Напоминание

Проект «Ладушки-ладушки». Тема проекта: «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»


Автор: Скобелкина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект «Ладушки-ладушки». Тема проекта: «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Незнайка»

г.Ханты-Мансийск.

Проект «Ладушки-ладушки».

Тема проекта:

«Развитие речи детей раннего возраста

через малые фольклорные формы»

Составила:

воспитатель первой категории

Скобелкина Н.С.

г. Ханты-Мансийск

2020

Проект «Ладушки-ладушки».

Тема проекта: «Развитие речи детей раннего возраста через малые

фольклорные формы»

Тип проекта: информационно – творческий, игровой.

Видпроекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный ( ноябрь 2020 - май 2021 г.)

Возрастная группа: группа раннего возраста №3 «Кузнечики» (от1 до 2лет)

Участники: воспитатели, воспитанники, родители

Приложение№1 Мониторинг результативности по использованию

фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

Приложение№2 Перспективный план по ознакомлению с фольклорными

произведениями.

Приложение№3. Картотека«Потешки в режимные моменты для детей

младшего возраста»

Приложение№4 Картотека. Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Введение

Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями

устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший

педагог- народ,- создал также произведения художественного слова, которые

ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного

развития.

С

раннего

возраста

ребенок

откликается

на

потешки,

приговорки,

колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить.

Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их

ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в

такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка,

вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что

описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание

запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче

запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются

произведения устного народного творчества, в том числе малые формы

фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые

приемы

потешек,

то

на

третьем

году

их

увлекает

содержание

художественного

произведения,

ход

разворачивания

событий,

последовательность. У детей возникает не только способность, но и

потребность понять причину и следствие описываемых событий.

2

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия,

в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и

бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.

Актуальность:

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск

новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается

задача развитие ребёнка.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь

является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она

позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично

вписаться в любой коллектив.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста

выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно

фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью,

яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем

знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на

то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои

мысли, свои эмоции.

Малые

формы

фольклора

являются

первыми

художественными

произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей

раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок,

потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности

восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Целенаправленное

и

систематическое

использование

произведений

фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического

благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в

дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет

собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в

непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет

компьютер и телевидение,

вследствие чего неуклонно увеличивается

количество детей с несформированной связной речью.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает

уникальные

условия

для развития

речи, мышления детей,

мотивации

поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных

отношениях. Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в

должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей

раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала

проект по теме: «Использование фольклора в развитии речи детей раннего

возраста

3

Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста средствами малых

форм фольклора.

Задачи проекта:

Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе

ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

Развитие

слухового

внимания,

понимания

речи,

звукоподражания,

активизация словаря

Воспитание интереса

к

художественной литературе,

формирование

способности к целостному восприятию произведений разных жанров,

усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на

него.

Воспитание на основе устного народного творчества положительного

отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе

работы.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:

на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной

деятельности.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов

действий.

Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок;

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические

игры, настольно-печатные игры.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие

моменты:

ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать

элементы игры и обучения;

содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

необходимо

контролировать

уровень

сложности

предлагаемого

материала;

необходимо контролировать длительность занятий.

Ожидаемый результат:

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами,

выражениями.

Сформировался

первоначальный

интерес

к

устному

народному

творчеству, художественной литературе;

Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и

сверстниками;

Сформировано положительное отношение к режимным моментам;

У родителей сформировано понимание необходимости использования

малых форм фольклора в развитии речи детей.

Этапы реализации проекта:

4

Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):

Анализ предметной среды группы.

Изучение методической литературы по проблеме.

Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:

• Организация диагностического исследования речи детей.

• Организация адаптационного периода с использованием различных форм

фольклора.

• Организация игрового взаимодействия.

• Выставка книг с различными жанрами фольклора.

• Рассматривание иллюстраций.

• Инсценирование произведений фольклора.

Организация

режимных

моментов

с

использованием

фольклорных

произведений.

• Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных

произведений.

• Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

• Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.

• Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

Итоговый этап:

Проведение

сравнительного

диагностического

исследования

уровня

речевого развития с детьми группы.

• Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление

на

методических

объединениях,

педагогическом

совете,

размещение

материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка

методических рекомендаций и пр.

План работы с родителями по теме «Развитие речи детей раннего

возраста через малые фольклорные формы».

На 2020-2021 учебный год.

В работе с родителями использую парциальную программу

дошкольного образования «Теремок» для детей от двух

месяцев до трех лет. Соответствует ФГОС ДО.

В течении года

23

Анкетирование родителей по теме самообразования

октябрь

24

Привлечение родителей к созданию игровой среды в

группе.

Ноябрь

25

Выступление на родительском собрании «Художественная

литература, как средство развития речи». «Роль семьи в

развитии речи детей дошкольного возраста»

Октябрь, апрель

26

Составить подробный список литературы для родителей,

подготовить советы, которые помогут им организовать

работу по расширению кругозора ребенка, усвоению

основных правил по развитию речи

Сентябрь

27

Организовать выставку книг, которые должны иметься у

каждого ребенка дома.

октябрь

28

Составление папок-передвижек.

В течении года

29

Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек,

созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

январь

5

30

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у

детей дошкольного возраста». «Артикуляционная ,

пальчиковая, дыхательная гимнастика с ребенком»

февраль

31

Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по

фольклорным произведениям.

март

32

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

В течении года

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по

русскому народному фольклору с дошкольниками.

1.

Знаете

ли

Вы

что

такое

русский

народный

фольклор?

________________________________________________

2.

Какие

жанры

русского

народного

фольклора

вы

знаете?

____________________________________________________

3.

Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?

_________________________________________________

4.

Надо

ли

знать

народные

сказки

и

былины?

__________________________________________________

5.

Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

6.

Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

___________________________________________________

7.

Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

____________________________________________________________

8.

Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

_____________________________________________________

9.

Что

бы

Вы

хотели

узнать

о

русском

народном

фольклоре?

___________________________________________________________

10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому

народному фольклору?____________________________

По ответам родителей мы сделали вывод: все родители читают своему

ребенку потешки или сказки в основном вечером перед сном. И только всего

несколько человек используют потешки и прибаутки во время купания,

кормления, одевания и т.д. Родители не придают особого значения малым

формам народного творчества, через которые развивается речь, память и

двигательная активность детей. Фольклор играет неоценимую роль во

всестороннем развитии ребенка. Разнообразие фольклорных жанров

позволяет развивать, развлекать и обучать малыша ненавязчиво – в скрытой

и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Фольклор в

развитии речи детей от1-2 лет»

Приложение 1.

Диагностические исследования речевого развития воспитанников :

6

ноя.20

не го-

воря-

щие

гово-

рящие

Мониторинг результативности

по использованию фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

Цель:

- изучить динамику развития речи ребенка;

- стимулировать активность родителей в самообразовании по использованию

малых форм фольклора.

Объект мониторинга: дети.

Периодичность: 2 раза в год (в начале и в конце года).

Формы работы: наблюдение за детьми в разных видах деятельности:

Чтение художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры.

1. Речевое понимание

Уровень

развития

Дидактичес

кая игра

Цель

Инструкция

В

С

С

«Лото»

Выяснить умение

ребенка понимать

слова, обозначающие

предметы, действия и

признаки.

Игра в лото с картинками -

предметами разного цвета и

картинками - действиями.

«Поиграй с

бабочкой»

Выяснить умение

ребенка понимать

предлоги "за", "по", "

к", "над", "через",

"круг", "перед".

Перед ребенком кладут

картинку с изображением

летнего леса, на картинку

кладут отдельно бумажные

фигурки бабочек и

предлагают

показать бабочку, которая

летит перед деревом.

"Найди

цветочек

на поляне"

Выяснить умение

ребенка понимать

единственность и

множество

прилагательных.

Ребенку предлагают найти

на

поляне (показывают

картинку)

большой красный цветочек,

маленькие желтые цветочки,

маленькие синие цветочки,

большие оранжевые

цветочки.

"Что делал

дедушка - и

что будет

Выяснить умение

ребенка понимать

настоящее и

Разглядывают картинки и

делят на группы: где дети

что-то делают, а где уже

7

делать?"

прошедшее время

глаголов.

сделали;

где дедушка-то делает, а где

уже сделал.

"Покажи

козу-косу,

балку-

палку"

Выяснить умение

ребенка различать

слова, близкие по

звучанию.

Взрослый кладет перед

ребенком картинки и просит

показать нужную.

"Назови

большие и

очень

большие

предметы"

Выяснить умение

ребенка понимать

слова с суффиксом

увеличения.

Перед ребенком лежат

одинаковые игрушки

разного

размера. Взрослый

предлагает

показать большие и очень

большие игрушки: большие -

огромные.

2. Активная речь

В

С

Н

"Расскажи

сказку,

которую

прочитали"

Выяснить умение

ребенка разговаривать

многословными

предложениями

(более 3 слов).

Взрослый предлагает

ребенку

рассказать сказку, которую

только что прочитали.

"Бабушка

пришла

домой -

бабушка

выходит из

дома"

Выяснить умение

спрашивать: "Где?"

"Куда?", "Почему?",

"Когда?"

Взрослый вместе с ребенком

провожает и встречает

бабушку и спрашивает

малыша "Где была

бабушка?",

"Куда идет бабушка".

"Назови

картинки"

Выяснить умение

принимать

двухсоставные слова

типа "лимон, батон" и

употреблять слова со

стечением согласных

типа: "вилка, чашка,

ложка, майка,

мышка".

Взрослый предлагает

ребенку

назвать картинки, которые

он

показывает.

Высокий уровень (В) – ребенок понимает.Средний уровень (С) – ребенок

понимает после стимуляции. Низкий уровень (Н) – ребенок просто

разглядывает картинки.

Приложение№ 2 Перспективный план

по ознакомлению с фольклорными произведениями

в группе раннего возраста№3 «Кузнечики»

на 2020-2021 учебный год.

I квартал

Задачи: 1. Приобщать детей к устному народному творчеству

2. Познакомить детей с потешками, колыбельными песнями, закличками, их

содержанием

3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Месяц

Фольклорны

Задачи

Совместная деятельность

Образовательна

8

й материал

взрослого и детей

я деятельность

в режимных

моментах

Сентябрь

Потешки.«До

ждик, дождик,

пуще…»,

«Водичка,

водичка…»,

«Расти коса до

пояса…»,

«Большие ноги

шли по

дороге…»

1. Познакомить

детей с потешками.

2. Помочь детям

запомнить потешки

и выразительно

рассказать их.

3. Стимулировать

участие детей в

исполнении

потешек.

1. Рисование дождика по потешке

«Дождик, дождик, пуще…»

(приложение7)

2. Физкультминутка

1. Исполнение

потешек во время

режимных

моментов.

2. Игры по

содержанию

потешек.

3. Исполнение

потешек в

сюжетно-ролевых

играх.

Октябрь

Колыбельные.

«Как у нашего

кота…»,

«Котик

серенький…»,

«Спят луга,

спят леса…»

1. Познакомить

детей с жанром

колыбельной песни.

2. Дать некоторые

сведения о

происхождении и

назначении

колыбельной песни,

ее отличительных

особенностях.

1.Речевое развитие №3:

Повторение сказки «Репка».

Дидактические упражнения «Кто

что ест?», «Скажи «а»».

(приложение 5)

2. Игра –инсценировка «Уложим

Таню спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать

колыбельные

песни в сюжетно-

ролевых играх.

2. Дидактическая

игра «Уложим

куклу Катю

спать».

ноябрь

Заклички.«Со

лнышко,

солнышко…»,

«Дождик,

дождик, кап-

кап-кап…».

1. Познакомить

детей со значением

и содержанием

заклички, помочь

запомнить.

2. Учить детей

выполнять

движения в

соответствии с

текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры «Дождик и

солнце», «Дождик, дождик, кап,

кап…».

4. Речевое развитие №1:

Дидактическая игра «Кто

пришел? Кто ушел?». Чтение

потешки «Наша уточка с утра…»

5. Речевое развитие №3:

Дидактическая игра «Это я

придумал». Чтение детям русской

народной потешки «Пошел котик

на торжок…»

1. Использование

закличек во время

наблюдений за

явлениями

природы.

2. Игра

«Солнечный

зайчик».

3. Рисование на

песке дождика.

II квартал

Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

3. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Месяц

Фольклорные

произведения

Задачи

Совместная деятельность

взрослого и детей

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Декабрь

Русские

народные

сказки:

«Теремок»,

1. Познакомить

детей с героями

фольклорных

сказок (Мышка-

1. Интеграция образовательных

областей «Художественно -

эстетическая» и «Речевая»

2. Показ сказки «Теремок» с

1.Чтение сказок.

2.Рассматривание

картинок с

изображением

9

«Репка»,

«Колобок».

норушка, лягушка-

квакушка и т.д.).

2. Воспитывать

любовь к

художественной

литературе.

3. Развивать

артикуляционный

аппарат, речевое

дыхание.

4. Создать

атмосферу

радостного

настроения,

способствовать

речевому общению.

использованием театральных

кукол бибабо.

персонажей по

сказкам.

Январь

Потешки.

«Ай,качи,качи,

качи…»,

«Наша Маша

маленька…»,

«Огуречик,

огуречик…»

1. Познакомить

детей с новыми

потешками.

2.Вызывать

желание слушать

потешки

неоднократно,

самостоятельно

исполнять

1. Лепка баранок-калачей из

соленого теста.

2. Речевое развитие №5:

Повторение знакомых сказок.

Чтение потешки «Огуречик,

огуречик…»

1.Рассматривание

картинок к

потешкам.

2.Использование

потешки в

подвижной игре

«Огуречик,

огуречик…»

Февраль

Пальчиковые

игры.

«Пальчик –

мальчик…»,

«Моя семья»,

«Капуста».

1.Познакомить

детей с

пальчиковыми

играми.

2. Обогащать

словарный запас:

папенька, щи,

маменька.

3. Развивать

мелкую моторику

пальцев

1.Выполнение действий согласно

тексту.

2. Игры – инсценировки по

сюжету игр с использованием

персонажей пальчикового театра

3.Речевое развитие №1:

Рассказывание сказки «Теремок».

Чтение русской народной

песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-

ду.»

4.Речевое развитие №3: Чтение

потешки «Наша Маша

маленька…», стихотворения

С.Капутикян «Маша обедает».

5.Речевое развитие №6:

Инсценирование сказки

«Теремок».

1.Рассматривание

картинок с

изображением

персонажей «Моя

семья».

III квартал

Задачи: 1. Формировать понимание назначения и основного содержания

поговорок, потешек.

2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

жизни в соответствующих ситуациях.

4. Приобщение к театрализованной игре.

10

Месяц

Фольклорные

произведения

Задачи

Совместная деятельность

взрослого и детей

Образовательная

деятельность в

режимных

моментах

Март

Поговорки

«Апрель с

водой, а май с

травой», «Где

цветы, там и

бабочки»,

«Солнце

пригреет — все

поспеет».

1. Познакомить

детей с

поговорками.

Использование поговорок во

время совместной деятельности

взрослого и детей, требующей

определенных умственных

усилий.

1.

Использование

поговорок о

труде во время

трудовых

поручений.

Апрель

Потешки

«Ой, весна-

красна»,

«Божья

коровка»,

«Дождик,

дождик»,

«Весна, весна

красивая!…»,

«Солнышко-

ведрышко»

1.Познакомить с

новыми

потешками.

2.Закрепить

умение

использовать

потешки в

определенной

ситуации.

3.Вызвать

положительный

эмоциональный

отклик на чтение

потешек.

1. Интеграция образовательных

областей «Художественно -

эстетическая» и «Речевая»

2.Рисование «Солнышко,

нарядись, красное, покажись».

3.Рисование «Колобок катится

по дорожке»

4.Лепка Колобок».

5.Лепка «Миски для трех

медведей».

5.Рисование «Светит

солнышко».

6. Речевое развитие №1: Чтение

сказки «Маша и медведь»

7.Речевое развитие №2

Повторение сказки «Маша и

медведь», рассказ воспитателя

об иллюстрациях к сказке.

1.Исполнение

потешек на

прогулке.

2.Рассматривани

е иллюстраций

по теме «Весна –

красна!».

Май

Русские

народные

сказки:

«Репка»,

«Теремок»,

«Три медведя»,

«Маша и

медведь»

1.Повторение

старых сказок,

знакомство с

новыми.

2. Прививать

интерес к

драматизации.

1.Драматизация сказки «Репка».

1.Чтение сказок.

2.Показ сказок с

помощью

пальчикого

театра.

Приложение №3. Картотека

«Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»

Потешки. Утренний приём

11

1.

Миша хлопает в

ладоши,

Он ребятам очень рад

Улыбаются матрешки,

С добрым утром говорят.

2.

Ходит

солнышко по

кругу

Дарит деточкам свой

свет.

А со светом к нам

приходи

Дружба – солнечный

привет.

3.

Петушок у нас

горластый,

По утрам кричит он,

здравствуй,

На ногах его сапожки

На ушах висят

сережки,

На головке –

гребешок,

Вот какой он петушок

4.

Ты умница,

разумница

Ты умница, разумница,

Про то знает вся

улица,

Петух да кошка,

Да я немножко.

5.

Дили-дили-дили-

дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек

проснулся,

И галчонок

встрепенулся…

Динь, день! Динь, день!

Не проспите новый

день!

6.

Доброе утро,

глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро, носик!

Ты проснулся?

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро, ротик!

Ты проснулся?

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Доброе утро,

животик!

Ты проснулся?

Доброе утро, детки!

Все проснулись?!

К солнышку

потянулись!

7.

Пришли дети

в детский

сад,

Здесь игрушки ждут

ребят,

Ждет здесь Ксюшу

верблюжонок,

Сашу ждет большой

слоненок,

Даша с мишкою

играет,

Тема Даше

помогает,

Нянчит Милечка

мартышку,

А Кирюша смотрит

в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда

приду.

8.

Придет киска не

спеша

И погладит малыша.

«Мяу-мяу» – скажет

киска,

Наша детка хороша

9.

Ты мне ручки

подай,

Да в садик забегай ,

Умываться мы пойдем,

Где водичка, мы

найдем!

10. Солнышко

встало,

Утро настало.

Давай, сынок,

Буди друзей!

Вставай,

Большак!

Вставай, Указка!

Вставай,

Середка!

Вставай,

Сиротка!

И Крошка-

Митрошка!

Привет,

Ладошка!

11. Кто у нас

хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька (имя

ребенка) хороший,

Коленька (имя

ребенка) пригожий.

12. Этот пальчик

— дедушка,

Этот пальчик —

бабушка,

Этот пальчик —

папенька,

Этот пальчик —

маменька,

Этот пальчик —

наш малыш

А зовут его…..

Потешки

для тех, кто плачет или шумит

1.Не плачь, не плачь,

детка,

Прискачет к тебе

белка,

Принесет орешки –

2.Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

3.Это что тут за

рев?

Уж не стадо ли

коров?

Это не коровушка –

4.Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

Слезы поскорей

утри.

Будем мы с тобой

12

Для Машиной

потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

Слезы не показывать

Это Вова-ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач.

играть,

Песни петь и

танцевать

5.Абри-фини, абри-

кос!

Едут слезы без колес!

Едут, едут, ка-тят-ся!

Капают на платьице!

Плачут щечки, плачет

нос:

«Нам не дали Аа-бри-

кооос!

Ну подумаешь - не

дали

Абри-фини, абри-кос!

Но зато - по-це-ло-вали

У лисы боли, у

медведя боли, -

А Петенькины боли

Уйдите за горы.

В самый мокрый в

мире нос! Чмок!!!

6.Левушка? Не

Левушка...

Ревушка? Не

ревушка...

Так откуда «Уу-уу!!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет

целый час?

Чей тут мокрый

кулачок?

Ой, размокнет

мужичок.

Не размокнет, чики-

чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет

7.Случится ли

такое! Глазам своим

не верю:

Бегут две горьких

речки и будят весь

наш дом!

А впрочем, вот

послушай:

Однажды в Горькой

речке

Козленок искупался

и стал таким

соленым!

И горьким стал

таким, что до сих

пор козленка,

Который искупался

однажды в Горькой

речке,

Нельзя поцеловать

8.Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или

поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить

настроение

Никто вас не просил!

А может мы не

плакали,

А дождик моросил?

9.Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку

обижать,

Того коза будет

бодать.

10.У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-

заживи.

11.Придет киска

неспеша

И погладит малыша

Мяу-мяу – скажет

киска

Наша детка хороша.

12.Ой, Никитушка-

Никита,

Испугался

Айболита!

Айболит его

послушал,

Ой, да ой! Покой

нарушил!

Ну что ты шумишь?

Успокойся малыш.

13.Ты, Катюшечка, не

плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

14.А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-

плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор -

Дынька?

Доктор Персик?

Виноград?

Пусть приходят,

прилетают!

И домой, и в детский

сад!

15.Ани-бани,

трукатани,

Едет баба по Рязани,

Она едет на печи,

Продает калачи.

Калач

Горяч,

Выходи,

Не плачь!

16.Чики-чики,

чики-чок,

Где ты, дедушка

Молчок?

Заходи к нам,

посидим,

Помолчим...

Слышишь, добрый

старичок?

Тишина! Пришел

Молчок!

Не спугни его,

смотри,

Ничего не говори.

17.Послушай, что

тебе скажу:

Давай не будем

плакать!

А то услышит наш

сосед,

Сосед, которому сто

лет, -

И нам подарит

лапоть!

Куда мы в нем с

тобой пойдем?

Разок шагнем и

упадем.

18.Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка

19.Это - ты, А это - я.

Ты хороший у меня,

Мой подарок дорогой,

20.Этот пальчик

хочет спать,

Этот пальчик —

21.Дедушка-

вредушка,

К нам не заходи!

13

мой?

Нет, не плачет мой

сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

И не нужен мне

другой!

прыг в кровать,

Этот пальчик уж

вздремнул,

Этот пальчик уж

уснул.

Этот крепко,

крепко спит,

И тебе он спать

велит.

Дедушка-вредушка,

Дом наш обойди,

Нет у нас капризных

деток -

Нет, нет, нет!

Видишь, спать

ложимся?

Видишь - выключаем

свет?

22.Уходите, боли, в

пол.

Уходите, боли, в лес.

К лисе хитрющей,

К волку в пущу,

К вороне в гнездо,

К рыбке на дно,

К медведю в берлогу,

Ко всем по-немногу.

Улетели боли,

Не вернутся боле.

23.Маленькая мышка,

Утешь мою малышку.

Не будет Маша

плакать

Не будет горевать.

Пойдем мы по

дорожке

На встречу к тете

кошке.

24.В деревню

Потеряево

Пошли гулять

колготки.

Пошли и

потерялись там,

Ах, бедные

сиротки!

Потешки на зарядку

1.Рано утром на

зарядку

Выходили по-порядку:

Пес-Барбос, утенок

смелый

И котенок белый-

белый.

2.Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

3.Мишка лапки

подними,

Мишка лапки

опусти,

Мишка, Мишка

покружись,

А потом земли

коснись.

И животик свой

потри,

Раз, два, три - раз,

два, три!

4.На лугу, на лугу

Стоит миска творогу,

Прилетели две тетери

Поклевали

Улетел .

5.Ой, качи, качи, качи,

В головах-то калачи,

В ручках пряники,

В ножках яблочки,

По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

6.Вдоль - растушки,

Поперек - толстушки,

Ручки - берушки,

Ножки - бегушки,

Глазки - смотрушки,

Роток - говорок.

7.Ручки-ручки -

потягушки

И ладошки -

похлопушки.

Ножки-ножки –

топотушки,

Побегушки,

попрыгушки.

С добрым утром,

ручки,

Ладошки

И ножки,

Щёчки-цветочки –

Чмок!

8.Ручку ручкою

погладим,

Пальчик пальчиком

потрём,

Отдохнём совсем

немножко,

А потом опять

начнём

9.Тушки-татушки,

Испекли ватрушки

На окно поставили

10.Потягуни —

потягушечки,

От носочков до

11.Скок-поскок,

Раз — подскок!

Два — подскок!

12.Чушки, вьюшки,

перевьюшки,

Тимбирлим сидит в

14

Остывать оставили

А пшеничный пирожок

Он на опарышке

взмешён

Так высо-о-оконько-

высок!

макушечки,

Мы потянемся-

потянемся,

Маленькими не

останемся.

Вот уже растем,

Растем,

Растем!

Высоко

Потолок!

Я скачу!

Я — лечу!

Стать

Вы-со-ким

Хочу!

кадушке

А мы его по макушке

Бац-бац-бац!

15

Потешки при умывании

1.Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

2.Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

3.Не умыться, не

напиться без воды,

Листику не

распуститься без

воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна

вода.

4.Водичка

серебристая

Струится из-под

крана.

И мыло есть

душистое,

Совсем как в нашей

ванной

5.Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

6.Чешу, чешу

волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем

расческой?

Тане делаем прическу

7.Горшок – зеленый

наш дружок.

Твой цвет всегда нам

говорит:

«Садись скорей,

Ведь путь открыт!

8.Расти коса до

пояса,

Не вырони ни

волоса.

Расти, коса, не

путайся,

Взрослых, детка,

слушайся

9.Мышка плохо лапки

мыла:

Лишь водичкою

смочила,

Мылить мылом не

старалась,

И на лапках грязь

осталась.

Полотенце в черных

пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот.

Может заболеть живот.

Так что, (имя ребенка),

старайся,

Чаще с мылом

умывайся!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

10.Полотенчико

попросим

С нами в прятки

поиграть.

Прячьте глазки!

Прячьте носик!

Где ребятки? - Не

видать.

Вот, нашла! А где же

капли?

Может сдуло

ветерком?

Полотенце из слизало,

Как котёнок язычком.

11.Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!!!

12.Ах, водичка

хороша!

Хороша водичка!

Мы умоемся

водичкой,

Чтоб сияло личико!

13.Кто не моет руки

с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом

полотенце

Отпечатаны следы.

14.Нам водичка - добрый

друг,

Скажут детки все вокруг.

Мы на руки все польем,

- А потом играть пойдем.

Говорим тебе - спасибо,

Ты даешь ребятам силу.

15.В ручейке вода

струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем

мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и

водой.

16.Каждый день я

мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не

ленись,

Не выскальзывай, не

злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его

17.Это что стоит?

Горшок!

Раз-два-три-четыре-

пять -

Будем мы штаны

снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

16

Если ты не любишь

мыться,

Эту песенку не пой.

сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его

сначала.

Умываемся мы

быстро,

Вытираемся мы

чисто,

Так опрятны,

аккуратны,

Всем смотреть на нас

приятно

Писаться в

штанишки!

Мы все сделаем, как

надо.

Мама будет очень

рада!

18.Ах, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

19.От водички, от

водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

20.Руки надо чисто

мыть,

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не

засучит,

Тот водички не

получит!

21.Ах, вода, вода,

вода!

Будем чистыми

всегда!

Брызги- вправо,

брызги – влево!

Мокрым стало наше

тело!

Полотенчиком

пушистым,

Вытрем ручки очень

быстро.

22.Тёплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я

возьму

И ладошки им потру.

23.Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

24.Кто не моет руки с

мылом

От среды и до среды.

На мохнатом

полотенце

Отпечатаны следы.

25.Моем, моем

трубочиста

Чисто чисто, чисто,

чисто.

Будет, будет

трубочист

Чист, чист, чист,

чист.

26.Нам водичка -

добрый друг,

Скажут люди все

вокруг.

Мы на руки все

польем,

А потом играть

пойдем.

Говорим тебе -

спасибо,

Ты даешь ребятам

силу.

Потешки при кормлении, обеде

1.Идет коза рогатая за

малыми ребятами.

Кто кашу не ест,

кто молоко не пьет -

Забодает, забодает,

забодает.

2.А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

Вот -тарелка

Вот-еда,

Не останется следа!

3.Кушай кашку,

девочка,

Девочка-

припевочка,

Кушай кашку,

подрастай,

Всем на радость

вырастай!

4.На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

5.Я обед съедаю сам.

Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были,

супчик мы сварили.

6.Тили-час, тили-

час, вот обед у

нас сейчас,

Скушаем за маму

7.Вот и полдник

подошел,

Сели дети все за

стол.

8.Повара нам супчик

сварили

Самое вкусное туда

положила.

17

Мой хороший аппетит в

животе один сидит.

Ножками топочет - он

обедать хочет!

Вот несет мне ложечка

супчик из горошка

И котлетку прямо в рот

вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит:

«сыт, сыт, сыт, сыт».

ложку, скушаем

за папу ложку,

За собачку и за

кошку, воробей

стучит в окошко,

Дайте ложечку и

мне... Вот и

кончился обед.

Чтобы не было

беды,

Вспомним правила

еды:

Наши ноги не

стучат,

Наши язычки

молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так

убери.

Мясо, яички,

картошку, укроп

Очень хотят попасть к

…. в роток.

Давай-ка не станем их

обижать

И все что в тарелке

будем съедать

9.Бери ложку, бери

хлеб,

И скорее за обед.

10.Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

11.Люли, люли,

прилетели гули,

Коровку подоили,

молочком напоили.

12.Супик жиденький,

Но питательный!

Будешь худенький,

Но пузатенький!

13.Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

На зеленом на лугу,

На зеленом на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!

14.Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонька

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

15.Жили-были сто

ребят,

Все ходили в

детский сад.

Все садились за

обед,

Все съедали сто

котлет.

Все потом

ложились спать.

Начинай считать

опять

16.Глубоко-не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупы немножко.

Вот кораблик плывёт,

Заплывает прямо в

рот.

Потешки при одевании на прогулку и на прогулке

1.Хоть устали

одеваться,

Но не будем

возмущаться!

Что осталось –

голова?

Вот и шапочка – раз,

два!

2.Грязи в дом не

принесу,

Каждой ножкой

потрясу!

И потопаю потом, -

Ой, какой от ног

погром!

3.Руки спрячем в

рукавички —

Разноцветные

сестрички.

Сможем дольше мы

опять

На морозе погулять!

4.Тушки-тутушки,

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки.

5.Раз, два, три,

четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик

полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей

гулять,

Прыгать, бегать и

скакать.

6.Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик

дела?

Нету, пальчика, пропал,

В свой домишка не

попал,

Таня варежку сняла

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и

найдешь! Здравствуй,

пальчик!

Как живешь?

7.У девочек и

мальчиков

Зимою мерзнут

пальчики.

Чтобы пальчики

согреть,

Что на ручки нам

одеть?!

8.Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького

братца

Обуваться научу.

9.Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный

шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

10.Мама, бабушка,

смотрите:

Подарил мне папа

свитер,

Чтоб носить его

18

всегда

И не мерзнуть в

холода

11.Большие ноги шли

по дороге:

Топ, топ, топ, топ,

топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

топ,

Топ, топ, топ, топ,

топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней

растут

Пироги да каша!

12.Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

13.На дворе большой

мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен

ей,

Чтоб укрыться

потеплей

15.Одеваем ревушку

Шапку на

головушку

валенки на ножки,

А теперь калошки

Ты постой, не реви,

А шубейку натени!

Рукавички -

невелички

Прилетели словно

птички,

на правую ручку

скок -

На левую ручку скок

Мы гулять пойдем,

Мы собачку найдем!

14.Мы снимаем тапки,

надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки -

готовы для прогулки

Потешки. Готовимся ко сну.

1.Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями

махать,

Наших деток

усыплять

2.Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши

3.Баю, баю, спать

пора.

Гости едут со двора,

Со двора едут домой

На лошадке вороной.

4.Спи-ка, Маша –

солнышко,

Спи-ка, житно

зернышко,

Спи, моя родная,

Рыбка золотая.

5.Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не

лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут

спать

Да большими

вырастать

Они поспят подольше,

Вырастут побольше

6.Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать,

Стали в дудку играть,

Начал Миша засыпать.

8.Со станции

Топтушкино,

До станции Кровать

Скорей добраться

нужно нам!

И — чуточку поспать!

На станции

Вставайкино

Проснешься —

выйдешь сам!

И побежишь в

Играйкино,

К друзьям и чудесам!

Ну а пока приехали

На станцию Кровать!

На этой сонной

станциии Так сладко

засыпать…

9.Ходит сон у

колыбели,

Баю – бай,

Чьи тут глазки спать

хотели?

Баю – бай,

Ты не три их

кулачками,

Закрывай,

Сон качает

колыбельку,

Засыпай

7.Утром солнышко

проснулось.

Деткам в окна

улыбнулось.

Ты, Юрасенька,

вставай,

И кроватку заправляй

10.Ходит сон по

лавочке

В красненькой

рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

11.Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на

покой.

У Марусиных ворот

Зайки водят хоровод

Заиньки, заиньки,

12.Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко

поспим,

13.Вот лежат в

кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

19

Они вместе идут,

Дрему Катеньке

несут.

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Алёше — на перинку.

Баю-баю, баю, бай.

Ты скорее засыпай.

Мы на спинке

полежим.

Мы на спинке

полежим

И тихонько посопим

Ущицнут за пятки.

Прячь скорей, не

зевай,

Одеяльцем

накрывай!

Приложение№4. Картотека.

Пальчиковые игры для детей раннего возраста

Название

Цель

Соержание

1

«Пальчики

здороваются»

Цель: развивать

движения

кистей

и

пальцев рук.

Ход

игры: Кончиком

большого

пальца

правой руки поочерёдно касаться кончиков

указательного,

среднего,

безымянного

пальцев и мизинца. Проделать то же самое

левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

2

«Ладушки –

ладушки»

Цель:

развивать

ощущение

собственных

движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая

действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки

3

«Сорока –

сорока»

Цель: активизировать

движения пальцев

рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой

руки выполняются движения по ладони

левой, руки). Действия сопровождаются

словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний,

указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому не дала.

4

«Как у нашего

кота…»

.

Цель: развивать

мелкую моторику рук

Ход игры: дети выполняют движения,

сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

Пойдет котя в огород,

20

Всполошится весь народ.

5

«Семья»

Цель: активизироват

ь движения пальцев

рук.

6

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики

попеременно на правой и левой руке,

сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

6

«Ладошки»

Цель: разви7вать

моторику рук8.

Ход игры: дети выполняют движения,

сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

7

«Обезьянки»

Цель: Развивать

мелкую моторику рук

Ход

игры: Выполняют

движения

«Фонарики».

Сжимают

и

разжимают

кулачки. Ладони прижимают друг к другу,

кладут

под

щёчку

(спят).

Выполняют

встряхивающие движения кистями рук, как

будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

8

«Мальчик –

пальчик»

Цель: активизироват

ь движения пальцев

рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают

пальцы,

сначала на одной, а потом на

другой руке. Поглаживают большой палец,

моют ручки, поглаживают указательный

палец, средний палец, безымянный палец,

мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

9

«Бумажный

мячик»

Цель: «

Развивать

моторику

обеих рук.

Ход игры: ребёнку предложить скомкать

лист бумаги, сделав из него бумажный

мячик (нагрузка даётся попеременно на

каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

10

«Водичка,

водичка…»

Цель:

развивать

моторику обеих рук.

Ход занятия: Движения выполняются в

соответствии с текстом. Подставить ладони

под воображаемую струю воды; ладонями

«умываем»

лицо;

поморгать

глазками;

потрите

ладонями

щеки;

пощёлкать

зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

21

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток.

11

Пальчик о

пальчик»

Цель:

развивать

моторику обеих рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,

хлопают

в

ладоши,

топают

ножками,

закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук.

12

«1,2,3,4,5

вышли в

садик

погулять»

Цель:

развивать

моторику обеих рук.

Ход игры: пальцем одной руки считаем

пальцы на другой, слегка нажимая на

подушечки; указательным пальцем одной

руки выполняем круговые поглаживания

ладони другой; считаем пальцы в обратном

порядке, поглаживая их. Затем читаем

стихотворение,

снова и повторяем все

движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

13

«Сидит белка

на тележке»

Цель: развивать

движения

кистей

и

пальцев рук

Ход игры: дети левой рукой загибают по

очереди пальцы правой руки, начиная с

большого

пальца:

большой

палец,

указательный

палец,

средний

палец,

безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

14

«Салат»

Цель: развивать

движения

кистей

и

пальцев рук

Ход игры: движения прямыми ладонями

вверх, вниз; поочерёдное поглаживание

подушечек пальцев; потирать кулачок о

кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмём

«Здравствуй,

солнце

золотое!»

Цель: развивать

движения

кистей

и

пальцев рук

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

22

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

15

Коготки»

Цель: развивать

движения

кистей

и

пальцев рук

Ход игры: Поджать подушечки пальцев

правой руки к верхней части ладошки.

Большой палец прижать к указательному.

Произносить громко «мяу!» несколько раз.

Можно продолжать игру со второй рукой.

В заключение провести занятие двумя

руками.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши

16

«Пальчики»

Цель: развивать

движения кистей и

пальцев рук,

развивать умение

понимать речь и

повторять за

взрослым отдельные

слова, фразы

Ход

игры: Поочерёдно

разгибать

все

пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать

их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять

17

«Два

маленьких

кузнечика

Ход

игры: указательными

и

средними

пальцами

обеих

рук

«шагаем»

по

столу ;поглаживаем ладонями поверхность

стола; поочередно ребром одной ладони

растираем

боковую

поверхность

указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

18

«Маленькая

мышка»

Цель: развивать

движения кистей и

пальцев рук,

развивать умение

понимать речь и

повторять за

взрослым отдельные

слова, фразы

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по

столу или коленям; сложив пальцы рук

круглым окошечком, заглядывают в него;

грозят пальчиком; руки прижаты ладонями

друг к другу, лежат на тыльной стороне

одной

из

рук

на

столе(коленях) .Переворачивают руки на

другой «Бок», щекочут пальчиками то

одну, то другую ладошку

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит:

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

19

«Паучок»

Цель: развивать

движения кистей и

Ход

игры:

Руки

скрещены.

Пальцы

каждой руки «Бегут» по предплечью, а

23

пальцев рук,

развивать умение

понимать речь и

повторять за

взрослым отдельные

слова, фразы

затем

по

плечу

другой

руки;

кисти

свободно

опущены,

выполняют

стряхивающее движение (дождик). Хлопок

ладонями

по

столу/коленям;

ладони

боковыми

сторонами

прижаты

друг

к

другу,

пальцы

растопырены,

качают

руками;

солнце

светит;

действия

аналогичны первоначальным - «Паучки»

ползают по голове

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой.

Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для

воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития»,

2002г.

Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.:

АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» младшая группа.

Использование интернет-ресурсов.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей младшего дошкольного возраста:

Учебно-методическое пособие/ Под научной редакцией Л.А. Федорович. Составители

О.В. Гнета, И.В. Макаренко, Л.А. Федорович –Кременчуг: Христианская Заря, 2008.

.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

24



В раздел образования