Автор: Кудашева Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия «Арт-Этюд»
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста, через многообразие форм и приемов в общении ребенка со взрослым в различных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение культуры
«Гимназия «Арт-Этюд»
Тема: развитие речи детей дошкольного возраста, через многообразие
форм и приемов в общении ребенка со взрослым в различных видах
деятельности.
Современное
общество
предъявляет
высокие
требования
к
коммуникативной деятельности личности. Высокий уровень коммуникативных
умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. А
речь
является ведущим средством общения и сопровождает все виды
деятельности ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
предполагают свободное владение дошкольника устной речью, ребенок может
использовать речь для выражения своих чувств, желаний, построение речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
Создавая условия для полноценного развития речи детей согласно
целевым
ориентирам,
в
первую
очередь
предусматриваю
организацию
развивающей
предметно-пространственной
среды
-
оформление
речевого
центра, где накоплен и систематизирован разнообразный практический материал
для организации речевых игр в свободной деятельности детей и непрерывной
образовательной деятельности. Это пособия для проведения артикуляционных
упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для
обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной
речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые
игры.
Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя
деятельность, тем лучше результат.
В целях повышения интереса детей к
речевой
активности
использую
многофункциональные
пособия,
которые
применяются для работы и с подгруппой детей, и индивидуально, а также в
самостоятельной деятельности детьми. Лэпбук - тематическая папка с играми и
речевым материалом. Игры в лэпбуке направлены на: развитие связной речи,
фонематического слуха, обогащение грамматического строя речи, расширение
знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов,
произвольного внимания и восприятия, речевого творчества…………
Одна из основных целей дошкольного образования – подготовка детей к
обучению в школе. Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в
1
области
«Речевое
развитие»
-
формирование
звуковой
аналитико
-
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение
грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Для этого
и
не
только
используются
«Домики»
-
универсальное
пособие
для
разнообразных игр, для закрепления поставленного звука в речи ребёнка,
звукового анализа и синтеза. Эти домики помогают научить ребенка выделять
звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в
слове – это звуковой анализ, учат составлять слово из звуков – это звуковой
синтез. Примеры анализа и синтеза: игры «Назови части предмета», «Собери
картинку из частей».
Например, игра «Собери бусы для Нюши» ребёнку предлагается сделать
подарок для Нюши – собрать бусы.
1.Нюша просит назвать картинки, и найти слово со звуком Ш,
2.Затем Нужно назвать звуки в слове по – порядку, и дать им характеристику, то
есть сказать, какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие.
3. предлагается прослушать звуки и составить из них слово. За каждый
правильный ответ – бусина.
Еще одна игра «Отгадай Букву» - на ощупь
Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук.
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, составь слово, придумай предложение
Применение: как часть НОД, во время индивидуальной работы с детьми во
время самостоятельной деятельности детей.
«Веселые кубики» - на каждую грань кубика приклеена картинка.
Цели и задачи:
Учить согласовывать существительное с прилагательным.
Учить употреблять в речи форму множественного числа существительных.
Учить составлять простые и распространенные предложения.
Варианты заданий:
Назови правильно.
Придумай предложение, используя 1-2 кубика.
Придумай маленький рассказ или сказку, используя 2-4 кубика.
Наибольшие затруднения у детей возникают при обучении рассказыванию
по картине, об игрушке, предмете, из личного опыта. Мне помогли логические
картинки-схемы (мнемотаблицы-алгоритмы) - как основа для запоминания при
обучении рассказыванию, описанию предметов. Логические карточки-схемы,
способствовали развитию связных высказываний по логическому плану, что
позволило детям в простой форме в короткие сроки овладеть умением
2
последовательно составлять описательные рассказы о предметах, явлениях,
характерных признаках предметов или объектов, либо времен года, дней недели.
Прием «Путешествие по картине»,
который способствовал умению
составлять описательные рассказы по картине, развитию связной речи. Дети
учились строить простые высказывания, а затем устанавливать между ними
причинно-следственные связи, соединять их между собой.
Результатом
целенаправленной
организованной
совместной
с
детьми
деятельности явилось успешное развитие умения рассказывать.
В развитии связной речи помогает одновременное выкладывание сюжета
картины и придумывание рассказа. Все детали вырезали вместе с детьми, ребята
могут брать и использовать имеющиеся детали, а также вырезать недостающие
из фетра.
Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха во
время игры с водой детям предлагалось подуть на кораблики, чтобы они
поплыли быстрее; во время проведения дидактической игры
на речевое
дыхание «Дыхательный футбол» - забить гол в ворота противника дуя в
трубочку на мяч.
Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития
речи, получила хорошие результаты, а именно: дети научились выражать свои
мысли словом, могли поделиться информацией, составлять по образцу рассказы
по сюжетной картине, по набору картинок, последовательно пересказывать
небольшие произведения.
Вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
проходит
через
подготовку к праздникам, тематическим выставкам, изготовлению различных
поделок,
книжек-самоделок,
альбомов.
Проведение
собраний,
бесед,
консультаций, оформление стендов - помогают сформировать у родителей
знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.
3