Напоминание

"Физическое развитие старшего дошкольного возраста через подвижные игры".


Автор: Ураскина Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Физическое развитие старшего дошкольного возраста через подвижные игры".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическое развитие старшего дошкольного возраста через подвижные игры.

В настоящее время каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны

для здоровья. И действительно невозможно представить здорового ребенка

неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей все чаще и чаще

можно встретить среди воспитанников детского сада.

Физиологи

считают

движения

врожденной,

жизненно

необходимой

потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем

и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и

функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти

здоровым.

Движение

это

предупреждение разного рода

болезней.

Движения – это эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его

выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем

больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное

развитие. Все известные педагоги с древних времен до наших дней

отмечают: движение – важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и

целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости,

выносливости, решительности.

Одним из наиболее важных направлений физического воспитания является

двигательная активность детей.

В

практике

детских

садов

широко

используются

игры

ролевые,

дидактические, строительные, подвижные и т.д. Игра занимает важнейшее

место в жизни ребенка – дошкольника и поэтому рассматривается как одно

из главных средств воспитания. Огромную потребность в движении дети

обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего,

двигаться, действовать. Эффективным средством развития двигательной

активности дошкольников являются подвижные игры.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная

деятельность

детей,

которая

удовлетворяет

потребность

в

отдыхе,

развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Подвижные игры дают возможность в увлекательной и игровой форме

развивать и совершенствовать движения дошкольников, упражнять в беге, в

прыжках, в лазании, бросанье, ловле и т.д.

Большое

влияние

подвижные

игры

оказывают

также

и

на

нервно-

психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они

вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе

игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и

удерживаться от движений при других. В этих играх развивается воля,

сообразительность, смелость, быстрота реакции. Совместные действия в

играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и

достижении успеха.

Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности

ребенка в игре: игры с малой, средней, большой подвижностью; по видам

движений: игры с бегом, с метанием, с мячом; по содержанию: подвижные

игры с правилами и спортивные игры.

К подвижным играм с правилами относятся:

Сюжетные игры – это игры с определенным сюжетом и установленными

правилами, строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений

и знаний об окружающей жизни. Для сюжетных игр характерны роли с

соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть

образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот"). Имеют

широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Популярны

в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры – в основе таких игр лежит выполнение определенных

двигательных заданий в соответствии с правилами. Игры этого вида

доступны детям более старшего дошкольного возраста. Например, "Чье звено

быстрее

построится",

"Придумай

фигуру",

"Ловишки",

"Пятнашки",

"Перебежки". Играющие в них выполняют сложные одинаковые движения:

метание, бросание, ловля и т.д. Каждый ребенок выполняет основное

действие игры, в таких играх уже проявляются некоторые элементы

индивидуального соревнования, например желание сбить все кегли.

Игры

спортивного

характера

(элементы

спортивных

игр)

связаны

с

овладением детьми среднего и старшего дошкольного возраста основами

техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт

ребенка способами действий, необходимыми для участия в спортивных

играх.

Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен

и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют

плавности, ритмичности, выразительности движения детей.

Педагогу важно правильно организовать игру в отношении содержания,

очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно

со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы

организации игр в зависимости от их структуры, характера и места

проведения. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых

атрибутов.

Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно,

эмоционально и продолжается 1,5 – 2 мин. Объяснение подвижной игры,

дается после предварительной работы по формированию представлений об

игровых образах.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является

учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются

такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и

настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже

соблюдать определенные правила.

В нашем дошкольном учреждении определены основные направления

работы по физическому воспитанию:

- создание условий для развития двигательной активности и оздоровлении

ребенка;

- осуществление тесного взаимодействия ДОУ, семьи, и социума.

В нашем спортивном зале и в группе имеются необходимые условия для

повышения

двигательной

активности

детей.

В

группе

оборудован

физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи,

мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки

для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка

здоровья. Это повышает интерес к организованной и самостоятельной

двигательной активности дошкольников. Всё оборудование размещено так,

что оно доступно для детей.

На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических

упражнений. И я уделяю большое внимание организации двигательной

активности детей на прогулке, используя разнообразный выносной материал

(мячи, обручи, кегли, скакалки). При планировании прогулки тщательно

подбираю подвижные игры с учетом возраста детей. Формы организации

подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит

от

характера

прошедших

и

предстоящих

занятий,

времени

года,

индивидуальных особенностей детей. Подвижные игры включают различные

виды движений: бег, прыжки, метание, ловля, бросание и содержат

интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствие играют в

сюжетные игры и игры с предметами, а также в игры - эстафеты, игры с

правилами, с элементами соревнования.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую

подвижные игры для развития двигательной активности детей. И поэтому

подвижные игры, и элементы игр включаю в разные формы организованной

деятельности детей: физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе и в

спортивном зале, утренняя гимнастика, прогулка, в режимных моментах, в

проведении образовательной деятельности. Утром стараюсь планировать

подвижные игры малой и средней активности.

Чаще

всего

использую

игры

сюжетного

характера,

так

как

сюжет

захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.

Для создания у детей интереса к подвижной игре я использую мягкие

игрушки,

включаю

музыку.

В

играх-эстафетах

применяю

различные

предметы: мячи, обручи, кубики, кегли и т.д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда подвижные игры

проводятся под музыкальное сопровождение, так как музыка воздействует на

эмоции детей, создает у них определенное настроение и активнее становятся

движения.

Привлекаю родителей к изготовлению нестандартного оборудования для

развития двигательной активности дошкольников.

Список литературы.

1.Бабенкова Е.А, Параничева Т.М Подвижные игры на прогулке.- «ТЦ

СФЕРА», 2015.

2. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр.- М; Мозаика-Синтез, 2015.

3. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.-М; МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2008.

4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного

возраста.-М; «Просвещение», 1979.



В раздел образования