Автор: Соловьёва Татьяна Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры с камешками марблс, как инновационный метод в логопедической работе".
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Игры с камешками марблс, как инновационный метод в
логопедической работе»
Автор: Соловьёва Т. Ю.
МБДОУ №26 г. Калуги
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка
является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число
речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте
неуклонно растет. Всё большему количеству детей требуется коррекционная
логопедическая
помощь.
Среди
дошкольников
с
речевой
патологией
значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.
Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии
восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную
степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций,
пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение
интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура
речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода –
это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и
соматического развития ребенка.
Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые
нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс
коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей
дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной,
вариативной,
доступной.
Педагогам
предписано
творчески
осмыслить
содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и
комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой
мотивации к познанию и творчеству.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня
заинтересовал
такой
инновационный
материал,
который
будет
способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию
речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут
увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
Камешки марблс, материал, который отвечает требованиям ФГОС,
может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с
разными образовательными потребностями.
Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая
игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины,
стали или агата.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития
мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот
материал является настоящей находкой для использования в коррекционной
работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить
широкий спектр коррекционных задач:
• развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса
мускулатуры рук ребенка;
• упражнять в ориентировке на плоскости листа;
•
упражнять
в
согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными;
• обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий,
прилагательных, глаголов;
• развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;
• упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ
буквы;
• проводить работу по автоматизации поставленных звуков;
• развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
• развивать образное мышление, зрительное внимание, память;
• развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до
конца.
Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков
Марблс, которые я использую в своей работе:
1. «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых
звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю,
обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В
данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление,
учим
детей
классифицировать
и
употреблять
обобщающие
понятия.
(Фотография №1).
2. Выложи звуковую дорожку повторяя, поставленный звук.
3. Развитие тактильной чувствительности. Игра «Сухой бассейн».
4. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.
5. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.
6. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и
сделай звукобуквенный разбор слова.
7. Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из
контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.
8. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки,
но и учимся согласовывать существительные с числительными.
Игры на формирование количественных представлений.
«Сколько?»
Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?
- Сколько пальцев на одной руке? На двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько ножек у стола?
Игры на сравнение по количеству.
Отсчитать заданное количество камешков для зверят.
- У кого больше камешков, у зайки или мишки?
- Как сделать поровну?
Порядковый счет.
Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по
- порядку:
первый, второй, третий…
Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.
Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?
Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.
Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра»
(ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…
Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.
Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками
звукового анализа.
Игра «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета)
и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый
согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).
Также в своей работе, использую картотеку игр с камешками марблс.
Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой
используются
нетрадиционные
средства
обучения,
более
динамичная,
эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными,
увлекательными, неутомительными.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя
рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование
выступает
в
качестве
вспомогательного
средства,
которое
позволяет
стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в
конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который
я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и
воспитателей.
А
также
это
замечательная
помощь
родителям
для
организации занятий дома.
Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки
Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес
к коррекционной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
М., 2010
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
Арти. М., 2005
4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
М., 2007.