Автор: Елена Алексеевна Скудина
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Нововаршавская гимназия"
Населённый пункт: р.п. Нововаршавка, Омской области
Наименование материала: Программа по патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы
Тема: «Маленькие патриоты большой страны»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Нововаршавская гимназия»
Программа по патриотическому воспитанию
«Маленькие патриоты большой страны»
для
подготовительной к школе группы
МБОУ «Нововаршавская гимназия»
Составитель программы:
Скудина Елена Алексеевна,
учитель - логопед
2020
Пояснительная записка
Патриотизм - понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе
формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине,
верность героическим традициям, знание своего народа – являются основой
системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного
строя. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления
подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства,
общества и образовательных учреждений нашей страны.
Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к родному городу – задача первостепенной важности, и нет
необходимости — это доказывать. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а
затем ко всему человечеству».
Старший дошкольный возраст – это период позитивных изменений
преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых
каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не
почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научится
любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях
и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует
более высоких душевных и физических затрат. На современном этапе задачи
воспитания можно решать с использованием современных педагогических
технологий, новых подходов к планированию и проведению теоретических и
практических занятий, на которых формируется и развивается гражданская
позиция ребёнка.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и
обоснованное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, обоснованных на абстрактных идеях или заимствованных
у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое
воспитание залог успешного воспитания подрастающего поколения.
Психологи установили, что старший дошкольный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему
учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в
этом возрасте возникают большие возможности для систематического
нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических
чувств. Чувство любви к своей Родине начинается с уважения к своему краю,
родному городу, с чувства гордости за свою семью. Затем представления о родных
местах расширяют и углубляются за счёт знаний о своей стране в целом.
Опрос показал, что уровень осведомлённости детей о своих семьях, крае,
стране довольно низкий. Назвать по имени отчеству смогли 40% детей, а указать
их профессии – 55% опрошенных. Такие же сведения о бабушках и дедушках
смогли сообщить 35% и 30%. Логической составной частью патриотического
воспитания является воспитание уважения к родным местам. Только 30% детей
знают название города, округа, страны; узнают флаг, герб и гимн России.
Таким образом, целью программы является:формирование гражданской
позиции и патриотических чувств.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
коррекционно-образовательные: формирование знаний о Родине, своем
родном крае, месте рождения;
коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у школьников
познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти);
развитие роста самосознания, умения анализировать и делать правильный
выбор;
коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной
к социальным условиям.
Программа тесно связана с нравственным, умственным, физическим
воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей.
Основными принципами программы являются:
– конкретность и доступность предполагает, что все сведения излагаются ясно и
понятно, в соответствии с подготовленностью;
– выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы
учащиеся понимали, что знания гражданского становления является проявлением
межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности;
– правдивость, доверие, поддержка и стимулирование собственного поиска
информации, познание себя и других.
Принцип построения программы позволяет преподносить материал от
простого к сложному, причём многие понятия будут повторяться в течение всего
курса. Программа рассчитана на один год.
В ходе реализации программы предполагается использование современных
компьютерных технологий. Учитывая интерес детей к компьютерным занятиям,
можно предположить, что роль занятий по личностному развитию будет велика, а
значит и интерес к изучению истории родного края (региона, России), принципов
морали, нравственности возрастёт.
Для реализации программы целесообразно проводить занятия два раза в
месяц, занятия включают в себя как теорию, так и практику, время реализации
программы 18 часов. Данная программа рассчитана на детей старшего
дошкольного возраста.
Программа включает три направления:
1.
«Малая Родина»;
2.
«Мой регион»;
3.
«Страна, в которой я живу».
Предлагаемые формы работы по реализации программы:
1.
Беседы и интеллектуальные игры;
2.
Викторины;
3.
Встречи с ветеранами;
4.
Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков;
5.
Изготовление буклетов;
6.
Анкетирование;
7.
Диагностика.
Формы контроля:
1. Наблюдение;
2. Тестирование (составляется тест по окончанию каждого блока программы,
который включает в себя следующие варианты ответов «да +», «нет -», «незнаю
~);
3. Беседа;
4. Проектная деятельность (обучающимся предоставляется возможность
самостоятельно разработать проект по окончанию каждого блока программы).
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной
коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник на каждого
воспитанника, который включает в себя следующие разделы:
Фамилия Имя воспитанника
0000-0000 уч.год
№ п/п
Мероприятия
Форма
участия
Работа
Самооценка
Методы обучения для реализации программы:
В процессе реализации программы используются разнообразные методы
обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- рассказ, беседы;
- работа с книгой и Интернетом;
- демонстрация;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- методы мотивации и стимулирования;
- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- познавательная игра;
- поисковый метод.
Тематический план
№
Направление
1 год
Теория
1 год
Практика
1
«Малая Родина»
6
2
2
«Мой регион»
6
2
3
«Страна, в которой я живу»
6
2
Всего часов
24
Календарно - тематический план
на 1 год обучения
№
Тема
Форма
проведения
Раздел
программы
Т П
Сроки
1
«Патриотизм
начинается с
малого: с любви к
тому месту, где ты
родился и живёшь»
Экскурсия по
достопримечательностя
м
«Малая
Родина»
1
Сентябр
ь
2
Оформление
информационного
стенда «Символика
Нововаршавского
района»,
«История села
Нововаршавка»,
«История нашей
школы»
Работа с книгой,
мультимедиа
«Малая
Родина»
1
1
Сентябр
ь
3
«История
моего
имени и фамилии»
Беседа, рассказ,
обсуждение
«Малая
Родина»
1
1
Октябрь
4
«Мои
замечательные
земляки»
Мастерская письма
«Малая
Родина»
1
Октябрь
5
Органы местной
власти. Какую
функцию они
выполняют?
Круглый стол, ролевая
игра
«Малая
Родина»
1
Ноябрь
6
«Кем я стану, кем
мне быть, чтобы
Родине служить?»
Беседа, рассказ,
сочинение
«Малая
Родина»
1
Ноябрь
6
2
7
«Что мы знаем о
народах,
населяющих
Омскую область»
Просмотр и
обсуждение
видеоролика
«Мой регион»
1
Декабрь
8
Флаг, герб, гимн
Омской области
Рассказ-обсуждение
«Мой регион»
1
Декабрь
9
«Вот он, мой край»
Заочная экскурсия
«Мой регион»
1
Январь
10
«Мои
замечательные
земляки». Герои
Омской области
Беседа с элементами
дискуссии
«Мой регион»
1
Январь
11
«Я горжусь»
Информационное
сообщение с
элементами беседы
«Мой регион»
1
1
Февраль
12
«Защищать Родину
– это почётный
долг»
Просмотр видеоролика,
с последующим
обсуждением
«Мой
регион»
1
Февраль
6
2
13
«Россия –
многонациональное
государство»
Просмотр и
обсуждение
видеоролика
«Страна, в
которой я
живу»
1
Март
14
«Органы
государственной
власти».
Круглый стол
«Страна, в
которой я
живу»
1
Март
15
«Овеянные славой
Флаг наш и герб»,
«Символы Родины»
Просмотр презентации,
беседа
«Страна, в
которой я
живу»
1
1
Апрель
16
«Знакомство с
конституцией
России»
Беседа с дискуссией
«Страна, в
которой я
живу»
1
Апрель
17
«Праздник великой
победы. Экскурсия
к Вечному огню.
Участие в параде и
шествие в
«Бессмертный
полк»
Экскурсия в
Нововаршавский
краевой музей, к
памятнику. Участие в
параде Победы
«Страна, в
которой я
живу»
2
Май
6
2
Содержание курса программы:
Тема 1. «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты родился и
живёшь» (1 ч)
Экскурсия по достопримечательностям.
Тема 2. Оформление информационного стенда «Символы нашего края»,«История
села Нововаршавка», «История нашей школы» (1ч)
Тема 3. «История моего имени и фамилии» (1ч)
Беседа о роли имени в жизни человека. Почему именно так меня назвали.
Рассматривание семейных фотографий.Работа с энциклопедическими словарями
(понятия генеалогия, род, предки).
Тема 4. «Мои замечательные земляки» (1ч)
Сбор информации об интересных людях. Рассказ об их значимости в обществе.
Тема 5.Органы местной власти. Какую функцию они выполняют? (1ч)
Познакомить детей с понятием. Сюжетно-ролевая игра «Выборы».
Тема 6.«Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?» (1ч)
Познакомить детей с профессиями. Сочинение «Кем я хочу стать».
Тема 7.«Что мы знаем о народах, населяющих Омскую область» (1ч)
Познакомить детей с народами разных национальностей проживающих в нашей
области. Просмотр и обсуждение видеоролика.
Тема 8.Флаг, герб Омской области (1ч)
Показать и познакомить детей с флагом, гербом, гимном Омской области.
Тема 9.«Вот он мой край» (1ч)
Заочная экскурсия по краю. Просмотр презентации. Обсуждение.
Тема 10.«Мои замечательные земляки». Герои Омской области (1ч)
Рассказать детям о героях Омской области. Обсуждение их подвига. Игра «Что я
сделал хорошего».
Тема 11.«Я горжусь» (1ч)
Игра-викторина «Я горжусь, что здесь живу». Пишем сочинение «Я горжусь, что
здесь живу».
Тема 12.«Защищать Родину – это почётный долг» (1ч)
Рассказать и показать детям о родах войск находящиеся на территории Омской
области.
Тема 13. «Органы государственной власти» (1ч)
Познакомить детей с органами государственной власти. Рассказать об их роли в
управлении государством.
Тема 14. «Россия – многонациональное государство» (1ч)
Беседа: сколько национальностей проживает в России. Как с уважением относится
к людям разных национальностей. Рассказать о толерантности, дружеских
отношениях.Обсуждение ситуации.
Тема 15.«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины» (1ч)Повторение
слов Гимна России. Рассказ о флаге (почему именно выбраны: синий, красный,
белые цвета), гербе (элементы). Изготовление буклетов с помощью компьютерных
технологий.
Тема 16,17.«Праздник великой победы. Экскурсия к Вечному огню. Участие в
параде и шествие в «Бессмертный полк»(2ч)
Экскурсия и беседа об уважении, любви и благодарности к людям, защищавшим
нашу страну в войне против фашистских захватчиков.
Разработка проекта, создание мультимедийной презентации, защита проекта.
Тема 18.«Знакомство с конституцией России»(1ч)
Беседа-обобщениео правах ребёнка, его обязанностях.Проигрывание ситуаций.
Тест «Правильно ли я себя веду в обществе?».
В результате обучения воспитанники должны знать и уметь:
Место своего рождения, свой регион, страну;
Государственную символику, символику региона, малой родины;
Первоначальные ценности гражданского общества;
Начальные представления о правах и обязанностях человека,
знакомство с конституцией;
преодолевать трудности;
отвечать за свои поступки;
постоять за себя;
умение осуществлять информационный поиск.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-
патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы будут
способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического
осознания у воспитанников.
Программа позволит:
углубить знания о Родине, своем родном крае, месте рождения;
углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;
научить анализировать и понимать органическую целостность истории
культуры России;
понять их личную ответственность за будущее России.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим
воспитанием подготовительной к школе группы.
Программа реализуется через формирование:
Чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
Уважительного отношения к языку своего народа;
Чувства гордости за социальные и культурные достижения своей страны;
Знакомство с символикой края, государства;
Уважительного отношения к историческому прошлому Родины;
Гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей.
Развитие методических основ патриотического воспитания
Системой мер по развитию методических основ патриотического воспитания
предусматривается:
разработка методических рекомендаций по формированию и развитию личности
патриота;
изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического
воспитания для его внедрения в практику.
Сроки реализации программы.
1 год
Возраст участников: 6 - 7 лет;
Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность.
Виды контроля: диагностика.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся: 2 раза в месяц по 25 – 30 мин.
Всего занятий:18
Практическая работа: 6
Планируемые результаты программы:
Личностные:
Сформировать ценностное отношение к России, своему народу, краю,
государственной символике, законам РФ, старшему поколению.
Получить знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии
своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями.
Научить взаимодействовать с людьми разного возраста, стать неравнодушными к
жизненным проблемам других людей, научить сочувствовать человеку,
находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в
поведении, поступках людей.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны» является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками в сообществах разного типа (группа, школа, семья, учреждения
культуры, т.д.);
способность использовать источники художественного наследия в пересказе,
анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и
других людей;
Познавательные:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию
курса, используя дополнительную литературу;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
подготовительной к школе группы). Иметь представление о понятиях: хороший
поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок,
государство, гражданство, милосердие, свобода, обязанность, ответственность.
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Материальные ресурсы для реализации программы:
1.
Музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор;
2.
Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, краски (гуашь,
акварельные краски), альбомы для рисования, ватман, клей ПВА, кисти для
рисования, ластики, печатная бумага формата А-4;
3.
Наглядный и раздаточный материал:
- Плакаты и иллюстрации на патриотическую тематику;
-Газеты, журналы со статьями;
- Буклеты, памятки, брошюры на патриотическую тематику;
- Карточки с вопросами.
Информационные ресурсы
:
телевидение, Интернет ресурсы, литература,
включающая в себя всё о патриотизме, организация выставки информационных
буклетов, брошюр по пропаганде патриотического воспитания.
Формы подведения итогов
№ Направление
Форма подведения итогов
1.
«Малая
Родина»
Фронтальная беседа. Составление технологических
карт, защита творческих проектов, выполнение
практических заданий
2.
«Мой регион»
Фронтальная и индивидуальная беседы, составление
технологических карт, защита творческих проектов,
выполнение практических заданий
3.
«Страна, в
которой я
живу»
Фронтальная и индивидуальная беседы, составление
технологических карт, защита творческих проектов,
выполнение практических заданий
Список литературы:
1.
Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного
воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
2.
Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.
Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
3.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2006 – 2010 годы», М.: 2006.
4.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4
классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
5.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.
6.
Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И.
Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
7.
Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на
2006-2010 годы», 2005.
8.
Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009. (Стандарты
второго поколения).
9.
Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание
школьников" 4. 2002.
10.Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.
Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ
«Сфера», 2001. – 128с.
11.Интернет ресурсы.
12.Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание?
Воспитание. Воспитание! – М., 2000.