Автор: Ковалёва Светлана Степановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Тогучинского района
Населённый пункт: Новосибирская область, город Тогучин
Наименование материала: статья
Тема: " Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на
уроках изобразительного искусства
«Урок должен быть пронизан
творчеством и, вместе с тем,
оставаться уроком»
С.И.Гессен
Структура
современных
уроков
должна
быть
динамичной,
с
использованием
набора
разнообразных
операций,
объединённых
в
целесообразную
деятельность.
Я
считаю
очень
важным
поддерживать
инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его
деятельности к своей собственной.
В 2006 году я остановила свой выбор по изучению предмета
на
авторской программе «Изобразительное искусство и художественный труд»,
разработанной под руководством народного художника России, академика РАО
Б. М. Неменского. Программа представляет собой целостный интегрированный
курс, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов
пространственных искусств. Программа рассчитана на сдвоенные уроки, а я
преподаю один час в неделю «Изобразительное искусство» в 5-7 классах.
Работая по программе Б. М. Неменского вот уже много лет, я каждый раз
нахожу в ней что – то новое, а иногда и «своё». Ещё что характерно для неё -
это повтор и возврат
в процессе погружения в искусство. Это и моя
специальность
архитектора
позволили
мне
ещё
больше
применить
профессиональные возможности обучения детей в области конструирования,
рисунка, живописи, дизайна, архитектуры. Темы не меняются, а вот уроки
всегда разные. Современный урок невозможно представить без новых ТСО. И
ведущим среди них стал компьютер. Применение информационных технологий
отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию
учащихся. Повышает интерес учащихся к занятиям в целом, ребята с
удовольствием готовят презентации и видеофильмы по различным темам. Да и
жизнь не стоит на месте и нужно многое успеть.
В
процессе
художественной
деятельности
происходит
развитие
творческого воображения и художественно – образного мышления учащихся.
Активизировать
художественную
деятельность
помогает
игра
(так
как
искусство
является
продолжением
игры).
Проблемная
и
проектная
деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а
проект – практическое предъявление этого решения – создание нового
продукта, предполагающее интеграцию всего комплекса знаний по искусству и
связанных с ним дисциплин).
Современный
учитель
всегда
находится
в
поиске
новых,
более
эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих
способностей
обучающихся,
формированию
навыков
саморазвития
и
самообразования.
Моей целью является внедрить в практику обучения
методику
проектного
метода
во
взаимодействии
с
информационными
технологиями для реализации личностно ориентированного обучения, где
развивается познавательная и творческая активность каждого ребенка. Мне
нравится
выполнять
с
ребятами
большие
проекты
в
группах.
Даю
определённую тематику, обсуждаем какими приёмами и техниками можно это
выполнить (коллаж, аппликация, рисунок, плакат, фотоколлаж и др.). Ребята
формируют
группы
по
желанию,
по
интересам,
разрабатывают
план
выполнения проекта.
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для
повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:
- ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему
интересно;
- ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо
зажечь.
В-третьих, иногда знания, полученные учащимися, остаются подчас
теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию
на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит
каждому ребёнку свой уровень развития.
В основе создания проекта лежит процесс творчества учителя и ученика.
Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним,
строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда
учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой
деятельности учащихся.
Организуя работу над проектом, я ставлю следующие задачи:
- повышение интереса учащихся к изобразительной деятельности;
- появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;
- выявление сознательного творческого отношения учащихся к выполняемой
работе;
- умение учащихся принимать самостоятельные решения;
- умение работать в коллективе;
- умение искать нестандартные оригинальные решения.
Разрабатывая тот или иной проект, я учитываю специфику учебной
дисциплины, предметные задачи, заданные учебной программой.
Я умею придумывать занимательные вопросы, стараюсь подвести ребят к
пониманию темы и задания урока наводящими вопросами. В начале урока у
меня на доске может быть представлен ребус, ребята его разгадывают, и это
тема урока. Например, в 7 классе на элективном курсе по черчению была тема
«Сопряжения». На доске была нарисована коробка сока, подписан, например -
апельсиновый. И запятая возле этого рисунка ( убираем последнюю букву).
Написано
слово
«пряжа»
(опять
запятая),
+
ение.
Пятиклассники
и
шестиклассники с желанием готовят кроссворды по темам: «Древний Египет»,
«Древний Китай», «Русский народный костюм». Также применяю на уроках
следующее: учащиеся знакомятся с темой и материалом (это чаще всего к
восьмиклассникам
и
девятиклассникам
относится)
в
учебнике,
затем
сформулируют 1-2 вопроса по прочитанному и выборочно в классе задают
вопросы друг другу. При этом другие ребята могут дополнять ответы. И в
конце занятия учащиеся помогают мне выставить отметки друг другу за работу
на уроке. На внеурочных занятиях «Мир глазами художника» в начальном
звене часто применяю игровую форму. Недавно занятие было по теме «Зимние
забавы». Я предложила ребятам выходить к доске и по очереди показывать с
помощью различных частей тела различные зимние виды спорта. Показали и
ходьбу на лыжах, и игру в снежки, при этом девочку у доски засыпали со
смехом «снежками», превратив как бы её в снежную бабу. Некоторые виды
ребята самостоятельно не вспомнили, и я их продемонстрировала сама. Они
узнали снежную крепость, катание на ватрушке, катание на санках с горки.
Во время работы на уроке и объяснения нового материала умею выстраивать
логическую цепочку.
Также часто на уроках я организую групповую и коллективную работу.
Групповая форма иметь много плюсов – ребёнок на уроке может побывать и в
роли руководителя, и консультанта. Меняющийся состав группы обеспечивает
гораздо
более
тесное
общение
одноклассников.
Мало
того,
практика
показывает, что дети в общении раскрепощаются. Ведь не каждый ребёнок
может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший
пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на
практике у меня – это урок, на котором я, лишь направляя детей, даю
рекомендации в течении всего урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок
сами.
Коллективная работа мне нравится больше, потому что ребята в конце
урока видят конечный результат своей коллективной деятельности в виде
выставки рисунков на доске, они могут составить какой-то красивый пейзаж:
сельский, городской, горный и т.д. Мы можем укрепить бумажных птиц над
доске в классе, перед этим покружившись с ними по классу. Также на
демонстрационном столе создаём композицию: лесную опушку, из бумажных
объёмных ёлочек с применением ваты, снежинок и др. материалов.
С
восьмиклассниками занимались макетированием на уроках различных зданий
из бумаги и картона. Затем в рекреации на 3 этаже возле моего кабинета на
нескольких столах создавали городской пейзаж и учащиеся других классов,
преподаватели и родители
могли на переменах ознакомиться с этой
экспозицией. Получалось очень выразительно и наглядно.
Я могу продемонстрировать ребятам свои умения и навыки при
рисовании
портретов.
В
классе
выбираем
мальчика
или
девочку
для
позирования всему классу. И на этих уроках я тоже вместе с учениками рисую
портрет, во время рисования ребята подходят ко мне, и я демонстрирую им
приёмы работы простым мягким карандашом или углём с растушевкой. Затем
этот портрет я дарю на память ученику.
Часто я также предлагаю при проверке выполнения домашнего задания
выставлять отметки в альбом самостоятельно. При этом я напоминаю, что
оценка
должна
быть
объективной,
учитывать
все
требования
к
самостоятельной работе.
В 8 «Б» классе ребятам недавно очень понравилась тема, когда нужно
было подготовить вопросы к одному из воображаемых деятелей любого вида
искусства и спорта, взять у него интервью. Подготовились четыре пары,
Васильев Сергей был у нас оператором, снимал всё на планшет. В первой паре
Костя брал интервью у «известного архитектора» - Игоря, во второй паре
Настя - у «известной лыжницы» Алёны, в третьей – Никита у «известного
кинорежиссера»
-
Романа.
Светлана
задавала
вопросы
«известной
писательнице» Алёне. Затем на следующем занятии ребята с большим
интересом просмотрели это видео.
И, в заключение, хочется отметить, что в процессе обучения важны не
только знания, получаемые обучающимися, но и впечатления, с которыми
ребёнок уходит с занятия. И если ученик получил хоть частичку того
положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним
педагог, значит время потрачено не зря.
Так может быть, мы задумаемся, пока не поздно, что-то сделаем для
наших детей, чтоб наша новая и современная школа стала ступенью к
духовному и мудрому государству, которое правильно и осознанно расставляет
нужные
приоритеты.
И такие
предметы,
как музыка,
изобразительное
искусство, черчение и мировая художественная культура встанут на одну
ступень с русским языком и литературой, будут тесно идти в содружестве,
помогая делать новые открытия в математике, физике и химии. Научат нас
ценить и уважать прошлое, строить красивое и успешное будущее. Делать нас
добрее, человечнее, проявлять чуткость и сострадание к окружающим. Говорят,
если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность,
значит он, как человек, состоялся!