- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

«Воспитание со всех сторон»,

- библиотека – передвижка,

- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа,

мама, я - дружная семья»,

- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись

быть папой»,

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она

была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем

и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики –

курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей

души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий

возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые

можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы

работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает

возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить

тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,

востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что

любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего

ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как

это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком,

но и с родительской общественностью вцелом.

В группе проведены:

- праздники «В гостях у осени», «8 Марта – день особый», «День победы», «Масленица»,

«Пасха», «Лучшая семья моя», «День защиты детей», «Яблочный Спас»,

- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», «А ну-ка бабушки»,

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День космонавтики»,

- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

- совместные проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи»,

- выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,

- празднование дней рождения (ежемесячно),

- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,

- спектакли «Дюймовочка», «Под грибком», «Красная шапочка»,

- совместные походы «В мир прекрасного»,

- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я разработала

определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность

родителей в вопросах детско-родительских отношений.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они

помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли

оформить уголок дежурства, уголок природы. С помощью родителей оформлен

сенсорный уголок, тактильный стенд, разработана и оформлена «Звёздная карта неба»,

совместно составлен герб группы. С помощью родителей группа оформлена так, что

каждый уголок используется для развития детей.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций

ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых

технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением

педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с

родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась

культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не

теряется, а продолжает существовать.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с

родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те

задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается

.



В раздел образования