Автор: Карташова Елена Владимировна
Должность: Учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 30
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования. Возможности инклюзивного образования»
Раздел: среднее образование
«Современные требования к уровню
информационной, коммуникативной и правовой
компетентности работников образования.
Возможности инклюзивного образования»
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ
Развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой
существенные изменения информационной среды современного образования и
ее перестройке. Эти изменения, как и любые другие, открывают новые
возможности для реформирования общества, находящего свое отражение в
системе образования.
Любые взаимоотношения в современном обществе должны регламентироваться
соответствующими законодательными актами и документами. Информатизация
образования протекает внутри крупного процесса между его субъектами.
Вследствие чего могут возникать вопросы, требующие их урегулирования.
Необходимо владеть информацией о том, как грамотно разрешать спорные и
конфликтные ситуации. Эта задача во многом зависит от руководителя
образовательного учреждения, который в свою очередь должен распространять
правовую грамотность среди педагогов и работников образовательной
организации.
Грамотный руководитель образовательного учреждения в современном обществе
решает значительный круг проблем, да и система управления усложнилось.
Директор вынужден решать не только проблемы, связанные с организацией
педагогического процесса и хозяйственных условий, но и социально-
педагогические, экономические, правовые и финансовые вопросы. В сложившихся
условиях одной из целей повышения квалификации и стимулирования
самообразовательной деятельности руководителя образовательной организации
необходимым стало овладение им базовой информационно-коммуникативной
компетентностью.
Профессиональная же направленность образования и самообразования
руководителя и педагогов служит почвой, которая, развивая их педагогическую
компетентность, позволяет в практической деятельности формировать
предметно-ориентированный уровень информационно-коммуникативных
компетентностей и необходимый в процессе организации системы управления
информационной средой.
В современном мире персональные компьютеры и сопутствующее оборудование
являются неотъемлемой частью нашей жизни, компьютерная грамотность теперь
доступна каждому и не зависит от уровня образования, проектирование
информационной среды является насущным вопросом системы образования, на
деятельность которой информационные процессы оказывают большое влияние.
Под воздействие информационных потоков попадают содержание образование и
воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, задачи
финансово-хозяйственной деятельности. Также информационные процессы
задают ориентиры и определяют точки роста всей образовательной системы. Это
следует из того, что образование с одной стороны представляет педагогические
организованную взаимную деятельность всех участников этой деятельности, а с
другой – является информационным процессом, который связан поиском и
производством, хранением и обменом, преобразованием и потреблением
информации.
Как и любые процессы нашей жизнедеятельности информационные протекает в
определенной среде, в качестве которой принято рассматривать
информационную. Информационная среда обусловлена рядом особенностей:
1.
программно-аппаратной организацией информационной среды;
2.
учебно-методическим наполнением ее информационных ресурсов;
3.
организацией деятельности педагогического коллектива в самой среде.
Также выделяют признаки и свойства, необходимые для характеристики
информационной среды образовательной организации.
1.
Информационная среда является условием и средством сложных
взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек -
знаковая система", "человек - художественный образ".
2.
Информационная среда формируется как самоорганизующаяся система в
неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательной
организации. Такое развитие зависит от уровня самой организации и
имеющегося и планируемого технического оснащения. Информационная
среда должна быть единой и обладать целостной структурой, такие
свойства обусловлены единством педагогических целей, взаимосвязью
решаемых педагогических задач и взаимодействием участников
образовательного процесса. Информатизацию основных видов
деятельности (образовательной, управленческой, отвечающей за
коммуникации) обеспечивают инвариантные компоненты, которые также
включены в информационную среду.
Информационная среда в образовательной организации обеспечивает наличие
единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего
редактирования, многопользовательский режим использования данных,
разграничение прав доступа к данным, использование одних и тех же данных в
различных приложениях и процессах, возможность обмена данными между
различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-
импорта.
Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не
только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня
организации (района, города), но и как модель развития информационной среды
образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях
образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности:
обучение, воспитание и развитие личности детей.
Построение единой информационной среды (ЕИС), которая рассматривается в
качестве педагогически и технически организованной сферы информационного
взаимодействия участников образовательного процесса, является приоритетной
задачей, решаемой в рамках развития процессов информатизации
образовательным учреждением.
Что же включает в себя единая информационная среда? В ЕИС входят
материально-технические, информационные и кадровые ресурсы. Она
обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов,
согласованную обработку и использование информации, полноценный
информационный обмен. Также предполагает наличие нормативно-
организационной базы, технического и методического сопровождения.
Участниками ЕИС являются директор, заместитель директора по
информатизации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
педагог-организатор, социальный педагог, психолог, секретарь, библиотекарь,
классный руководитель, педагог, обучающийся, законный представитель
обучающегося.