Напоминание

«Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»


Автор: Бондаренко Анна Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с 441
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 441 комби-

нированного вида»,

630136, г. Новосибирск, ул. Киевская, 21/1, тел./факс 341-91-88

Консультация для воспитателей

Тема: «Требования к кадровым условиям реализации

образовательной программы дошкольного образования. Профессиональный стандарт педагога»

Подготовила: старший воспитатель МКДОУ д/с № 441

Бондаренко А.М.

Педагог – ключевая фигура в реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего не-

льзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и

самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере

относятся и к педагогу.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификацион-

ным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специали-

стов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н

(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с

изменениями внесёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистраци-

онный № 21240).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Програм-

мы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагоги-

ческими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для

создания условия развития детей.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит до-

школьное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за

ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, вы-

деляемую в отдельную услугу.

18 октября 2013 года принят Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении про-

фессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного

общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря

2013 года.

Ответственная организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

Ректор Рубцов Виталий Владимирович

Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой

политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых дого-

воров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международ-

ный уровень. Стандарт является основой для формирования содержания профессионального образования и дополни-

тельного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных тре-

бований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие

специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Учи-

тывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограничен-

ные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный

педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе,

тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, таких как:

готовность учить всех без исключения де-

тей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Должность

Воспитатель

Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Об-

разование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной

переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее

профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образо-

вательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу пригово-

ром суда;

имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Россий-

ской Федерации;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с

федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организа-

ции через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период

пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответ-

ствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными програм-

мами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ об-

разовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалиста-

ми) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или

дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми,

испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития де-

тей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их разви-

тия

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между

детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным

слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-

исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких

возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободно-

го выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных

видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его

особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-

исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких

возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в

соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результа-

ты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для даль-

нейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследо-

вательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольно-

го возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического

просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образова-

тельной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возрас-

та

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной

педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Профессиональный стандарт педагога – это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного об-

разования на международный уровень.



В раздел образования