Напоминание

" Прфориентация детей дошкольного возраста"


Автор: Батраева Евгения Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№115
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: " Прфориентация детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 22.02.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Подготовила воспитатель: Батраева Е.Е.

МБДОУ №115 "Гномик"

«Ранняя профориентация как средство

социальной адаптации дошкольников.

Формы и методы работы с детьми по

формированию представлений о труде.»

Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,

далеко не каждому суждено открыть порох,

но поэтом, художником в своем труде должен стать каждый.

В.А.Сухомлинский

Что такое профессиональная ориентация?

Профессиональная ориентация - это комплекс действий для выявления у

человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной

деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе

карьерного пути людям всех возрастов. Дети в дошкольном возрасте уже

проявляет себя как личность. Они начинают интересоваться той или иной

деятельностью, у них проявляются способности и наклонности в различных

областях. Предоставив ребенку как можно больше информации о мире

профессий, мы можем в дальнейшем расширить возможности выбора

профессиональной деятельности.

В детском саду ребенок получает представление о профессиях и знакомится с

их многообразием. Благодаря полученным представлениям, у детей

формируются познания о работе родителей, появляется возможность

познакомиться с рабочим местом той или иной профессии, а так же

свойственными ей трудовыми операциями.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – новое и еще

недостаточно изученное направление в педагогике дошкольного

образования. В этом возрасте дети получают информацию о труде взрослых,

взаимодействуя с ними, слушая сказки (например, К. И. Чуковский

«Айболит», С. Михалков «Дядя Стёпа» и др., а так же через сюжетно –

ролевые игры («Больница», «Водитель автобуса», «Парикмахерская» и т. п.).

Отношение и интерес к профессиям проявляются в зависимости от

способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от

воспитания ребенка и привития ему ценности труда.

Цель ранней профессиональной ориентации заключается в том, чтобы дети

понимали значимость и важность труда, уважали чужой труд и были готовы

трудиться сами.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Ведь все

самые важные процессы познания формируются во время игр. Все что

ребенок узнал об окружающем мире, а так же о труде взрослых, он

обязательно воспроизведет в своей игровой деятельности.

Игра — воспроизведение жизни, в понимании детей. Провести работу по

ранней профориентации можно во время игры, т. к. большинство игр

отражают труд взрослых разных профессий. Одна из самых походящих игр –

сюжетно-ролевая. У ребенка формируется определенная модель поведения, а

так же проявляется социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра помогает

детям познакомиться со значением трудовой деятельности для общества,

раскрывает её смысл. Играя в такие игры, дети получают первый опыт

проявления себя в новой социально-значимой роли.

Семья играет важнейшую роль в формировании отношения к трудовой

профессиональной деятельности. Каждый взрослый имеет свою точку зрения

по поводу той или иной профессии, которую передает ребенку, часто сам не

задумываясь об этом.

Но рассказы, это еще не все что можно поведать ребенку. Можно, например,

устроить экскурсию в магазин или в больницу, обращая при этом внимание

ребенка на особенности деятельности взрослого.

Такой опыт обязательно запомнится ребенку и может в будущем повлиять на

выбор его профессии.

Нормально, если ребенок неоднократно меняет свой выбор. Главный вопрос

в данный период: чем ты хочешь заниматься, когда вырастешь? Пусть

ребенок фантазирует: «Представь, ты вырос и стал…»

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из самых

важных задач нашего общества.

Как же выбрать себе профессию? Очень важно, чтобы работа была по душе.

Только тогда можно стать мастером своего дела.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать

о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Часто дети

выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются

династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. Поэтому,

основное направление в работе с детьми дошкольного возраста

ориентировано на: выявление на ранних ступенях развития способностей

детей дошкольного возраста, к разным видам деятельности; обеспечение

реализации интересов, способностей, склонностей дошкольников.

По словам педагога-новатора А. С. Макаренко: "Труд без идущего рядом

образования, без идущего рядом гражданского, общественного

воспитания, не приносит воспитательной пользы, оказывается

нейтральным".

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде

взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС

дошкольного образования. Сформировать представление ребёнка о

многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего

он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные

формы работы с воспитанниками, нужно использовать дифференцированный

и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и

игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного

образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и

все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в

воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое

главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно

поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее

включаются последовательно:

Творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая)

игра.

Дидактическая (игра с предметом, настольно - печатная, словесная)

Подвижная (сюжетная, несюжетная)

Народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

углубить практические знания воспитанников;

выявить интересы и склонности воспитанников;

развивать интерес и умение осуществлять действия.

При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараться

использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды

деятельности, тем самым повышая познавательную активность

воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы

работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

традиционные, комплексные и интегрированные занятия;

различные виды игр;

наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);

чтение художественной литературы;

трудовая деятельность;

экспериментальная деятельность;

решение проблемных задач и ситуаций;

развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);

театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в

различных ситуациях, имитационные упражнения);

изобразительная деятельность.

Нетрадиционные формы:

творческое моделирование и проектирование;

разработка и составление алгоритмов;

просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;

виртуальные экскурсии.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные

знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место

работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые

трудовые операции - результат труда.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она

позволяет конкретизировать и расширять представления детей о

разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими

людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют

дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего

развития ребенка.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у

воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей.

Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий.

Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь

ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет

из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют

воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и

актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать

стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.

Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями

проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают

наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность

приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и

закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества

дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание

воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее

значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение

за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их

отношение к людям труда.

Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить

визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не

требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с

помощью информационных технологий.

Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к

труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной

совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.



В раздел образования