Автор: Горячевская Валентина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 29 " Ёлочка" г.Нижневартовска
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 29 «Ёлочка»
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Золотой ключик»
для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет
Составитель:
Горячевская Валентина Николаевна
Содержание
I. Целевой раздел................................................................................................... 3
Паспорт программы.......................................................................................... 3
1.1 Пояснительная записка..................................................................................... 4
1.2 Цель и задачи программы.................................................................................4
1.3 Планируемые результаты..................................................................................4
1.4 Внутренняя оценка качества образовательной деятельности.......................5
1.5 Объем образовательной нагрузки.................................................................... 5
II. Содержательный раздел................................................................................... 6
2.1 Содержание программы....................................................................................6
2.2 Содержание программы детей 4-5 лет............................................................7
2.3 Программа средней группы..............................................................................9
III. Организационный раздел...............................................................................14
Организационно-педагогические условия................................................... 14
3.1 Расписание занятий.........................................................................................14
3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................14
Список литературы.........................................................................................15
I. Целевой раздел
Паспорт программы
Наименование
программы
«Золотой ключик»
Нормативно-
правовая и
документальная
основа
Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
Конституция РФ, ст. 43, 72;
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав МАДОУ ДС №29 «Ёлочка» г.Нижневартовска.
География
г.Нижневартовск Ханты-Мансийский АО – Югра
Заказчик
МАДОУ ДС № 29 «Ёлочка», родители (законные представители)
Целевая
группа
Средняя
Срок
реализации
1 год
Цель
Программы
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства
Задачи
Программы
1)
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих
в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми
различных видов творчества по возрастным группам.
2)
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых (постановка совместных спектаклей с участием родителей,
сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед
младшими)
3)
Ознакомить детей с различными видами театров.
4)
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных
видов.
5)
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
6)
Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города
Нижневартовск.
Уровень
реализации
Дошкольное образование
3
Составитель
Программы
Горячевская Валентина Николаевна
1.1 Пояснительная записка
Художественно-эстетическое
воспитание
занимает
одно
из
ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
–
изобразительная,
музыкальная,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического
воспитания
является
формирование
у
детей
эстетических
интересов,
потребностей,
эстетического
вкуса,
а
также
творческих
способностей
представляет
театрализованная
деятельность.
Настоящая
программа
описывает
курс
подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Она
разработана
на
основе
обязательного
минимума
содержания
по
театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по
различным
программам,
описанным
в
литературе,
приведенной
в
конце
данного раздела.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для воспитания нравственных
качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами
театрального
искусства,
организации
их
досуга
путем
вовлечения
в
театральную деятельность.
Реализация цели осуществляется решением следующих задач:
1) способствовать формированию:
необходимых представлений о театральном искусстве;
актерских
способностей
–
умение
взаимодействовать
с
партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
практических навыков пластической выразительности с учетом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
2) способствовать развитию:
интереса
к
специальным
знаниям
по
теории
и
истории
театрального искусства;
творческой
активности
через
индивидуальное
раскрытие
способностей каждого ребёнка;
эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого
воображения.
1.3 Планируемые результаты
Расширение
творческого
развития
детей,
проявление
их
способностей и талантов, по выбранному направлению.
4
Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию
таланта ребенка.
Создание
информационного
банка
методического
обеспечения
работы с детьми.
Создание системы педагогического сопровождения детей.
Система
мониторинга,
которая
содержит
педагогическую
диагностику.
Для
подведения
итогов
реализации
программы
проводятся
выступления детского театрального коллектива на досугах, развлечениях и
концертах для родителей и детей других групп.
1.4 Внутренняя оценка качества образовательной деятельности
Педагогический
анализ
знаний
и
умений
детей
(диагностика)
проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
1.5 Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы – 1 год. Содержание рассчитано на детей
4-5
лет.
Занятия
в
детском
саду
проводятся
1
раз
в
неделю
во
второй
половине дня. Продолжительность занятия для средней группы – 20 минут.
II.
Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по
разделам.
1. Музыкальное воспитание, где дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;
слушают
музыку
к
очередному
спектаклю,
отмечая
разнохарактерное
ее
содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер
героя, его образ.
2. Изобразительная деятельность, где дети знакомятся с репродукциями
картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся
рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. Развитие речи, на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,
ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием
скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. Ознакомление с художественной литературой, где дети знакомятся с
литературными
произведениями,
которые
лягут
в
основу
предстоящей
постановки
спектакля
и
других
форм
организации
театрализованной
деятельности.
5.
Ознакомление
с
окружающим
миром,
где
дети
знакомятся
с
явлениями общественной жизни.
6. Ритмика, где дети учатся через танцевальные движения передавать
образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Содержание программы включает следующие разделы:
Основы кукловождения.
5
Основы кукольного театра.
Основы актерского мастерства.
Основные принципы драматизации.
Самостоятельная театральная деятельность.
Театральная азбука.
Проведение праздников.
Проведение досугов и развлечений.
Методы работы и приемы работы:
- наглядный (слуховой, зрительный);
- словесный;
- практический;
- игровой;
- творческий и т.д.
Методы воспитания:
- метод формирования национального сознания;
- метод организации деятельности и формирования опыта поведения;
- метод стимулирования.
2.2 Содержание программы детей 4-5 лет
Цель программы:
Развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей и
пробуждение
интереса
детей
к
театрально-игровой
деятельности,
к
народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного
края.
Эстетическое воспитание и развитие творческой активности на основе
музыкального фольклора.
Задачи:
Побуждать
интерес
к
театрально-игровой
деятельности,
создавать
необходимые условия для ее проведения.
Поощрять
участие
детей
в
этом
виде
деятельности,
формировать
положительное отношение к нему.
Обучать детей ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном
зале.
Развивать умение следить за развитием действия в драматизациях и
кукольных спектаклях.
Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь,
формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и
четкого произношения слов.
Побуждать детей сочинять сказку с помощью воспитателя, используя
для этой цели кукол настольного театра
Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в
хорошо
знакомых
сказках.
Развивать
память,
внимание,
мышление
детей.
6
Формировать умение передавать мимикой, позой, жестами, движением
основные эмоции.
Обучать
детей
адекватному,
эмоциональному
реагированию:
пониманию
эмоционального
состояния
другого
человека
и
умению
выразить свое.
Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.
Формировать
умение
концентрировать
внимание
на
игрушке,
театральной кукле.
Обучать детей сопровождать движение куклы песенкой, придуманной
самостоятельно на отдельные слоги.
Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.
Развивать
инициативу
и
самостоятельность
детей
в
играх
с
театральными куклами.
Развивать желание выступать перед детьми группы и родителями.
Основные знания, умения и навыки, формируемые по окончанию
первого года реализации данной программы:
ориентироваться в групповой комнате и в музыкальном зале;
умение
строить
предложения,
добиваясь
правильного
и
четкого
произношения слов;
сочинять сказку с помощью воспитателя, используя для этой цели кукол
настольного театра;
использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в
хорошо знакомых сказках;
передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции;
управлять куклами настольного театра;
проявлять
инициативу
и
самостоятельность
детей
в
играх
с
театральными куклами.
7
2.3 Программа средней группы (сентябрь – май)
Блоки
Базовый компонент
Компонент ДОУ
Национально-
региональный
компонент
1
2
3
4
1. Основы
кукловождени
я
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки настольного
театра
Сентябрь
Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой,
мягкой игрушки настольного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «Медведь и лиса», «Пляска Маши»
Русские народные
загадки: о зайце, собаке,
кошке.
Фонограммы для этюдов:
«Кошка» – муз. С.
Головина;
«Медведь» – муз.
С. Головина;
«Зайчик» – муз. Г. Попова
Октябрь
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно-плоскостного театра.
Игра: «Театр двух актеров». Этюды: «В гости к Маше», «Собака и медведь»,
«Пляска деда и бабы»
Ноябрь
Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной
игрушки.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча зайца и лисы», «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка»
Приучать детей
использовать в
театрализованных
играх образные
игрушки стендового
театра, театра
верховых кукол
Декабрь
Задачи: обучать детей
приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых,
знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).
Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей»
Музыкальные
фонограммы:
– для этюда «Пляски
мышей» – «Полька»
(разные русские народные
музыкальные
инструменты);
«Новый год» – муз. С.
Головина;
– для этюда «Мама
гуляет» – муз. С. Головина
Январь – февраль
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения
верховых кукол.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март – май
Задачи: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Встреча лисы и зайца»,
«Встреча мышки с лягушкой»,
«Пляска зверей»
Русские народные
загадки: о зайце, собаке,
кошке, петухе.
Фонограмма для этюда
«Пляска зверей» –
«Веселая весна» – муз.
8
Г. Попова
2. Основы
кукольного
театра
Сентябрь – ноябрь
Задачи: формировать эмоциональную выразительность речи детей;
воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать
эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля,
вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам
действующих лиц.
Сказки: «Заюшкина избушка», русская народная сказка, «Смоляной бычок»,
русская народная сказка
Русские народные
загадки: о зайце, собаке,
петухе.
Музыкальные
фонограммы:
«Кто где живет?» – муз.
Г. Качанова; «Медведь» –
муз. С. Головина
Декабрь
Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в
спектакле; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи
детей.
Сказки: «Маша и медведь», русская народная сказка
Русские народные
загадки: о кошке, собаке.
Музыкальные
фонограммы для сказок
«Колобок» и «Репка»;
«Зайчик» – муз.
Г. Попова; «Медведь» –
муз. С. Головина;
«Бабушка» – муз. Г.
Качанова
Январь – февраль
Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения
верховых кукол.
Игра: «Театр двух актеров».
Этюды: «Мама гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа»
Март – май
Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру,
вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.
Сказки: «Как собака себе друга искала»
3. Основы
актерского
мастерства
Сентябрь – ноябрь
Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания,
раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное
состояние другого человека и учить адекватно выразить свое. Познакомить с
пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции
человека – веселье, грусть); воспитывать внимательность, развивать фантазию,
воображение детей.
Этюды: М, Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне»; на
выражение основных эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты»,
«Новая кукла», «Молчок»; М. Чехова на внимание, веру, наивность и
фантазию
9
Декабрь – февраль
Задачи: активизировать детей, развивать их
Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место»,
«Запомни свою позу», «Флажок» М. Чистяковой
Март – май
Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-
выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами
Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки», «Шалтай-Болтай»,
«Петрушка прыгает» М. Чистяковой
Стихотворение П.
Образцова «Петрушка» к
этюду «Петрушка
прыгает»
4. Основные
принципы
драматизации
Учить разыгрывать
несложные
представления по
знакомым
литературным
сюжетам, используя
при этом
выразительные
средства (интонацию,
мимику, жест)
Сентябрь – ноябрь
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей;
формировать положительное отношение к играм-драматизациям; поощрять
стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному
желанию.
Сказки: «Теремок», «Колобок»,
русские народные сказки.
Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В. Фетисова)
Сценки: «Еж и елка»,
«Заботливый еж» (по
стихотворениям П.
Образцова)
Декабрь – февраль
Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь,
активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм-
драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности
Сказки: «Рукавичка», украинская народная сказка.
Сценки: «Медведь» (по стихотворению Г. Виеру «На праздник)
Сценки: «На дворе зима»
(по стихотворению П.
Образцова)
Март – май
Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать
воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.
Сказки: «Волк и семеро козлят», русская народная сказка; «Аленушка и лиса»,
русская народная сказка; «Красная Шапочка», французская сказка.
Сценки: «Кот» (по стихотворению Г. Виеру)
Сценки: «Из берлоги» (по
стихотворению П.
Образцова)
5.
Самостоятельна
я театральная
Сентябрь – ноябрь
Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать
знакомые сказки, стихотворения
10
деятельность
Декабрь – февраль
Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами
театров (фланелеграф, магнитная доска) и с театром верховых кукол
Март – май
Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях
6. Театральная
азбука
Сентябрь – ноябрь
Задачи: формировать представления детей о театре (артисты – волшебники
театра, куклы – маленькие помощники артистов); познакомить детей с
правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей,
вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью –
названия разнообразных кукол {отдельных видов кукольных театров);
названия театральных персонажей, предметов, декораций
7. Проведение
праздников
Воспитывать у детей
чувство радости,
желание выступать на
утреннике: читать
стихи, разыгрывать
сценки.
Поощрять участие
детей в подготовке к
праздникам,
поддерживать
радостное чувство от
совместных действий,
успешно
выполненных заданий
Сентябрь – ноябрь
Задачи: развивать способность свободно и раскрепощенно держаться перед
зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим
выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.
Мероприятия: «Праздник осени»
Русские народные игры:
«Капуста», «Медведь»
Русские народные
загадки: про овощи –
капуста, лук, огурцы; про
гриб, про дождь
Декабрь – февраль
Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед
родителями, сотрудниками детского сада, малышами.
Мероприятия: «Новогодняя елка»
Март – май
Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед
родителями, сотрудниками детского сада, малышами.
Мероприятия: «В гости к коту Леопольду» (праздник, посвященный 8 Марта)
11
8. Проведение
досугов
и развлечений
Развивать у детей
интерес к различным
формам
представлений,
подготовленных
старшими детьми и
взрослыми, и желание
участвовать в них.
Сентябрь
1. «1 сентября – День Знаний» – кукольный спектакль «Три поросенка»
(исполняют педагоги детского сада)
2. Кукольный спектакль «Машенька и медведь» (исполняют педагоги).
Октябрь
1. Инсценировки: «Спор овощей», «Осенний листочек» (исполняют дети
подготовительных к школе групп).
2. «Веселая ярмарка» – театрализованное представление (педагоги)
Ноябрь
1. «Кукушка» – кукольный спектакль в исполнении детей старших групп.
2. «Дом, который построил Джек» – кукольный спектакль в исполнении детей
подготовительных к школе групп.
«Муравьи» –
инсценировка по
стихотворению Е.
Козловой
Декабрь – февраль
Задачи: развивать умение понимать содержание сказок, инсценировок,
оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку.
1. «Морозко» – русская народная сказка в исполнении детей подготовительных
к школе групп.
2. «Твой носовой платок» – кукольный спектакль в исполнении сотрудников.
3. «Кот, петух и лиса», «Жихарка» – кукольные спектакли в исполнении детей
старших групп
Март – май
Задачи: обучать детей правильно выражать свои чувства и переживания;
поддерживать интерес к происходящему на сцене
1. «Шалунишки-котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской
народной песенке (исполняют дети подготовительной к школе группы).
2. «Красная Шапочка» – сказка в исполнении детей старших групп детского
сада.
3. «День смеха» – театрализованное представление к 1 апреля.
4. «Как на Пасху куличи» – ярмарка.
5. «1 июня – праздник лета» – театрализованное представление
«Муравьи» –
инсценировка по
стихотворению Е.
Козловой в исполнении
детей подготовительной к
школе группы
12
III. Организационный раздел
Организационно-педагогические условия
3.1 Расписание занятий
Программа
предполагает
проведение
одного
занятия
в
неделю
во
второй половине дня. Продолжительность занятия – 20 минут.
3.2 Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо:
театральная ширма;
музыкальное сопровождение; магнитофон, телевизор, DVD или
ноутбук;
декорации;
различные виды театра (пальчиковый, настольный, перчаточный,
плоскостной, куклы маски и т.д.)
реквизит для занятий этюдами;
костюмы;
проведение бесед, совместный просмотр театральных постановок.
кинофильмы и мультфильмы;
музыкальные инструменты
шумовые инструменты
лоскуты тканей
коробочки, хранящие запахи
карандаши, краски, пластилин
13
Список литературы
1.
Антипина
Е.А.
Театрализованная
деятельность
в
детском
саду:
Игры,
упражнения,
сценарии.
2-е
изд.,
перераб.-М.:
ТЦ
Сфера,
2009.
(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
2.
Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки
сказок в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
3.
Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-
эстетического воспитания- М.:ТЦ Сфера, 2010.-(Библиотека Воспитателя).
4.
Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная и
театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия.
5.
Давыдов
В.Г.
От
детских
игр
к
творче ским
играм
и
драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М., 1992.
6.
Караманенко
Т.Н.
Кукольный
театр
–
дошкольникам.
М.,
«Просвещение», 1969.
7.
Кошманская И.П. Театр в детском саду. Ростов-на-Дону, Феникс,
2004.
8.
Макарова Л.П., Рябчикова В.Г. Мосягина Н.Н. Театрализованные
праздники для детей. – Воронеж, 2006.
9.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М. : ТЦ
Сфера, 2009 (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
10. Сорокина
Н.Ф.
Играем
в
кукольный
театр:
Пособие
для
воспитателей,
педагогов
дополнительного
образования
и
музыкальных
руководителей детских садов. – М.: Аркти, 2000.
11. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.:
Аркти, 2004.
12. Сорокина
Н.Ф.
Сценарии
театральных
кукольных
занятий.
Календарное
планирование:
пособие
для
воспитателей,
педагогов
дополнительного
образования
и
музыкальных
руководителей
детских
садов.М.: АРКТИ, 2007.
13. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети. М., 1995
14. Чурилова
Э.Г.
Методика
и
организация
театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
14