Напоминание

Дополнительное образование: будущее и перспективы развития


Автор: Кобрена Елена Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование: будущее и перспективы развития
Дата публикации: 22.02.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Дополнительное образование: будущее и перспективы развития»

Кобрена Елена Николаевна,

учитель технологии,

1 квалификационная категория,

МБОУ СОШ № 6, г. Саяногорск

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в по-

следние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и

развитием подрастающих поколений. При этом подобные проблемы имеют, скорее, сущ-

ностный характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и

средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-истори-

ческого опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала

каждой страны и каждого народа. Соответственно, на современном этапе модернизация

российского образования и повышение его качества рассматриваются в неразрывной свя-

зи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармо-

ничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При

этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является ста-

новление личности, уважающей права и свободы других граждан.

1

Дополнительное образование, как одно из отраслей образования, не является про-

стым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет

собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка.

Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возмож-

ность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством,

туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследова-

тельской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными

возможностями.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотива-

ции детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному само-

определению обучающихся, их социальной адаптации.

По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим.

Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в

окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система обще-

ственных и духовно–нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в со-

стоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать

и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий — сочиняет стихи.

Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, система допол-

нительного образования повышает его самооценку, уверенность в себе, корректирует

проблемы поведения, организовывает интересный досуг, в конечном счете, всесторонне

развивает.

Чтобы работа в этом направлении состоялась, перед современной школой стоит от-

ветственная задача — внести действенные изменения в её жизнь, создать неповторимую

атмосферу творческого поиска, потенциала.

Дополнительное образование создает условия для развития уникальности лично-

сти, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-

равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность. До-

полнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лиф-

та» для значительной части детей и, несомненно, требует особого внимания со стороны

различных органов власти, требует развития.

Претворяя в жизнь новые федеральные стандарты, необходимо сохранить сложив-

шуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети

развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и

конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образо-

вания детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая

2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и

науки». Согласно Указу Президента, Правительству Российской Федерации поручено

обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

- увеличить к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по до-

полнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста

до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигно-

ваний федерального бюджета;

- подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномо-

чий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходи-

мости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерально-

го бюджета.

2

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р была

утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг.

Среди основных направлений реализации Концепции можно выделить

3

:

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразо-

вательных программ;

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнитель-

ного образования;

Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительно-

го образования, внедрение механизмов государственно- частного партнерства;

Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;

Развитие неформального и информального образования.

Каждое из этих направлений предполагает ряд определенных мероприятий, способ-

ствующих эффективной реализации каждого из них. В настоящее время осуществляется

реализация 1-го этапа, на котором идет разработка плана мероприятий по реализации Кон-

цепции, а также создаются механизмы ее реализации (управления, финансирования, ин-

формационного, научно-методического обеспечения); вносятся изменения в государствен-

ную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, в за-

конодательство Российской Федерации, обеспечивающее предусмотренные Концепцией

институциональные изменения; разрабатываются и реализовываются пилотные проекты в

субъектах Российской Федерации.

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 про-

центов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнитель-

ных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из

широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образователь-

ную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразователь-

ных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных

кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки каче-

ства и саморегулирования;

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая об-

щественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровле-

нии детей

4

.

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жиз-

ни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного

образования;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и мо-

лодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить

свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях

в области физической культуры и спорта;

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе

дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой

и межкультурной коммуникации

5

.

Перечисленные ожидаемые результаты реализации Концепции говорят о внимании

органов власти к проблемам развития системы дополнительного образования, о важности

и необходимости ее преображения и совершенствования.

Таким образом, хочется отметить, что дополнительное образование детей находит-

ся в стадии своего развития, все его участники стремятся к достижению лучших результа-

тов, достижению высоких показателей своей деятельности не только на бумаге, но и на

деле. Система такого образования не просто дополнение к общему или профессионально-

му образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необ-

ходимо изменяться с течением времени, впитывать в себя все инновации и быть на пол

шага впереди. Ведь именно в руках дополнительного образования – развитие гармонич-

ной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны.

В нынешней школе дополнительное образование детей имеет свои особенности. В

отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профес-

сионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным ви-

дом творчества, в общеобразовательных школах этот вид образования, как правило, осу-

ществляется

на

имеющейся

базе,

причем

ее

же

педагогическими

кадрами.

В период изменения сущности воспитательной работы в школе, чрезмерно политизиро-

ванной и пронизанной идеологическими штампами, с конца 80-х годов из жизни школы

стала постепенно уходить любая внеурочная деятельность. Взамен традиционных круж-

ков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы, наметился интерес к возро-

ждению народных традиций, но это нельзя назвать созданием школьной системы допол-

нительного образования детей. И здесь много причин, одна из которых - неоднозначное

отношение школьных педагогов к идее интеграции дополнительного образования в совре-

менную школу. И здесь важно правильно оценить ситуацию и попытаться изменить ее к

лучшему в интересах современного ребенка.

Возьмем такие простые цифры: не менее 150 дней в году ученик свободен от

школьных занятий, кроме этого, в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята

уроками. И растущий ребенок, познавая окружающий мир, ждет от этого мира разнообра-

зия. И среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение

жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнитель-

ного образования. И мы, взрослые, как родители, и как педагоги не имеем права лишать

ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способа-

ми разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теря-

ет смысловую окраску. И здесь следует серьезно продумать систему выбора дела по душе,

выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных

направлениях, причем делать это прямо в школе, на основе дополнительного образования.

И что особо привлекательно здесь: в отличие от общего образования, дополнительное об-

разование не имеет фиксированных сроков завершения, и кроме того его можно начать на

любом возрастном этапе и даже возможно и в любое время учебного года, последователь-

но переходя от одной ступени к другой. А результатом этого может стать не только увле-

чение на всю жизнь, но и определение будущей профессии. Вот почему педагоги основно-

го и дополнительного образования просто обязаны знать особенности работы друг друга,

понимать ее специфику, сложности и преимущества.

Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть любой образователь-

ной системы, где тесное сотрудничество характеризует взаимоотношения педагогов

основного и дополнительного образования. По своему содержанию дополнительное об-

разование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь

то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет

ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно

поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В на-

стоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направле-

ний, которые могут функционировать в современной школе: художественно-эстетическое;

научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздо-

ровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогиче-

ское; культурологическое; экономико-правовое. И реализуя задачи дополнительного об-

разования, современная школа стремится решать существующее противоречие между

необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — со-

здавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации об-

разования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.

Воспитательные возможности дополнительного образования в сегодняшнее время

актуальны в полной мере. Современный педагог понимают, что знания, которые даются в

школе, и те, что нужны учащимся в жизни, должны быть равноценными. И сегодняшние

школьники, понимая это, больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, ин-

тересную работу, материальный достаток, дружную семью, домашний уют и др. Сего-

дняшнее молодое поколение неравнодушно к образованию и хотело бы, чтобы оно было

более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое об-

разование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать

огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик дей-

ствительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, опреде-

лить свой собственный образовательный путь. Таким образом, дополнительное образова-

ние в современной школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гума-

низацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребен-

ка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каж-

дому ученику ситуацию успеха; содействовать самореализации личности ребенка и педа-

гога.

Современное дополнительное образование детей объективно обладает возможно-

стью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.



В раздел образования