Автор: Бондаренко Анна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 441
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 441 комби-
нированного вида»,
630136, г. Новосибирск, ул. Киевская, 21/1, тел./факс 341-91-88
Консультация для воспитателей
Тема: «Требования к кадровым условиям реализации
образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»
Подготовила: старший воспитатель МКДОУ д/с № 441
Бондаренко А.М.
Педагог – ключевая фигура в реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего не-
льзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и
самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере
относятся и к педагогу.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификацион-
ным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специали-
стов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с
изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистраци-
онный № 21240).
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Програм-
мы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагоги-
ческими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для
создания условия развития детей.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит до-
школьное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за
ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, вы-
деляемую в отдельную услугу.
18 октября 2013 года принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении про-
фессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря
2013 года.
Ответственная организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой
политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых дого-
воров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международ-
ный уровень. Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополни-
тельного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных тре-
бований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие
специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Учи-
тывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограничен-
ные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный
педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таких как:
готовность учить всех без исключения де-
тей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Должность
Воспитатель
Трудовая функция
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Требования к образованию и обучению
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Об-
разование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образо-
вательной организации
Требования к опыту практической работы
Требования к опыту практической работы не предъявляются
Особые условия допуска к работе
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу пригово-
ром суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Россий-
ской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Трудовые действия
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организа-
ции через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период
пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответ-
ствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными програм-
мами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ об-
разовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалиста-
ми) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или
дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,
испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития де-
тей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их разви-
тия
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным
слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-
исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободно-
го выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных
видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его
особых образовательных потребностей
Необходимые умения
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-
исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результа-
ты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для даль-
нейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследо-
вательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольно-
го возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического
просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образова-
тельной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возрас-
та
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной
педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Профессиональный стандарт педагога – это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного об-
разования на международный уровень.