Автор: Мадиярова Гузяль Миниварисовна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГКУЗ Республиканский дом ребенка специализированный
Населённый пункт: Город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный
путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в
этот
период
идёт
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных систем организма, закладываются основне черты личности,
формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно
именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков
здорового
образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Учреждение
дошкольного образования должно постоянно осваивать комплекс мер,
направленных на сохранения здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития.
Существуют
разнообразные
формы
и
виды
деятельности,
направленные на сохранение и укрепления здоровья воспитанников. Их
комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегаюшие
технологии».
Главное назначение таких технологий – объединить педагогов,
психологов, медиков, родителей и самое главное
- самих детей для
сохранения,
укрепления
и
развития
здоровья.
Так
что
же
такое
«здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это
целостная система оздоровительных, коррекционных и профилактических
мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и
педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
-обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в
различных видах деятельости и представлены как:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения навыками здорового образа жизни;
3.коррекционные технологии.
Технологии сохраненгия и стимулирования здоровья:
Ритмопалстика. Во время занятий у детей развивается музыкальный
слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная
осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величну
физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниями ребенка.
Динамические паузы проводятся между занятиями со статическим
компонентом (10-12 мин.). Их содержание могут составлять элементы
гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, различные
виды физических упражнений, игр.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть
физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате. Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её
проведения.
Релаксация, психогимнастика.
Для психического здоровья детей
необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая
поддержание
душевного
равновесия
и
жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы
подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать
свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью
можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела
и всего организма. Для работы подбирается спокойная классическая музыка,
звуки природы. Выполнение таких упражнение очень нравится детям, т.к. в
них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению
расслабляться.
Пальчиковая
гимнастика
проводится
индивидуально,
либо
с
подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует
речь,
пространственное
мышление,
внимание,
воображение,
быстроту
реакции.
Полезная
всем
детям,
особенно
с
речевыми
проблемами.
Проводится на занятиях, а также в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика
для
глаз
способствует
снятию
статистического
напряжения
мышц
глаз,
кровообращения.
Во
время
её
проведения
используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная
гимнастика
проводится
в
различных
формах
физкультурнооздоровительной работы. У детей активизируется кислородный
обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и
оптимизации его работы в целом.
Таким
образом,
каждая
из
рассмотренных
технологий
имеет
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к
здоровому образу жизни.