Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание
ребенка
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений
родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.
Именно
им
необходимо
знать,
какие
формы
взаимоотношений
с
собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской
психики
и
личностных
качеств,
а
какие,
наоборот,
препятствуют
формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут
к трудновоспитуемости и деформации личности.
Одной из
особенностей семейного
воспитания является постоянное
присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей.
Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные
поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений,
которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В
конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные
формы поведения.
Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм,
представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от
педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как
должны
строиться
детско-родительские
отношения
в
семье,
на
формирование каких личностных черт и качеств у детей должны
направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим
родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.
При этом среди неблагоприятных факторов семейного воспитания
отмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ
жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации
родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая
несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.
Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие
или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях
семейного
воспитания,
как
общекультурный
уровень
семьи,
ее
способность развивать духовные потребности, познавательные интересы
детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации.
Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и
состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа
жизни
семьи,
ценностных
ориентации
родителей,
соотношения
материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического
климата и эмоциональных отношений.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с
воспитанием
детей
большинство
семей
составляют
семьи,
характеризующиеся
неблагоприятными
социально-психологическими
факторами,
так
называемые
конфликтные
семьи,
где
хронически
обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с
низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным
стилем
детско-родительских
отношений.
Наблюдаются
самые
разнообразные неправильные
стили детско-родительских отношений:
жестко-авторитарный,
педантично-подозрительный,
увещевательный,
непоследовательный,
отстранение-равнодушный,
попустительски-
снисходительный
и
др.
Как
правило,
родители
с
социально-
психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают
свои
трудности,
стремятся
обращаться
за
помощью
к
педагогам,
психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны
справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка,
перестроить
стиль
отношений
в
семье,
выйти
из
затянувшегося
внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Вместе с тем, есть
значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в
которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью
детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где
родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни
не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается
жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей,
подростков
в
преступную
и
антиобщественную
деятельность.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей
представляют криминально-аморальные семьи.
Жизнь детей в таких
семьях
из-за
жестокого
обращения,
пьяных
дебошей,
сексуальной
распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании
детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные
сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть
возложено на государственно-общественное попечение. В противном
случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная
социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от
криминализирующего влияния преступных образований.
Асоциально-
аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым
десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими
специфическими социально-психологическими характеристиками требуют
иного подхода. Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются
в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах
нужна
особенная
осторожность,
осмотрительность,
чувство
меры,
подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное
попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково
опасны в воспитании ребенка. Вообще неблагополучие в семье должно
предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения
органов профилактики.