Напоминание

«Комплексный подход к изучению предметов музыкально - теоретического цикла в детской школе искусств»


Автор: Галямова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ им. Р. М. Глиэра"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Комплексный подход к изучению предметов музыкально - теоретического цикла в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Комплексный подход к изучению предметов музыкально -

теоретического цикла в детской школе искусств»

Галямова Наталья Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДМШ им. Р. Глиэра», город Калининград.

В

современной

педагогике

потребность

в

глубоком

взаимопроникновении

учебного

материала

достаточно велика и

интегрированная образовательная технология является одной из наиболее

перспективных.

Мир музыки, в который погружаются дети, учась в

музыкальной школе, должен познаваться ими во всем своем многообразии

и единстве. Однако, предметы школьного цикла дробят его на разрозненные

фрагменты, так как направлены на решение отдельных, часто прикладных,

задач. Эффективность предметов музыкально - теоретического цикла

возможна на основе их взаимопроникновения и комплексного подхода к

параллельно изучаемому музыкальному материалу. Благодаря интеграции

музыкальная

литература

избавляет

сольфеджио

от

технологичных

упражнений, сама при этом приближаясь к практике.

Возможна также

интеграция сольфеджио и ритмики, слушания музыки и теории музыки,

сольфеджио

и специальности,

музыкальной

литературы и класса

ансамбля и других.

Интегрированные уроки

развивают потенциал

учащихся, побуждают активно мыслить, находить причинно - следственные

связи между

музыкальными явлениями, развивать логику, укреплять

коммуникативные способности. Интеграция

дает

возможность для

самореализации и творчества самого педагога. Такие уроки подчинены

авторскому

замыслу

или

педагогической

идее

творческой

группы

преподавателей. Форма проведения интегрированных уроков, как правило,

нестандартна.

Автором статьи разработаны и проведены два открытых интегрированных

урока по сольфеджио и музыкальной литературе: «Изучение особенностей

ладо - гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных

опер» в 6 классе ДШИ и

«

Изучение гармонии П.И.Чайковского на

примере вокальной и оперной музыки композитора» в 7 классе. Музыка

этих великих композиторов

– благодатный материал для практического

освоения новых тем по сольфеджио в старших классах музыкальной школы.

По словам Николая Рериха, сорок шесть лет творческой деятельности

Римского-Корсакова,

непрерывно

шло

«в

восходящем

аккорде»,

от

«балакиревского» времени до новейших течений музыки XX века. Гармония

Чайковского, в свою очередь, - самое мощное из выразительных средств

драматизации музыки композитора. В ней все подчинено напряженному и

непрерывному развитию музыкального образа.

Материалом для исследования ладо - гармонического языка Римского-

Корсакова послужил обзор девяти сказочных опер композитора при более

глубоком изучении опер «Снегурочка» и «Садко» в рамках учебной

программы.

Освоение

элементов гармонического

языка Чайковского

базировалось на изучении отдельных сцен из опер «Евгений Онегин» и

«Пиковая дама» и некоторых романсов композитора.

Цель таких уроков - синтез

знаний учащихся по творчеству

композиторов в курсе музыкальной

литературы и

их практическое

применение в курсе сольфеджио.

Задачи интегрированного

урока «Изучение

особенностей

ладо -

гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных

опер» в 6 классе следующие:

1. Исследовать два направления развития ладо - гармонического языка

композитора (Старинные лады и развитие диатоники. Новые симметричные

лады и усиление хроматики)

2. Изучить особенности его так называемого «Цветного слуха» и соста-

вить спектр тональностей на опорной схеме - клавиатуре.

3. По-

полнить слуховой багаж учащихся умением распознавать лады народной

музыки, плагальные гармонические обороты, альтерированные аккорды.

4. Приобре-

сти практические навыки игры на фортепиано гамм симметричных ладов,

цепи уменьшенных септаккордов и увеличенных трезвучий, тритоновых

секвенций.

5. Научиться худо-

жественно и выразительно исполнять на фортепиано, петь соло, дуэтом и

хором музыкальные фрагменты из опер (демонстрация домашнего зада-

ния).

Задачи инте-

грированного урока «Изучение гармонии П.И.Чайковского на примере во-

кальной и оперной музыки композитора» в 7 классе:

1. Обострение

музыкального

слуха учащихся

выпускного класса с

помощью освоения ими ладовой альтерации, как элемента гармонии

Чайковского. Основанием этой работы является особая связь гармонии и

мелодии Чайковского – их обоюдозависимость. Сцены из опер поются с

клавиром, романсы готовятся с экзамену с собственным сопровождением.

На уроке показываются лишь фрагменты этой работы.

2. Слуховой анализ и анализ по нотам характерных для Чайковского

плагальных

и

автентических

оборотов,

альтерационных

аккордов,

лейтгармоний и лейтсеквенций, модуляций, эллипсиса, коими изобилуют

произведения

композитора. Парадоксально, но многие

исследователи

творчества Чайковского долго обходили стороной специальное изучение

гармонии композитора (есть только небольшие брошюры И. Синьковской и

И. Истомина). Причина в ее кажущейся «традиционности» с одной стороны

и, глубинный, специфический музыкальный характер, с другой.

3. Практическое освоение в игре на фортепиано гармонических секвенций

и гармонических оборотов из опер и аккомпанемента романсов.

4.Составление терминологического словарика по гармонии Чайковского и

владение этой терминологией.

Форма интегрированных уроков по сольфеджио и музыкальной литературе

зависит от возраста и подготовленности

аудитории.

Если в седьмом,

выпускном классе, урок направлен на изучение и анализ богатейшего

арсенала гармонических средств музыкального развития, коим блестяще

владел Чайковский, то в 6 классе урок по сказочным операм Римского -

Корсакова содержит элементы ролевой игры. Формируются три творческие

группы учащихся. Первая группа – «Архаисты», приверженцы традиции,

специалисты по старинным ладам, диатонике, плагальным гармониям в

сказочных операх композитора. Вторая группа – «Модернисты», апологеты

нового,

знатоки

симметричных

ладов,

хроматики

и

усложнения

тональности. Третья группа –«Синестетики», работающая в течении урока

над созданием цветного спектра тональностей. Помощник - «Бермята»,

выбранный из числа учащихся, фиксирует ответы творческих групп в виде

нот определенного цвета: «Архаисты»- зеленого, «Модернисты»- синего,

«Синестетики» - розового. В конце урока количество баллов - нот каждой

группы подсчитываются.

Оба интегрированных

урока являются

итоговыми, контрольными. Их

предваряет

большая

подготовительная

работа.

Учащиеся

получают

домашние задания по поиску терминологии в музыкальных словарях и в

источниках информационных ресурсов,

по сбору

иллюстративного

материала

для

создания совместной презентации, по подготовке к

исполнению на фортепиано и пению музыкальных фрагментов из опер и

романсов, по изучению краткого содержания и истории создания изучаемых

произведений.

Обязательной

формой

проверки

домашней

работы

учащихся является проведение музыкальной викторины (зрительно-слуховой

по видеофрагментам на интерактивной доске и «сухой» - по нотному

тексту). В качестве разминки по музыкальной литературе составляются

хронологические и сравнительные таблицы произведений композиторов. В

качестве разминки по сольфеджио предлагаются слуховые и теоретические

тесты по буквенным обозначениям тональностей, ладам народной музыки,

интервалам и аккордам. В течение урока формируется музыкально -

терминологический словарик. В конце урока в 6 классе подводятся итоги и

делается

вывод о единстве

ладо - гармонического стиля Римского -

Корсакова, о его опоре на модальный принцип (на основе классификации

гармонических техник Ю. Холопова в статье «Канун Новой музыки. О

гармонии

Римского-Корсакова»).

В 7 классе делается

вывод

о

формообразующей, динамической и психологической роли

гармонии в

творчестве

Чайковского.

Обязательным

условием

эффективности

интегрированных уроков является их обеспеченность электронными

средствами

обучения

-

компьютером

и

интерактивной

доской.

Электронные презентации к

итоговым

открытым

урокам

содержат

необходимый иллюстративный и видеоматериал, нотные

тексты для

анализа, тесты и задания для учащихся.



В раздел образования