Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный климат"
Раздел: дополнительное образование
Семейный климат.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только
умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем,
делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно
больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние
могут
и
не
осознавать.
Несколько
слов,
которыми
машинально
перебросятся
между
собой
родители,
могут
оставить
в
ребенке
значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не
вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие
может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.
Результаты исследований показали, что между детьми, которых
воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися
более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой
разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только
ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то
более существенном.
Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется
прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные
семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет
инициативу
и
активность
других.
В
семье
царит
атмосфера
эмоционального
тепла,
здесь
делятся
друг
с
другом
мыслями
и
переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а
пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что
говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться
и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных
переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех
и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения
всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не
очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что
важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих
переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в
котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с
помощью всех членов семьи. Само собой разумеется, что семейный климат
меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются,
что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере
того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в
природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -
один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда
может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании
определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и
составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное,
социальное и другие виды развития ребенка.
В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что
ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым,
сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями,
имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители,
пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким
примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет,
основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы
послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша,
который большую часть времени проводит с матерью, она является
естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже
понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга
роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях - отношения
между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в
воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни
любви другого.