Автор: Донских Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №42
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
Раздел: дошкольное образование
Задачи и содержание работы по формированию
грамматической стороны речи у детей.
Три направления:
Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по
родам, числам, лицам, временам).
Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в
предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Задачи по формированию грамматическогостроя речи.
Объем грамматических навыков обобщения можно
представить следующим образом.
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти
все грамматические формы. Самое большое место
занимают существительные и глаголы.
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого
однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из
которого оно выводится по смыслу и по форме.
Образование слов осуществляется с помощью аффиксов
(окончания, приставки, суффиксы).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания
и предложения разных типов – простые и сложные. В
зависимости от цели сообщения предложения делятся на
повествовательные, вопросительные и побудительные
4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
Пути формирования грамматически
правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды,
дающей образцы грамотной речи;
- повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным
грамматическим формам, направленное на
предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в
практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок.
Грамматические ошибки дошкольников определяются
различными факторами:
1. общими психофизиологическими закономерностями
развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления,
состоянием нервных процессов);
2. трудностями овладения грамматическим строем языка
(морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем
его усвоения;
3. запасом знаний об окружающем мире и объемом
словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем
развития фонематического восприятия речи;
4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды
(прежде всего неправильной речью родителей и
воспитателей);
5. педагогической запущенностью, недостаточным
вниманием к детской речи.
.
Грамматический строй дети усваивают постепенно, в
определенной последовательности.
Системой словоизменения овладевают в младшем и
среднем возрасте.
Системой словообразования – начиная со средней
группы.
В средней и старшей группах процесс формирования
словообразовательных умений характеризуется
интенсивностью, творчеством.
В подготовительной к школе группе начинает
складываться знание норм словообразования.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации,
словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ
коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в
качестве приемов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным
образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения –
преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления
грамматических навыков, так как благодаря динамичности,
эмоциональности проведения и заинтересованности детей они
дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении
нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с
игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного
материала – в форме словесных игр, построенных на словах и
действиях играющих.
В каждой дидактической игре четко определяется программное
содержание.
.
Рассматривание картин, в
основном сюжетных,
используется для
формирования умения строить
простые и сложные
предложения.
Пересказ коротких рассказов
и сказок – ценное средство
для обучения детей
построению предложений, так
как само художественное
произведение является
образцом правильной в
грамматическом отношении
речи. Занятия по обучению
детей пересказыванию
обогащают язык, развивают
последовательность и
логичность мышления и речи.
.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам
можно назвать образец, объяснение, указание,
сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки
детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на
правильной форме слова или конструкции предложения.
Используются и такие приемы, как создание проблемных
ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки;
вопросы подсказывающего и оценочного характера;
привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о
том, как сказать правильно, и др.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используются
типичные только для этого раздела приемы работы с
детьми. В словообразовании, например, используется прием
раскрытия словообразовательного значения слова:
«Сахарница так называется потому, что это специальная
посуда для сахара». В синтаксисе применяются подбор
однородных определений, дополнение предложений и
другие приемы
.
При исправлении детских ошибок не следует
быть слишком навязчивыми, необходимо
учитывать обстановку, быть внимательными и
чуткими собеседниками. Приведем примеры:
ребенок чем-то огорчен, он жалуется
воспитателю, хочет от него помощи, совета, но
допускает речевую ошибку; ребенок играет, он
возбужден, что-то говорит и делает ошибки;
ребенок впервые решился прочитать
стихотворение наизусть. Он вышел на середину
комнаты, начал декламировать, но стал
допускать грамматические ошибки.
.
Воспитатель фиксирует свое внимание на
ошибках, чтобы позднее исправить их в
подходящей обстановке.
5. Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст.
К трем годам дети овладевают наиболее типичными
окончаниями таких грамматических категорий, как падеж,
род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих
категорий. Особенно это относится к существительным. На
четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную
форму слова, что связано с усвоением категории рода.
Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в
наибольшей степени отвечают возрастным особенностям
детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют
возможность изменять положение игрушек, разыгрывать
сценки, употреблять прямую и косвенную речь,
соответствующим образом изменять слово. Динамика
игрового действия способствует усвоению грамматических
навыков.
.
Средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество
морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения,
усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы
правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в
речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических
форм.
Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом
возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у
ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять
слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка
взрослыми его речевой деятельности.
На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже
сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно
изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование
грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с
развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию
Программное содержание и методика организации занятий также
усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не
одна, а несколько ситуаций
.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.
К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и
соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но
единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.
На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять
все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка
критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и
чужой речи, потребность говорить правильно.
Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в
связи с развитием связной речи.
В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи
грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями
осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с
игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры
и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-
грамматические упражнения).
По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может
быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для
речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.
6. Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача
формирования навыков построения разных типов предложений и
умения соединять их в связное высказывание.
Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить
фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на
четвертом году жизни развивается умение строить предложения
разных типов – простые и сложные. С этой целью используют
картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-
драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы
одежды, посуда, обувь, пища.
Составление предложения по картинке облегчается тем, что
действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-
драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое
действие помогает ребенку строить предложение. Предложения,
составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются
детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой
ситуации.
.
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого
года жизни (средняя группа) связано со становлением
связной речи, и в первую очередь с монологической ее
формой.
В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество
простых распространенных и сложных предложений.
Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят
предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два
подлежащих («папа и мама, они...»), переставляют слова,
опускают или заменяют союзы, мало используют
определений и обстоятельств.
В содержание обучения входит закрепление умений
правильно строить предложения, согласовывать слова в
предложении, использовать в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Продолжается работа над грамматическим оформлением
предложения и его распространением.
.
Появление в речи детей
сложноподчиненных
предложений
свидетельствует о
познании и осмыслении
ребенком связей и
отношений,
существующих в
реальной жизни. В 5 – 6
лет, как отмечают
многие исследователи,
наблюдается осознание
причинных
зависимостей. В речи
связь между причиной и
следствием выражается
придаточными
предложениями.
7. Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети
хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо
развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и
представлениями об окружающем мире и соответственно
словарем, прежде всего мотивированными словами
(образованными от других), а также словами всех частей
речи, обогащать смысловую сторону грамматических
средств.
В процессе словообразования простое повторение и
запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен
узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует
обратить внимание детей на способ образования слов при
помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок
(ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки
образования слов по аналогии.
.
Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-
родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист,
лиственный, листопад). «Слова-родственники» должны
иметь похожую часть и быть связаны по смыслу.
Одна из задач – научить детей разным способам образования
степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень
образуется при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те
(синтетический способ) и при помощи слов более или
менее (аналитическим способом): чистый – чище – более
чистый.
Превосходная степень образуется путем прибавления к
основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш
(синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при
помощи вспомогательных слов самый и наиболее
(аналитический способ) (самый высокий, наиболее
правильный).
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика
развития речи и обучения родному языку
дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и
сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -
400 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение
детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского
сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г.
3. Ушакова О.С. Программа развития речи
детей дошкольного возраста в детском