Автор: Бедаш Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Брединская ООШ №5"
Населённый пункт: с.МИрное Брединский район Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных технологий в начальной школе
Раздел: начальное образование
Применение современных технологий в начальной школе
Современному обществу необходимы граждане, умеющие работать на самом передовом
оборудовании и самом современном производстве. Поэтому возникает необходимость
применения в практике работы учителя начальных классов информационно-
коммуникационных технологий. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить
человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»,
должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения
всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование
информационной компетенции школьников - необходимое условие включения
подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Ученики младшего школьного возраста имеют наглядно-образное мышление, очень важно
строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая
в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, поэтому
применение ИКТ особенно актуально в начальной школе.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся
к комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического,
интуитивного, творческого видов мышления;
эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной
графики, технологии мультимедиа;
индивидуально подойти к ученику, применяя задания разного уровня;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты
решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр,
ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса,
обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации
средств ИКТ;
обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию
познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств
обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из
различных предметных областей.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и
закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и
интеллектуальный потенциал учащихся.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1.
Для обозначения темы;
2.
как сопровождение объяснения учителя (могут использоваться созданные
специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации,
создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты,
анимации);
3.
Как информационно-обучающее пособие (в обучении особенный акцент сегодня
ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и
переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор в
процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся,
оказывающий им нужную помощь и поддержку);
4.
Для контроля знаний (использование компьютерного тестирования повышает
эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность
школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами,
ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке).
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером,
формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений
ориентироваться в бурном потоке информации, умения выделять главное, обобщать,
делать выводы.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном
процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих
дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы
учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной
самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к
учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с
источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения
информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество
усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.
В своей работе я часто применяю ИКТ. К примеру, очень часто на уроках я использую
интерактивные игры, провожу настоящие виртуальные путешествия на уроках
окружающего мира, литературном чтении.
Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса -
проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ
позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а
самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их
родителей.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование
возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
повышению мотивации к учению,
повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени
наглядности,
активизации познавательной деятельности, повышению качественной
успеваемости школьников,
развитие наглядно-образного, информационного мышления,
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся
привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы –
это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в
практике работы учителя начальных классов.