Автор: Кобрена Елена Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование: будущее и перспективы развития
Раздел: дополнительное образование
«Дополнительное образование: будущее и перспективы развития»
Кобрена Елена Николаевна,
учитель технологии,
1 квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 6, г. Саяногорск
В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в по-
следние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и
развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют, скорее, сущ-
ностный характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и
средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-истори-
ческого опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала
каждой страны и каждого народа. Соответственно, на современном этапе модернизация
российского образования и повышение его качества рассматриваются в неразрывной свя-
зи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармо-
ничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При
этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является ста-
новление личности, уважающей права и свободы других граждан.
1
Дополнительное образование, как одно из отраслей образования, не является про-
стым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет
собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка.
Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возмож-
ность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством,
туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследова-
тельской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными
возможностями.
Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотива-
ции детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному само-
определению обучающихся, их социальной адаптации.
По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим.
Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в
окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система обще-
ственных и духовно–нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в со-
стоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать
и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий — сочиняет стихи.
Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, система допол-
нительного образования повышает его самооценку, уверенность в себе, корректирует
проблемы поведения, организовывает интересный досуг, в конечном счете, всесторонне
развивает.
Чтобы работа в этом направлении состоялась, перед современной школой стоит от-
ветственная задача — внести действенные изменения в её жизнь, создать неповторимую
атмосферу творческого поиска, потенциала.
Дополнительное образование создает условия для развития уникальности лично-
сти, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-
равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность. До-
полнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лиф-
та» для значительной части детей и, несомненно, требует особого внимания со стороны
различных органов власти, требует развития.
Претворяя в жизнь новые федеральные стандарты, необходимо сохранить сложив-
шуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети
развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и
конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.
Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образо-
вания детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки». Согласно Указу Президента, Правительству Российской Федерации поручено
обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
- увеличить к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по до-
полнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста
до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигно-
ваний федерального бюджета;
- подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномо-
чий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходи-
мости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерально-
го бюджета.
2
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р была
утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг.
Среди основных направлений реализации Концепции можно выделить
3
:
Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразо-
вательных программ;
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнитель-
ного образования;
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительно-
го образования, внедрение механизмов государственно- частного партнерства;
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;
Развитие неформального и информального образования.
Каждое из этих направлений предполагает ряд определенных мероприятий, способ-
ствующих эффективной реализации каждого из них. В настоящее время осуществляется
реализация 1-го этапа, на котором идет разработка плана мероприятий по реализации Кон-
цепции, а также создаются механизмы ее реализации (управления, финансирования, ин-
формационного, научно-методического обеспечения); вносятся изменения в государствен-
ную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, в за-
конодательство Российской Федерации, обеспечивающее предусмотренные Концепцией
институциональные изменения; разрабатываются и реализовываются пилотные проекты в
субъектах Российской Федерации.
Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 про-
центов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнитель-
ных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из
широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образователь-
ную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразователь-
ных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных
кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки каче-
ства и саморегулирования;
создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая об-
щественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровле-
нии детей
4
.
В результате реализации Концепции будут обеспечены:
повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жиз-
ни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного
образования;
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и мо-
лодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить
свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях
в области физической культуры и спорта;
укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе
дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой
и межкультурной коммуникации
5
.
Перечисленные ожидаемые результаты реализации Концепции говорят о внимании
органов власти к проблемам развития системы дополнительного образования, о важности
и необходимости ее преображения и совершенствования.
Таким образом, хочется отметить, что дополнительное образование детей находит-
ся в стадии своего развития, все его участники стремятся к достижению лучших результа-
тов, достижению высоких показателей своей деятельности не только на бумаге, но и на
деле. Система такого образования не просто дополнение к общему или профессионально-
му образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необ-
ходимо изменяться с течением времени, впитывать в себя все инновации и быть на пол
шага впереди. Ведь именно в руках дополнительного образования – развитие гармонич-
ной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны.
В нынешней школе дополнительное образование детей имеет свои особенности. В
отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профес-
сионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным ви-
дом творчества, в общеобразовательных школах этот вид образования, как правило, осу-
ществляется
на
имеющейся
базе,
причем
ее
же
педагогическими
кадрами.
В период изменения сущности воспитательной работы в школе, чрезмерно политизиро-
ванной и пронизанной идеологическими штампами, с конца 80-х годов из жизни школы
стала постепенно уходить любая внеурочная деятельность. Взамен традиционных круж-
ков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы, наметился интерес к возро-
ждению народных традиций, но это нельзя назвать созданием школьной системы допол-
нительного образования детей. И здесь много причин, одна из которых - неоднозначное
отношение школьных педагогов к идее интеграции дополнительного образования в совре-
менную школу. И здесь важно правильно оценить ситуацию и попытаться изменить ее к
лучшему в интересах современного ребенка.
Возьмем такие простые цифры: не менее 150 дней в году ученик свободен от
школьных занятий, кроме этого, в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята
уроками. И растущий ребенок, познавая окружающий мир, ждет от этого мира разнообра-
зия. И среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение
жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнитель-
ного образования. И мы, взрослые, как родители, и как педагоги не имеем права лишать
ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способа-
ми разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теря-
ет смысловую окраску. И здесь следует серьезно продумать систему выбора дела по душе,
выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных
направлениях, причем делать это прямо в школе, на основе дополнительного образования.
И что особо привлекательно здесь: в отличие от общего образования, дополнительное об-
разование не имеет фиксированных сроков завершения, и кроме того его можно начать на
любом возрастном этапе и даже возможно и в любое время учебного года, последователь-
но переходя от одной ступени к другой. А результатом этого может стать не только увле-
чение на всю жизнь, но и определение будущей профессии. Вот почему педагоги основно-
го и дополнительного образования просто обязаны знать особенности работы друг друга,
понимать ее специфику, сложности и преимущества.
Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть любой образователь-
ной системы, где тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения педагогов
основного и дополнительного образования. По своему содержанию дополнительное об-
разование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь
то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет
ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно
поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В на-
стоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направле-
ний, которые могут функционировать в современной школе: художественно-эстетическое;
научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздо-
ровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогиче-
ское; культурологическое; экономико-правовое. И реализуя задачи дополнительного об-
разования, современная школа стремится решать существующее противоречие между
необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — со-
здавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации об-
разования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Воспитательные возможности дополнительного образования в сегодняшнее время
актуальны в полной мере. Современный педагог понимают, что знания, которые даются в
школе, и те, что нужны учащимся в жизни, должны быть равноценными. И сегодняшние
школьники, понимая это, больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, ин-
тересную работу, материальный достаток, дружную семью, домашний уют и др. Сего-
дняшнее молодое поколение неравнодушно к образованию и хотело бы, чтобы оно было
более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое об-
разование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать
огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик дей-
ствительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, опреде-
лить свой собственный образовательный путь. Таким образом, дополнительное образова-
ние в современной школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гума-
низацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребен-
ка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каж-
дому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педа-
гога.
Современное дополнительное образование детей объективно обладает возможно-
стью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.