Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта"


Автор: Ирина Анатольевна Коновалова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР - ДС "Аннушка"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: методическая разработка тренинга для педагогов
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта»

Задачи:

- развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния;

- развитие умения понимать и дифференцировать эмоциональные состояния;

-

развитие сензитивности, эмпатического сопереживания;

- развитие эмпатийной наблюдательности, эмпатийного слушания в педагогической

деятельности.

Педагог–психолог:

Для того чтобы наше общение было эффективным предлагаю

соблюдать некоторые правила:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего.

3. Уважать мнение друг друга.

4. Быть активным.

Сегодняшняя наша встреча посвящена эмоциональному интеллекту.

Эмоциональный интеллект – сумма способностей и навыков человека безошибочно

различать свои эмоции и других людей, понимать значение эмоций, управлять эмоциями,

использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с

окружающими.

А

почему

так

важно

развивать

эмоциональный

интеллект?

Ответ

дают

многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень

эмоционального интеллекта способен привести к затруднение в осознании и определении

собственных эмоций, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у

детей и взрослых. Кроме того установили, что около 80% успеха в социальной и личной

сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь

20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта,

Для современного

мира

характерна эмoциональная «глухота» как

детей,

так

и

взрослых.

Мы

педагоги,

требуем

от

детей

способности

сопереживать

другим,

регулировать эмоциональные

проявления,

просто

обязаны

уметь

сами

определять эмоциональные

состояния

людей,

владеть

собственными эмоциями,

анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются.

Какие эмоции, чувства вы переживали за сегодня, начиная с пробуждения?

Поделитесь пожалуйста..

Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего

цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных

эмоций,

причем

противоположные

эмоции

располагаются

напротив

друг

друга.

Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую. Так,

восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются

сочетанием эмоций смежных лепестков. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его

насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в

самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во

втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и

далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.

1.Психогимнастическое упражнение «Определи чувство».

Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те

или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на

карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы.

Затеи каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство.

Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись

спиной к группе. Наша задача – определить, какое состояние или чувство изображено,

наблюдая за человеком со спины».

После

каждого

воспроизведения

наблюдатели

высказывают

свои

предположения

относительно изображённого состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно

задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?»

обсуждение даёт возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных

проявлений, характерных для того или иного состояния.

2. Упражнение телефон

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и

"говорить” по телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух.

(Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер

просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с директором, третьего - с

другом и т. д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый

разговор длится около минуты. После этого тренерпросит наблюдавших высказать

предположения:

- С кем и о чем говорили?

- На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к

примеру) Света?».

Психогимнастическое упражнение «Ты такой же...».

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе

партнёры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Ты такой (такая)

же, как я, у тебя...». Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и т.д.

При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и

партнёр, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе

упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также

по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: «Я очень

отличаюсь от тебя, я...».

Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать,

как должно проходить упражнение.

После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими

впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в

ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на

втором?»

3. Упражнение «Смотри внимательно»

Цель: развитие эмпатийной наблюдательности, эмпатийного слушания в педагогической

деятельности.

«Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на

определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и

сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение 1 минуты молча смотрим друг на друга.

Задание 2.

Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы,

относящиеся к внешности вашего партнёра, на которые надо дать письменные ответы

.

Какого цвета глаза у вашего партнёра? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то

вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице другие

особые приметы? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность

ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнёров переходит в пару, сидящую слева от

него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать

вопросы, касающиеся вашего партнёра, на которые надо будет дать письменные ответы.

Какого цвета обувь на вашем партнёре? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-

либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде?

Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов».

4. Упражнение «Разные ответы»

Инструкция: Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в предложенной ситуации

неуверенный, агрессивный и уверенный ответы.

Представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное

поведение может сопровождаться следующим высказыванием: «Я знал, что тебе нельзя

доверять,

когда

ты

обещал,

что

вернёшь

деньги!

Я

хочу

получить

свои

деньги!»Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что

надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее

время?»Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты

обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь деньги самое

позднее в пятницу».

Ситуации:

• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите…

• Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы

заявляете ему…

• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы

обращаетесь к ним…

• Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы

говорите ему…

Обсуждение упражнения. Анализ различий в уверенном, неуверенном и агрессивном

поведении. Какие ответы наиболее приемлемые?

Какие чувства я испытываю большую часть времени?

Понимаю ли я, чем вызвано то или иное чувство?

Подавляю ли я те чувства, которые в нашем обществе считаются негативными (гнев,

зависть, разочарование и пр.? Почему?

Знаете ли вы, как правильно, недеструктивным способом выражать свои чувства? Как

именно?

5. Упражнение «Прогрессивная релаксация» (напряжение и расслабление).

Сжать в полную силу кулак («что есть силы»), отпустить напряжение, почувствовать

расслабление; то же — в половину силы. Согнуть в полную силу кисти рук к предплечью,

опустить напряжение, почувствовать расслабление: то же — в половину силы. Согнуть в

полную силу руки в локтях, отпустить напряжение, почувствовать расслабление: то же —

в половину силы. Сравнить свое состояние до и после выполнения упражнений.

6.

Четырёхсторонняя пранаяма

Сядьте в любое положение, сделайте вдох и вытянетесь макушкой вверх. Сохраняйте

спину ровной на протяжении всей практики.

Закройте глаза и сделайте вдох носом на 4 счёта

Задержите дыхание на 2 счёта

Сделайте выдох на 4 счёта и ещё одну задержку дыхания на 2 счёта.

Дышите таким образом на протяжении минимум 5 минут.

Вы можете удлинить каждый этап дыхательного цикла, оставляя пропорции прежними.

То есть можно дышать по схеме 6-3-12-3, 8-4-16-4 и т.д.

7.

Рефлексия.

Радость,

печаль,

удивление,

гнев,

страх,

беспокойство,

интерес,

обида.

Поговорить по телефону (без слов) с ребенком об успеваемости в школе.

Поговорить по телефону (без слов) с заведующей о проблеме.

Поговорить по телефону (без слов) с подругой и вспомнить что-то хорошее.



В раздел образования