Напоминание

Создание и использование проблемных ситуаций в начальной школе при формировании познавательных УУД


Автор: Сунгурова Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: поселок Параньга, республика Марий Эл
Наименование материала: доклад
Тема: Создание и использование проблемных ситуаций в начальной школе при формировании познавательных УУД
Раздел: начальное образование





Назад




Создание и использование проблемных ситуаций

в начальной школе при формировании

познавательных УУД

Подготовила: Сунгурова Е.П.

п. Параньга

2020-2021 учебный год

Важнейшими задачами современной системы образования являются всестороннее

гармоничное развитие личности, формирование морально-нравственных основ, которые

определяют отношение к окружающим людям, природе и самому себе, приобщение к

культурным ценностям. (Сл. 1)

Каким должен быть выпускник начальной школы? (Сл. 2)

Выпускник начальной школы должен быть:

любознательным, интересующимся, активно познающим мир;

владеющим основами умения учиться;

любящим родной край и свою страну;

готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и

школой;

уважающим и принимающим ценности семьи и общества;

доброжелательным, умеющим слушать и слышать, умеющим высказывать своё

мнение;

выполняющим правила здорового и безопасного образа жизни для себя и

окружающих. (ФГОС НОО второго поколения)

Чтобы выпускник именно стал таким необходимо, начиная с первых дней обучения

первоклассников в школе, создавать условия для самоопределения и самоутверждения

каждого ребёнка. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития

познавательных процессов ребенка. В этот период важно, чтобы ребёнок не потерял

интерес к получению знаний. А, значит, главное это не только поддерживать интерес к

обучению, но и учить ребёнка учиться. (Сл. 3)Для формирования умения учиться,

самостоятельно добывать знания, часто на уроках создаются проблемные ситуации.

Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

(Сл. 4) Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая

предполагает под руководством учителя создание проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность учащихся по разрешению данной проблемы, в результате

чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей обучаемых. Далеко не всё в учебном процессе может быть

для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать

потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом

процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы

сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное

обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся

обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия,

отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают

её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению. (Сл. 5)

При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска

решения, а не просто заучивают этапы получения результата. Главные цели проблемного

обучения - развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. В

начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех

предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

В чем преимущества проблемного обучения? (Сл. 6)

Использование на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в

учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками

при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных

подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся

становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. (Сл. 7)

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает

аналитическое

мышление,

делает

учебную

деятельность

для

учащихся

более

привлекательной,

основанной

на

постоянных

трудностях;

оно

ориентирует

на

комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках,

приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств

формирования мышления.

(Сл. 8) В своей деятельности я пользуюсь приемами, предложенными Мельниковой

Е.Л, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры начального и дошкольного

образования.

1.

Классические. К ним относят:

- создание проблемной ситуации с удивлением.

Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения,

сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Пример

По моему заданию ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный,

известно. Задаю вопрос: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного

заметили?

Почему в некоторых слова «т» не произносится? Сформулируйте тему

сегодняшнего урока. («Непроизносимые согласные в корне слова»)

- проблемная ситуация с затруднением. Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое

задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать

невыполнимое задание, сходное с предыдущим.(Сл. 9) Пример

Этот способ особенно удобен на уроках математики. Я записываю на доске ряд чисел.

Задаю вопрос: Что это за числа? Предлагаю выписать в столбик однозначные числа и

умножить их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения

которого уже известен.) Оставшиеся двузначные числа ученики выписывают в другой

столбик и тоже предлагаю повторить операцию, то есть умножить двузначные числа на 7.

Обучающиеся испытывают затруднение, потому что не знают как выполнить это

действие.

И

задаю

вопрос

:

«

Какова

же

будет

тема

нашего

урока?»

Умножение

двузначного

числа

на

однозначное»)

2. Сокращенные:

- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность,

помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию

противоречия, побуждения к формулированию проблемы.

- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и

заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

Пример

На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик,

грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие

на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать

вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова и

сформулировать тему урока.

3. Мотивирующие. Использую следующие приемы:

- сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды,

отрывки из художественной литературы.

- демонстрация непонятных явлений с использованием наглядности и эксперимента.

- сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Суть - в обнаружении

смысла значимости проблемы для обучающихся.

Пример

Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".

Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка

Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль

"Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был

музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге

домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику

сказочный спектакль.

- Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.

- Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

- А что значит "как пьеса"?

Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной

раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что

не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что

каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом

мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что

учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого

ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не

боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь,

ребенок будет защищен от стрессов.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и собственной опыт

позволяет сделать вывод о том, что использование проблемных ситуаций повышает

активность, самостоятельность, помогает достигать высокого уровня знаний обучаемых, а

педагога поддерживать интерес к обучению, учить ребенка учиться, самостоятельно

добывать знания.



В раздел образования