Автор: Давлетшина Ирина Русбаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: г.Оренбурга
Наименование материала: "Взаимодействие с родителями"
Тема: "Организация работы с родителями в современном ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
« Организация работы с родителями в современном
ДОУ»
За историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения:
семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими
возможностями в формировании личности ребенка.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей
воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят
воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это
нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного
учреждения. Каковы основные формы сотрудничества ДОУ с семьей?
Сегодня, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического
характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой
осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит
позитивных результатов.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво
одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
участниками воспитательного процесса?
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе
детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей
существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят
слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку
зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного
диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические
стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и
профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными
участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить
инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на
благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей,
можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно
благотворно отразиться на работе детского сада.
Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают
возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу
стараюсь организовать компактной, но эффективной.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой
необходимость решить следующие задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские
взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном
учреждении;
- Содействовать в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой,
гуманистическим подходом к ребёнку;
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей.
Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения,
доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка,
его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями
воспитанников.
В работе с семьёй я использую следующие принципы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальный подход;
- Сотрудничество, а не наставничество;
- Системность;
- Гуманизация подходов к родителям.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем
направлениям:
Информационно – аналитическое:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на
ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности
структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного
воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это
помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи,
учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в
образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели
присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и
консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в
подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках,
вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь
родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность,
отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-
образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников
образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные
участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время
проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства
развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог –
психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая
медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает
педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает
родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
В работе с родителями я использовала активные формы и методы:
Традиционные формы работы:
- общие и групповые родительские собрания,
- консультирование, анкетирование родителей,
- посещение семей воспитанников на дому,
- консультирование, анкетирование родителей,
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
- совместные экскурсии,
- праздники,
- дни открытых дверей,
- дни общения,
- дни добрых дел,
- оформление информационных стендов, буклетов, выпуск ежемесячной газеты
«Почемучки».
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- презентация группы,
Семинары – практикумы,
Конференции родителей и воспитателей,
- выпуск тематических журналов, выпуск ежемесячной газеты «Почемучки».
- встречи в «Дошкольной гостиной группы»,еклама 19
- занятия с участием родителей,
- «Родительские ринги», «Интеллектуальные игры», «Банки идей»,
- участие родителей в творческих конкурсах,
- Телефон Доверия (телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем
родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с ними), почта Доверия,
электронный адрес помощи,
- Совместное сотворчество родителей и воспитателя в разработке портфолио группы и
каждого ребёнка,
- Электронное портфолио на каждого ребёнка.
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают мне встретиться с
родителями лично, то поддерживать контакт с родителями мне помогают некоторые
формы письменного общения.
- Брошюры.
- Бюллетень.
- Доска объявлений.
- Ящик для предложений.
Письменные формы общения с родителями могут быть полезными при одном условии,
что они не заменяют личных контактов воспитателя и родителей.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей,
что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями,
первое родительское собрание «Презентация группы» я провела в нетрадиционной форме.
Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его
подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе
атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте
познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали
немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и
интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за
одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос
вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования
способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно
говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к презентации группы на мультимедийном проекторе.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую
фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю
благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в
совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им
вручали грамоты или благодарности:
На активистах мир стоит!
И садик здесь – не исключение…
И то, что жизнь у нас кипит –
Ваша заслуга, без сомненья!
Пусть оптимизм не иссякает
И бьет фонтаном вдохновенье!
Мы Вам грамоту вручаем
За бесконечное движенье!
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками,
научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.
Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини –
Пуху», «Мы – дети планеты Земля», проведены практикумы, тренинги «Факторы
успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в
школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».
В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной
подготовки к школе.
Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с
родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено
анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в
школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я
представляю своего ребенка в школе».
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У
многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не
пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений.
На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале
встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к
концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес
друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям
ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями,
которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им
были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей
детей, игры с буквами и цифрами.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- дерево «Мудрости» - с мини советами для родителей,
- выпуск журналов «Почемучки»,
- выпуск ежемесячной газеты «Почемучки»,
- портфолио группы «Почемучки»,
- родительские уголки,
- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,
«Воспитание со всех сторон»,
- библиотека – передвижка,
- фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа,
мама, я - дружная семья»,
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись
быть папой»,
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она
была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем
и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики –
курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей
души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий
возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые
можно поиграть, советы, задания
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы
работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает
возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить
тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что
любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего
ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как
это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком,
но и с родительской общественностью вцелом.
В группе проведены:
- праздники «В гостях у осени», «8 Марта – день особый», «День победы», «Масленица»,
«Пасха», «Лучшая семья моя», «День защиты детей», «Яблочный Спас»,
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», «А ну-ка бабушки»,
- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День космонавтики»,
- вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
- совместные проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи»,
- выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»,
- спектакли «Дюймовочка», «Под грибком», «Красная шапочка»,
- совместные походы «В мир прекрасного»,
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я разработала
определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность
родителей в вопросах детско-родительских отношений.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они
помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли
оформить уголок дежурства, уголок природы. С помощью родителей оформлен
сенсорный уголок, тактильный стенд, разработана и оформлена «Звёздная карта неба»,
совместно составлен герб группы. С помощью родителей группа оформлена так, что
каждый уголок используется для развития детей.
Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций
ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых
технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением
педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с
родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась
культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не
теряется, а продолжает существовать.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с
родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те
задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается
.