Напоминание

" Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства"


Автор: Ковалёва Светлана Степановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района
Населённый пункт: Новосибирская область, город Тогучин
Наименование материала: статья
Тема: " Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на

уроках изобразительного искусства

«Урок должен быть пронизан

творчеством и, вместе с тем,

оставаться уроком»

С.И.Гессен

Структура

современных

уроков

должна

быть

динамичной,

с

использованием

набора

разнообразных

операций,

объединённых

в

целесообразную

деятельность.

Я

считаю

очень

важным

поддерживать

инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его

деятельности к своей собственной.

В 2006 году я остановила свой выбор по изучению предмета

на

авторской программе «Изобразительное искусство и художественный труд»,

разработанной под руководством народного художника России, академика РАО

Б. М. Неменского. Программа представляет собой целостный интегрированный

курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов

пространственных искусств. Программа рассчитана на сдвоенные уроки, а я

преподаю один час в неделю «Изобразительное искусство» в 5-7 классах.

Работая по программе Б. М. Неменского вот уже много лет, я каждый раз

нахожу в ней что – то новое, а иногда и «своё». Ещё что характерно для неё -

это повтор и возврат

в процессе погружения в искусство. Это и моя

специальность

архитектора

позволили

мне

ещё

больше

применить

профессиональные возможности обучения детей в области конструирования,

рисунка, живописи, дизайна, архитектуры. Темы не меняются, а вот уроки

всегда разные. Современный урок невозможно представить без новых ТСО. И

ведущим среди них стал компьютер. Применение информационных технологий

отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию

учащихся. Повышает интерес учащихся к занятиям в целом, ребята с

удовольствием готовят презентации и видеофильмы по различным темам. Да и

жизнь не стоит на месте и нужно многое успеть.

В

процессе

художественной

деятельности

происходит

развитие

творческого воображения и художественно – образного мышления учащихся.

Активизировать

художественную

деятельность

помогает

игра

(так

как

искусство

является

продолжением

игры).

Проблемная

и

проектная

деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а

проект – практическое предъявление этого решения – создание нового

продукта, предполагающее интеграцию всего комплекса знаний по искусству и

связанных с ним дисциплин).

Современный

учитель

всегда

находится

в

поиске

новых,

более

эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих

способностей

обучающихся,

формированию

навыков

саморазвития

и

самообразования.

Моей целью является внедрить в практику обучения

методику

проектного

метода

во

взаимодействии

с

информационными

технологиями для реализации личностно ориентированного обучения, где

развивается познавательная и творческая активность каждого ребенка. Мне

нравится

выполнять

с

ребятами

большие

проекты

в

группах.

Даю

определённую тематику, обсуждаем какими приёмами и техниками можно это

выполнить (коллаж, аппликация, рисунок, плакат, фотоколлаж и др.). Ребята

формируют

группы

по

желанию,

по

интересам,

разрабатывают

план

выполнения проекта.

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для

повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:

- ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему

интересно;

- ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо

зажечь.

В-третьих, иногда знания, полученные учащимися, остаются подчас

теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию

на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит

каждому ребёнку свой уровень развития.

В основе создания проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.

Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним,

строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда

учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой

деятельности учащихся.

Организуя работу над проектом, я ставлю следующие задачи:

- повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности;

- появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;

- выявление сознательного творческого отношения учащихся к выполняемой

работе;

- умение учащихся принимать самостоятельные решения;

- умение работать в коллективе;

- умение искать нестандартные оригинальные решения.

Разрабатывая тот или иной проект, я учитываю специфику учебной

дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой.

Я умею придумывать занимательные вопросы, стараюсь подвести ребят к

пониманию темы и задания урока наводящими вопросами. В начале урока у

меня на доске может быть представлен ребус, ребята его разгадывают, и это

тема урока. Например, в 7 классе на элективном курсе по черчению была тема

«Сопряжения». На доске была нарисована коробка сока, подписан, например -

апельсиновый. И запятая возле этого рисунка ( убираем последнюю букву).

Написано

слово

«пряжа»

(опять

запятая),

+

ение.

Пятиклассники

и

шестиклассники с желанием готовят кроссворды по темам: «Древний Египет»,

«Древний Китай», «Русский народный костюм». Также применяю на уроках

следующее: учащиеся знакомятся с темой и материалом (это чаще всего к

восьмиклассникам

и

девятиклассникам

относится)

в

учебнике,

затем

сформулируют 1-2 вопроса по прочитанному и выборочно в классе задают

вопросы друг другу. При этом другие ребята могут дополнять ответы. И в

конце занятия учащиеся помогают мне выставить отметки друг другу за работу

на уроке. На внеурочных занятиях «Мир глазами художника» в начальном

звене часто применяю игровую форму. Недавно занятие было по теме «Зимние

забавы». Я предложила ребятам выходить к доске и по очереди показывать с

помощью различных частей тела различные зимние виды спорта. Показали и

ходьбу на лыжах, и игру в снежки, при этом девочку у доски засыпали со

смехом «снежками», превратив как бы её в снежную бабу. Некоторые виды

ребята самостоятельно не вспомнили, и я их продемонстрировала сама. Они

узнали снежную крепость, катание на ватрушке, катание на санках с горки.

Во время работы на уроке и объяснения нового материала умею выстраивать

логическую цепочку.

Также часто на уроках я организую групповую и коллективную работу.

Групповая форма иметь много плюсов – ребёнок на уроке может побывать и в

роли руководителя, и консультанта. Меняющийся состав группы обеспечивает

гораздо

более

тесное

общение

одноклассников.

Мало

того,

практика

показывает, что дети в общении раскрепощаются. Ведь не каждый ребёнок

может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший

пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на

практике у меня – это урок, на котором я, лишь направляя детей, даю

рекомендации в течении всего урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок

сами.

Коллективная работа мне нравится больше, потому что ребята в конце

урока видят конечный результат своей коллективной деятельности в виде

выставки рисунков на доске, они могут составить какой-то красивый пейзаж:

сельский, городской, горный и т.д. Мы можем укрепить бумажных птиц над

доске в классе, перед этим покружившись с ними по классу. Также на

демонстрационном столе создаём композицию: лесную опушку, из бумажных

объёмных ёлочек с применением ваты, снежинок и др. материалов.

С

восьмиклассниками занимались макетированием на уроках различных зданий

из бумаги и картона. Затем в рекреации на 3 этаже возле моего кабинета на

нескольких столах создавали городской пейзаж и учащиеся других классов,

преподаватели и родители

могли на переменах ознакомиться с этой

экспозицией. Получалось очень выразительно и наглядно.

Я могу продемонстрировать ребятам свои умения и навыки при

рисовании

портретов.

В

классе

выбираем

мальчика

или

девочку

для

позирования всему классу. И на этих уроках я тоже вместе с учениками рисую

портрет, во время рисования ребята подходят ко мне, и я демонстрирую им

приёмы работы простым мягким карандашом или углём с растушевкой. Затем

этот портрет я дарю на память ученику.

Часто я также предлагаю при проверке выполнения домашнего задания

выставлять отметки в альбом самостоятельно. При этом я напоминаю, что

оценка

должна

быть

объективной,

учитывать

все

требования

к

самостоятельной работе.

В 8 «Б» классе ребятам недавно очень понравилась тема, когда нужно

было подготовить вопросы к одному из воображаемых деятелей любого вида

искусства и спорта, взять у него интервью. Подготовились четыре пары,

Васильев Сергей был у нас оператором, снимал всё на планшет. В первой паре

Костя брал интервью у «известного архитектора» - Игоря, во второй паре

Настя - у «известной лыжницы» Алёны, в третьей – Никита у «известного

кинорежиссера»

-

Романа.

Светлана

задавала

вопросы

«известной

писательнице» Алёне. Затем на следующем занятии ребята с большим

интересом просмотрели это видео.

И, в заключение, хочется отметить, что в процессе обучения важны не

только знания, получаемые обучающимися, но и впечатления, с которыми

ребёнок уходит с занятия. И если ученик получил хоть частичку того

положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним

педагог, значит время потрачено не зря.

Так может быть, мы задумаемся, пока не поздно, что-то сделаем для

наших детей, чтоб наша новая и современная школа стала ступенью к

духовному и мудрому государству, которое правильно и осознанно расставляет

нужные

приоритеты.

И такие

предметы,

как музыка,

изобразительное

искусство, черчение и мировая художественная культура встанут на одну

ступень с русским языком и литературой, будут тесно идти в содружестве,

помогая делать новые открытия в математике, физике и химии. Научат нас

ценить и уважать прошлое, строить красивое и успешное будущее. Делать нас

добрее, человечнее, проявлять чуткость и сострадание к окружающим. Говорят,

если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность,

значит он, как человек, состоялся!



В раздел образования