Напоминание

Особенности проявления творчества детей шестого года жизни в аппликации.


Автор: Комарова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности проявления творчества детей шестого года жизни в аппликации.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности проявления творчества детей шестого года жизнив

аппликации

В последние года проблема развития детского творчества приобретает

особую актуальность. Это обусловлено сложностью данного явления,

скрытостью

механизмов

творчества,

необходимостью

своевременного

выявления и развития творческих способностей личности.

Вопросы творческого развития детей затрагиваются в работах Г.В.

Лабунской, В.С. Кузиной, Я.А. Пономаревой, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова,

Е.А. Флериной. Вышеуказанные авторывыделяют главную отличительную

черту

детского

творчества,

которая

заключаетсяв

субъективной

новизнеполученного результата.

Т.С. Комарова признавала необходимость организованного процесса

обучения

как

важного

условия

развития

детского

художественного

творчества, в том числе и изобразительного [4].

Работы

Н.А.

Ветлугиной,Р.Г.

Казаковойубеждают

в

том,

что

воплощение образа в изобразительной деятельности тесно связано с

овладением изобразительными навыками и умениями. Чем большими

умениями располагает ребенок, чем свободнее их применяет, тем шире и

глубже он может передать свой замысел, проявить подлинную свободу

творческого решения изображения. Изобразительная деятельность ребенка

приобретает художественно-творческий характер в результате накопления и

уточнения образов-представлений и овладение способами изображения [1,3].

В связи с этим в практике дошкольного образования особое внимание

уделяется ознакомлению детей с художественными техниками изображения,

поскольку

благодаря

нестандартному

использованию

материалов,

отсутствию шаблонов и образцов, а также эффекту новизны, открытия,

нетрадиционные техники помогают воображению детей стать свободным и

творческим

(Г.Н.Давыдова)

[2].Вместе

с

тем,

анализ

педагогической

литературы свидетельствует о недостаточной степени разработанности

методических аспектов развития творчества детей дошкольноговозраста в

процессе освоения художественных техник аппликации.

Вышеуказанные

факты

послужили

основанием

для

проведения

экспериментальной деятельности в старшей группе МБДОУ «Детский сад

№72 комбинированного вида»

г.

Орла,

направленной на выявление

педагогических условий развития творчества детей шестого года жизни в

процессе освоения художественных техник аппликации. Первый этап

исследования заключался в выявленииособенностей проявления творчества

детей шестого года жизни в аппликации. В рамках данного этапа

последовательно решались две задачи: выявление уровня креативности

степени сформированности изобразительных умений в области аппликации у

старших дошкольников.

Для

выявления

уровня

креативности

детей

6-ого

года

жизни

проводился тест Е. Торренса «Неполные фигуры» [5]. В ходе анализа детских

работ

были

получены

следующие

данные.

46%

детей,

дорисовывая

незаконченные фигуры, создали контурное, схематичное, лишенное деталей

изображение отдельного объекта. В этом случае действия детей заключались

в добавлении линий к фигурам. Например, к прямоугольнику была

дорисована палочка,в результате чего получилось изображение флага; к

фигуре, напоминающей букву «у»,были добавлены несколько линий -

получилась ветка дерева. 40% детей, выполняя задание, изображали

отдельный объект, но с прорисовыванием разнообразных деталей. Например,

круг был превращен в цветок с лепестками, листьями, корнями в земле;а

фигура, напоминающая песочные часы,была превращена в бабочку, у

которой был тщательно прорисован узор на крыльях и усики. 14%детей 6 лет

изобразили не отдельный объект, а сюжетную картинку. Например, девочка

покупает мороженое, котенок гуляет по поляне, человек ждет автобусна

остановке, а мимо проезжают машины.

Анализируя детские работы по степени оригинальности, следует

отметить, что только 15% дошкольников получили высокие баллы по

данному критерию. Изображения, полученные после дорисовывания фигур,

были единичными и творческими: вертолет, летящий в небе,ведро на голове

снеговика и др. Причем все эти изображения хорошо узнаваемые,красочные,

стщательно

прорисованными

деталями.27%

детей

нарисовали

редко

встречающиеся творческие изображения: русалочку, качели и т.д.58%

дошкольниковв

ходе

выполнения

задания

изобразиличасто

встречающиесямалооригинальные рисунки: яблоко, флаг, мяч, робот и

пр.Следовательно, можно констатировать, чтоу 53%старших дошкольников

низкий уровень развития креативности, а у 47% - средний.

Для

выявления

у

детей

6-ого

года

жизни

уровня

сформированностиумений

и

навыков

в

области

аппликации

была

использована

методика

С.Ю.Бубновой,

Е.В.

Потаповой.

В

ходе

её

проведения

были

получены

следующие

результаты.

Старшие

дошкольникиспособны

самостоятельно

создавать

аппликацию

по

представлению. При этом им характерно стремление предварительного

обдумывания композиционного расположения всех деталей изображения:

после вырезывания выкладывают рисунок на основе, а затем поочерёдно

намазывают каждый элемент клеем и приклеивают. Также стоит отметить,

что

все

дети

при

выполнении

задания

продемонстрировали

знаниетрадиционной техники - симметричнойаппликации. В тоже время

стоит

отметить,

что

проявления

творчества

и

самостоятельности

дошкольников минимальны, в основном дети воспроизводят усвоенный

ранее

материал,

с

нетрадиционными

художественными

техниками

аппликации не владеют.Стоит также отметить, что ни у кого из детей не

выявлен высокий уровень умений и навыков в области аппликации. 80%

старших дошкольниковпродемонстрировали средний уровень умений и

навыков

в

области

аппликации:дети

используют

различные

приёмы

вырезывания (вырезывание из бумаги, сложенной пополам, гармошкой,

применение обрывной аппликации и т.д.), но нуждаются в помощи

воспитателя или сверстников. 20% детей обнаружили низкий уровень умений

и

нвыков

в

области

аппликаций.

В

процессе

выполнения

заданиядошкольникииспользовали

простейшие

приемы

вырезывания

(срезание углов, разрезание по диагонали и разрезание по прямой), не всегда

соблюдали принципы расположения элементов, нарушали правила работы с

ножницами: брали их правильно после напоминания воспитателя, движения

ножницами замедленные, разрезы неровные.

Полученые

эмпирические

данные,

отражающие

особенности

проявления детьми 6-ого года жизни творчества в области аппликации,

послужат

основой

для

определения

перспективных

направлений

и

содержания

образовательного

процесса

по

ознакомлению

старших

дошкольников с художественными техниками аппликации.

Литература:

1.

Ветлугина, Н. А. Развитие художественного творчества детей. /

Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. - М. : Педагогика,

1972. – 264с.

2.

Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду. Часть 1. / Г.Н. Давыдова – М. :Скрипторий-2003, 2007. – 80 с.

3.

Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. / Р.Г.

Казакова //Нетрадиционные техники. – М. : Творческий центр, 2006. – 187с.

4.

Комарова, Т. С. Дети в мире творчества. / Т.С. Комарова - М. :

Просвещение, 1995.

5.

Сборник психологических тестов. Часть 2. / Сост. Е.Е.Миронова.

– Минск.: ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.



В раздел образования