Напоминание

«Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования. Возможности инклюзивного образования»


Автор: Карташова Елена Владимировна
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 30
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования. Возможности инклюзивного образования»
Дата публикации: 23.02.2021
Раздел: среднее образование





Назад




«Современные требования к уровню

информационной, коммуникативной и правовой

компетентности работников образования.

Возможности инклюзивного образования»

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ

Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой

существенные изменения информационной среды современного образования и

ее перестройке. Эти изменения, как и любые другие, открывают новые

возможности для реформирования общества, находящего свое отражение в

системе образования.

Любые взаимоотношения в современном обществе должны регламентироваться

соответствующими законодательными актами и документами. Информатизация

образования протекает внутри крупного процесса между его субъектами.

Вследствие чего могут возникать вопросы, требующие их урегулирования.

Необходимо владеть информацией о том, как грамотно разрешать спорные и

конфликтные ситуации. Эта задача во многом зависит от руководителя

образовательного учреждения, который в свою очередь должен распространять

правовую грамотность среди педагогов и работников образовательной

организации.

Грамотный руководитель образовательного учреждения в современном обществе

решает значительный круг проблем, да и система управления усложнилось.

Директор вынужден решать не только проблемы, связанные с организацией

педагогического процесса и хозяйственных условий, но и социально-

педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы. В сложившихся

условиях одной из целей повышения квалификации и стимулирования

самообразовательной деятельности руководителя образовательной организации

необходимым стало овладение им базовой информационно-коммуникативной

компетентностью.

Профессиональная же направленность образования и самообразования

руководителя и педагогов служит почвой, которая, развивая их педагогическую

компетентность, позволяет в практической деятельности формировать

предметно-ориентированный уровень информационно-коммуникативных

компетентностей и необходимый в процессе организации системы управления

информационной средой.

В современном мире персональные компьютеры и сопутствующее оборудование

являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь

доступна каждому и не зависит от уровня образования, проектирование

информационной среды является насущным вопросом системы образования, на

деятельность которой информационные процессы оказывают большое влияние.

Под воздействие информационных потоков попадают содержание образование и

воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, задачи

финансово-хозяйственной деятельности. Также информационные процессы

задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. Это

следует из того, что образование с одной стороны представляет педагогические

организованную взаимную деятельность всех участников этой деятельности, а с

другой – является информационным процессом, который связан поиском и

производством, хранением и обменом, преобразованием и потреблением

информации.

Как и любые процессы нашей жизнедеятельности информационные протекает в

определенной среде, в качестве которой принято рассматривать

информационную. Информационная среда обусловлена рядом особенностей:

1.

программно-аппаратной организацией информационной среды;

2.

учебно-методическим наполнением ее информационных ресурсов;

3.

организацией деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Также выделяют признаки и свойства, необходимые для характеристики

информационной среды образовательной организации.

1.

Информационная среда является условием и средством сложных

взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек -

знаковая система", "человек - художественный образ".

2.

Информационная среда формируется как самоорганизующаяся система в

неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательной

организации. Такое развитие зависит от уровня самой организации и

имеющегося и планируемого технического оснащения. Информационная

среда должна быть единой и обладать целостной структурой, такие

свойства обусловлены единством педагогических целей, взаимосвязью

решаемых педагогических задач и взаимодействием участников

образовательного процесса. Информатизацию основных видов

деятельности (образовательной, управленческой, отвечающей за

коммуникации) обеспечивают инвариантные компоненты, которые также

включены в информационную среду.

Информационная среда в образовательной организации обеспечивает наличие

единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего

редактирования, многопользовательский режим использования данных,

разграничение прав доступа к данным, использование одних и тех же данных в

различных приложениях и процессах, возможность обмена данными между

различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-

импорта.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не

только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня

организации (района, города), но и как модель развития информационной среды

образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях

образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности:

обучение, воспитание и развитие личности детей.

Построение единой информационной среды (ЕИС), которая рассматривается в

качестве педагогически и технически организованной сферы информационного

взаимодействия участников образовательного процесса, является приоритетной

задачей, решаемой в рамках развития процессов информатизации

образовательным учреждением.

Что же включает в себя единая информационная среда? В ЕИС входят

материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. Она

обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов,

согласованную обработку и использование информации, полноценный

информационный обмен. Также предполагает наличие нормативно-

организационной базы, технического и методического сопровождения.

Участниками ЕИС являются директор, заместитель директора по

информатизации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

педагог-организатор, социальный педагог, психолог, секретарь, библиотекарь,

классный руководитель, педагог, обучающийся, законный представитель

обучающегося.



В раздел образования