Напоминание

«Маленькие патриоты большой страны»


Автор: Елена Алексеевна Скудина
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Нововаршавская гимназия"
Населённый пункт: р.п. Нововаршавка, Омской области
Наименование материала: Программа по патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы
Тема: «Маленькие патриоты большой страны»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Нововаршавская гимназия»

Программа по патриотическому воспитанию

«Маленькие патриоты большой страны»

для

подготовительной к школе группы

МБОУ «Нововаршавская гимназия»

Составитель программы:

Скудина Елена Алексеевна,

учитель - логопед

2020

Пояснительная записка

Патриотизм - понятие всеобъемлющее. В разные времена в обществе

формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине,

верность героическим традициям, знание своего народа – являются основой

системы воспитания любого гражданского общества, любого государственного

строя. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления

подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства,

общества и образовательных учреждений нашей страны.

Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной

культуре, к родному городу – задача первостепенной важности, и нет

необходимости — это доказывать. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а

затем ко всему человечеству».

Старший дошкольный возраст – это период позитивных изменений

преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых

каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не

почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научится

любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях

и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует

более высоких душевных и физических затрат. На современном этапе задачи

воспитания можно решать с использованием современных педагогических

технологий, новых подходов к планированию и проведению теоретических и

практических занятий, на которых формируется и развивается гражданская

позиция ребёнка.

К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и

обоснованное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, обоснованных на абстрактных идеях или заимствованных

у другого народа». Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое

воспитание залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили, что старший дошкольный возраст характеризуется

повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему

учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в

этом возрасте возникают большие возможности для систематического

нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических

чувств. Чувство любви к своей Родине начинается с уважения к своему краю,

родному городу, с чувства гордости за свою семью. Затем представления о родных

местах расширяют и углубляются за счёт знаний о своей стране в целом.

Опрос показал, что уровень осведомлённости детей о своих семьях, крае,

стране довольно низкий. Назвать по имени отчеству смогли 40% детей, а указать

их профессии – 55% опрошенных. Такие же сведения о бабушках и дедушках

смогли сообщить 35% и 30%. Логической составной частью патриотического

воспитания является воспитание уважения к родным местам. Только 30% детей

знают название города, округа, страны; узнают флаг, герб и гимн России.

Таким образом, целью программы является:формирование гражданской

позиции и патриотических чувств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

коррекционно-образовательные: формирование знаний о Родине, своем

родном крае, месте рождения;

коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у школьников

познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти);

развитие роста самосознания, умения анализировать и делать правильный

выбор;

коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной

к социальным условиям.

Программа тесно связана с нравственным, умственным, физическим

воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей.

Основными принципами программы являются:

конкретность и доступность предполагает, что все сведения излагаются ясно и

понятно, в соответствии с подготовленностью;

выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы

учащиеся понимали, что знания гражданского становления является проявлением

межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности;

правдивость, доверие, поддержка и стимулирование собственного поиска

информации, познание себя и других.

Принцип построения программы позволяет преподносить материал от

простого к сложному, причём многие понятия будут повторяться в течение всего

курса. Программа рассчитана на один год.

В ходе реализации программы предполагается использование современных

компьютерных технологий. Учитывая интерес детей к компьютерным занятиям,

можно предположить, что роль занятий по личностному развитию будет велика, а

значит и интерес к изучению истории родного края (региона, России), принципов

морали, нравственности возрастёт.

Для реализации программы целесообразно проводить занятия два раза в

месяц, занятия включают в себя как теорию, так и практику, время реализации

программы 18 часов. Данная программа рассчитана на детей старшего

дошкольного возраста.

Программа включает три направления:

1.

«Малая Родина»;

2.

«Мой регион»;

3.

«Страна, в которой я живу».

Предлагаемые формы работы по реализации программы:

1.

Беседы и интеллектуальные игры;

2.

Викторины;

3.

Встречи с ветеранами;

4.

Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков;

5.

Изготовление буклетов;

6.

Анкетирование;

7.

Диагностика.

Формы контроля:

1. Наблюдение;

2. Тестирование (составляется тест по окончанию каждого блока программы,

который включает в себя следующие варианты ответов «да +», «нет -», «незнаю

~);

3. Беседа;

4. Проектная деятельность (обучающимся предоставляется возможность

самостоятельно разработать проект по окончанию каждого блока программы).

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной

коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.

Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник на каждого

воспитанника, который включает в себя следующие разделы:

Фамилия Имя воспитанника

0000-0000 уч.год

п/п

Мероприятия

Форма

участия

Работа

Самооценка

Методы обучения для реализации программы:

В процессе реализации программы используются разнообразные методы

обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- рассказ, беседы;

- работа с книгой и Интернетом;

- демонстрация;

- практические работы репродуктивного и творческого характера;

- методы мотивации и стимулирования;

- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

- познавательная игра;

- поисковый метод.

Тематический план

Направление

1 год

Теория

1 год

Практика

1

«Малая Родина»

6

2

2

«Мой регион»

6

2

3

«Страна, в которой я живу»

6

2

Всего часов

24

Календарно - тематический план

на 1 год обучения

Тема

Форма

проведения

Раздел

программы

Т П

Сроки

1

«Патриотизм

начинается с

малого: с любви к

тому месту, где ты

родился и живёшь»

Экскурсия по

достопримечательностя

м

«Малая

Родина»

1

Сентябр

ь

2

Оформление

информационного

стенда «Символика

Нововаршавского

района»,

«История села

Нововаршавка»,

«История нашей

школы»

Работа с книгой,

мультимедиа

«Малая

Родина»

1

1

Сентябр

ь

3

«История

моего

имени и фамилии»

Беседа, рассказ,

обсуждение

«Малая

Родина»

1

1

Октябрь

4

«Мои

замечательные

земляки»

Мастерская письма

«Малая

Родина»

1

Октябрь

5

Органы местной

власти. Какую

функцию они

выполняют?

Круглый стол, ролевая

игра

«Малая

Родина»

1

Ноябрь

6

«Кем я стану, кем

мне быть, чтобы

Родине служить?»

Беседа, рассказ,

сочинение

«Малая

Родина»

1

Ноябрь

6

2

7

«Что мы знаем о

народах,

населяющих

Омскую область»

Просмотр и

обсуждение

видеоролика

«Мой регион»

1

Декабрь

8

Флаг, герб, гимн

Омской области

Рассказ-обсуждение

«Мой регион»

1

Декабрь

9

«Вот он, мой край»

Заочная экскурсия

«Мой регион»

1

Январь

10

«Мои

замечательные

земляки». Герои

Омской области

Беседа с элементами

дискуссии

«Мой регион»

1

Январь

11

«Я горжусь»

Информационное

сообщение с

элементами беседы

«Мой регион»

1

1

Февраль

12

«Защищать Родину

– это почётный

долг»

Просмотр видеоролика,

с последующим

обсуждением

«Мой

регион»

1

Февраль

6

2

13

«Россия –

многонациональное

государство»

Просмотр и

обсуждение

видеоролика

«Страна, в

которой я

живу»

1

Март

14

«Органы

государственной

власти».

Круглый стол

«Страна, в

которой я

живу»

1

Март

15

«Овеянные славой

Флаг наш и герб»,

«Символы Родины»

Просмотр презентации,

беседа

«Страна, в

которой я

живу»

1

1

Апрель

16

«Знакомство с

конституцией

России»

Беседа с дискуссией

«Страна, в

которой я

живу»

1

Апрель

17

«Праздник великой

победы. Экскурсия

к Вечному огню.

Участие в параде и

шествие в

«Бессмертный

полк»

Экскурсия в

Нововаршавский

краевой музей, к

памятнику. Участие в

параде Победы

«Страна, в

которой я

живу»

2

Май

6

2

Содержание курса программы:

Тема 1. «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты родился и

живёшь» (1 ч)

Экскурсия по достопримечательностям.

Тема 2. Оформление информационного стенда «Символы нашего края»,«История

села Нововаршавка», «История нашей школы» (1ч)

Тема 3. «История моего имени и фамилии» (1ч)

Беседа о роли имени в жизни человека. Почему именно так меня назвали.

Рассматривание семейных фотографий.Работа с энциклопедическими словарями

(понятия генеалогия, род, предки).

Тема 4. «Мои замечательные земляки» (1ч)

Сбор информации об интересных людях. Рассказ об их значимости в обществе.

Тема 5.Органы местной власти. Какую функцию они выполняют? (1ч)

Познакомить детей с понятием. Сюжетно-ролевая игра «Выборы».

Тема 6.«Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?» (1ч)

Познакомить детей с профессиями. Сочинение «Кем я хочу стать».

Тема 7.«Что мы знаем о народах, населяющих Омскую область» (1ч)

Познакомить детей с народами разных национальностей проживающих в нашей

области. Просмотр и обсуждение видеоролика.

Тема 8.Флаг, герб Омской области (1ч)

Показать и познакомить детей с флагом, гербом, гимном Омской области.

Тема 9.«Вот он мой край» (1ч)

Заочная экскурсия по краю. Просмотр презентации. Обсуждение.

Тема 10.«Мои замечательные земляки». Герои Омской области (1ч)

Рассказать детям о героях Омской области. Обсуждение их подвига. Игра «Что я

сделал хорошего».

Тема 11.«Я горжусь» (1ч)

Игра-викторина «Я горжусь, что здесь живу». Пишем сочинение «Я горжусь, что

здесь живу».

Тема 12.«Защищать Родину – это почётный долг» (1ч)

Рассказать и показать детям о родах войск находящиеся на территории Омской

области.

Тема 13. «Органы государственной власти» (1ч)

Познакомить детей с органами государственной власти. Рассказать об их роли в

управлении государством.

Тема 14. «Россия – многонациональное государство» (1ч)

Беседа: сколько национальностей проживает в России. Как с уважением относится

к людям разных национальностей. Рассказать о толерантности, дружеских

отношениях.Обсуждение ситуации.

Тема 15.«Овеянные славой Флаг наш и герб», «Символы Родины» (1ч)Повторение

слов Гимна России. Рассказ о флаге (почему именно выбраны: синий, красный,

белые цвета), гербе (элементы). Изготовление буклетов с помощью компьютерных

технологий.

Тема 16,17.«Праздник великой победы. Экскурсия к Вечному огню. Участие в

параде и шествие в «Бессмертный полк»(2ч)

Экскурсия и беседа об уважении, любви и благодарности к людям, защищавшим

нашу страну в войне против фашистских захватчиков.

Разработка проекта, создание мультимедийной презентации, защита проекта.

Тема 18.«Знакомство с конституцией России»(1ч)

Беседа-обобщениео правах ребёнка, его обязанностях.Проигрывание ситуаций.

Тест «Правильно ли я себя веду в обществе?».

В результате обучения воспитанники должны знать и уметь:

Место своего рождения, свой регион, страну;

Государственную символику, символику региона, малой родины;

Первоначальные ценности гражданского общества;

Начальные представления о правах и обязанностях человека,

знакомство с конституцией;

преодолевать трудности;

отвечать за свои поступки;

постоять за себя;

умение осуществлять информационный поиск.

Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-

патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы будут

способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического

осознания у воспитанников.

Программа позволит:

углубить знания о Родине, своем родном крае, месте рождения;

углубить знания об истории, традициях, культуре народов России;

научить анализировать и понимать органическую целостность истории

культуры России;

понять их личную ответственность за будущее России.

Основные направления реализации Программы

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим

воспитанием подготовительной к школе группы.

Программа реализуется через формирование:

Чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Уважительного отношения к языку своего народа;

Чувства гордости за социальные и культурные достижения своей страны;

Знакомство с символикой края, государства;

Уважительного отношения к историческому прошлому Родины;

Гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей.

Развитие методических основ патриотического воспитания

Системой мер по развитию методических основ патриотического воспитания

предусматривается:

разработка методических рекомендаций по формированию и развитию личности

патриота;

изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического

воспитания для его внедрения в практику.

Сроки реализации программы.

1 год

Возраст участников: 6 - 7 лет;

Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность.

Виды контроля: диагностика.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся: 2 раза в месяц по 25 – 30 мин.

Всего занятий:18

Практическая работа: 6

Планируемые результаты программы:

Личностные:

Сформировать ценностное отношение к России, своему народу, краю,

государственной символике, законам РФ, старшему поколению.

Получить знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения

гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии

своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями.

Научить взаимодействовать с людьми разного возраста, стать неравнодушными к

жизненным проблемам других людей, научить сочувствовать человеку,

находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в

поведении, поступках людей.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по

патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны» является

формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и

сверстниками в сообществах разного типа (группа, школа, семья, учреждения

культуры, т.д.);

способность использовать источники художественного наследия в пересказе,

анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и

других людей;

Познавательные:

добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию

курса, используя дополнительную литературу;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания

подготовительной к школе группы). Иметь представление о понятиях: хороший

поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, ребенок,

государство, гражданство, милосердие, свобода, обязанность, ответственность.

перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

Материальные ресурсы для реализации программы:

1.

Музыкальный центр, ноутбук, видеопроектор;

2.

Канцелярские принадлежности: цветные карандаши, краски (гуашь,

акварельные краски), альбомы для рисования, ватман, клей ПВА, кисти для

рисования, ластики, печатная бумага формата А-4;

3.

Наглядный и раздаточный материал:

- Плакаты и иллюстрации на патриотическую тематику;

-Газеты, журналы со статьями;

- Буклеты, памятки, брошюры на патриотическую тематику;

- Карточки с вопросами.

Информационные ресурсы

:

телевидение, Интернет ресурсы, литература,

включающая в себя всё о патриотизме, организация выставки информационных

буклетов, брошюр по пропаганде патриотического воспитания.

Формы подведения итогов

Направление

Форма подведения итогов

1.

«Малая

Родина»

Фронтальная беседа. Составление технологических

карт, защита творческих проектов, выполнение

практических заданий

2.

«Мой регион»

Фронтальная и индивидуальная беседы, составление

технологических карт, защита творческих проектов,

выполнение практических заданий

3.

«Страна, в

которой я

живу»

Фронтальная и индивидуальная беседы, составление

технологических карт, защита творческих проектов,

выполнение практических заданий

Список литературы:

1.

Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного

воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

2.

Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.

Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

3.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на

2006 – 2010 годы», М.: 2006.

4.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4

классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

5.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.

6.

Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И.

Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

7.

Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на

2006-2010 годы», 2005.

8.

Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009. (Стандарты

второго поколения).

9.

Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание

школьников" 4. 2002.

10.Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности.

Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ

«Сфера», 2001. – 128с.

11.Интернет ресурсы.

12.Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание?

Воспитание. Воспитание! – М., 2000.



В раздел образования