Автор: Биймурзаева Эльмира Алимсолтановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Семицветик"
Населённый пункт: город Белоярский, Ханты - мансийский округ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, в общении с незнакомыми взрослыми на улице и в природе".
Раздел: дошкольное образование
(Слайд 1)
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через
ознакомление с правилами дорожного движения, в общении с незнакомыми взрослыми и в природе».
(Слайд 2) Актуальность темы: К сожалению, несмотря на ранний возраст, дети часто без присмотра взрослых находятся на
улице, и не всегда место игры ограничивается детскими площадками. Более того нередко такие места находятся возле проезжей
части. Да и сами взрослые нарушают правила дорожного движение, как в роли водителей, так и в роли пешеходов. Важно научить
детей замечать ошибки взрослых, поправлять их, и что не менее важно, научить их самостоятельно соблюдать правила дорожной
безопасности. А это правила выбора мест для игры на свежем воздухе, правила поведения пешеходов и пассажиров. Кроме того,
важно научить детей читать дорожные знаки, особенно те, которые можно встретить на улицах нашего города.
(Слайд 3) Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков
об основах безопасности на улице и жизнедеятельности.
(Слайд 4)
Авторы программы «Мир открытий», предусматривают ознакомление дошкольников с безопасным поведением в разделе
Социально-коммуникативное развитие.
(Слайд 5) Виды безопасного поведения:
1. Природа и безопасность.
2. Безопасность на улице.
3. Безопасность в общении.
4. Безопасность в помещении.
Мл., средн. группы.
Формы
Ст.,. подгот. группы
формы
Задачи
(Слайд 6)
Природа и безопасность.
О с н о в н о й
з а д а ч е й
воспитателя является показ
правильных с точки зрения
решаемых действий.
Педагог
знакомит
детей
с
правилами
поведения
в
природе, Составляет с детьми
природоохранные
з н а к и
( з а п р е щ а ю щ и е
и
разрешающие).
Основными задачами безопасности на
природе
в
старшем
дошкольном
возрасте
является
знакомство
с
моделями безопасного поведения при
взаимодействии
с
природны ми
объектами,
знакомство
с
тактикой
избегания
и
путями
преодоления
различных видов опасностей.
Чтение
произведений
художественной
литературы,
рассмат ривание
и
создание
рисунков,
аппликаций,
разгадывание
загадок
про растения и грибы,
в сюжетно - ролевые
игры,
инсценировка
различных
произведений.
(Слайд 7)
Безопасность
в
общении.
З а д ач а
п е д а г о г а
и
родителей
демонстрировать
п о з и т и в н ы е
о б р а з ц ы ,
решительно
п р е с е кат ь
недружелюбное,
небезопасное
поведение
по
отношению
к
другим
людям.
Педагог
знакомит
детей
с
правилами взаимодействия со
сверстниками,
старшими
детьми,
учит
п р оя в л я т ь
эмпатию,
откликаться
на
проявление дружеских чувств.
Формировать
представления
у
детей
кто
является
для
ребенка
близким,
родным
человеком,
кому
он
может
доверять, дать понятие «незнакомый
человек»
Беседы,
рассматривание
иллюстраций,
дидактические игры: «
Знакомый -свой -
чужой»,
сюжетно ролевые
игры: «Магазин», «По
ездка на рынок»
(Слайд 8)
Задачи
безопасности
на
улице ознакомление детей
с
устройством
улицы,
с
моделями
бе з о п а с н о го
поведения
у
дороги,
в
транспорте,
при
переходе
дорог с родителями.
беседы,
сюжетно
–
ролевые
игры:
«Водители»,
«ДПС»,
«Семья»,
д и д а кт и ч е с к и е
игры,
конструирование,
р и с о в а н и е ,
ч т е н и е
художественной
литературы,
просмотр
мультфильмов
и
телепередач.
Задачи
безопасно сти
на
ул и ц е
ознакомление
детей
с
устройством
г о р о д с к и х
у л и ц ,
о с н о в н ы м и
правилами
дорожного
движения,
моделями культурного и безопасного
поведения
участников
дорожного
движения
(пешеходов,
пассажиров,
водителей).
Сюжетно
-
ролевые
игры:
«Водители»,
«ДПС»,
«Семья»,
р е ж и с с е р с к и е
и
дидактические
игры,
чтение
художественной
литературы,
наблюдение,
экскурсии,
просмотр
м у л ь т ф и л ь м о в
и
телепередач, беседы.
(Слайд 9)
Ребенок должен получить четкие представления о том, что «Правила дорожного движения» направлены на сохранение
жизни и здоровья людей, поэтому каждый человек обязан их выполнять независимо от возраста и состояния здоровья. Необходимо
выработать у ребенка положительное отношение к правилу как важному социальному закону.
Часто виновниками дорожно – транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в
неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Дети дошкольного возраста еще в должной
степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения. Чем
раньше ребенок узнает эти правила, тем больше шансов появиться у него сохранить свое здоровье и жизнь. Поэтому необходимо
начать обучение правилам дорожного движения в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве.
Все
знаки дорожного движения нет необходимости изучать, так как ребенок за руль автомобиля сядет не скоро. Но знаки дорожного
движения, встречающиеся на улице города, дети должны знать. Особое внимание следует уделить знакам дорожного движения для
пешеходов. Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться того, чтобы
соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.
( Слайд 10) Работая над расширением и уточнением знаний, умений, навыков дорожного движения можно использовать
различные формы обучения:
проблемно – игровые ситуации;
рассматривание картин по ПДД
комплексные занятия по ЗОЖ
чтение и анализ детской художественной литературы и детской научно – популярной
разучивание стихов, загадок
сюжетно – ролевые игры
настольно – печатные игры
дидактические игры
целевые прогулки
консультации для родителей по данной теме
Нами установлено, что особенно эффективным средством формирования навыков связной речи и усвоения правил дорожного
движения является составление сказок. Метод по составлению сказок интегрируется в образовательных областях: в речевом и
социально - коммуникативном развитии. У ребенка не только развивается речь, но и закрепляются навыки безопасного поведения.
(Слайд 11)
Этапы по составлению сказок по ПДД.
I этап. Предварительная работа. Составление педагогом перспективного плана по чтению сказок.
II этап. Чтение и анализ литературных произведений по плану.
Цель: дать детям знания о структуре сказки, отметить языковые особенности сказок.
Итог:
1.Выведена структура сказки.
2.В конце II этапа дети пользуются схемой, могут составить и рассказать сказку.
3.Составлена картотека опорных слов и сказочных выражений.
III этап. Сочинение сказок (не только по ПДД), используя такие формы организации детей, как:
1.Групповая.
2.Подгрупповая (по 3-4 человека).
3.Индивидуальная.
Согласно перспективному плану, в течение года были составлены сказки по правилам дорожного движения с использованием
следующих методов РТВ:
1.Составление сказки методом «Каталога»
2.Составление сказки методом ТПФ:
а) используя приём «оживления» .
б) используя прием «наоборот».
3.Составление сказок с помощью метода морфологического анализа.
А сегодня я хочу рассказать вам о составлении сказки методом «Каталога»
Цель:
научить
детей
делать
связки
между
разрозненными
словами
по
единой
сюжетной
линии;
развивать
оригинальность
воображения; формировать умение рассуждать. Обогащать знания детей по ДПП.
(Слайд 12) Алгоритм:
1.
Выбор книги (подбирается книга по ПДД).
2.
Поочерёдно книга открывается на любой страницы с поиском слов, как ответов на вопросы:
-
жил-был кто? (положительный герой).
-
Какой он был? Что хорошего умел делать?
-
Жил-был кто? (отрицательный герой).
-
Какой он был? Что плохого он делал?
-
Что плохого сделал положительному герою?
-
Кто помог нашему герою?
-
Как это произошло?
-
Что произошло с друзьями?
3.
Повтор получившейся сказки.
4.
Придумывание названия сказки.
5.
Рисование по сюжету сказки.
А сейчас я вам зачитаю сказку, которая у нас получилась.
Сказка про умного воробья.
За тридевять земель, в тридесятом городе жил - был Светофор. Он был особенно внимательным. Светофор очень внимательно
следил за проезжей дорогой, как ездят машины. Переходят дорогу пешеходы. Светофор очень любил свою работу, и он лучше всех
охранял пешеходный переход. Мигал своими огоньками для транспорта и пешеходов. Очень много машин, автобусов, трамваев
было в этом городе. И все внимательно смотрели за работой светофора.
И в этом городе жил Пешеход, который постоянно спешил, мчался. Пешеход был очень не внимательным. И он не обращал
внимание на светофор.
А ещё Пешеход всегда, когда оказывался рядом со Светофором, очень высоко прыгал и загораживал Светофор от водителей и
других пешеходов. И это могло привести до беды, случиться авария.
Но как только пешеход оказывался около Светофора и начинал прыгать, раздавался сигнал. Сигнал этот подавал друг Светофора –
Воробей. Воробушек – шустрый птенец, он умел быстро летать и всегда успевал за Пешеходом. И как только Пешеход начинал
прыгать около Светофора, Воробушек начинал громко чирикать. Другие прохожие обращали внимание и Пешеходу становилось
стыдно, и он прекращал прыгать. И машины спокойно проезжали дорогу. А Пешеход вместе с другими пешеходами стоял и ждал,
когда загорится зелёный свет, чтобы перейти улицу.
Воробушек и Светофор подружились. Воробей любил летать около Светофора. Пешеходы угощали его хлебными крошками,
семечками. А Светофор воробью подмигивал разноцветными огоньками.
А Пешеход? А Пешеход любил прыгать, но прыгал он теперь около дома, во дворе на площадке.
Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
( Слайд 12)
Чтобы у ребенка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что
если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ним ничего плохого не случится.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Главное для воспитателей
и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения - донести до детей смысл, необходимость знаний и
навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи,
других взрослых.
( Слайд 13)
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ: ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО.
Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера – доверчивая открытость, наивность, дружелюбие, любознательность –
приводят к неприятностям, а то и к несчастью. Довольно часто такие ситуации возникают в результате общения ребенка с чужими
людьми – взрослыми, подростками и даже ровесниками.
Важнейшая задача педагогов и родителей – познакомить детей с основами безопасного общения и поведения, научить их быть
внимательными и осторожными в различных жизненных ситуациях, помочь разобраться в том, что такое хорошо и что такое
плохо.
Заниматься с детьми нужно систематически. Обучить безопасному поведению — это значит приучить к определённому
образу жизни. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма, только тогда гарантируется безопасность
ребёнка.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования, который включает в себя: игру,
имитацию и анализ данной ситуации. Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний и
навыков безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми. При общении детей в игровых
ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность
формировать опыт безопасного поведения у детей. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она
даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими
действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они
будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни.
( Слайд 14)
Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в
подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека
ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Наставляя детей, можно вспомнить сказки «Семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса» и другие.
Познакомьте ребёнка с правилом, как следует поступать, если к нему на улице обращаются незнакомые «дядя» или «тётя».
Объясните ребёнку, что взрослые люди с вопросами должны обращаться к взрослым людям, а не к малышам. При обращении
незнакомца лучше промолчать или уйти к родителям. Нормальный взрослый такую реакцию поймёт, а человека с недобрыми
намерениями это может остановить.
Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «НЕТ» другим детям, которые хотят
втянуть его в опасную ситуацию, например: пойти посмотреть, что происходит на стройке, разжечь костёр, забраться на чердак
дома и вылезти на крыши. Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет наивно верят, что опасные незнакомцы
бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне
симпатичным и даже ровесником малыша. Поэтому опасно не только, когда ребёнка хватают и тащат в неизвестном направлении,
но и когда:
Предлагают покататься на машине или сходить купить конфет;
Просят помочь поймать потерявшегося котёнка или показать нужный дом;
Звонят в дверь и просят открыть от имени электрика, сантехника и т.д.;
Рассказывают, что мама задержалась и попросила коллегу или друга забрать ребёнка с площадки или школы.
Ребёнок должен понимать, что любое общение с незнакомыми людьми потенциально опасно, поэтому всегда надо следовать
указаниям родителей в такой ситуации.
(Слайд 15)
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ: ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО.
Правила поведения человека в обществе создавались веками. Они необходимы для того, чтобы человек мог жить среди людей,
чувствуя себя свободно и комфортно, но при этом своими привычками не мешал жить другим людям.
Что же такое этикет? Этикет - это правила хорошего тона, которые рассказывают, какие именно манеры считаются приемлемыми в
данном обществе.
Важный элемент человеческой культуры – речевой этикет.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели
поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми.
Необходимо
приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах: на улице, в кино, театре, в транспорте и т. д. Дети не должны громко
разговаривать, бегать, требовать, чтобы им освободили место у окна. Ребенку следует объяснить, что своим
несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. Дети
не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые.
Вежливость и хорошие манеры – возможность воспитать детей счастливыми людьми, уверенными в себе, способными к
успешному разрешению жизненных проблем, приятными в общении.