Напоминание

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка


Автор: Зюнева Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 19
Населённый пункт: город Петродворец
Наименование материала: Статья
Тема: Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и упражнения на развитие речевого дыхания ребенка»

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и

сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном

развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский.

ВВЕДЕНИЕ

Дыхание – важнейший физиологический процесс, он происходит автоматически и

рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и

состоит из трёх фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за

другой. Начальная фаза дыхания – выдох. Для нормального функционирования организма

необходимо получить новую порцию воздуха, но для этого надо освободить место в

воздухоносных путях, это, как раз достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания, она характеризуется

завершением

выдоха

и

ожиданием

импульса

к

вдоху.

Именно дыхательная пауза

обеспечивает эффективный обмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом,

повышая его работоспособность. Фазы физиологического дыхания выдох – пауза – вдох

короткие и равные по времени.

При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания

такова: короткий энергичный вдох – пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит

основное отличие речевого дыхания от физиологического.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой

объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки. Все звуки нашей речи

образуются на выдохе. И именно организация выдоха и умения рационально расходовать

запас воздуха во время говорения имеет важное и первостепенное значение для постановки

правильного речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт

условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения

плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности,

аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать

выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие

на

развитие

речи

детей,

могут

быть

обусловлены

неправильным

воспитанием,

недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и

выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При

нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине

фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в

конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они

вынуждены

говорить

на

вдохе,

отчего

речь

становится

нечеткой,

судорожной,

с

захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без

соблюдения логических пауз.

Цель: развивать

дыхательную

мускулатуру,

речевой

аппарат,

вырабатывать

правильное ритмичное дыхание у детей раннего возраста.

Задачи:

Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного

речевого дыхания у детей.

Формировать навыки правильного речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений.

Рекомендации для развития речевого дыхания у детей.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию

правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет

получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательных упражнений необходимо вытереть пыль в

помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или

обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще

лучше, если занятия проводятся натощак.

Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет

движения.

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не

напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

2

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем

самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть

округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого

упражнения.

2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы,

находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик

дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-

сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3.«Буря в стаканчике». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один

налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку

поиграть в «буря в стаканчике» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик,

где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть

сильно. Задача ребенка так играть в «буря в стаканчике», чтобы не пролить воду.

Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру

можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные

стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую

трубочку и т.д.

4.«Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он

может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет

заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть

на пузыри, чтобы они не попали в него.

5.«Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь

кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы

пузырек засвистел, как дудочка.

6.«Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете

свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно

медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно

поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

7. "Звукоподражание" Предложите малышу изобразить различные звуки. Пример: как

воет волк - «ууу-ууу»; капает дождь - «кап-кап-кап» и т. д. А лучше, чтобы звукоподражание

сопровождалось движениями. Например, дровосек - стать прямо, ноги на ширине плеч, на

вдохе руки соединить в замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе

опускаемся вниз "рубим дерево", так примерно 5 повторений; изображаем водителя и

произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.

3

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо

иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать

головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно

использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Работа с родителями.

Для вовлечения родителей в процесс развития речевого дыхания детей раннего

возраста проведены: консультации, беседы, рекомендации. Так же родители привлекались к

изготовлению игр.

Данные виды взаимодействия с родителями помогли:

1.

Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для

дыхательной гимнастики.

2.

Вызвать интерес и желание заниматься с детьми дыхательными упражнениями.

4



В раздел образования