Напоминание

народные подвижные игры


Автор: Зайцева Алёна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 125
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: "Играйте с детьми в народные подвижные игры"
Тема: народные подвижные игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Играйте с детьми в

народные подвижные игры»

Консультация для родителей

Автор: Зайцева Алёна Александровна

воспитатель

Организация: МДОАУ «Д/с № 125»

Населенный пункт: г.Оренбург

«

»

Играйте с детьми в народные подвижные игры

Детство - самое беззаботное и веселое время в жизни ребенка. Мир

детства не может быть без игры. В дошкольном возрасте дети

играют постоянно - это способ познания окружающего мира, это их

естественная потребность. Дети любят играть, так как в игре

каждый ребенок может наиболее полно показать себя, раскрыться,

самореализоваться. Увлекательный игровой сюжет вызывает у

детей положительные эмоции. Помните в детстве мы играли в

«Ловишек», «Прятки», «Жмурки», «Перекати-поле»! Кто придумал

эти игры и когда? Есть только один ответ на этот вопрос: они

созданы народом. И мы, и наши дети любят играть в народные

подвижные игры. Народные подвижные игры передавались из

поколения в поколение, они сохранились и дошли и до наших дней

из глубокой старины, соблюдая национальные традиции. Они

вызывают интерес не только как жанр устного народного

творчества. В них заключена информация, дающая представление о

повседневной жизни наших предков – их труде, быте,

мировоззрении. Игры были непременным элементом народных

обрядовых праздников.

Игра развивает у детей воображение, координацию движений,

тренируют реакцию и воспитывают навыки общения, а так же

развивает ловкость, меткость, быстроту, силу, моторику, глазомер.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед

коллективом, умение действовать в команде.

Народные подвижные игры издавна служили средством

самопознания. Они учат проявлять лучшие качества: доброту,

взаимовыручку, благородство, самопожертвование ради других.

Народная игра учит справедливости, чести и порядочности,

премудростям жизни, добру, любви и долгу.

В настоящее время одной из острейших проблем является

воспитание патриотизма. Духовный, творческий патриотизм надо

прививать с раннего детства. Но, не будучи самому патриотом,

нельзя в ребенке побудить чувство любви к Родине. Игра

формирует этические нормы нравственность.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его

разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а

позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить

детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные

действия, выучить с детьми слова, песню, соответствующие

движения и следить за соблюдением правил игры.

Можно вносить новизну в хорошо знакомые игры, изменяя их

правила для развития творческих способностей детей. Сначала это

делает взрослый, а когда у игры получаются 2-3 варианта,

предлагают сделать детям выбор. Например, игра «Ловишка».

Может быть просто «Ловишка», а может быть «Ловишка с мячом»,

«Ловишка с ленточкой». Так у детей появляется возможность

создавать собственный вариант игры на традиционной

фольклорной основе, что позволяет ребёнку ощутить себя не

только участником игры, но и её творцом.

В народных играх особенно важна эмоциональная вовлечённость

взрослого. Старайтесь не просто демонстрировать нужные действия

и слова, но по возможности, ярко выражать свой интерес к игре.

Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. И

еще - игровой инвентарь можно всегда найти в любом доме ,это

еще один большой «плюс» народных игр.

К народным подвижным играм надо приучать детей с раннего

возраста используя простые игры типа «Догони меня», «Наседка и

цыплята», «Васька серенький» и т.д. В этом возрасте очень важно

привить желание играть! Строятся эти игры на знании об

окружающей жизни, явлениях природы, образа жизни и повадках

животных и птиц.

Начиная со среднего возраста и старше нужно научить детей

понимать и принимать правила совместной игры, выполнять роль

водящего, понимать поставленную перед ними задачу.

Народные игры бывают разных типов. Одни отражают отношения

человека и Природы («Ручеек», «Заинька беленький» и т.д.); другие

повседневные занятия и быт наших предков («Поясок», " Горшки",

"Башмачник"…)третьи игры на находчивость, быстроту и

координацию ("Краски","Горелки","Жмурки","Ловишка",

"Растяпа", и др. ,игры на силу и ловкость ,"Перетяни за черту",

"Перетягивание каната"), военные игры.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще

всего это происходит с помощью считалки.

«Считалка»– это короткие стишки, с помощью которых играющие

дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре,

служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что считалка –

это проявление словесного детского творчества.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

***

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых

И мудрых людей!

«Жребий»- в игре выполняет функцию высшей справедливости.

При распределении игровых ролей решению жребия все обязаны

беспрекословно подчиняться. Обычно жеребьевка предназначена

для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Выбираются

две матки (капитана) из числа самых ловких игроков. Затем ребята,

примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону,

сговариваются и, договорившись, подходят к маткам: Мати, мати,

что вам дати? Матки (капитаны )выбирают игроков из пар в свою

команду.

А можно используются скороговорки: кого выбираешь? Что

выбираешь? Что возьмёшь?

После считалки или жеребьевки начинается игра.

Предлагаю вашему вниманию несколько народных подвижных

игр .

Гуси-лебеди

На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м

(в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих

выбирается «волк» который стоит между линиями. За одной линией

находятся остальные участники — «гуси», а за другой - взрослый.

Взрослый обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Ну летите!

— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

— Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а

выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как

можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а

пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный

аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

«Бабка- Ежка»

Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на

друга

Выбирается Бабка –Ежка. Игроки располагаются в другом конце

зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором

произносят текст:

Бабка Ёжка костяная ножка ;

С печки упала ,ногу сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит»

Пошла она на базар - раздавила самовар,

Пошла на улицу - раздавила курицу,

Вышла на лужайку - испугала зайку.

После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей,

прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе

в дом.

2 вариант

Очерчивается круг, играющие встают за кругом. Водящий с метлой

в руке становится за линию круга вовнутрь. Дети произносят слова:

В темном лесу избушка

Стоит задом наперед

В той избушке есть старушка, бабушка яга живет.

У нее глаза большие

Дыбом волосы стоят.

Ух страшная какая

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе

Яге. Она старается кого-либо поймать . Пойманный становится

Бабой Ягой

Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении

Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный

аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества

В темном лесу и

День и ночь

На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга

проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у

другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда

мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде

«Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки

ловят мальчиков.

Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.

Категория: народные игры

Развивает: быстроту реакции, силовую выносливость

Удочка

Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные

игроки встают в круг диаметром 3—4 м.

Водящий становится в центр крута. У него в руках веревочка

длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий

вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем

пола на высоте 5—10 см.

Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий

мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает

штрафное очков или выходит из игры.. Подсчитывается общее

число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10

полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по

ногам.

После смены водящего игра начинается сначала.

Категория: народные игры на свежем воздухе и в помещении.

Развивает: координацию движений, ловкость.

В заключении хочется сказать, что нам взрослым надо помнить,

игра для детей – не просто отдых, а целая наука, которая может

приносить радость. И поэтому к игре надо относиться очень

серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и

зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое

сознание.

Можно сказать смело, что народные игры влияют на воспитание

характера, ума, воли, физически укрепляют ребенка, развивают

нравственные чувства, Каждая игра, если она по силам ребенку,

ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и

энергично, действия организованы.

Родители, как правило, не только организуют игры, но и сами

быстро включаются в детские забавы. Папы и мамы ,включаясь в

совместную игру ,лучше узнают своего ребенка, становятся ближе

друг другу ,ну а детям это доставляет много радости.

Желаю вам приятно и с пользой провести время и получить

огромное удовольствие от общения со своим детьми!

Литература.

1.

Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное

воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.

2.

И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. –

240 с.

3.

Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании детей

дошкольного возраста: автореферат дис. . канд. пед. наук/

М.П. Асташина,- Омск, 1997.- 19с.

4.

Каптерев, П. О детских народных играх и развлечениях/

П.Каптерев // Народное образование, - 1990.- №10.- С.228-240.

5.

Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России:

советы, игры, обряды,- 2-е изд./ Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.-

М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.



В раздел образования