Автор: Веклюк Анна Вячеславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРРДС №21"
Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность
Тема: "Автоматизация звука Р в словах, предложениях"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Автоматизация звука Р в словах, предложениях»
Программные задачи:
1.
Уточнить артикуляцию звука (р), используя символы-модели.
2.
Развивать умение произносить звук (р) в словах и предложениях.
3.
Закреплять умения определять позицию звука р в слове.
4.
Развивать мелкую моторику, общую моторику.
5.
Развивать фонематическое восприятие.
6.
Воспитывать
навык
доброжелательного
отношения
в
кругу
сверстников.
Оборудование: Картинки со звуком (р), схемы, мольберт, крот (разрезной),
мяч; схемы слов, конверт, колобки – эмоции, мордашки – настроения.
1. Приветствие:
1, 2, 3, 4, 5, Ходьба. В ходьбе продвинуться вперед,
Будем дружно мы шагать. в колонне друг за другом. Остановится.
Всем, всем добрый день!
Добрый день, Егору ….
-
Как приятно смотреть на милые лица.
-
Ребята, а как вы думаете, почему слова звучат? (Ответ детей: Потому что
в них есть звуки).
- Вы много знаете звуков? Какие?
- Какие знаете согласные твердые звуки?
- Какие гласные звуки?
2. Игра «Назови картинки»
Сегодня у нас произошел переполох - подул сильный ветер и все картинки
разлетелись.
Найдите
их,
посмотрите
вокруг,
произнесите
слова
громко,
шепотом.
-
Какой
одинаковый
звук
слышится
в
этих
словах: кровать,
картошка,
помидор, морковь и т. д? Какие догадливые дети!
Характеристика звука р по артикуляционным и акустическим
признакам.
Помощница - схема поможет нам рассказать об артикуляции звука р.
-На что похожи губы?
-Видны ли зубы?
-Где находится язычок?
-Голосок живет в горлышке?
Проверим друг у друга.
- Каким цветом обозначается звук [Р]? Почему?
Какой (Согласный, твердый, звонкий)
Сегодня, мы с вами будем тренироваться красиво говорить звук р.
(садимся на свои места)
Игра: «Угадай, где живет звук?»
- Ребята, определим, где живет звук (р), я вам буду называть слова, а вы
поднимите ту часть тела, в которой живет звук р.
Слова: трос, рыба, торт, рак, робот, помидор, морковь, рис, рысь, труба,
трактор.
- Ребята, назовите слова, в которых звук (р) живет в начале слова? В конце? В
середине?
- Ребята, а какой вы можете открыть секрет? Знаете? Кто догадался?
А можно я открою секрет?
Оказывается, звук (р) может находиться и в середине и в конце. Искупаем в
аплодисментах…
Игра: «Найди ошибку»
Я возьму от сыра … кошку,
Угощу я нашу … корку.
А как правильно?!
Закрывает мышка … ночку,
Будет сладко спать всю … норку.
А как правильно?!
На лугу пасется … корона,
У царя золотая … корова.
А как правильно?!
- Какой секрет слов мы открыли?
Если заменить один звук на другой, то получается совсем другое слово!
Физминутка:
Рыбка плавает в водице, (дети показывают туловищем и руками,
как плавают рыбки)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (изгибают туловище, показывают, как
плавают рыбки)
Рыбка спинку изогнула.
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Игра: «Измени словечко» (игра с мячом)
Замените первый звук в слове на звук Р.
Дом - Ром
Нога - Рога
Лама - Рама Козы - Розы
Поза - Роза Хобот - Робот
Мука - Рука Пугать - Ругать
Газ - Раз Фант - Рант
Кот - Рот
-Что мы сделали, чтобы у нас получились новые слова? Изменили словечко,
заменили первый звук на звук «р».
Игра: «Подбери схему»
Конверт:
Ребята, вы хотите узнать что в этом конверте? (Ответ детей: Да)
(В конверте схемы и слова)
Ребята, их кто – то сложил в конверт и не закрепил к какому слову, какая
схема?
Мы попробуем с вами это сделать?
Слова: рак, крот, рана
Схемы:
Сколько звуков в слове? Чем отличаются 1 и 2 схема?
Какие одинаковые звуки живут в 1 и 2 слове?
А сейчас я вам поиграть в игру «Скажи, по настроению» посмотрите, к нам
на занятия пришли колобки, но у каждого свое настроение. Давайте с вами
произнесем рычалки с разной интонацией.
Бро – бро – бро – делайте добро;
Гра – гра – грав – новая игра;
Ир – ир – ир – миру – мир;
Ур – ур – ур – много кур;
Раном – раном – раном, баран бодается с бараном;
Рефлексия:
Давайте пройдем в наш добрый, дружный круг.
Поделимся своими впечатлениями.
Итак, круг впечатления.
Ребята, вам понравилось занятие?
Что больше всего понравилось делать?
В какие в игры мы играли?
В чем были трудности?
Сейчас я вам предлагаю, взять мордашки если у вас все получилось, не было
никаких трудностей возьмите, где улыбка, а если были трудности, то
возьмите где грустное настроение.
На этом занятие закончено.