Напоминание

"Игры с камешками марблс, как инновационный метод в логопедической работе".


Автор: Соловьёва Татьяна Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры с камешками марблс, как инновационный метод в логопедической работе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Игры с камешками марблс, как инновационный метод в

логопедической работе»

Автор: Соловьёва Т. Ю.

МБДОУ №26 г. Калуги

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка

является хорошо сформированная устная речь. Но в настоящее время число

речевых нарушений, как в дошкольном, так и в школьном возрасте

неуклонно растет. Всё большему количеству детей требуется коррекционная

логопедическая

помощь.

Среди

дошкольников

с

речевой

патологией

значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи.

Большинство дошкольников с ОНР имеют проблемы в развитии

восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную

степень моторного недоразвития, несформированность сенсорных функций,

пространственных представлений. У дошкольников наблюдается снижение

интереса к обучению, достаточно быстрая утомляемость. Тяжелая структура

речевого нарушения при ОНР требует системного комплексного подхода –

это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и

соматического развития ребенка.

Необходимо поддерживать интерес на занятиях, использовать новые

нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс

коррекционно-развивающего обучения наиболее эффективным.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей

дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной,

вариативной,

доступной.

Педагогам

предписано

творчески

осмыслить

содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и

комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой

мотивации к познанию и творчеству.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня

заинтересовал

такой

инновационный

материал,

который

будет

способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию

речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут

увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.

Камешки марблс, материал, который отвечает требованиям ФГОС,

может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с

разными образовательными потребностями.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») - небольшая сферическая

игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины,

стали или агата.

Камешки Марблс, являются замечательным средством развития

мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот

материал является настоящей находкой для использования в коррекционной

работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить

широкий спектр коррекционных задач:

• развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса

мускулатуры рук ребенка;

• упражнять в ориентировке на плоскости листа;

упражнять

в

согласовании

прилагательных

и

числительных

с

существительными;

• обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий,

прилагательных, глаголов;

• развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику;

• упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ

буквы;

• проводить работу по автоматизации поставленных звуков;

• развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

• развивать образное мышление, зрительное внимание, память;

• развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до

конца.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков

Марблс, которые я использую в своей работе:

1. «Четвёртый лишний». Данная игра создана с учётом автоматизируемых

звуков. Ребёнку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю,

обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камешек. В

данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и развиваем мышление,

учим

детей

классифицировать

и

употреблять

обобщающие

понятия.

(Фотография №1).

2. Выложи звуковую дорожку повторяя, поставленный звук.

3. Развитие тактильной чувствительности. Игра «Сухой бассейн».

4. Выложи букву, которую ты учишься говорить. Выложи слог.

5. Найди букву в сухом бассейне, которую ты учишь.

6. Собери из разрезанных картинок слово с автоматизированным звуком и

сделай звукобуквенный разбор слова.

7. Выполняя манипуляции с камушками, просим ребёнка брать их из

контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

8. Игра «Посчитай - ка». В данной игре мы не только автоматизируем звуки,

но и учимся согласовывать существительные с числительными.

Игры на формирование количественных представлений.

«Сколько?»

Выложи столько камешков на столе, сколько: у человека глаз?

- Сколько пальцев на одной руке? На двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько ножек у стола?

Игры на сравнение по количеству.

Отсчитать заданное количество камешков для зверят.

- У кого больше камешков, у зайки или мишки?

- Как сделать поровну?

Порядковый счет.

Предложить ребенку сосчитать разноцветные камешки по

- порядку:

первый, второй, третий…

Назвать какого цвета третий по счету камешек, пятый и т.д.

Рассказать, какой по счету зеленый камешек, синий, желтый?

Игровое упражнение на автоматизацию изучаемого звука в слогах.

Например, на автоматизацию звука [р] в слогах. Повтори столько слогов «ра»

(ро, ру, ры, рэ) сколько желтых, розовых, зеленых, синих и т.д. камешков…

Слоговые цепочки используются с любым изучаемым звуком.

Игры на развитие фонематических процессов, овладение навыками

звукового анализа.

Игра «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета)

и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет – твердый

согласный звук, красный – гласный звук, зелёный – мягкий согласный звук).

Также в своей работе, использую картотеку игр с камешками марблс.

Логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в которой

используются

нетрадиционные

средства

обучения,

более

динамичная,

эмоциональная, разнообразная, а занятия становятся для детей интересными,

увлекательными, неутомительными.

Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя

рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование

выступает

в

качестве

вспомогательного

средства,

которое

позволяет

стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в

конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который

я бы советовала использовать в работе не только учителя - логопеда, но и

воспитателей.

А

также

это

замечательная

помощь

родителям

для

организации занятий дома.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камешки

Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес

к коррекционной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

М., 2010

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

3. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

Арти. М., 2005

4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.

М., 2007.



В раздел образования