Автор: Магадеева Райля Халфитдиновна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Сибайская гимназия-интернат
Населённый пункт: г.Сибай
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание учащихся через уроки "Семьеведения"
Раздел: полное образование
Воспитание учащихся через уроки «Семьеведения».
С прошлого учебного года в школах ввели новую внеурочную деятельность
«Семьеведение». Зачем нужен новый предмет, говорит ли его появление о том,
что родители уже не справляются со своими обязанностями, кто должен читать
такой курс? Ведь азы будущей семейной жизни закладываются уже в семье.
Роль семьи в воспитании личности очень велика. С тех пор как существует семья,
она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают
первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо
дня в день, она влияет на все стороны его жизни.
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье
должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму
чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его
душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для
ребенка. Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья
является могучим воспитательным средством.
Каковы же цели и задачи семьи?
Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить,
ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о
передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых,
познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно
управлять самим собой».
Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать
для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На
созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Отличить любовь от влюбленности
«Нужно подключаться не тогда, когда молодые люди принимают решение
вступить в брак, это уже довольно поздно, а приступать к воспитанию будущей
семейной жизни нужно целенаправленно через систему образования».
Азы будущей семейной жизни предполагают закладывать факультативно, чтобы
учащиеся знали, как выстраивать отношения. Подросткам, например, такой курс
может помочь разобраться, где настоящая любовь, а где только влюбленность,
уберечь от суицида.
У нас должна быть самая настоящая подготовка к семейной жизни. Те самые
конфликты, семейные споры, которые можно урегулировать, целый пласт
конфликтологии в семье мы должны преподавать детям в старших классах.
Подготовка к семейной жизни необязательно должна проходить через курс
«Семьеведение», но и через какие-то другие каналы. Но первое, что мы должны
точно зафиксировать у себя в голове, — данные по разводам. Они говорят о том,
что нет готовности к семейной жизни. Проблемы, в первую очередь,
межличностные, воспринимаются как катастрофические и ведут к разводу. Хотя,
на самом деле, очень часто они таковыми не являются, их можно было бы
преодолеть при наличии определенного багажа знаний, которого нет. И
следовательно, наша задача сейчас-
дополнить знания, объяснить задачи семьи,
социальную роль, дать ориентир.
Уточняем: не говорит ли введение предмета о неспособности родителей
рассказывать о семье, учить выстраивать отношения?
«Семьеведение» и основы семейной жизни были и в советское время. Тогда не
было такой катастрофической ситуации с количеством разводов.
Самая лучшая форма — это когда семья готовит детей. Родители готовят не
словами: «Давайте, так надо жить, так», — а своим примером. Известный факт:
самое лучшее усвоение того или иного поведения во взрослой жизни происходит
через наблюдение поведения значимых взрослых, в первую очередь, родителей.
Это канал хороший, правильный, но, к сожалению, он не справляется: родители
заняты работой, дети — своими делами, они не могут часто наблюдать семейные
отношения. И потом, часто эти отношения не являются образцовыми. Сейчас этот
канал, мягко говоря, не на 100% выполняет функцию обучения семейной жизни.
Чему же стоит учить в рамках курса? Улаживанию конфликтов, финансовой
грамотности, выстраиванию отношений не только супругов друг с другом, но и с
родными по обе стороны — тещей, тестем, свекровью, свекром.
Из анализа быта известно, и исследования это показывают: очень часто причина
проблем в семье — построение плохих отношений не с супругами, а с
родителями. Как строить отношения с родителями жены, мужа? Какие здесь
могут быть подводные камни, как решать проблемы? Знания рисков уже в
значительном количестве случаев позволяет их преодолевать. В курсе должна
быть не только теоретическая часть, но и обязательно практическая: ты — жена,
одноклассник — твой муж. Нужно попробовать разыграть конфликтную
ситуацию, после того, как в теории узнали, какие есть технологии решения
подобных задач.