Автор: Галямова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "ДМШ им. Р. М. Глиэра"
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Комплексный подход к изучению предметов музыкально - теоретического цикла в детской школе искусств»
Раздел: дополнительное образование
«Комплексный подход к изучению предметов музыкально -
теоретического цикла в детской школе искусств»
Галямова Наталья Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин
МАУ ДО «ДМШ им. Р. Глиэра», город Калининград.
В
современной
педагогике
потребность
в
глубоком
взаимопроникновении
учебного
материала
достаточно велика и
интегрированная образовательная технология является одной из наиболее
перспективных.
Мир музыки, в который погружаются дети, учась в
музыкальной школе, должен познаваться ими во всем своем многообразии
и единстве. Однако, предметы школьного цикла дробят его на разрозненные
фрагменты, так как направлены на решение отдельных, часто прикладных,
задач. Эффективность предметов музыкально - теоретического цикла
возможна на основе их взаимопроникновения и комплексного подхода к
параллельно изучаемому музыкальному материалу. Благодаря интеграции
музыкальная
литература
избавляет
сольфеджио
от
технологичных
упражнений, сама при этом приближаясь к практике.
Возможна также
интеграция сольфеджио и ритмики, слушания музыки и теории музыки,
сольфеджио
и специальности,
музыкальной
литературы и класса
ансамбля и других.
Интегрированные уроки
развивают потенциал
учащихся, побуждают активно мыслить, находить причинно - следственные
связи между
музыкальными явлениями, развивать логику, укреплять
коммуникативные способности. Интеграция
дает
возможность для
самореализации и творчества самого педагога. Такие уроки подчинены
авторскому
замыслу
или
педагогической
идее
творческой
группы
преподавателей. Форма проведения интегрированных уроков, как правило,
нестандартна.
Автором статьи разработаны и проведены два открытых интегрированных
урока по сольфеджио и музыкальной литературе: «Изучение особенностей
ладо - гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных
опер» в 6 классе ДШИ и
«
Изучение гармонии П.И.Чайковского на
примере вокальной и оперной музыки композитора» в 7 классе. Музыка
этих великих композиторов
– благодатный материал для практического
освоения новых тем по сольфеджио в старших классах музыкальной школы.
По словам Николая Рериха, сорок шесть лет творческой деятельности
Римского-Корсакова,
непрерывно
шло
«в
восходящем
аккорде»,
от
«балакиревского» времени до новейших течений музыки XX века. Гармония
Чайковского, в свою очередь, - самое мощное из выразительных средств
драматизации музыки композитора. В ней все подчинено напряженному и
непрерывному развитию музыкального образа.
Материалом для исследования ладо - гармонического языка Римского-
Корсакова послужил обзор девяти сказочных опер композитора при более
глубоком изучении опер «Снегурочка» и «Садко» в рамках учебной
программы.
Освоение
элементов гармонического
языка Чайковского
базировалось на изучении отдельных сцен из опер «Евгений Онегин» и
«Пиковая дама» и некоторых романсов композитора.
Цель таких уроков - синтез
знаний учащихся по творчеству
композиторов в курсе музыкальной
литературы и
их практическое
применение в курсе сольфеджио.
Задачи интегрированного
урока «Изучение
особенностей
ладо -
гармонического языка Н. А. Римского – Корсакова на основе сказочных
опер» в 6 классе следующие:
1. Исследовать два направления развития ладо - гармонического языка
композитора (Старинные лады и развитие диатоники. Новые симметричные
лады и усиление хроматики)
2. Изучить особенности его так называемого «Цветного слуха» и соста-
вить спектр тональностей на опорной схеме - клавиатуре.
3. По-
полнить слуховой багаж учащихся умением распознавать лады народной
музыки, плагальные гармонические обороты, альтерированные аккорды.
4. Приобре-
сти практические навыки игры на фортепиано гамм симметричных ладов,
цепи уменьшенных септаккордов и увеличенных трезвучий, тритоновых
секвенций.
5. Научиться худо-
жественно и выразительно исполнять на фортепиано, петь соло, дуэтом и
хором музыкальные фрагменты из опер (демонстрация домашнего зада-
ния).
Задачи инте-
грированного урока «Изучение гармонии П.И.Чайковского на примере во-
кальной и оперной музыки композитора» в 7 классе:
1. Обострение
музыкального
слуха учащихся
выпускного класса с
помощью освоения ими ладовой альтерации, как элемента гармонии
Чайковского. Основанием этой работы является особая связь гармонии и
мелодии Чайковского – их обоюдозависимость. Сцены из опер поются с
клавиром, романсы готовятся с экзамену с собственным сопровождением.
На уроке показываются лишь фрагменты этой работы.
2. Слуховой анализ и анализ по нотам характерных для Чайковского
плагальных
и
автентических
оборотов,
альтерационных
аккордов,
лейтгармоний и лейтсеквенций, модуляций, эллипсиса, коими изобилуют
произведения
композитора. Парадоксально, но многие
исследователи
творчества Чайковского долго обходили стороной специальное изучение
гармонии композитора (есть только небольшие брошюры И. Синьковской и
И. Истомина). Причина в ее кажущейся «традиционности» с одной стороны
и, глубинный, специфический музыкальный характер, с другой.
3. Практическое освоение в игре на фортепиано гармонических секвенций
и гармонических оборотов из опер и аккомпанемента романсов.
4.Составление терминологического словарика по гармонии Чайковского и
владение этой терминологией.
Форма интегрированных уроков по сольфеджио и музыкальной литературе
зависит от возраста и подготовленности
аудитории.
Если в седьмом,
выпускном классе, урок направлен на изучение и анализ богатейшего
арсенала гармонических средств музыкального развития, коим блестяще
владел Чайковский, то в 6 классе урок по сказочным операм Римского -
Корсакова содержит элементы ролевой игры. Формируются три творческие
группы учащихся. Первая группа – «Архаисты», приверженцы традиции,
специалисты по старинным ладам, диатонике, плагальным гармониям в
сказочных операх композитора. Вторая группа – «Модернисты», апологеты
нового,
знатоки
симметричных
ладов,
хроматики
и
усложнения
тональности. Третья группа –«Синестетики», работающая в течении урока
над созданием цветного спектра тональностей. Помощник - «Бермята»,
выбранный из числа учащихся, фиксирует ответы творческих групп в виде
нот определенного цвета: «Архаисты»- зеленого, «Модернисты»- синего,
«Синестетики» - розового. В конце урока количество баллов - нот каждой
группы подсчитываются.
Оба интегрированных
урока являются
итоговыми, контрольными. Их
предваряет
большая
подготовительная
работа.
Учащиеся
получают
домашние задания по поиску терминологии в музыкальных словарях и в
источниках информационных ресурсов,
по сбору
иллюстративного
материала
для
создания совместной презентации, по подготовке к
исполнению на фортепиано и пению музыкальных фрагментов из опер и
романсов, по изучению краткого содержания и истории создания изучаемых
произведений.
Обязательной
формой
проверки
домашней
работы
учащихся является проведение музыкальной викторины (зрительно-слуховой
по видеофрагментам на интерактивной доске и «сухой» - по нотному
тексту). В качестве разминки по музыкальной литературе составляются
хронологические и сравнительные таблицы произведений композиторов. В
качестве разминки по сольфеджио предлагаются слуховые и теоретические
тесты по буквенным обозначениям тональностей, ладам народной музыки,
интервалам и аккордам. В течение урока формируется музыкально -
терминологический словарик. В конце урока в 6 классе подводятся итоги и
делается
вывод о единстве
ладо - гармонического стиля Римского -
Корсакова, о его опоре на модальный принцип (на основе классификации
гармонических техник Ю. Холопова в статье «Канун Новой музыки. О
гармонии
Римского-Корсакова»).
В 7 классе делается
вывод
о
формообразующей, динамической и психологической роли
гармонии в
творчестве
Чайковского.
Обязательным
условием
эффективности
интегрированных уроков является их обеспеченность электронными
средствами
обучения
-
компьютером
и
интерактивной
доской.
Электронные презентации к
итоговым
открытым
урокам
содержат
необходимый иллюстративный и видеоматериал, нотные
тексты для
анализа, тесты и задания для учащихся.