Автор: Рабовская Иветта Борисовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №" 36
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: тезисы
Тема: "Исследование проблем социального сиротства в Екатеринбурге (на примере работы социальных учреждений)"
Раздел: полное образование
Тезисы
«Исследование проблем социального сиротства в Екатеринбурге
(на примере работы социальных учреждений)»
Сколько
сегодня
в
России
детей,
оставшихся
без
родительского
попечения - не знает никто. К цифре «более 260 тысяч», обнародованной
Министерством образования и науки РФ, можно смело прибавить более 4
млн.
беспризорных
детей
и
подростков.
Да
еще
огромная
армия
«неучтенных» маленьких россиян, которые находятся в детских больницах в
ожидании своей очереди в дома ребенка. И с каждым годом их все больше...
Парадоксально, но факт.
Государство не знает, сколько детей нуждается сегодня в его защите.
Или знает, охраняя собственный покой и безмятежный сон своих граждан?
Несомненным
показателем
актуальности
является
наличие
злободневной
проблемы
в
данной
области
исследования,
которая
представляет собой некую противоречивую ситуацию, требующую своего
разрешения. Поэтому, приступая к ее разрешению, необходимо поставить
перед
собой
несколько
вопросов:
«Какой
результат
предполагается
получить?», «Каким видится этот результат?», «Что необходимо сделать для
его получения?».
Объектом исследования служат дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей. Таких в России - несколько десятков миллионов.
Предмет
исследования:
детские
дома,
Дома
ребенка,
центры
социальной помощи семье и детям.
Цель
исследования –
проанализировать
работу
государственных
учреждений, занимающихся проблемой сирот и детей, находящихся в зоне
социального риска.
Проведен собственный анализ непосредственной деятельности Центра
реабилитации «Каравелла», Истокского дома ребенка и Дома ребенка № 5,
ГОУ
СО
«Центр
Социальной
помощи
семье
и
детям
«Гнездышко»
Кировского
района
г.
Екатеринбурга
и
выявлены
основные
проблемы,
с
которыми сталкиваются данные организации.
По проценту детей - сирот очень мало. Речь идет в моей работе о
социальных сиротах. А социальный сирота - это ребенок, который имеет
биологических
родителей,
но
они
по
каким-то
причинах
не
занимаются
воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Также я рассмотрела опеку и
попечительство
в
России,
систему
работы
с
приемными
семьями
в
Свердловской области. Опека - это форма охраны личных и имущественных
прав недееспособных (детей, лишившихся родителей, душевнобольных).
Каковы же причины такого детского неблагополучия?
1) Нарушение структуры и функций;
2) Рост числа разводов и количества неполных семей;
3) Асоциальный образ жизни ряда семей;
4) Падение жизненного уровня;
5) Ухудшение условий содержания детей;
6) Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,
непосредственно отражающихся на детях;
7)
Распространение
жестокого
обращения
с
детьми
в
семьях
и
интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Статистика свидетельствует:
1)
В России 1 млн. беспризорных;
2)
330 тыс. преступлений совершается подростками
3)
2000 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
В настоящее время Министерством образования Российской Федерации
разработана концепция предупреждения социального сиротства. Она имеет
свои приоритеты:
- защита прав и интересов детей;
- ослабление негативных последствий сиротства;
-
создание
новых
учреждений
с
различными
формами
средовой
адаптации.
Со слов воспитателя Пагодаевой Татьяны Петровны, проработавшей
более 20 лет в Мало-Истокском детском доме, часть детей будет усыновлена,
остальные
же
вырастут,
ощущая
себя
ненужными,
бесправными,
отвергаемыми обществом, и не приспособленными к жизни в нем. Судьба
выпускников этого детского дома ничем не отличается от судьбы таких же
выпускников из других детдомов России. Но только 10 % ведут более или
менее упорядоченный образ жизни.
Посетив
«Каравеллу»,
я
пришла
к
выводу,
что
сотрудники
реабилитационного центра делают все, чтобы отогреть сердца этих детей.
Одна
из
методик
реабилитаций
сирот,
когда
ребенок
передается
в
полноценную семью, где к нему относятся, как к родному, хотя он считается
воспитанником «Каравеллы».
В
доме
ребенка
№
5
находятся
дети
от
рождения
до
3-х
лет
с
различными тяжелыми заболеваниями, в том числе ВИЧ- инфицированные.
Заведующая, Колиухова Ирина Львовна, говорит: «Если в этом году усыновят
хотя бы 20 детей - это будет очень хорошо. У меня лежат личные дела 8
детей, которых я в данный момент не могу принять, потому что мест нет».
Побеседовав с заведующей
«Центра
Социальной помощи семье и
детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга», Истоминой Ольгой
Сергеевной, я узнала, что в Центре работают различные отделения, которые
занимаются
с
детьми-сиротами
и
с
детьми,
оставшимися
без
попечения
родителей. В «Гнездышке» находятся дети от 3 до 18 лет, но они здесь живут
до тех пор, пока их не распределят в детские дома, в приемные семьи и в
учреждения
госвоспитания.
Дети,
не
попавшие
в
вышеперечисленные
заведения, остаются в Центре, где есть все условия для их проживания.
Бывали случаи, когда мамы жалели о своем решении и забирали ребенка
обратно, но, к сожалению, ненадолго: эти дети рано или поздно возвращались
в «Гнездышко». Чтобы лишить родителей прав на ребенка, достаточно просто
накричать на него, но восстановить свое доброе имя очень сложно, ведь
трудно доказать, что ты уже вполне социально-адаптированный человек. По
данным
таблицы,
предоставленной
Центром,
я
составила
диаграмму
жизнеустройства
несовершеннолетних,
временно
проживающих
в
стационарном
отделении
данного
учреждения.
Из
диаграммы
видно,
что
большая
часть
детей,
поступивших
в
«Гнездышко»,
распределяется
по
детским
домам
и
интернатам.
Случаев
же
усыновления
детей-сирот,
к
сожалению, не было. Получив сведения о том, что ребенку плохо, работники
Центра
приезжают
туда
и
забирают
его.
Они
пытаются
предупредить
родителей, уговаривают их, помогают устроиться на работу и, если эти меры
не помогают, они лишают их родительских прав. В России более ста тысяч
детей ежегодно отбираются из неблагополучных семей, причем значительная
часть несовершеннолетних приобретают статус сироты вследствие лишения
их родителей прав по решению суда. Эти дети - граждане России, и их
основные права должны соблюдаться.
В результате социологического опроса, проведенного среди родителей
учащихся школы, я пришла к закономерному выводу, что сегодня нужна
государственная
поддержка
и
детям-отказникам,
и
нашим
российским
приемным семьям.
На
вопрос:
как
повлияет
государственная
поддержка
матерям-
одиночкам и молодым семьям на число отказов от своих детей учащиеся 11
класса школы № 36 и их родители ответили, что число отказов уменьшится.
Следовательно, респонденты видят пути преодоления социального сиротства
в основном в социальной помощи государства.
Наверное,
каждый
ребенок
в
глубине
души
очень
боится,
что
маленький его мир в одночасье может разрушиться. Боится, а что будет с
ним? Ведь он так любит и нуждается в маме и папе... Может быть, если
государство пока не в силах справиться с позором социального сиротства,
ему стоит приложить все усилия, чтобы центров, подобных «Гнездышку» и
«Каравелле» в России стало больше?