Напоминание

"Воспитание толерантности у подрастающего поколения"


Автор: Хмельницкая Маргарита Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: город Бобров, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание толерантности у подрастающего поколения"
Раздел: среднее образование





Назад




Выступление на заседание методического объединения

воспитателей на тему «Воспитание толерантности у

подрастающего поколения »

воспитатель Хмельницкая Маргарита Борисовна

КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для

обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья »

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел

термин «толерантность». Понимание толерантности не однозначно в разных

культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

В английском языке

толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность и

вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения,

политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит

«позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском —

толерантность— «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,

благосклонность... », в персидском — «терпение, выносливость, готовность к

примирению».

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить,

исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная

позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного

взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом

Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу

повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию

Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он

формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к

чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)

– это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой

индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только

моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это

добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене

культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и

свобода мысли, совести и убеждений".

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят

следующие компоненты:

- признание равенства партнёров;

- отказ от доминирования и насилия;

- готовность принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение слушать и выслушивать другого;

- способность к сочувствию, сопереживанию.

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий,

необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития

толерантность означает открытость, признание многообразия, реальную

заинтересованность в культурных различиях, развитие способности распознавать

несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность

конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского

общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает

необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть

толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.

Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в

целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого

человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К

сожалению дух неприязни к другой культуре, верованиям, образу жизни,

привычкам, убеждениям всегда существовал и продолжает существовать в наше

время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является

исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе

может выступать как религиозная, национальная, этническая, половая, социальная,

принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы,

увлечения, привычки.

Безусловно, педагогам принадлежит особая роль воспитания толерантности у всех

категорий обучающихся. Педагогам необходимо обеспечить формирование

толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования.

В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где

создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся

прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку

именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного,

межличностного, межнационального, формального и неформального общения

.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности

с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у

учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в

котором они живут.

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по

внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом

жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная

проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего

поколения является воспитание. В педагогической практике накоплено немало

методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников,

связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием

произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией

диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к

воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим,

воспитатель должен уделять внимание патриотическому воспитанию,

направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным

местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам

России.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и

взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык.

Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных

задач государственной политики Российской Федерации. Изучение языков

представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе

терпимости и взаимопонимания. Необходимо особое внимание обратить на

воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего

многонационального государства, что приобретает особую важность для

установления объективной истины, формирования личной позиции.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о

происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о

своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства,

художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы воспитатель не только

проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в

воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и

литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров,

выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.

Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята

оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают

неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в

оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши

дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на

подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и

поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план

выходят задачи понимания ребенка. Формирование культуры межнациональных и

межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной

средой. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться

по формуле: "родители + дети + учитель". Мероприятия, в которых принимают

участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных

факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном

процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к

человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд

и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого

себя, своих стереотипов, своего сознания.

Толерантность - понятие сложное, оно вызывает трудности в понимании и

требует разъяснения и обсуждения, но ему можно и нужно учиться. Нужно учиться

любви и милосердию, потому что только оно спасет нас от озверения, от такого

состояния, которое разрушительно во всех смыслах.

Если вдуматься, толерантное

отношение к другому - это путь удивительных открытий для самого себя. Путь

подлинного духовного роста.



В раздел образования