Автор: Гайнутдинов Ринат Рифкатович
Должность: воспитатель (классный руководитель) 11 класса
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: г Тетюши, Тетюшский район, Респ Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль воспитателя (классного руководителя) в организации внеурочной деятельности воспитанников кадетской школы-интернат»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская кадетская школа-интернат имени генерал-майора Хапаева
Владимира Аверкиевича»
«Роль воспитателя (классного руководителя) в организации внеурочной
деятельности воспитанников кадетской школы-интернат»
Автор: Гайнутдинов Ринат Рифкатович
воспитатель ГБОУ «Тетюшская
кадетская школа-интернат»
2020 г.
Какую же роль играет воспитатель в организации внеурочной деятельности
кадетов в кадетской школе-интернат?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос нужно четко понимать, что
такое
«внеурочная
деятельность».
Под
системой
в
работе
классного
руководителя, скорее всего необходимо подразумевать «форму организации»,
которая должна привести к результату, представляющему собой «нечто целое,
находящееся во взаимной связи».
Нечто целое в нашей работе – это, как вы понимаете, конечный результат.
К нему идти очень долго и непросто, но сам процесс уже запущен, он в
движении.
Работа в кадетской школе, да еще и интернате имеет свою специфику. Но
эта особенность скорее положительная, чем отрицательная.
Кадеты находятся в школе 6 дней в неделю и по 24 часа друг у друга на
виду. Безусловно, это создает определенные трудности в психологическом
плане, так как «нет личного пространства». Однако, при полном понимании
взрослыми этих трудностей, проблема интерната может быть сведена к
минимуму.
И если в обычной школе в роли наставника выступает один воспитатель
(классный руководитель), то в нашей школе – это и воспитатель, и психолог, и
командир взвода. Невозможно чему-то научить кадетов, если внутри этой
«единой команды» будут возникать разногласия и непонимания. Необходимо
постоянно поддерживать связь классный руководитель – воспитанник.
Единые требования, серьезная заинтересованность в результате, доброе
отношение
к
детям
и
личный
пример
командира
взвода,
классного
руководителя – это та основа, на которой строится вся система воспитания в
кадетской школе.
В
материалах
ФГОС
используется
понятие «внеурочная
деятельность», которая
стала
рассматриваться
как
неотъемлемая
часть
образовательного процесса, но ее четкого и внятного определения в стандарте
не
дается.
Она
характеризуется
как
образовательная
деятельность,
2
осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта
деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения
духовнонравственных ценностей и культурных традиций. Целью воспитания
является становление личности кадета, формирование у него нравственных
личностных качеств гражданина и патриота своего Отечества, выявление и
развитие
интеллектуальных,
творческих
способностей,
создание
психологически комфортных условий для социализации в обществе, семье,
профессиональной деятельности. Большое внимание в работе с кадетами
должно
уделяться
гражданской
и
патриотической
работе,
поэтому
воспитательная система в нашей кадетской школе-интернат
представляет
собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации
потребностей личности: здоровый образ жизни, потребность в безопасности,
общении,
уважении
и
признании,
самоуважении
и
самореализации,
потребности в поиске смысла жизни, в творчестве, красоте, духовности.
Формирования в кадетах высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина-патриота, готового служить своему
Отечеству, любить его и гордиться им.
Задачи внеурочной деятельности:
• изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по
организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определить
стратегию
их
усовершенствования и апробации в условиях сельской школы;
• выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для
обучающихся в условиях социума посредством организации внеурочной
деятельности;
3
• организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся
совместно
с
общественными
организациями,
библиотеками,
иными
учреждениями, семьями обучающихся;
• формировать навыки позитивного общения;
• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
•
воспитывать
трудолюбие,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
Внеурочная деятельность в кадетских классах общеобразовательной школы
обеспечивает учащимся: - удовлетворение образовательных потребностей
детей, выходящих за пределы государственных образовательных стандартов; -
изучение основ военно-физической и профессионально-трудовой подготовки в
рамках оборонно-спортивного профиля; - уровневую подготовку обучающихся
по отдельным курсам и дисциплинам, которые для кадетского образования
являются ведущими; - развитие творческих способностей школьников в
соответствии с их интересами и склонностями; - успешное завершение
основного общего образования. К числу определяющих принципов, которые
являются важным условием реализации целей и задач военно-патриотического
воспитания,
относится
признание
высокой
социальной
значимости
гражданственности, преданность органам государственной власти, патриотизм
и готовность к достойному служению Отечеству, необходимость создания
реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их
развития у российской молодежи. Среди основополагающих принципов
военно-патриотического
воспитания,
представляющих
собой
исходные
руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой
сфере, выделяются:
• научность;
• гуманизм;
4
• демократизм;
• приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
• системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с
учетом особенностей ее различных категорий;
• многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания;
• его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств
каждой личности на основе индивидуального подхода;
• тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые,
исторически
сложившиеся,
передаваемые
из
поколения
в
поколение
специфические формы отношений в военной организации общества в виде
порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных
установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач,
организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее
воспитательное воздействие на молодежь, являются:
• верность военной присяге, Кадетскому знамени;
• служение интересам народа;
• самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей
победы;
• массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости
Отечества;
• воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;
• демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие;
• гуманное отношение к поверженному врагу.
5
Внеурочная деятельность в кадетских классах общеобразовательной
школы обеспечивает учащимся:
- удовлетворение образовательных потребностей детей, выходящих за пределы
государственных образовательных стандартов;
- изучение основ военно-физической и профессионально-трудовой подготовки
в рамках оборонно-спортивного профиля;
- уровневую подготовку воспитанников по отдельным курсам и дисциплинам,
которые для кадетского образования являются ведущими;
- развитие творческих способностей школьников в соответствии с их
интересами и склонностями;
- успешное завершение основного общего образования.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием
реализации целей и задач военно-патриотического воспитания, относится
признание высокой социальной значимости гражданственности, преданность
органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному
служению
Отечеству,
необходимость
создания
реальных
возможностей
осуществления целенаправленных усилий для их развития у российской
молодежи.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания,
представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении
практической деятельности в этой сфере, выделяются:
• научность;
• гуманизм;
• демократизм;
• приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
• системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с
учетом особенностей ее различных категорий;
• многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания;
6
• его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств
каждой личности на основе индивидуального подхода;
• тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые,
исторически
сложившиеся,
передаваемые
из
поколения
в
поколение
специфические формы отношений в военной организации общества в виде
порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных
установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач,
организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими
воинскими
традициями,
оказывающими
наибольшее
воспитательное воздействие на молодежь, являются:
• верность военной присяге, Кадетскому знамени;
• служение интересам народа;
• самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей
победы;
• массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости
Отечества;
• воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;
• демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие;
• гуманное отношение к поверженному врагу.
Направления внеурочной деятельности.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания
молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему
заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности
к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по
следующим основным направлениям развития личности детей : в соответствии
с ФГОС:
1. Духовно-нравственное
2. Спортивно-оздоровительное
7
3. Общеинтеллектуальное
4. Социальное
1.Духовно-нравственное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого
человека
являются
богатство
его
внутренней
духовной
культуры,
интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал
и эстетический вкус.
Развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления
позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре,
повышает чувство личной самодостаточности.
Цель:
-развивать эмоционально – образное и художественно – творческое мышление,
позволяющее учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной
культуре, повышать чувство личной самодостаточности;
-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при
выполнении творческих работ в кружках;
Решаемые задачи:
-развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих
способностей,
формирование
коммуникативной
и
общекультурной
компетенций;
-овладение
учащимися
навыками
продуктивной
индивидуальной
и
коллективной деятельности;
-овладение навыками межличностного общения;
-формирование интереса к творческим профессиям.
2.Спортивно – оздоровительное направление.
Проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в
состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше,
чем врач.
8
Решаемые задачи: всестороннее гармоническое развитие личности учащихся,
формирование физически здорового человека, формирование мотивации к
сохранению и укреплению здоровья.
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни.
3.Общеинтеллектуальное Решение проблемы развития интеллектуального
потенциала обучающихся означает организацию их деятельности, всецело
направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или
алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов
развития современной личности младшего школьника становится именно
познавательная
творческая
деятельность
самого
ребёнка.
Занятия
по
общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности учитывают
возрастные
психолого–педагогические
особенности
мыслительной
деятельности, основываются на базовом стандарте и служат для углубления и
получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления,
которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействуют
формированию
научного
мировоззрения,
стимулируют
познавательную
активность и развивают творческий потенциал учащихся.
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Решаемые задачи:
- обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами,
-
способствование
формированию
мировоззрения,
функциональной
грамотности.
4.Социальное направление Внеурочная работа по направлению социальной
деятельности обеспечивает выработка чувства ответственности и уверенности в
своих силах, способствует социализации обучающихся, акцентируете внимание
на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В Программе предусмотрено
выполнение
школьниками
творческих
и
проектных
работ.
Занятия,
предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры и др.
Мероприятия помогают ученику адаптироваться в новом школьном мире,
9
проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе,
своему характеру, способностям.
АНАЛИЗ
воспитательной работы в 10 классе
за 2019-2020 учебный год
Цели:
1.
Воспитание в кадетах активной жизненной позиции
2.
Формирование полезных для здоровья норм поведения
3.
Воспитание нравственно-волевых качеств
4.
Воспитание патриотических чувств к историческому прошлому народа
России.
Задачи:
Пропаганда ЗОЖ
Активное занятие физической культурой и спортом
Формирование качеств осознанного выбора будущей профессии
Активная работа по формированию нравственно-волевых качеств
За прошедший период с 10 классом воспитательная работа поводилась
согласно «Плана воспитательной работы». План работы выполнен в полном
объеме.
В 2019-2020 учебном году перед учащимися 10 класса была поставлена
цель по созданию условий для разностороннего развития личности на основе
усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание мирного
человека,
живущего
в
согласии
с
самим
собой,
с
окружающей
действительностью, занимающего активную жизненную позицию. Основной
упор был сделан на слаженность класса, подготовке к успешной сдаче Единого
государственного экзамена в 2021 г., чему были посвящены классные часы.
В классе было проведено 4 родительских собрания, где обсуждались
такие темы, как успеваемость, дисциплина на уроке, вне школы, занятость
детей во внеурочное время и конечно подготовка к сдаче ЕГЭ. В работе
активное участие принимал родительский комитет класса, председатель
родительского
комитета
Кривоногова
Н.В.
Посещаемость
родительских
собраний высокая, выше 85%, несмотря на то, что больше половины класса
воспитанников, являются иногородними.
Ребята участвовали в различных
спортивных
мероприятиях,
общешкольных
вечерах.
Это
подготовка
и
проведение к праздникам «Дня знаний», «Новогодний праздник», «День
10
открытых дверей», SMS-дети и других. Кадеты принимали самое активное
участие в подготовке и проведении праздника «Торжественное принятие
обещания кадета», кадеты посещали ветеранов Великой Отечественной войны,
посетили музей. Принимали активное участие на празднике «75 годовщине
Великой Победы».
Приняли онлайн участие во Всероссийской акции
«Бессмертный полк»
Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме, цели,
поставленные перед учащимися выполнены и достигнуты.
Проблем,
при
выполнении поставленных задач не возникало.
В течение года проводилась работа редколлегии класса, выпущено 4
боевых листков, 3 из них заняли 1 место среди старших классов.
Проводились мероприятия, посвященные Дням Воинской Славы России.
В
работе
с
учащимися
класса
принимали
активное
участие
педагог
дополнительного образования, социальный педагог, психолог.
Мероприятия, проводимые с классом в 2019-2020 учебном году:
№№
п.п.
Мероприятие
Дата
Результат
Кто принимал
участие
1.
Акция «Добрый
Татарстан» активисты
волонтерского отряда
«Милосердие»
11.09.
2019 г.
Малышев В.,
Мокеев К.,
Гаврилов Р.
2.
Выпуск боевого листка
посвященного ко Дню
Учителя.
04.10.
2019 г.
1 место
Малькова А.
3.
Общероссийская
образовательная акция
«Всероссийская
экономический диктант»
12.10.
2019 г.
Весь класс
4.
В рамках занятий «Семье
ведение» экскурсия в
Тетюшский ЗАГС
27.10.
2019 г.
Весь класс
5.
Участие в акции
«Военная служба по
контракту в ВС РФ –
твой выбор» экскурсия г.
Казань площадь центра
семьи «Казан»
02.11.
2019 г.
Весь класс в
составе групп 9
и 11 классов
6.
Форум юных граждан.
16.11.
2019 г.
Благодарстве
нное письмо
за активное
участие
Сенину Г.
Весь класс
7.
Муниципальный конкурс
24.11.
Диплом
Кривоногов С.,
11
ко Дню матери
«Мамочка моя!»
номинация «Старшая»
2019 г.
III место
Малышев В.,
Сенин Г.
8.
Муниципальный конкурс
видеороликов «Школа –
территория здоровья» в
образовательных
организациях
Тетюшского
муниципального района.
02.12.
2019 г.
2 место
Кривоногов С.,
Малышев В.,
Сенин Г.
и весь класс.
9.
Урок мужества «Ваш
подвиг жив, неповторим
и вечен» посвященного
ко дню Героев Отечества.
РДК г. Тетюши.
12.12.
2019 г.
Весь 10 класс
10.
Митинг посвященного ко
дню Героев Отечества.
Почетный караул.
12.12.
2019 г.
Малышев В.,
Гаврилов Р.,
Фирсов Н.,
Лисков В.,
Моисеев А.
11.
Участие в районном
конкурсе снежные
фигуры «Снежный барс»
25.12.
2019 г.
2 место
Весь 10 класс
12.
«Парад талантов»
районная новогодняя
ёлка номинация
«Эрудит»
26.12.
2019 г.
Благодарстве
нное письмо
от главы
Тетюшского
муниципальн
ого района
Малькова А.,
Малышев В.
13.
Митинг «900 дней
мужества» посвященного
76 летию освобождению
города Ленинграда от
блокады.
Почетный караул.
29.01.
2020 г.
Весь 10 класс
14.
Митинг «Подвиг
Сталинграда»
посвященного 77-ой
годовщине разгрома
Советскими войсками
немецко-фашистских
войск в Сталинградской
битве.
Почетный караул.
01.02.
2020 г.
Весь 10 класс
15.
Участие в проекте
07.02.
Весь 10 класс
12
«Военная техника»
2020 г.
16.
Торжественное
посвящение в кадеты.
22.02.
2020 г.
Мокеев К.
Воспитатель 10 класса Р.Р. Гайнутдинов
Список использованных документов и источников информации
1. Конституция РФ.
2. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской федерации: Уч.-
мет. пос. / Ред. И.А. Липский. М.:, 1995 г.
3. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006
г.
4. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России / Воспитание
школьников. 2006 г. № 3.
5. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. / И.А. Агапова, М.А.
Давыдова. — М.: Айрис-Пресс, 2002 г.
6. Семейный кодекс РФ 1996 г.
12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 4 января
2013 года.
Глоссарий
Приложения
13