Автор: Зюнева Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 19
Населённый пункт: город Петродворец
Наименование материала: Статья
Тема: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка
Раздел: дошкольное образование
«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка»
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и
сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном
развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
ВВЕДЕНИЕ
Дыхание – важнейший физиологический процесс, он происходит автоматически и
рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и
состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за
другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Для нормального функционирования организма
необходимо получить новую порцию воздуха, но для этого надо освободить место в
воздухоносных путях, это, как раз достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания, она характеризуется
завершением
выдоха
и
ожиданием
импульса
к
вдоху.
Именно дыхательная пауза
обеспечивает эффективный обмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом,
повышая его работоспособность. Фазы физиологического дыхания выдох – пауза – вдох
короткие и равные по времени.
При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания
такова: короткий энергичный вдох – пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит
основное отличие речевого дыхания от физиологического.
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой
объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки. Все звуки нашей речи
образуются на выдохе. И именно организация выдоха и умения рационально расходовать
запас воздуха во время говорения имеет важное и первостепенное значение для постановки
правильного речевого дыхания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт
условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения
плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,
аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать
выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие
на
развитие
речи
детей,
могут
быть
обусловлены
неправильным
воспитанием,
недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и
выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При
нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине
фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в
конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они
вынуждены
говорить
на
вдохе,
отчего
речь
становится
нечеткой,
судорожной,
с
захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без
соблюдения логических пауз.
Цель: развивать
дыхательную
мускулатуру,
речевой
аппарат,
вырабатывать
правильное ритмичное дыхание у детей раннего возраста.
Задачи:
Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного
речевого дыхания у детей.
Формировать навыки правильного речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений.
Рекомендации для развития речевого дыхания у детей.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию
правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет
получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательных упражнений необходимо вытереть пыль в
помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или
обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще
лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет
движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не
напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
2
1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем
самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть
округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого
упражнения.
2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы,
находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик
дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-
сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3.«Буря в стаканчике». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один
налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку
поиграть в «буря в стаканчике» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,
где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть
сильно. Задача ребенка так играть в «буря в стаканчике», чтобы не пролить воду.
Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру
можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные
стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую
трубочку и т.д.
4.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он
может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет
заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть
на пузыри, чтобы они не попали в него.
5.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь
кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы
пузырек засвистел, как дудочка.
6.«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете
свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно
медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно
поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
7. "Звукоподражание" Предложите малышу изобразить различные звуки. Пример: как
воет волк - «ууу-ууу»; капает дождь - «кап-кап-кап» и т. д. А лучше, чтобы звукоподражание
сопровождалось движениями. Например, дровосек - стать прямо, ноги на ширине плеч, на
вдохе руки соединить в замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе
опускаемся вниз "рубим дерево", так примерно 5 повторений; изображаем водителя и
произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.
3
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо
иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать
головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно
использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Работа с родителями.
Для вовлечения родителей в процесс развития речевого дыхания детей раннего
возраста проведены: консультации, беседы, рекомендации. Так же родители привлекались к
изготовлению игр.
Данные виды взаимодействия с родителями помогли:
1.
Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для
дыхательной гимнастики.
2.
Вызвать интерес и желание заниматься с детьми дыхательными упражнениями.
4