Напоминание

"Исследование проблем социального сиротства в Екатеринбурге (на примере работы социальных учреждений)"


Автор: Рабовская Иветта Борисовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №" 36
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: тезисы
Тема: "Исследование проблем социального сиротства в Екатеринбурге (на примере работы социальных учреждений)"
Раздел: полное образование





Назад




Тезисы

«Исследование проблем социального сиротства в Екатеринбурге

(на примере работы социальных учреждений)»

Сколько

сегодня

в

России

детей,

оставшихся

без

родительского

попечения - не знает никто. К цифре «более 260 тысяч», обнародованной

Министерством образования и науки РФ, можно смело прибавить более 4

млн.

беспризорных

детей

и

подростков.

Да

еще

огромная

армия

«неучтенных» маленьких россиян, которые находятся в детских больницах в

ожидании своей очереди в дома ребенка. И с каждым годом их все больше...

Парадоксально, но факт.

Государство не знает, сколько детей нуждается сегодня в его защите.

Или знает, охраняя собственный покой и безмятежный сон своих граждан?

Несомненным

показателем

актуальности

является

наличие

злободневной

проблемы

в

данной

области

исследования,

которая

представляет собой некую противоречивую ситуацию, требующую своего

разрешения. Поэтому, приступая к ее разрешению, необходимо поставить

перед

собой

несколько

вопросов:

«Какой

результат

предполагается

получить?», «Каким видится этот результат?», «Что необходимо сделать для

его получения?».

Объектом исследования служат дети-сироты и дети, оставшиеся без

попечения родителей. Таких в России - несколько десятков миллионов.

Предмет

исследования:

детские

дома,

Дома

ребенка,

центры

социальной помощи семье и детям.

Цель

исследования

проанализировать

работу

государственных

учреждений, занимающихся проблемой сирот и детей, находящихся в зоне

социального риска.

Проведен собственный анализ непосредственной деятельности Центра

реабилитации «Каравелла», Истокского дома ребенка и Дома ребенка № 5,

ГОУ

СО

«Центр

Социальной

помощи

семье

и

детям

«Гнездышко»

Кировского

района

г.

Екатеринбурга

и

выявлены

основные

проблемы,

с

которыми сталкиваются данные организации.

По проценту детей - сирот очень мало. Речь идет в моей работе о

социальных сиротах. А социальный сирота - это ребенок, который имеет

биологических

родителей,

но

они

по

каким-то

причинах

не

занимаются

воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Также я рассмотрела опеку и

попечительство

в

России,

систему

работы

с

приемными

семьями

в

Свердловской области. Опека - это форма охраны личных и имущественных

прав недееспособных (детей, лишившихся родителей, душевнобольных).

Каковы же причины такого детского неблагополучия?

1) Нарушение структуры и функций;

2) Рост числа разводов и количества неполных семей;

3) Асоциальный образ жизни ряда семей;

4) Падение жизненного уровня;

5) Ухудшение условий содержания детей;

6) Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,

непосредственно отражающихся на детях;

7)

Распространение

жестокого

обращения

с

детьми

в

семьях

и

интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Статистика свидетельствует:

1)

В России 1 млн. беспризорных;

2)

330 тыс. преступлений совершается подростками

3)

2000 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

В настоящее время Министерством образования Российской Федерации

разработана концепция предупреждения социального сиротства. Она имеет

свои приоритеты:

- защита прав и интересов детей;

- ослабление негативных последствий сиротства;

-

создание

новых

учреждений

с

различными

формами

средовой

адаптации.

Со слов воспитателя Пагодаевой Татьяны Петровны, проработавшей

более 20 лет в Мало-Истокском детском доме, часть детей будет усыновлена,

остальные

же

вырастут,

ощущая

себя

ненужными,

бесправными,

отвергаемыми обществом, и не приспособленными к жизни в нем. Судьба

выпускников этого детского дома ничем не отличается от судьбы таких же

выпускников из других детдомов России. Но только 10 % ведут более или

менее упорядоченный образ жизни.

Посетив

«Каравеллу»,

я

пришла

к

выводу,

что

сотрудники

реабилитационного центра делают все, чтобы отогреть сердца этих детей.

Одна

из

методик

реабилитаций

сирот,

когда

ребенок

передается

в

полноценную семью, где к нему относятся, как к родному, хотя он считается

воспитанником «Каравеллы».

В

доме

ребенка

5

находятся

дети

от

рождения

до

3-х

лет

с

различными тяжелыми заболеваниями, в том числе ВИЧ- инфицированные.

Заведующая, Колиухова Ирина Львовна, говорит: «Если в этом году усыновят

хотя бы 20 детей - это будет очень хорошо. У меня лежат личные дела 8

детей, которых я в данный момент не могу принять, потому что мест нет».

Побеседовав с заведующей

«Центра

Социальной помощи семье и

детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга», Истоминой Ольгой

Сергеевной, я узнала, что в Центре работают различные отделения, которые

занимаются

с

детьми-сиротами

и

с

детьми,

оставшимися

без

попечения

родителей. В «Гнездышке» находятся дети от 3 до 18 лет, но они здесь живут

до тех пор, пока их не распределят в детские дома, в приемные семьи и в

учреждения

госвоспитания.

Дети,

не

попавшие

в

вышеперечисленные

заведения, остаются в Центре, где есть все условия для их проживания.

Бывали случаи, когда мамы жалели о своем решении и забирали ребенка

обратно, но, к сожалению, ненадолго: эти дети рано или поздно возвращались

в «Гнездышко». Чтобы лишить родителей прав на ребенка, достаточно просто

накричать на него, но восстановить свое доброе имя очень сложно, ведь

трудно доказать, что ты уже вполне социально-адаптированный человек. По

данным

таблицы,

предоставленной

Центром,

я

составила

диаграмму

жизнеустройства

несовершеннолетних,

временно

проживающих

в

стационарном

отделении

данного

учреждения.

Из

диаграммы

видно,

что

большая

часть

детей,

поступивших

в

«Гнездышко»,

распределяется

по

детским

домам

и

интернатам.

Случаев

же

усыновления

детей-сирот,

к

сожалению, не было. Получив сведения о том, что ребенку плохо, работники

Центра

приезжают

туда

и

забирают

его.

Они

пытаются

предупредить

родителей, уговаривают их, помогают устроиться на работу и, если эти меры

не помогают, они лишают их родительских прав. В России более ста тысяч

детей ежегодно отбираются из неблагополучных семей, причем значительная

часть несовершеннолетних приобретают статус сироты вследствие лишения

их родителей прав по решению суда. Эти дети - граждане России, и их

основные права должны соблюдаться.

В результате социологического опроса, проведенного среди родителей

учащихся школы, я пришла к закономерному выводу, что сегодня нужна

государственная

поддержка

и

детям-отказникам,

и

нашим

российским

приемным семьям.

На

вопрос:

как

повлияет

государственная

поддержка

матерям-

одиночкам и молодым семьям на число отказов от своих детей учащиеся 11

класса школы № 36 и их родители ответили, что число отказов уменьшится.

Следовательно, респонденты видят пути преодоления социального сиротства

в основном в социальной помощи государства.

Наверное,

каждый

ребенок

в

глубине

души

очень

боится,

что

маленький его мир в одночасье может разрушиться. Боится, а что будет с

ним? Ведь он так любит и нуждается в маме и папе... Может быть, если

государство пока не в силах справиться с позором социального сиротства,

ему стоит приложить все усилия, чтобы центров, подобных «Гнездышку» и

«Каравелле» в России стало больше?



В раздел образования