Автор: Хрипунова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР "Звёздочка"- детский сад №8"
Населённый пункт: Железногорск
Наименование материала: Презентация
Тема: Дифференциация звуков Л-Р (авторское пособие)
Раздел: дошкольное образование
Логопедическая игротека
Дифференциация звуков Л-Р
(в словах)
Презентация авторских пособий
Учитель-логопед: И.Н.Хрипунова
ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ?
После постановки и автоматизации проблемных звуков следует
заключительный этап – дифференциации (различения) звуков с
наиболее часто смешиваемыми (ш=с),(р=л).Эти звуки обязательно
необходимо разграничить, чтобы предотвратить возникновение у ребенка
нарушений чтения и письма.
Работа по дифференциации звуков осуществляется по следующим
направлениям: развитие слуховой дифференциации,закрепление
произносительной дифференциации,формирование фонематического
анализа и синтеза
Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар
смешиваемых звуков включает два этапа:
- Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
На этом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой
образ каждого из смешиваемых звуков Проводится работа по уточнению
артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное
восприятие. Затем звук выделяется на фоне слога, слова;определяется
его местоположение в слове
- Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Последовательность дифференциации звуков
Дифференциация изолированного звука.
Дифференциация звуков в слогах.
Дифференциация звуков в словах.
Дифференциация звуков в предложениях.
Дифференциация звуков в тексте.
Дифференциация звуков в самостоятельной речи.
Каждый логопед на практике сталкивается с необходимостью иметь в
своем арсенале большое количество наглядных средств и пособий для
работы с детьми дошкольного возраста. Особенно это важно в процессе
автоматизации и дифференциации звуков.Ребенок может несколько раз
с интересом повторять одно и тоже слово, если его каждый раз будет
сопровождать новая картинка или интересная игра. Поэтому
использование логопедических игр помогают сделать процесс
дифференциации более интересным, увлекательным и продуктивным
Предлагаю игры для дифференциации звуков Л=Р в словах.
Все игры можно использовать и на этапе автоматизации звуков.
Игра „ Волшебные цветы“
Цель: Дифференциация звуков Л-Р в словах
Задачи: Формирование навыка различения звуков Л-Р; совершенствование
речевой моторики; развитие фонематического слуха
Инструкция:
детям предлагается
собрать цветы подбирая лепестки
на которых изображены
предметные картинки,
ориентируясь на символ звука,
который изображен на
сердцевине цветка.
Игра „ Подари картинки“
Цель: Дифференциация звуков Л-Р в
словах
Задачи:Формиррование навыка
различения звуков Л-Р; развитие
фонематического слуха.
Инструкция
:
ребенку
предлагается подобрать
картинки для Клавы и Ромы с
опорой на символы звуков.
Игра „Кукуруза и подсолнух“
Цель: Дифференциация звуков
Л-Р в словах.
Инструкция:ребенку
предлагается собрать початок
кукурузы из зерен которые
содержат предметные картинки
на звук „Р“.
Затем собирает подсолнух из
семечек с предметными
картинками на звук „Л“
Игра „ Цветные мешочки“
Цель: Дифференциация
звуков Л-Р
Инструкция:сначала с ребенком
уточняется цвет мешочков:
( розовый,оранжевый, красный;
голубой, белый, желтый).Затем
совместно с ребенком
определяем в названии каких
цветов присутствует звук „Л“, а в
каких звук „Р“. Ребенку
предлагается разложить
картинки по мешочкам в
соответствии со звуком в
названии цвета.
Игра „ Лишние картинки“
Цель: Дифференциация
звуков Л-Р в словах
Инструкция: ребенку
предлагается в каждом
домике найти лишнюю
картинку опираясь на символ
звука, который расположен на
крыше домика.
Игра „ Волшебные кубики“
Цель: Дифференциация
звуков Л-Р в словах.
Инструкция: ребенку предлагается
построить башню из кубиков на
грани которых изображены
предметы.Обращаю внимание,
что в названии предмета
должен быть звук „Л“, затем
звук „Р“