Напоминание

"Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности".


Автор: Горячевская Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 29 " Ёлочка" г.Нижневартовска
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Ёлочка»

ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Золотой ключик»

для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет

Составитель:

Горячевская Валентина Николаевна

Содержание

I. Целевой раздел................................................................................................... 3

Паспорт программы.......................................................................................... 3

1.1 Пояснительная записка..................................................................................... 4

1.2 Цель и задачи программы.................................................................................4

1.3 Планируемые результаты..................................................................................4

1.4 Внутренняя оценка качества образовательной деятельности.......................5

1.5 Объем образовательной нагрузки.................................................................... 5

II. Содержательный раздел................................................................................... 6

2.1 Содержание программы....................................................................................6

2.2 Содержание программы детей 4-5 лет............................................................7

2.3 Программа средней группы..............................................................................9

III. Организационный раздел...............................................................................14

Организационно-педагогические условия................................................... 14

3.1 Расписание занятий.........................................................................................14

3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................14

Список литературы.........................................................................................15

I. Целевой раздел

Паспорт программы

Наименование

программы

«Золотой ключик»

Нормативно-

правовая и

документальная

основа

Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

Конституция РФ, ст. 43, 72;

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН

2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.

№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам дошкольного образования»

(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);

Устав МАДОУ ДС №29 «Ёлочка» г.Нижневартовска.

География

г.Нижневартовск Ханты-Мансийский АО – Югра

Заказчик

МАДОУ ДС № 29 «Ёлочка», родители (законные представители)

Целевая

группа

Средняя

Срок

реализации

1 год

Цель

Программы

развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства

Задачи

Программы

1)

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих

в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми

различных видов творчества по возрастным группам.

2)

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием родителей,

сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед

младшими)

3)

Ознакомить детей с различными видами театров.

4)

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных

видов.

5)

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и

воплощения образа, а так же их исполнительские умения.

6)

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:

знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,

костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города

Нижневартовск.

Уровень

реализации

Дошкольное образование

3

Составитель

Программы

Горячевская Валентина Николаевна

1.1 Пояснительная записка

Художественно-эстетическое

воспитание

занимает

одно

из

ведущих

мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного

учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического

развития

личности

ребенка

огромное

значение

имеет

разнообразная

художественная

деятельность

изобразительная,

музыкальная,

художественно-речевая

и

др.

Важной

задачей

эстетического

воспитания

является

формирование

у

детей

эстетических

интересов,

потребностей,

эстетического

вкуса,

а

также

творческих

способностей

представляет

театрализованная

деятельность.

Настоящая

программа

описывает

курс

подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Она

разработана

на

основе

обязательного

минимума

содержания

по

театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по

различным

программам,

описанным

в

литературе,

приведенной

в

конце

данного раздела.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для воспитания нравственных

качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами

театрального

искусства,

организации

их

досуга

путем

вовлечения

в

театральную деятельность.

Реализация цели осуществляется решением следующих задач:

1) способствовать формированию:

необходимых представлений о театральном искусстве;

актерских

способностей

умение

взаимодействовать

с

партнером, создавать образ героя, работать над ролью;

речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и

упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;

практических навыков пластической выразительности с учетом

индивидуальных физических возможностей ребенка;

2) способствовать развитию:

интереса

к

специальным

знаниям

по

теории

и

истории

театрального искусства;

творческой

активности

через

индивидуальное

раскрытие

способностей каждого ребёнка;

эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого

воображения.

1.3 Планируемые результаты

Расширение

творческого

развития

детей,

проявление

их

способностей и талантов, по выбранному направлению.

4

Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию

таланта ребенка.

Создание

информационного

банка

методического

обеспечения

работы с детьми.

Создание системы педагогического сопровождения детей.

Система

мониторинга,

которая

содержит

педагогическую

диагностику.

Для

подведения

итогов

реализации

программы

проводятся

выступления детского театрального коллектива на досугах, развлечениях и

концертах для родителей и детей других групп.

1.4 Внутренняя оценка качества образовательной деятельности

Педагогический

анализ

знаний

и

умений

детей

(диагностика)

проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

1.5 Объем образовательной нагрузки

Срок реализации программы – 1 год. Содержание рассчитано на детей

4-5

лет.

Занятия

в

детском

саду

проводятся

1

раз

в

неделю

во

второй

половине дня. Продолжительность занятия для средней группы – 20 минут.

II.

Содержательный раздел

2.1 Содержание программы

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам.

1. Музыкальное воспитание, где дети учатся слышать в музыке разное

эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;

слушают

музыку

к

очередному

спектаклю,

отмечая

разнохарактерное

ее

содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер

героя, его образ.

2. Изобразительная деятельность, где дети знакомятся с репродукциями

картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся

рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

3. Развитие речи, на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,

ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием

скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. Ознакомление с художественной литературой, где дети знакомятся с

литературными

произведениями,

которые

лягут

в

основу

предстоящей

постановки

спектакля

и

других

форм

организации

театрализованной

деятельности.

5.

Ознакомление

с

окружающим

миром,

где

дети

знакомятся

с

явлениями общественной жизни.

6. Ритмика, где дети учатся через танцевальные движения передавать

образ какого-либо героя, его характер, настроение.

Содержание программы включает следующие разделы:

Основы кукловождения.

5

Основы кукольного театра.

Основы актерского мастерства.

Основные принципы драматизации.

Самостоятельная театральная деятельность.

Театральная азбука.

Проведение праздников.

Проведение досугов и развлечений.

Методы работы и приемы работы:

- наглядный (слуховой, зрительный);

- словесный;

- практический;

- игровой;

- творческий и т.д.

Методы воспитания:

- метод формирования национального сознания;

- метод организации деятельности и формирования опыта поведения;

- метод стимулирования.

2.2 Содержание программы детей 4-5 лет

Цель программы:

Развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей и

пробуждение

интереса

детей

к

театрально-игровой

деятельности,

к

народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного

края.

Эстетическое воспитание и развитие творческой активности на основе

музыкального фольклора.

Задачи:

Побуждать

интерес

к

театрально-игровой

деятельности,

создавать

необходимые условия для ее проведения.

Поощрять

участие

детей

в

этом

виде

деятельности,

формировать

положительное отношение к нему.

Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном

зале.

Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и

кукольных спектаклях.

Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь,

формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и

четкого произношения слов.

Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя

для этой цели кукол настольного театра

Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в

хорошо

знакомых

сказках.

Развивать

память,

внимание,

мышление

детей.

6

Формировать умение передавать мимикой, позой, жестами, движением

основные эмоции.

Обучать

детей

адекватному,

эмоциональному

реагированию:

пониманию

эмоционального

состояния

другого

человека

и

умению

выразить свое.

Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

Формировать

умение

концентрировать

внимание

на

игрушке,

театральной кукле.

Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной

самостоятельно на отдельные слоги.

Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

Развивать

инициативу

и

самостоятельность

детей

в

играх

с

театральными куклами.

Развивать желание выступать перед детьми группы и родителями.

Основные знания, умения и навыки, формируемые по окончанию

первого года реализации данной программы:

ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале;

умение

строить

предложения,

добиваясь

правильного

и

четкого

произношения слов;

сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол

настольного театра;

использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в

хорошо знакомых сказках;

передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции;

управлять куклами настольного театра;

проявлять

инициативу

и

самостоятельность

детей

в

играх

с

театральными куклами.

7

2.3 Программа средней группы (сентябрь – май)

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-

региональный

компонент

1

2

3

4

1. Основы

кукловождени

я

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки настольного

театра

Сентябрь

Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой,

мягкой игрушки настольного театра.

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса», «Пляска Маши»

Русские народные

загадки: о зайце, собаке,

кошке.

Фонограммы для этюдов:

«Кошка» – муз. С.

Головина;

«Медведь» – муз.

С. Головина;

«Зайчик» – муз. Г. Попова

Октябрь

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра.

Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь»,

«Пляска деда и бабы»

Ноябрь

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной

игрушки.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка»

Приучать детей

использовать в

театрализованных

играх образные

игрушки стендового

театра, театра

верховых кукол

Декабрь

Задачи: обучать детей

приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых,

знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»

Музыкальные

фонограммы:

– для этюда «Пляски

мышей» – «Полька»

(разные русские народные

музыкальные

инструменты);

«Новый год» – муз. С.

Головина;

– для этюда «Мама

гуляет» – муз. С. Головина

Январь – февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения

верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»

Март – май

Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Встреча лисы и зайца»,

«Встреча мышки с лягушкой»,

«Пляска зверей»

Русские народные

загадки: о зайце, собаке,

кошке, петухе.

Фонограмма для этюда

«Пляска зверей» –

«Веселая весна» – муз.

8

Г. Попова

2. Основы

кукольного

театра

Сентябрь – ноябрь

Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей;

воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать

эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля,

вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам

действующих лиц.

Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка, «Смоляной бычок»,

русская народная сказка

Русские народные

загадки: о зайце, собаке,

петухе.

Музыкальные

фонограммы:

«Кто где живет?» – муз.

Г. Качанова; «Медведь» –

муз. С. Головина

Декабрь

Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в

спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи

детей.

Сказки: «Маша и медведь», русская народная сказка

Русские народные

загадки: о кошке, собаке.

Музыкальные

фонограммы для сказок

«Колобок» и «Репка»;

«Зайчик» – муз.

Г. Попова; «Медведь» –

муз. С. Головина;

«Бабушка» – муз. Г.

Качанова

Январь – февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения

верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»

Март – май

Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру,

вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.

Сказки: «Как собака себе друга искала»

3. Основы

актерского

мастерства

Сентябрь – ноябрь

Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания,

раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное

состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Познакомить с

пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции

человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию,

воображение детей.

Этюды: М, Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне»; на

выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты»,

«Новая кукла», «Молчок»; М. Чехова на внимание, веру, наивность и

фантазию

9

Декабрь – февраль

Задачи: активизировать детей, развивать их

Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место»,

«Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой

Март – май

Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-

выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами

Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай»,

«Петрушка прыгает» М. Чистяковой

Стихотворение П.

Образцова «Петрушка» к

этюду «Петрушка

прыгает»

4. Основные

принципы

драматизации

Учить разыгрывать

несложные

представления по

знакомым

литературным

сюжетам, используя

при этом

выразительные

средства (интонацию,

мимику, жест)

Сентябрь – ноябрь

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей;

формировать положительное отношение к играм-драматизациям; поощрять

стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному

желанию.

Сказки: «Теремок», «Колобок»,

русские народные сказки.

Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)

Сценки: «Еж и елка»,

«Заботливый еж» (по

стихотворениям П.

Образцова)

Декабрь – февраль

Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь,

активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм-

драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности

Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка.

Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник)

Сценки: «На дворе зима»

(по стихотворению П.

Образцова)

Март – май

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать

воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.

Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса»,

русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка.

Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)

Сценки: «Из берлоги» (по

стихотворению П.

Образцова)

5.

Самостоятельна

я театральная

Сентябрь – ноябрь

Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать

знакомые сказки, стихотворения

10

деятельность

Декабрь – февраль

Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами

театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол

Март – май

Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях

6. Театральная

азбука

Сентябрь – ноябрь

Задачи: формировать представления детей о театре (артисты – волшебники

театра, куклы – маленькие помощники артистов); познакомить детей с

правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей,

вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью –

названия разнообразных кукол {отдельных видов кукольных театров);

названия театральных персонажей, предметов, декораций

7. Проведение

праздников

Воспитывать у детей

чувство радости,

желание выступать на

утреннике: читать

стихи, разыгрывать

сценки.

Поощрять участие

детей в подготовке к

праздникам,

поддерживать

радостное чувство от

совместных действий,

успешно

выполненных заданий

Сентябрь – ноябрь

Задачи: развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед

зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим

выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.

Мероприятия: «Праздник осени»

Русские народные игры:

«Капуста», «Медведь»

Русские народные

загадки: про овощи –

капуста, лук, огурцы; про

гриб, про дождь

Декабрь – февраль

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед

родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия: «Новогодняя елка»

Март – май

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед

родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник, посвященный 8 Марта)

11

8. Проведение

досугов

и развлечений

Развивать у детей

интерес к различным

формам

представлений,

подготовленных

старшими детьми и

взрослыми, и желание

участвовать в них.

Сентябрь

1. «1 сентября – День Знаний» – кукольный спектакль «Три поросенка»

(исполняют педагоги детского сада)

2. Кукольный спектакль «Машенька и медведь» (исполняют педагоги).

Октябрь

1. Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети

подготовительных к школе групп).

2. «Веселая ярмарка» – театрализованное представление (педагоги)

Ноябрь

1. «Кукушка» – кукольный спектакль в исполнении детей старших групп.

2. «Дом, который построил Джек» – кукольный спектакль в исполнении детей

подготовительных к школе групп.

«Муравьи» –

инсценировка по

стихотворению Е.

Козловой

Декабрь – февраль

Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок,

оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.

1. «Морозко» – русская народная сказка в исполнении детей подготовительных

к школе групп.

2. «Твой носовой платок» – кукольный спектакль в исполнении сотрудников.

3. «Кот, петух и лиса», «Жихарка» – кукольные спектакли в исполнении детей

старших групп

Март – май

Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания;

поддерживать интерес к происходящему на сцене

1. «Шалунишки-котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской

народной песенке (исполняют дети подготовительной к школе группы).

2. «Красная Шапочка» – сказка в исполнении детей старших групп детского

сада.

3. «День смеха» – театрализованное представление к 1 апреля.

4. «Как на Пасху куличи» – ярмарка.

5. «1 июня – праздник лета» – театрализованное представление

«Муравьи» –

инсценировка по

стихотворению Е.

Козловой в исполнении

детей подготовительной к

школе группы

12

III. Организационный раздел

Организационно-педагогические условия

3.1 Расписание занятий

Программа

предполагает

проведение

одного

занятия

в

неделю

во

второй половине дня. Продолжительность занятия – 20 минут.

3.2 Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы необходимо:

театральная ширма;

музыкальное сопровождение; магнитофон, телевизор, DVD или

ноутбук;

декорации;

различные виды театра (пальчиковый, настольный, перчаточный,

плоскостной, куклы маски и т.д.)

реквизит для занятий этюдами;

костюмы;

проведение бесед, совместный просмотр театральных постановок.

кинофильмы и мультфильмы;

музыкальные инструменты

шумовые инструменты

лоскуты тканей

коробочки, хранящие запахи

карандаши, краски, пластилин

13

Список литературы

1.

Антипина

Е.А.

Театрализованная

деятельность

в

детском

саду:

Игры,

упражнения,

сценарии.

2-е

изд.,

перераб.-М.:

ТЦ

Сфера,

2009.

(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».

2.

Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки

сказок в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.

Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-

эстетического воспитания- М.:ТЦ Сфера, 2010.-(Библиотека Воспитателя).

4.

Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная и

театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия.

5.

Давыдов

В.Г.

От

детских

игр

к

творче ским

играм

и

драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М., 1992.

6.

Караманенко

Т.Н.

Кукольный

театр

дошкольникам.

М.,

«Просвещение», 1969.

7.

Кошманская И.П. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону, Феникс,

2004.

8.

Макарова Л.П., Рябчикова В.Г. Мосягина Н.Н. Театрализованные

праздники для детей. – Воронеж, 2006.

9.

Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М. : ТЦ

Сфера, 2009 (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

10. Сорокина

Н.Ф.

Играем

в

кукольный

театр:

Пособие

для

воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования

и

музыкальных

руководителей детских садов. – М.: Аркти, 2000.

11. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.:

Аркти, 2004.

12. Сорокина

Н.Ф.

Сценарии

театральных

кукольных

занятий.

Календарное

планирование:

пособие

для

воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования

и

музыкальных

руководителей

детских

садов.М.: АРКТИ, 2007.

13. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети. М., 1995

14. Чурилова

Э.Г.

Методика

и

организация

театрализованной

деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

14



В раздел образования