Напоминание

Развитие речи детей дошкольного возраста, через многообразие форм и приемов в общении ребенка со взрослым в различных видах деятельности


Автор: Кудашева Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение культуры «Гимназия «Арт-Этюд»
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Развитие речи детей дошкольного возраста, через многообразие форм и приемов в общении ребенка со взрослым в различных видах деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение культуры

«Гимназия «Арт-Этюд»

Тема: развитие речи детей дошкольного возраста, через многообразие

форм и приемов в общении ребенка со взрослым в различных видах

деятельности.

Современное

общество

предъявляет

высокие

требования

к

коммуникативной деятельности личности. Высокий уровень коммуникативных

умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде. А

речь

является ведущим средством общения и сопровождает все виды

деятельности ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

предполагают свободное владение дошкольника устной речью, ребенок может

использовать речь для выражения своих чувств, желаний, построение речевого

высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах и у ребенка

складываются предпосылки грамотности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей согласно

целевым

ориентирам,

в

первую

очередь

предусматриваю

организацию

развивающей

предметно-пространственной

среды

-

оформление

речевого

центра, где накоплен и систематизирован разнообразный практический материал

для организации речевых игр в свободной деятельности детей и непрерывной

образовательной деятельности. Это пособия для проведения артикуляционных

упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для

обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной

речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые

игры.

Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя

деятельность, тем лучше результат.

В целях повышения интереса детей к

речевой

активности

использую

многофункциональные

пособия,

которые

применяются для работы и с подгруппой детей, и индивидуально, а также в

самостоятельной деятельности детьми. Лэпбук - тематическая папка с играми и

речевым материалом. Игры в лэпбуке направлены на: развитие связной речи,

фонематического слуха, обогащение грамматического строя речи, расширение

знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов,

произвольного внимания и восприятия, речевого творчества…………

Одна из основных целей дошкольного образования – подготовка детей к

обучению в школе. Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в

1

области

«Речевое

развитие»

-

формирование

звуковой

аналитико

-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение

грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Для этого

и

не

только

используются

«Домики»

-

универсальное

пособие

для

разнообразных игр, для закрепления поставленного звука в речи ребёнка,

звукового анализа и синтеза. Эти домики помогают научить ребенка выделять

звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в

слове – это звуковой анализ, учат составлять слово из звуков – это звуковой

синтез. Примеры анализа и синтеза: игры «Назови части предмета», «Собери

картинку из частей».

Например, игра «Собери бусы для Нюши» ребёнку предлагается сделать

подарок для Нюши – собрать бусы.

1.Нюша просит назвать картинки, и найти слово со звуком Ш,

2.Затем Нужно назвать звуки в слове по – порядку, и дать им характеристику, то

есть сказать, какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие.

3. предлагается прослушать звуки и составить из них слово. За каждый

правильный ответ – бусина.

Еще одна игра «Отгадай Букву» - на ощупь

Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук.

Отгадай на ощупь и назови.

Отгадай на ощупь и найди пару.

Отгадай на ощупь, составь слово, придумай предложение

Применение: как часть НОД, во время индивидуальной работы с детьми во

время самостоятельной деятельности детей.

«Веселые кубики» - на каждую грань кубика приклеена картинка.

Цели и задачи:

Учить согласовывать существительное с прилагательным.

Учить употреблять в речи форму множественного числа существительных.

Учить составлять простые и распространенные предложения.

Варианты заданий:

Назови правильно.

Придумай предложение, используя 1-2 кубика.

Придумай маленький рассказ или сказку, используя 2-4 кубика.

Наибольшие затруднения у детей возникают при обучении рассказыванию

по картине, об игрушке, предмете, из личного опыта. Мне помогли логические

картинки-схемы (мнемотаблицы-алгоритмы) - как основа для запоминания при

обучении рассказыванию, описанию предметов. Логические карточки-схемы,

способствовали развитию связных высказываний по логическому плану, что

позволило детям в простой форме в короткие сроки овладеть умением

2

последовательно составлять описательные рассказы о предметах, явлениях,

характерных признаках предметов или объектов, либо времен года, дней недели.

Прием «Путешествие по картине»,

который способствовал умению

составлять описательные рассказы по картине, развитию связной речи. Дети

учились строить простые высказывания, а затем устанавливать между ними

причинно-следственные связи, соединять их между собой.

Результатом

целенаправленной

организованной

совместной

с

детьми

деятельности явилось успешное развитие умения рассказывать.

В развитии связной речи помогает одновременное выкладывание сюжета

картины и придумывание рассказа. Все детали вырезали вместе с детьми, ребята

могут брать и использовать имеющиеся детали, а также вырезать недостающие

из фетра.

Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха во

время игры с водой детям предлагалось подуть на кораблики, чтобы они

поплыли быстрее; во время проведения дидактической игры

на речевое

дыхание «Дыхательный футбол» - забить гол в ворота противника дуя в

трубочку на мяч.

Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития

речи, получила хорошие результаты, а именно: дети научились выражать свои

мысли словом, могли поделиться информацией, составлять по образцу рассказы

по сюжетной картине, по набору картинок, последовательно пересказывать

небольшие произведения.

Вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

проходит

через

подготовку к праздникам, тематическим выставкам, изготовлению различных

поделок,

книжек-самоделок,

альбомов.

Проведение

собраний,

бесед,

консультаций, оформление стендов - помогают сформировать у родителей

знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.

3



В раздел образования