Напоминание

"Государство в древнем Междуречье"


Автор: Щекалева Ирина Григорьевна
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: с. Тарасково, Свердловская область
Наименование материала: Технологическая карта урока ФГОС
Тема: "Государство в древнем Междуречье"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок в 5 классе по теме «Государство в древнем Междуречье»

Место и роль урока в изучаемой теме.

Урок расположен в разделе «Западная Азия в древности»; Урок позволяет раскрыть, каким образом в древности можно было создать огромную

державу, не имея ни каких природных богатств, кроме железа.

Тип урока.

Урок изучения нового материала.

Цель урока.

Выявит развитие и гибель Ассирийского царства.

Задачи урока.

1.

Сформировать понятие «держава»

2.

Раскрыть роль завоевательной политики

3.

Уяснить, что с освоением железа ассирийцами, общество сразу стало меняться и процветать.

4.

Проанализировать основную внешнюю политику, которую вели ассирийские правители.

5.

Продолжить формулирование умений: практического анализа исторических источников, публичных выступлений и аргументации

своего мнения.

Формируемые умения и навыки:

Сравнивать, выполнять кластер, рассуждать, отвечать на вопросы, работать с документом и иллюстрацией, новыми понятиями, картой и

контурными картами.

Формы организации работы детей:

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты.

1.

Личностные: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт

предшествующих поколений.

2.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к

явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты

и явления; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; объяснять исторические явления: процессы, связи и отношения,

выявляемые в ходе исследования учебного материала.

3.

Предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные (определять место нахождения Ассирийской

державы на карте); применять понятийный аппарат для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; опираясь на

исторические источники ( карта, учебник, фрагменты документов, иллюстрации) описать и характеризовать завоевательные войны ассирийцев,

объяснить причины возвышения и гибели Ассирийской державы.

Этапы и цели

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационн

ый момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию,

организация внимания детей, пожелание хорошей работы на

уроке

Ученики приветствуют учителя. Включаются в

деловой ритм урока. Проверяют свою

готовность к уроку

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: организация своего рабочего

времени.

2.

Актуализация

знаний.

Цель:

закрепить

изученный раннее материал,

выявление пробелов знаний

у учащихся, подготовка

к

восприятию

нового

материала

-Какие страны Древнего Востока нами изучены?

Игра «Узнай, назови, покажи».

1.

Эта страна считается родиной письменных

законов ( Вавилония).

2.

Жители этой страны изобрели стекло,

пурпурную краску и алфавит ( Финикия).

3.

Река в этой стране, распадаясь на рукава,

впадает в Средиземное море ( Египет).

4.

Книга, которую создали в этой стране,

почитаема во всем мире (Палестина)

5.

Разлив рек в этой стране подобен Всемирному

потопу. (Двуречье)

Ответ: Египет-в Ю-В части Африки, Двуречье,

Палестина, Вавилония, Финикия- в Западной

Азии.

Работа класса по вопросам викторины

УУД:

Регулятивные: самоорганизация, самооценка

Коммуникативные:

постановка

вопросов,

коррекция

ошибок

одноклассников,

самооценка

3.

Изучение

нового материала.

Целеполагание и

мотивация.

Вывести обучающихся

на самостоятельную

формулировку темы, цели и

задач урока.

Обеспечение

мотивации учения детьми,

принятие ими цели, задач

урока.

6.

Назовите страну, жители которой научились

добывать и обрабатывать железо?

Подведение итога: на последних уроках мы изучали страны,

расположенные в Западной Азии и сегодня познакомимся

еще с одной страной.

Обратимся к учебнику и определим тему урока на странице

85. Сформулируйте и запишите тему урока ( слайд 1)

« Ассирийская держава»

-Кто знает, что означает это слово? (стр. 87)

Работа с картой на доске и на экране

Учитель- В Междуречье рек Тигр и Евфрат поочередно

существовало несколько древних государств-Междуречье.

Вавилонское царство, Ассирия

Найдите Ассирию у себя в атласах. Дайте географическое

описание-( в верхнем течении реки Тигр)

_ Посмотрите на легенду карты и скажите, что изменилось?

(слайд 2)

Какие страны Западной Азии попали под власть

ассирийских царей?

Вступают в диалог с учителем; пытаются

определить

тему

урока;

вовлекаются

в

активную

познавательную

деятельную

деятельность; записывают тему урока.

Познавательные: записывают тему урока в

тетрадь

Держава - большое и могучее государство.

Познавательные:

определяют понятие

«держава»

Работают с атласами и картой на экране.

Назовите главную задачу урока?

С чего мы начинаем знакомство с новой страной?

Страны Западной Азии попали под власть

ассирийских царей.

Ассирия превратилась в великую державу.

Регулятивные: целеполагание

Выяснить, почему Ассирия стала сильным и

могучим государством? Или

Почему маленькое государство превратилось в

великую державу?

Познавательные: самостоятельно определяют

план работы на уроке

Регулятивные: принимают учебную задачу,

организуют себя для работы по плану,

анализируют свою работу

Познавательные:

Работают с картой, определяют

географическое положение Ассирии

- Географическое положение, климат, природу,

население, занятие, культуру народа этой

4.

Осмысление и

первичное усвоение новых

знаний и способов усвоения

Ассирия находится в Западной Азии , в верхнем течении

реки Тигр.

Каким был климат? Природа Ассирии?

Стр. 86 2 статья. Найдите описание природы.

Зная климат и природу Ассирии, определите, какими были

занятия населения? (слайд 3)

Все изменилось, когда ремесленники начали широко

использовать железо. Произошло это около 10 века до н.э.

( запись в тетрадь)

страны.

Значительная ее часть составляли горы и

предгорья.

Охота и скотоводство

Земледелие Ассирии процветало только в

долине рек.

Железо-прочный металл

Медь и бронза

Что такое железо? Какие еще вы знаете металлы, которые

использовались в странах Древнего Востока?

Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и

обработки железа. Тысяча лет люди ходили по рыжевато-

красной земле и не подозревали, что это железная руда, из

которой можно добывать вещество, гораздо более твердое,

чем медь.

В чистом виде железо- мягкий металл, но люди научились

изготавливать из железа сталь. В Ассирии почва была

твердой, поэтому основными занятиями была охота и

скотоводство, земледелием занимались мало. Но с

появлением стальных плугов и мотыг земледелие стало

(слайд 4) процветать. Какой можно из этого сделать вывод?

Скажите, что научились изготовливать ассирийцы из

железа? Какое это имело значение?

Открытие железа оказало очень сильное

влияние на развитие народов Западной Азии.

Изготавливали орудия труда-железные лопаты,

мотыги, кирки, плуги.

С помощью этих орудий труда можно было

обрабатывать каменистую почву Ассирии, а не

только в долинах с мягкими и плодородными

землями

5.

Работа по группам

Умея добывать и обрабатывать железо, ассирийцы создали

самую сильную армию в мире, вооружение которой было

сделано из железа. (слайд 5-6)

Как была вооружена ассирийская армия? Слайд-7

Составить кластер - первое задание

1 группа «Вооружение ассирийцев»

2 группа « Военные новшества ассирийцев»

( работа с учебником стр.66-67)

Слайд 8-9

Доп. материал ученика.

Помимо конницы в ассирийском войске находились и

боевые колесницы( слайд 11), обитые медью и запряженные

парой лошадей , они были страшны.

На них обыкновенно стояли три человека: возница, стрелок

из лука или копейщик- воин с копьем, и оруженосец,

закрывавший воина щитом. Ставши в ряд , эта тяжелая

Познавательные:

выбор нужного материал

Коммуникативные:

взаимопомощь и сотрудничество в группе,

выслушивание ответов,

корректировка и оценивание своей работы и

работы отвечающих

По одному от варианта ученики выходят к

доске, прикрепляют работы и выполняют

задания

кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага.

Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах

добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали

беглецов в реку.

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный

род войск.

Вопрос: подумайте, какими преимуществами обладал

всадник перед боевой колесницей?

(Ответ: Колеснице нужна хорошая дорога, а всадник проедет

по тропе. Не страшны ему бугры и кочки, вязкая грязь и

даже глубокие лужи. Он переберется через овраг и речку,

перепрыгнет через канаву и лежащее бревно).

Вывод.

Зачем Ассирия создала такую сильную армию?

Второе задание группам

1 группа- составить кластер- завоеванные Ассирией страны

2 группа- работа с контурными картами- отметить на карте ,

подписать завоеванные страны

( работа с атласами и контурными картами)

(Слайд 13 14-карта походов)

Чтобы вести завоевательные войны

Коммуникативные: оказывают помощь при

определении направлений походов ассирийцев.

Дети с заданиями отвечают у доски, 2 группа

показывает завоеванные страны на карте.

Познавательные:

Что такое держава?.

Почем Ассирия из небольшого государства превратилась в

сильную и мощную державу?

Назовите причины побед ассирийского войска?

Итак, какие страны были завоеваны ассирийцами?

Определяют понятие

« держава»,

Формулируют причины возвышения Ассирии

Причины побед:

1.

Хорошо организованная армия

2.

Оружие из железа

3.

Появилась конница

4.

Использовали колесницы

5.

Использовали тараны

6.

Могли в полном вооружении переплыть

реки-препятствия

Познавательные: делают вывод, показывают на

карте

Финикию, Палестину, Сирию, Вавилонское

царство, Междуречье, царство Урарту.

Личностные:

самоопределяются к завоевательной политике

ассирийцев

Как вы думаете, какую политику проводили ассирийские

цари в завоеванных странах? (Слайд 15)

Задания по группам.

1 группа- работа с документом стр.89-приведите примеры из

документа

2 группа- работа с иллюстрацией- отношение к завоеванным

и порабощенным народам

(Работа с учебником стр.68-69)

Доп. материал учителя.

« Ассирийские воины казались людьми несокрушимой силы.

Иудейский пророк Исайя, видевший их, говорит: « у них нет

ленивых; никто не споткнется, не задремлет, не распустит

Завоевательную, жестокую, устрашающую

Познавательные:

строят логическое рассуждение, учатся

находить в учебниках и других источниках

информацию достоверные сведения,

обрабатывают дополнительную информацию,

выделяют главное, делают вывод

Коммуникативные:

осуществляют смысловое чтение планируют

сотрудничество.

пояса или ремня на башмаке»

Суровы были их вожди. На стенах дворцов. На каменных

досках и столбах они оставили рассказы и отчеты о своих

злодеяниях, где с особой гордостью говорят о разрушениях,

которые они произвели, об уничтожении городов и сел.

Один из них пишет: « Я пронесся подобно истребительному

урагану. На обагренной земле оружие тонуло в крови врагов,

как в реке. Я нагромоздил трупы их солдат в виде победных

курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки,

я сокрушил их как солому». Часто истребляли все мужское

население покоренной земли, женщин и детей забирали в

рабство.

Все, что было ценное в захваченных городах, ассирийцы

увозили к себе.

Таким образом, по своей жестокости и кровожадности

ассирийские цари и полководцы и руководимые ими воины

превзошли все, что нам известно о других древневосточных

армиях.

Недаром в древности столицу Ассирии- город Ниневия-

называли «городом крови»

(слайд-16)- возвращение из похода

Как могли относиться к завоевателям покоренные народы?

Покоренные народы ненавидели завоевателей

и сопротивлялись их владычеству.

В 612 году до н.э. против ассирийцев восстали вавиловяне и

мидийцы. Город Нинения- столица Ассирии был захвачен и

сожжен.

( слайд 17)

Вскоре и вся Ассирийская держава распалась. Почему?

(слайд18)

Личностные:

Самоопределяются по отношению к

завоевательной политике ассирийцев.

Высказывают собственное суждение и

выражают свое отношение к изученным

фактам

Завоеванные народы сопротивлялись

завоеваниям, жестокости и унижениям, они

объединились и разгромили общего врага.

6.Первичное закрепление.

Как такая небольшая страна смогла завоевать множество

Имея на своей территории большие запасы

Дискуссия

стран и народов?

В чем была сила и слабость Ассирийской державы?

железной руды, ассирийцы научились

обрабатывать железо, создали самую сильную

армию в мире, вооруженную оружием из

железа, использовали изобретения- тараны

кожаные мешки-; у них появилась конница,

Благодаря этому ассирийцы начали

завоевательные войны, чтобы присвоить себе

территории и богатства завоеванных стран. Из

маленькой страны Ассирия превратилась в

великую державу.

Слабость В ТОМ, ЧТО ПОКОРЕННЫЕ

НАРОДЫ НЕ СМИРИЛИСЬ СО СВОИМ

ПОЛОЖЕНИЕМ, ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО

ПОДНИМУТЬСЯ НА БОРЬБУ. В результате

многолетней борьбы покоренных народов

ассирийская держава распалась.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли

7.

Рефлексия

Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийском

государстве? ( на чем основывалось могущество державы? К

чему привело жестокое обращение с завоеванными

народами? Как сегодня надо строить отношения с другими

странами? Для чего?

Работа по карточкам.

- В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

« Меня удивило на уроке…»

« Я сумел понять, что….»

« Я не успел на уроке….»

« Я бы хотел узнать о том, что…»

Личностные:

Высказывают собственные суждения и

выражают мнение к данному факту.

8.

Оценки, Д/З- пар. 18,

к/к, тпо вопросы,

синквейн- Ассирия

Регулятивные:

Организуют себя для фиксирования дом.

задания. Их уточнения и конкретизации.

Оценка осознания и уровня и качества

усвоения, контроль.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли.



В раздел образования