Напоминание

"Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание

ребенка

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений

родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Именно

им

необходимо

знать,

какие

формы

взаимоотношений

с

собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской

психики

и

личностных

качеств,

а

какие,

наоборот,

препятствуют

формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут

к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одной из

особенностей семейного

воспитания является постоянное

присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей.

Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные

поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений,

которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В

конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные

формы поведения.

Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм,

представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от

педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как

должны

строиться

детско-родительские

отношения

в

семье,

на

формирование каких личностных черт и качеств у детей должны

направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим

родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания

отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ

жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации

родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая

несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие

или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях

семейного

воспитания,

как

общекультурный

уровень

семьи,

ее

способность развивать духовные потребности, познавательные интересы

детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации.

Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и

состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа

жизни

семьи,

ценностных

ориентации

родителей,

соотношения

материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического

климата и эмоциональных отношений.

Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с

воспитанием

детей

большинство

семей

составляют

семьи,

характеризующиеся

неблагоприятными

социально-психологическими

факторами,

так

называемые

конфликтные

семьи,

где

хронически

обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с

низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным

стилем

детско-родительских

отношений.

Наблюдаются

самые

разнообразные неправильные

стили детско-родительских отношений:

жестко-авторитарный,

педантично-подозрительный,

увещевательный,

непоследовательный,

отстранение-равнодушный,

попустительски-

снисходительный

и

др.

Как

правило,

родители

с

социально-

психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают

свои

трудности,

стремятся

обращаться

за

помощью

к

педагогам,

психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны

справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка,

перестроить

стиль

отношений

в

семье,

выйти

из

затянувшегося

внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Вместе с тем, есть

значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в

которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью

детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где

родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни

не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается

жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей,

подростков

в

преступную

и

антиобщественную

деятельность.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей

представляют криминально-аморальные семьи.

Жизнь детей в таких

семьях

из-за

жестокого

обращения,

пьяных

дебошей,

сексуальной

распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании

детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные

сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть

возложено на государственно-общественное попечение. В противном

случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная

социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от

криминализирующего влияния преступных образований.

Асоциально-

аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым

десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими

специфическими социально-психологическими характеристиками требуют

иного подхода. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются

в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах

нужна

особенная

осторожность,

осмотрительность,

чувство

меры,

подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное

попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково

опасны в воспитании ребенка. Вообще неблагополучие в семье должно

предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения

органов профилактики.



В раздел образования