Автор: Новожилова Инна Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район
Населённый пункт: Краснодарский край, Крыловский район, станица Крыловская
Наименование материала: Адаптированная образовательная программа
Тема: Авторская адаптированная образовательная программа коррекции сенсомоторных и речевых процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №20 станицы Крыловской муниципального образования
Крыловский район
Авторская адаптированная
образовательная программа
коррекции сенсомоторных и речевых
процессов у детей с ОНР старшего
дошкольного возраста
Автор-составитель:
И. П. Новожилова,
учитель-логопед МАДОУ № 20
ст. Крыловская
2018 г.
Пояснительная записка
Программа разработана с учётом целей и задач организации коррекционно-
развивающей
работы
для детей
старшего
дошкольного возраста,
посещающих логопедическую группу. Целью данной Программы является
построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических
группах для детей в возрасте с 4 до 6 лет. Комплексность коррекционного
воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического
развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
В ней
определены коррекционные задачи, основные
направления
логопедической деятельности, условия и средства коррекции. Программа
несёт в себе не только коррекцию звукопроизношения, но и развитие
фонетики, лексики, грамматики, а так же экспрессивной речи в целом. В
основу положена неразрывная связь в развитии когнитивных процессов
и речи. Системность диагностических наблюдений за речевым и общим
развитием ребёнка, индивидуализация личностного подхода к каждому
ребёнку-логопату, совместная работа специалистов ДОУ и родителей – вот
главные
принципы,
обеспечивающие
успешность
коррекционно-
развивающего процесса коррекции речевых нарушений.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….
Характеристика детей с нарушениями речи………..........................
Основные этапы программы…………………………………………………….
Пояснительная записка
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие
требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа
по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в
дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного
детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка
является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем
богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли,
установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и
взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому
так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте
и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми
считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
С
каждым
годом
увеличивается
число
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР).
Данная
форма
речевой
патологии
характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей
задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики,
лексики,
грамматики.
У
детей
с
ОНР
отмечается
нарушение
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия,
отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя
речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены
наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов
– восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и
эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений
служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада
общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной
школы.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского
языка,
интенсивное
развитие
фонематического
восприятия,
лексико-
грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает
формирование
коммуникативных
способностей,
речевого
и
общего
психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией,
как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при
обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого
дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе,
учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания
дошкольников.
В ходе реализации данной программы коррекционно-развивающие
методы и приёмы направлены не только на решение речевых проблем
ребёнка, но и его родители получают возможность обучиться специальным
приёмам.
При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и
системы коррекционной работы с детьми с ОНР:
- Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития
речи
у
детей.
Авторы:
Т.Б.Филичева,
Т.В.Туманова,
Г.В.Чиркина;
- Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития
речи у детей 5 лет. Автор: Т.А.Ткаченко;
- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи.
Автор: О.Н.Лиманская.
Цель программы:
Формирование полноценной фонетической системы языка;
Развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового
анализа и синтеза;
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи программы:
- Преодоление недостатков в речевом развитии;
- Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие
слухового восприятия;
- Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи;
- Подготовка к обучению грамоте;
- Формирование навыков учебной деятельности;
- Осуществление совместной деятельности с родителями воспитанников,
педагогами ОУ.
Теоретическая и методологическая основа программы:
Положения, разработанные Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной;
принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных
условий формирования речевой функции ребенка;
принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия
различных компонентов речи;
принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
Логопедические принципы:
1. Принцип системности. Структурные компоненты речи находятся в тесном
взаимодействии.
2.
Принцип
опоры
на
закономерности
онтогенетического
развития
предполагает учет той последовательности формирования функций, которая
имеет место в онтогенезе.
3. Принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
4.
Принцип
поэтапного
формирования
умственных
действий.
(П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин)
5. Принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий.
(Л.С.Выготский)
6. Принцип учета ведущей деятельности.
7. Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии,
механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных
особенностей ребенка.
Общедидактические принципы:
научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности,
прочности,
воспитывающего
характера,
сознательности,
активности,
индивидуального подхода.
Задачи развития речи и коррекции её недостатков реализовываются на
фронтальных
и
индивидуально-подгрупповых
занятиях.
Весь
период
коррекционной
работы
рассчитан
на
2
учебных
года
(старшая
и
подготовительная к школе группа).
Направления работы.
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ОНР;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в
освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения,
способствует
формированию
коммуникативных,
регулятивных,
личностных,
познавательных навыков;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса для детей с ОНР, их родителям, педагогами ОУ.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и
сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как
фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих
речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень
речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой
фразовой
речи
с
выраженными
элементами
недоразвития
лексики,
грамматики и фонетики. Типичным является использование простых
распространенных,
а также некоторых видов сложных предложений.
Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит
незавершенный
характер
и
характеризуется
наличием
выраженных
нарушений согласования и управления.
Важной
особенностью
речи
ребенка
является
недостаточная
сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают
еще
достаточными
когнитивными
и
речевыми
возможностями
для
адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения
наблюдаются
при
попытках
образовать
слова,
выходящие
за
рамки
повседневной
речевой
практики.
типичным
проявлением
общего
недоразвития
речи
данного
уровня
являются
трудности
переноса
словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление
обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением,
незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового
общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и
действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения
животных,
птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к
множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по
признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной
нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного
поля и т. п. (нора-«дыра»)
Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем недоразвития речи
отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная
сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в
монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания
развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными
особенностями
связной
речи
являются
нарушение
связности
и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов
сюжетной
линии,
заметная
фрагментарность
изложения,
нарушение
временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими
ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых
средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри
фразы
и
нарушение
межфразовых
связей
между
предложениями.
В
самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении
слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации
«неневик»-снеговик), антиципации («астобус»-автобус), добавление лишних
звуков («мендведь»), усечение слогов («мисанел»-милиционер), перестановка
слогов («восолики»-волосики), добавление слогов или слогообразующей
гласной «корабыль», «тырава»).
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции
некоторых
звуков,
нечеткостью
дифференциации
их
на
слух.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с
трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и
конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный
звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и
т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не
выполняют.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не
различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую
структуру и звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,
последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений
и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные
отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников
особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость
внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания,
отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются
быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что
ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.
Указанные
отклонения
в
развитии
детей,
страдающих
речевыми
аномалиями,
случайно
не
преодолеваются.
Они
требуют
специально
организованной работы по их коррекции.
Содержание коррекционной
непосредственно-образовательной деятельности программы
Первый год обучения (старшая группа)
Первый период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
-
работа
по
выработке
четких
координационных
движений
артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
-
формирование умения анализировать положение артикуляционных
органов при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со
шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу,
обведение, закрашивание и штриховка;
- обучение мимической гимнастике;
- обучение самомассажу лица и шеи;
- формирование пространственных представлений
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
- работа по формированию правильного речевого дыхания;
- работа над постановкой нижнедиафрагмального дыхания;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
спокойно и плавно выдыхать;
- формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
- выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов.
формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и
неречевых звуков;
познакомить детей со звуками: А, У, И, Ы, О, Э, М, МЬ, П, ПЬ, Н, НЬ, Б, БЬ,
В, ВЬ;
упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в
слове и согласных звуков в конце слова;
определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);
познакомить с понятием «предложение»;
различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
дифференциация звуков: ы-и, а-у и согласных по твердости-мягкости: м-мь,
в-вь, н-нь, п-пь;
формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук,
согласный звук (твердый – мягкий, глухой – звонкий);
Раздел 4. Грамматический строй речи.
-
развитие
навыка
словообразования
с
помощью
уменьшительно-
ласкательных суффиксов;
- закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными
местоимениями: мой — моя — моё;
- образование глаголов с приставками на-, по-, вы-, с-, пере-;
- согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
- упражнение в преобразовании имен существительных в именительном
падеже единственного числа в множественное число;
-
формирование
умения
согласовывать
глаголы
с
именами
существительными единственного и множественного числа;
- упражнение в согласовании существительных с именами прилагательными
в роде, числе, падеже;
- упражнение в образовании относительных прилагательных;
- упражнение в согласовании существительных с глаголами настоящего и
прошедшего времени;
Раздел 5. Связная речь.
-
обучение
составлению
простых
предложений
по
вопросам,
по
демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;
- совершенствование навыка распространения простого нераспространенного
предложения однородными членами;
- развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь;
-
выделение
названия
предметов,
действий,
признаков,
понимание
обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;
- обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок,
сюжетных и предметных картинок;
Раздел 6. Лексика.
расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам:
«Органы артикуляции», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сбор урожая»,
«Домашние птицы», «Домашние животные», «Деревенский двор», «Дикие
животные», «Подготовка животных к зиме», «Продукты питания».
Второй период
(декабрь, январь, февраль)
Раздел 1. Развитие моторных навыков
- развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов
при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие ритмического чувства;
- формирование пространственных представлений;
- развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со
шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу,
обведение, закрашивание и штриховка;
- обучение мимической гимнастике;
- обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
- работа по формированию правильного речевого дыхания;
- работа над постановкой диафрагмального дыхания;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
- выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов
- развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и
неречевых звуков;
- познакомить детей со звуками: В,ВЬ, Д, ДЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, К, КЬ, Х, ХЬ, Г,
ГЬ, С, СЬ, З, ЗЬ;
- различение этих звуков на слух;
- развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-
мягкости, звонкости –глухости;
- формирование умения характеризовать звук;
- выделение звуков из состава слова;
- преобразование слогов и слов;
- формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук,
согласный звук ( твердый – мягкий, глухой – звонкий);
Раздел 4. Лексика.
расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам:
«Одежда и обувь», «Зима», «Новый год», «Мебель», «Посуда», «Человек.
Семья»,
«Профессии»,
«Цвет.
Форма.
Величина»,
«Форма и размер
предметов», «День защитника Отечества», «Мамин праздник»
Раздел 5. Грамматический строй речи
-
упражнение
в
умении
образовывать
сравнительную
степень
прилагательных;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже;
-
согласование
притяжательных
прилагательных
и
местоимений
с
существительными;
-
формирование
умения
образовывать
сравнительную
степень
прилагательных;
- формирование умения образовывать приставочные глаголы; изменение
глаголов по временам;
- использование предлогов с, на, под, в, из;
- образование существительных с помощью суффиксов (сахар-сахарница);
- образование существительных творительного падежа (что с чем? – чашка с
чаем);
- образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый)
-
согласование
глаголов
настоящего
и
прошедшего
времени
с
существительными;
-
закрепление
употребления
существительных
в
именительном
и
родительном падежах множественного числа;
- формирование умения употреблять слова-антонимы;
-
закрепление
умения
согласовывать
числительные
с
именами
существительными;
Раздел 6. Связная речь
- совершенствование навыка ведения подготовленного диалога, умение
задать вопрос;
- упражнение в построении простых распространенных предложений;
- обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений;
- совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких
текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;
- составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов -
описаний, простых пересказов.
- заучивание простых стихотворений.
Третий период
(март, апрель, май)
Раздел 1. Развитие моторных навыков
- развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов
при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие ритмического чувства;
- формирование пространственных представлений;
- развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков;
- развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со
шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу,
обведение, закрашивание и штриховка;
- обучение мимической гимнастике;
- обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
- работа над постановкой диафрагмального дыхания;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
- спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
- выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов
- познакомить детей со звуками: Ц, Ш, Ж,Ч, Щ; различение этих звуков на
слух;
- развитие навыков дифференциации согласных звуков: С-Ц, С-Ш, Ш-Ж, Ш-
Щ, Ч-Щ, Ч-Ц;
- формирование умения характеризовать звук;
- выделение звуков из состава слова;
- преобразование слогов и слов;
- формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук,
согласный звук;
- развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с - -
последующим выкладыванием схемы;
Раздел 4. Лексика
расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Транспорт»,
«Весна», «Прилет птиц», «Цветы», «Деревья», «Лес».
Раздел 5. Грамматический строй речи
- совершенствование понимания обобщающего значения слов;
- закрепление навыка согласования существительных и глаголов;
-
закрепление
навыков
образования
и
употребления
относительных
прилагательных с продуктивными суффиксами –ов, -ев, -ан, -ян (луговой,
полевой),
притяжательных
прилагательных,
прилагательных
с
ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький);
- употребление наиболее доступных антонимических отношений между
словами (быстро-медленно, далеко-близко);
- согласование притяжательных местоимений с существительными;
- закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-,
у-, пере-, про-, при-;
-
расширение
значения
предлогов,
выражающих
пространственное
расположение;
- совершенствование практического навыка согласования прилагательных с -
существительными в роде, числе, падеже;
-
закрепление
умения
согласования
числительных
с
именами
существительными;
Раздел 6. Связная речь
- совершенствование навыка составления простых предложений;
- обучение составлению сложноподчиненных предложений;
- обучение составлению сложносочиненных предложений;
- обучение составлению предложений с противительным союзом А, ИЛИ;
- развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений
за серией выполняемых действий детьми;
- составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в
заданной падежной форме;
- составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание,
пересказ;
- обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;
- развитие диалогической и монологической речи
Второй год обучения (подготовительная к школе группа)
Первый период
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел 1. Развитие моторных функций.
работа по выработке четких координационных движений артикуляционного
аппарата (развитие речедвигательных функций);
развитие ощущений от движений органов артикуляции;
формирование умения анализировать положение артикуляционных органов
при произнесении звуков;
развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
развитие мелкой моторики рук;
обучение мимической гимнастике;
обучение самомассажу лица и шеи;
формирование пространственных представлений.
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции.
работа по формированию правильного речевого дыхания;
работа над нижнедиафрагмальным дыханием;
обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
спокойно и плавно выдыхать;
формировать умение произносить на выдохе, звуки, слоги, фразы;
выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
формирование умения использовать в речи интонации повествования,
восклицания, вопроса.
Раздел 3. Формирование фонетико - фонематических процессов.
формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и
неречевых звуков;
познакомить детей со звуками: А, У, И, П, ПЬ, Т, ТЬ, О, К, КЬ, Э, М, МЬ, Х,
ХЬ, Ы;
упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в
слове и согласных звуков в конце слова;
определение места положения звука в словах (в начале, конце слова);
познакомить с понятием «предложение»;
различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
дифференциация звуков: ы-и, а-у и согласных по твердости-мягкости,
звонкости-глухости;
формирование умения характеризовать звук;
анализ и синтез обратных и прямых слогов с выкладыванием схемы;
формирование понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук,
согласный звук ( твердый – мягкий, глухой – звонкий);
звуковой анализ слов: кот, кит, мак, мухи.
Раздел 4. Грамматический строй речи.
образование
относительных
прилагательных
и
согласование
их
с
существительными;
закрепление навыка образования слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
употребление в речи глаголов 1, 2, 3 лица, согласование с существительным;
формирование умения подбирать однородные определения;
употребление существительных множественного числа в И.п. и Р.п.;
закрепление умения образовывать глаголы с приставками на-, по-, вы-, с-,
пере-;
согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах;
развитие навыка словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов;
образование существительных с увеличительными оттенками (лапищи,
зубищи);
закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;
употребление слов с эмоционально-оттеночным значением.
Раздел 5. Связная речь.
обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации
действий, по картине и согласованию слов в предложении;
совершенствование навыка распространения простого нераспространенного
предложения однородными членами;
овладение диалогической, фразовой речью;
обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок,
сюжетных и предметных картинок;
составление предложений и рассказов по опорным картинкам.
Раздел 6. Лексика.
расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам: «Звуки
окружающего мира», «Фрукты», «Овощи», «Сбор урожая», «Осень»,
«Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Деревенский двор».
Второй период
(декабрь, январь, февраль)
Раздел 1. Развитие моторных навыков
- развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов
при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие ритмического чувства;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного гнозиса и конструктивных навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
- работа по формированию правильного речевого дыхания;
- работа над нижнедиафрагмальным дыханием;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
- выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
-
формирование
умения
четкого
проговаривания
окончаний
существительных, прилагательных, глаголов;
- формирование умения использовать в речи интонации повествования,
вопроса, восклицания.
Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов
- развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и
неречевых звуков;
- познакомить детей со звуками: И, Ы, С, СЬ, Н, НЬ, З, ЗЬ, Л, ЛЬ, Ш, Б, БЬ, Р,
РЬ, Ж, Д, ДЬ, В;
- различение этих звуков на слух и с опорой на ощущения от артикуляции;
- развитие навыков дифференциации согласных звуков по твердости-
мягкости, звонкости –глухости;
- формирование умения характеризовать звук;
- выделение звуков из состава слова;
- анализ и синтез слогов: обратных, прямых;
- преобразование слогов и слов;
- закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук, -
согласный звук ( твердый – мягкий, глухой – звонкий);
- звуковой анализ слов: киты, соки, кони, зима, коза, коса, лампа, лапа, липа,
мишка, бусы, шуба, бант, шарик, жуки, дом, дым, ваза, сливы, волк.
Раздел 4. Лексика.
Расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам:
«Подготовка животных к зиме», «Продукты, питания», «Зима», «Новый год»,
«Одежда»,
«Обувь»,
«Игрушки»,
«Посуда»,
«Транспорт»,
«Семья»,
«Комната», «Мебель.
Раздел 5. Грамматический строй речи
- формирование умения образовывать различные временные формы глаголов;
- употребление притяжательных прилагательных;
- формирование умения употреблять слова-антонимы;
-
формирование
умения
образовывать
прилагательные
от
слов,
обозначающих продукты;
-
формирование
умения
образовывать
и
подбирать
родственные
(однокоренные) слова;
- формирование умения образовывать приставочные глаголы;
- подбор однородных определений;
- усвоение навыка образования существительных множественного числа Р.п.;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже;
- формирование умения образования сложных слов (снегоход, снегопад);
-
закрепление
умения
согласовывать
числительные
с
именами
существительными;
Раздел 6. Связная речь
- отгадывание загадок, составление загадок;
- совершенствование навыка ведения диалога, умение задать вопрос;
- упражнение в построении простых распространенных предложений;
- обучение составлению простых сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений;
- совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких
текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога;
- составление коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов -
описаний, простых пересказов.
- заучивание простых стихотворений.
Третий период
(март, апрель, май)
Раздел 1. Развитие моторных навыков
- развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата;
- развитие ощущений от движений органов артикуляции;
- формирование умения анализировать положение артикуляционных органов
при произнесении звуков;
- развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
- развитие ритмического чувства;
- формирование пространственных представлений;
- развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков;
- развитие мелкой моторики рук;
- обучение самомассажу лица и шеи;
Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции
- работа по формированию правильного речевого дыхания;
- работа над диафрагмальным дыханием;
- обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи),
спокойно и плавно выдыхать;
- выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише,
громче, громко, тихо;
- выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и
грубым голосом;
-
формирование
умения
четкого
проговаривания
окончаний
существительных, прилагательных, глаголов;
- формирование умения использовать в речи интонации повествования,
вопроса, восклицания;
- формирование навыка выразительного рассказывания
Раздел 3. Формирование фонетико – фонематических процессов
- познакомить детей со звуками: Г, ГЬ, Ф, ФЬ, Ц, Ч, Щ, ;
- различение этих звуков на слух и с опорой на органы артикуляции;
- развитие навыков дифференциации согласных звуков: С-Ц, С-Ш, Ш-Ж, Ш-
Щ, Ч-Щ, Ч-Ц;
- формирование умения характеризовать звук;
- выделение звуков из состава слова;
- преобразование слогов и слов;
- закрепление понятий: речь, предложение, слово, звук, слог, гласный звук,
согласный звук;
- развитие умения делить слова на слоги из одного, двух, трех слогов с
последующим выкладыванием схемы;
- звуковой анализ слов: грибы, фонари, лицо, улица, щетка, клещи, миска,
кошка, молоко, кукла, тигр, машина, шар, лимон, кошка, школа;
- формирование умения составлять цепочки слов (слово на последний звук
предыдущего).
Раздел 4. Лексика
расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Фигуры», «Цвет.
Форма. Размер», «Погода. Природные явления», «Весна», «Прилет птиц»,
«Профессии», «Деревья», «Школа».
Раздел 5. Грамматический строй речи
-
образование
прилагательных,
от
существительных,
обозначающих
геометрические фигуры;
- закрепление навыка согласования слов, обозначающих цвет, форму, размер;
- образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее);
- образование слов разной степени превосходства (большая, поменьше,
маленькая);
- усвоение многозначности слов (поезд идее, снег идет, человек идет);
- закрепление навыка согласования существительных и глаголов;
-
формирование
навыка
употребления
глаголов
совершенного
и
несовершенного видов;
- закрепление навыка образования приставочных глаголов с приставками в-,
вы-, у-, пере-, про-, при-, за-;
- закрепление умения согласования числительных, существительных и
прилагательных (пять кудрявых берез);
-
закрепление
навыков
образования
и
употребления
относительных
прилагательных;
-
расширение
значения
предлогов,
выражающих
пространственное
расположение;
- употребление наречий при обозначении расположения предметов и
объектов;
- согласование притяжательных местоимений с существительными;
- совершенствование практического навыка согласования прилагательных с -
существительными в роде, числе, падеже;
Раздел 6. Связная речь
-
совершенствование
навыка
составления
простых
предложений
и
распространение их однородными членами;
- обучение составлению сложноподчиненных предложений;
- обучение составлению сложносочиненных предложений;
- составление предложений по вопросам, по опорным словам, по слову в
заданной падежной форме;
- составление рассказа по картине, серии картинок, рассказ – описание,
пересказ;
- обучение пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок;
- развитие диалогической и монологической речи;
- составление описательных рассказов.