Напоминание

"Семейный климат"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный климат"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семейный климат.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только

умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем,

делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно

больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние

могут

и

не

осознавать.

Несколько

слов,

которыми

машинально

перебросятся

между

собой

родители,

могут

оставить

в

ребенке

значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не

вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие

может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых

воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися

более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой

разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только

ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то

более существенном.

Сегодня мы знаем, что характер этой семейной атмосферы определяется

прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные

семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет

инициативу

и

активность

других.

В

семье

царит

атмосфера

эмоционального

тепла,

здесь

делятся

друг

с

другом

мыслями

и

переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а

пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что

говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться

и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных

переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех

и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения

всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не

очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что

важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих

переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в

котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с

помощью всех членов семьи. Само собой разумеется, что семейный климат

меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются,

что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере

того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в

природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -

один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда

может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании

определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и

составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное,

социальное и другие виды развития ребенка.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что

ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым,

сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями,

имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители,

пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким

примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет,

основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы

послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша,

который большую часть времени проводит с матерью, она является

естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже

понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга

роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях - отношения

между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в

воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни

любви другого.



В раздел образования