Напоминание

Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей


Автор: Донских Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Задачи и содержание работы по формированию

грамматической стороны речи у детей.

Три направления:

Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по

родам, числам, лицам, временам).

Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в

предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Задачи по формированию грамматическогостроя речи.

Объем грамматических навыков обобщения можно

представить следующим образом.

В морфологии.

Морфологический строй речи дошкольников включает почти

все грамматические формы. Самое большое место

занимают существительные и глаголы.

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого

однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из

которого оно выводится по смыслу и по форме.

Образование слов осуществляется с помощью аффиксов

(окончания, приставки, суффиксы).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания

и предложения разных типов – простые и сложные. В

зависимости от цели сообщения предложения делятся на

повествовательные, вопросительные и побудительные

4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей

Пути формирования грамматически

правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды,

дающей образцы грамотной речи;

- повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным

грамматическим формам, направленное на

предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в

практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок.

Грамматические ошибки дошкольников определяются

различными факторами:

1. общими психофизиологическими закономерностями

развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления,

состоянием нервных процессов);

2. трудностями овладения грамматическим строем языка

(морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем

его усвоения;

3. запасом знаний об окружающем мире и объемом

словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем

развития фонематического восприятия речи;

4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды

(прежде всего неправильной речью родителей и

воспитателей);

5. педагогической запущенностью, недостаточным

вниманием к детской речи.

.

Грамматический строй дети усваивают постепенно, в

определенной последовательности.

Системой словоизменения овладевают в младшем и

среднем возрасте.

Системой словообразования – начиная со средней

группы.

В средней и старшей группах процесс формирования

словообразовательных умений характеризуется

интенсивностью, творчеством.

В подготовительной к школе группе начинает

складываться знание норм словообразования.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации,

словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ

коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в

качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным

образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения –

преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления

грамматических навыков, так как благодаря динамичности,

эмоциональности проведения и заинтересованности детей они

дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении

нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с

игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного

материала – в форме словесных игр, построенных на словах и

действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное

содержание.

.

Рассматривание картин, в

основном сюжетных,

используется для

формирования умения строить

простые и сложные

предложения.

Пересказ коротких рассказов

и сказок – ценное средство

для обучения детей

построению предложений, так

как само художественное

произведение является

образцом правильной в

грамматическом отношении

речи. Занятия по обучению

детей пересказыванию

обогащают язык, развивают

последовательность и

логичность мышления и речи.

.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам

можно назвать образец, объяснение, указание,

сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки

детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на

правильной форме слова или конструкции предложения.

Используются и такие приемы, как создание проблемных

ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки;

вопросы подсказывающего и оценочного характера;

привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о

том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются

типичные только для этого раздела приемы работы с

детьми. В словообразовании, например, используется прием

раскрытия словообразовательного значения слова:

«Сахарница так называется потому, что это специальная

посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор

однородных определений, дополнение предложений и

другие приемы

.

При исправлении детских ошибок не следует

быть слишком навязчивыми, необходимо

учитывать обстановку, быть внимательными и

чуткими собеседниками. Приведем примеры:

ребенок чем-то огорчен, он жалуется

воспитателю, хочет от него помощи, совета, но

допускает речевую ошибку; ребенок играет, он

возбужден, что-то говорит и делает ошибки;

ребенок впервые решился прочитать

стихотворение наизусть. Он вышел на середину

комнаты, начал декламировать, но стал

допускать грамматические ошибки.

.

Воспитатель фиксирует свое внимание на

ошибках, чтобы позднее исправить их в

подходящей обстановке.

5. Методика формирования морфологической стороны речи

Младший дошкольный возраст.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными

окончаниями таких грамматических категорий, как падеж,

род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих

категорий. Особенно это относится к существительным. На

четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную

форму слова, что связано с усвоением категории рода.

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в

наибольшей степени отвечают возрастным особенностям

детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют

возможность изменять положение игрушек, разыгрывать

сценки, употреблять прямую и косвенную речь,

соответствующим образом изменять слово. Динамика

игрового действия способствует усвоению грамматических

навыков.

.

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое количество

морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения,

усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы

правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в

речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических

форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом

возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у

ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять

слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка

взрослыми его речевой деятельности.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже

сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно

изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование

грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с

развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию

Программное содержание и методика организации занятий также

усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не

одна, а несколько ситуаций

.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.

К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и

соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но

единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять

все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка

критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и

чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в

связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи

грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями

осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с

игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры

и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-

грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может

быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для

речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

6. Методика формирования синтаксической стороны речи

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача

формирования навыков построения разных типов предложений и

умения соединять их в связное высказывание.

Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить

фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на

четвертом году жизни развивается умение строить предложения

разных типов – простые и сложные. С этой целью используют

картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-

драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы

одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что

действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-

драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое

действие помогает ребенку строить предложение. Предложения,

составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются

детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой

ситуации.

.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого

года жизни (средняя группа) связано со становлением

связной речи, и в первую очередь с монологической ее

формой.

В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество

простых распространенных и сложных предложений.

Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят

предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два

подлежащих («папа и мама, они...»), переставляют слова,

опускают или заменяют союзы, мало используют

определений и обстоятельств.

В содержание обучения входит закрепление умений

правильно строить предложения, согласовывать слова в

предложении, использовать в речи простейшие виды

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформлением

предложения и его распространением.

.

Появление в речи детей

сложноподчиненных

предложений

свидетельствует о

познании и осмыслении

ребенком связей и

отношений,

существующих в

реальной жизни. В 5 – 6

лет, как отмечают

многие исследователи,

наблюдается осознание

причинных

зависимостей. В речи

связь между причиной и

следствием выражается

придаточными

предложениями.

7. Методика формирования способов словообразования

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети

хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо

развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и

представлениями об окружающем мире и соответственно

словарем, прежде всего мотивированными словами

(образованными от других), а также словами всех частей

речи, обогащать смысловую сторону грамматических

средств.

В процессе словообразования простое повторение и

запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен

узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует

обратить внимание детей на способ образования слов при

помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок

(ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки

образования слов по аналогии.

.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-

родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист,

лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны

иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.

Одна из задач – научить детей разным способам образования

степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень

образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те

(синтетический способ) и при помощи слов более или

менее (аналитическим способом): чистый – чище – более

чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к

основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш

(синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при

помощи вспомогательных слов самый и наиболее

(аналитический способ) (самый высокий, наиболее

правильный).

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика

развития речи и обучения родному языку

дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и

сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип.

- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -

400 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение

детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского

сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.

3. Ушакова О.С. Программа развития речи

детей дошкольного возраста в детском



В раздел образования