Автор: Хмельницкая Маргарита Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности у подрастающего поколения"
Раздел: среднее образование
Выступление на заседание методического объединения
воспитателей на тему «Воспитание толерантности у
подрастающего поколения »
воспитатель Хмельницкая Маргарита Борисовна
КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья »
В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел
термин «толерантность». Понимание толерантности не однозначно в разных
культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
В английском языке
толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность и
вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения,
политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит
«позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском —
толерантность— «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,
благосклонность... », в персидском — «терпение, выносливость, готовность к
примирению».
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить,
исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная
позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного
взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом
Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу
повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию
Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он
формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к
чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)
– это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур
нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой
индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только
моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это
добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене
культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и
свобода мысли, совести и убеждений".
Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят
следующие компоненты:
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию.
Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий,
необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития
толерантность означает открытость, признание многообразия, реальную
заинтересованность в культурных различиях, развитие способности распознавать
несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность
конструктивно разрешать разногласия.
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского
общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает
необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть
толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.
Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в
целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого
человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.
Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
К
сожалению дух неприязни к другой культуре, верованиям, образу жизни,
привычкам, убеждениям всегда существовал и продолжает существовать в наше
время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является
исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе
может выступать как религиозная, национальная, этническая, половая, социальная,
принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы,
увлечения, привычки.
Безусловно, педагогам принадлежит особая роль воспитания толерантности у всех
категорий обучающихся. Педагогам необходимо обеспечить формирование
толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.
В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где
создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся
прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку
именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного,
межличностного, межнационального, формального и неформального общения
.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности
с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у
учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в
котором они живут.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по
внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом
жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная
проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего
поколения является воспитание. В педагогической практике накоплено немало
методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников,
связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием
произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией
диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к
воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
В связи с этим,
воспитатель должен уделять внимание патриотическому воспитанию,
направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным
местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам
России.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и
взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык.
Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных
задач государственной политики Российской Федерации. Изучение языков
представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе
терпимости и взаимопонимания. Необходимо особое внимание обратить на
воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего
многонационального государства, что приобретает особую важность для
установления объективной истины, формирования личной позиции.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о
происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о
своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства,
художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы воспитатель не только
проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в
воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и
литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров,
выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята
оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают
неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в
оценке своих действий и поступков.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши
дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях.
Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на
подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и
поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план
выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры межнациональных и
межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной
средой. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться
по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают
участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных
факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном
процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к
человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд
и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого
себя, своих стереотипов, своего сознания.
Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и
требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться
любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого
состояния, которое разрушительно во всех смыслах.
Если вдуматься, толерантное
отношение к другому - это путь удивительных открытий для самого себя. Путь
подлинного духовного роста.