Напоминание

Творческий проект "Театральный костюм"


Автор: Расторгуева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа" города Рубцовска
Населённый пункт: Алтайского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Творческий проект "Театральный костюм"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Творческий проект «Театральный костюм»

Разработка и реализация учебного проекта на примере собственного

опыта работы в МБУДО «Детская художественная школа» г. Рубцовска

Паспорт проекта

Название проекта: «Театральный костюм»

Руководитель проекта: Расторгуева Наталья Николаевна, преподаватель

изобразительного искусства высшей квалификационной категории;

Название учебного учреждения: МБУДО «Детская художественная

школа» города Рубцовска;

Год разработки: февраль 2019

Опыт использования: три группы по 12 человек

Учебный предмет, в рамках которого проводиться работа по

проекту: лепка

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: беседы об искусстве,

основы изобразительной грамоты, декоративно-прикладное творчество.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9 – 10 лет

Авторы проекта: 02, 03, 05 группы

Тип проекта по доминирующей деятельности: творческий

Характер координации: непосредственный

Время работы: краткосрочный – 5 уроков

Заказчик проекта: социум

Проблемная

ситуация:

В

детской

художественной

школе

обучающиеся подготовительного отделения (7 - 10 лет) изучают дисциплины:

«Беседы об искусстве», «Основы изобразительной грамоты и рисование»,

«Лепка», «Декоративно-прикладное творчество». Возникла идея комплексного

подхода в обучении в ДХШ на примере проектной деятельности обучающихся.

А если объединить эти дисциплины в учебный проект? Получится ли более

углубленно изучить тему «Зрелищные виды искусства. Театр.»? А будет ли это

интересно обучающимся младшего школьного возраста?

Проблема

проекта

в

основе

этого

проекта

лежит

желание

обучающихся:

- принять участие в поиске информации о театральном костюме;

- самостоятельно изготовить театральный костюм в технике «Рельефная

лепка»;

- Подготовить работу к выставке.

Цель проекта: умение выделять проблему и находить пути ее решения

(от замысла до получения конечного результата).

Задачи проекта:

- развивать умения собирать и анализировать информацию на заданную

тему;

- овладеть способами обработки полученной информации;

- совершенствовать навыки и приемы рельефной лепки из соленого

теста;

- продолжить знакомство с видами оформления готового изделия.

- научить готовить свою работу к экспозиции.

Необходимое материалы:

соленое тесто, стеки разных видов, гуашевые

краски, кисти, картон, фоторамки.

Аннотация: Посещая театр, зритель всегда восхищается шикарными

костюмами:

яркими,

необычными,

старинными,

иногда

непонятными

маленькому зрителю. Для чего нужны такие костюмы?

Так как 2019 год объявлен Годом театра в России, актуальной является

тема «Театральный костюм». Какая роль в театре отводится театральному

костюму, попробуем узнать, приняв участие к данном проекте.

Назначение.

Наш проект предназначен для художественных школ, для внеклассной

работы

общеобразовательных школ, для театральных и художественных

студий дополнительного образования.

Рефлексия:

Мы считаем, что тема нашего проекта выбрана удачно. Цель

сформулирована чётко, задачи, которые мы поставили, выполнены. Тема была

исследована достаточно глубоко, но большей частью представлен практический

материал.

Больше всего нам понравилась творческая работа (лепка, окрашивание,

оформление готового изделия).

Во время работы над проектом мы:

- узнали много нового о театральном костюме;

- научились составлять план работы, четко видеть этапы проекта;

соединять эти этапы в единое целое;

- учились самостоятельно применять полученные знания и умения при

изготовлении своего изделия;

- учились слушать друг друга, воспринимать критику в свой адрес;

- совершенствовали навыки лепки из соленого теста, умения оформлять

готовое изделие.

Поскольку мы в первый раз участвовали в проектной деятельности, у

нас появился интерес к данной работе. Высказали свое мнение о творческой

работе, предложили темы новых проектов. Характер общения на протяжении

всей работы был дружеский, права и обязанности равными. Своей работой мы

удовлетворены.

Разработка и реализация учебного проекта

Для проектирования содержания учебных предметов определенный

интерес представляют культуры, акцентирующие внимание на роли традиции в

передаче опыта от поколения к поколению, на способах деятельности, как

интегративном понятии феномена культуры. Новые задачи, поставленные

перед дополнительным художественным образованием детей, актуализируют

проблему использования в дидактическом процессе интерактивных технологий

обучения, одной из которых является проектная деятельность.

Основная цель проектной технологии обучения состоит в обеспечении

руководителем

самостоятельной

исследовательской

деятельности

обучающихся, направленной на создание продукта в определенной предметной

области.

Задача,

которую

преследует

работа

над

проектом:

научить

самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию

полученных знаний, научить предвидеть проблемы, которые нужно решить.

На современном этапе развития педагогической науки проблема

взаимодействия между различными видами искусства и познавательной

деятельностью как факторов, способствующих целостному восприятию мира и

культуры,

является

весьма

значимой.

Разрабатываются

прогрессивные

экспериментальные программы в школах общего среднего и дополнительного

образования, где намечены новые перспективы обучения.

Художественное

образование обладает огромным творческим

потенциалом, который в

исследовательской и проектной деятельности в художественном образовании и

развитии сегодня актуален, но используется недостаточно. Для того чтобы

реализовать исследовательскую и проектную составляющие художественного

творчества,

необходимо

применять

комплексный

подход

к

изучению

различных

видов

искусства

обусловленный

объективным

расширением

содержания современного образования, в орбиту которого включаются все

новые пласты культуры. Комплексное освоение разных видов искусства делает

личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности,

развивает фантазию и воображение, интеллект, т.е. формирует универсальные

способности,

важные

для

любой

сферы

деятельности.

Это

положение

приобретает

особую

окраску

в

связи

с

переориентацией

учебно-

воспитательного процесса на саму личность ученика в плане ее духовного

развития.

Установка современного образования на активизацию познавательных

способностей

детей,

развитие

их

творческих

способностей

успешно

вписывается в концепцию проектной деятельности.

В художественных школах или школах искусств наиболее приемлемым

является творческий проект. В данном разделе мы рассмотрим основные этапы

творческого проекта, над которым работают обучающиеся в процессе

проектной деятельности под руководством педагога.

При работе над проектом мы выделяем четыре основных этапа

выполнения творческого проекта школьниками. Данные этапы имеют особую

важность и значение в проектной работе обучающегося и позволяют правильно

спланировать

свою

работу

над

индивидуальным

учебным

проектом.

Выполнение

проекта

способствует

развитию

творческих

способностей,

эстетического вкуса, инициативы, мышления в области проектирования.

Обучающиеся

выполненный

ими

проект

применяют

на

практике,

т.е.

используют изделие в повседневной жизни. Так же школьники учатся

оценивать самостоятельно свою проделанную работу, и почувствовать полное

удовлетворение от полученного результата.

Итак, рассмотрим этапы творческого проекта.

I. Подготовительный этап

1.Определи

проблему

и

тему

творческого

проекта;

2. Определи цель и задачи проекта, а также сформируй обоснование проекта -

мотив

выбора

именно

этой

темы

творческой

работы;

3.

Выбери

оптимальный

вариант

решения

задач

творческого

проекта;

4. Составь с помощью учителя план творческого проекта для реализации всех

поставленных

задач;

5. Определи возможные материальные затраты в ходе изготовления изделия

проекта.

II. Этап планирования:

1. Собери и обработай необходимую для реализации проекта информацию по

литературным

и

другим

источникам;

2. Изучи технологию изготовления задуманного объекта (изделия), проведи

расчеты,

замеры

и

реши

необходимые

задачи;

3.

Разработай

соответствующую

конструкторско-технологическую

документацию по изготовлению изделия - технологическую карту творческого

проекта,

подготовь

необходимые

качественные

материалы,

безопасное

оборудование

и

инструменты,

свое

рабочее

место;

4. Определи способ представления результатов, т.е. в какой форме будет отчет

(текстовое описание результатов, диаграммы, презентация, фотографии изделия

или объекта, аудио- или видео-запись наблюдений или этапов создания

изделия);

5. Установи критерии оценки конечного результата и процесса работы (как

будешь

оценивать);

6. Распредели задачи и обязанности между учащимися команды (если это

групповой или коллективный проект).

III. Этап процесса работы (технологический этап):

(процесс

изготовления

изделия,

создания

объекта)

1. Проведи то, что запланировал: интервью, опрос, наблюдения, эксперименты,

саму работу по изготовлению изделия, выполнению технологических операций,

созданию

рисунка,

танца,

песни

и

т.п.;

2. Соблюдай правила техники безопасности при работе с оборудованием и

инструментами.

Опиши

основные

правила

техники

безопасности

при

выполнении работ над изделием.

IV. Заключительный этап (презентация):

1.

Проведи

контроль

и

испытание

созданного

изделия.

2. Напиши заключение творческого проекта, в котором:

- дай экономико-экологическое обоснование (экономически выгодно,

приносит прибыль, не очень затратно, экологично ли выполнение проекта);

- сформулируй выводы (выполнил ли того, что ставил в целях и задачах).

3. Оформи проект согласно требованиям оформления творческого проекта.

4. Выбери, подготовь и оформи возможные формы презентации творческого

проекта - представления проекта на защите: устный отчет, устный отчет с

демонстрацией, письменный отчет, письменный отчет с краткой устной

защитой

проекта.

5. Проведи защиту своего творческого проекта, прими участие в обсуждении.

6. Дай самооценку своей работе и полученному результату. Поучаствуй

в оценке творческого проекта путем коллективного обсуждения.

Творческий проект дает возможность проявить индивидуальность,

умение применять полученные знания, создавать новые модели, используя

имеющийся под рукой материал, он должен быть направлен на изготовление

нового конкурентноспособного изделия, отвечающего потребностям человека и

пользующегося спросом у покупателей.

Этапы работы над проектом «Театральный костюм»

Мною был разработан и реализован проект «Театральный костюм» с

обучающимися

подготовительно

отделения

(7

10

лет)

на

уроках

изобразительного искусства в художественной школе.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов,

личностная

ориентация

определяется

направленностью

на

внешний

предметный

мир,

у

них

преобладает

наглядно-образное

мышление

и

эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остается

актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно-

образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям

ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический

потенциал и значимость предметов образовательной области «Изобразительное

искусство» на этапе начальной школы. Младший школьный возраст – период

накопления знаний. Именно в начальной школе закладываются приемы

умственной деятельности, формируются мыслительные действия, поэтому

очень важно развивать творческое мышление в младшем школьном возрасте.

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать

что-то

интересное,

максимально

используя

свои

возможности;

это

деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить

свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной

проблемы,

сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат

этой

деятельности

найденный

способ

решения

проблемы

носит

практический характер, имеет важное прикладное значение.

Творческий

проект,

который,

как

правило,

не

имеет

детально

проработанной структуры, она только намечается и далее развивается,

подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае

можно договориться оﮦ желаемых, планируемых результатах совместной

деятельности. Тем не менее рассмотрим этапы нашего проекта.

I. Подготовительный этап (1 урок)

На

первом уроке обучающиеся познакомились с методом проекта, его

структурой, узнали почему 2019 год

объявлен «Годом театра в России».

Познакомились с новой темой по дисциплине «Беседы об искусстве» -

«Зрелищные виды искусства. Театр.». Какой можно придумать проект на

театральную тему?

Подготовительная работа над проектом началась сﮦ его коллективного

обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов

обучающихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний

и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные детьми темы проектов

вынесли на обсуждение. Таким образом обучающиеся сами сформулировали

тему: «Театральный костюм». Преподаватель подчеркнул проблему (Год

театра…), дети нашли решение проблемы (изготовить театральный костюм).

Это и привело к цели проекта – выделение проблемы и нахождение путей

решения от замысла до конечного продукта. Поступило предложение слепить

фигуру человека в театральном костюме. Так как объемную фигуру лепить

младшему школьнику еще сложно, решили вылепить рельеф человека из

соленого теста. Отсюда были сформулированы задачи:

- совершенствовать навыки поиска информации;

- овладеть способами обработки полученной информации;

- совершенствовать навыки и приемы рельефной лепки из соленого

теста;

- продолжить знакомство с видами оформления готового изделия;

- учиться готовить свою работу к экспозиции.

Определили сроки, необходимые для получения конечных результатов – 5

уроков. Обговорили материал и инструменты: соленое тесто, стеки разных

видов, гуашевые краски, кисти, картон, фоторамки.

II. Этап планирования

Далее поступили предложения нарисовать театральный костюм, слепить

фигуру

человека

в

театральном

костюме,

прочитать

про

костюмы.

Преподаватель сориентировал на практическую деятельность, напомнив, что

мы изучаем дисциплины «Беседы об искусстве», «Основы изобразительной

грамоты»,

«Лепка»,

«Декоративно-прикладное

искусство».

Совместными

усилиями был составлен план деятельности:

1. Найти информацию о театральных костюмах, обработать ее для

представления на уроке.

2. Поделиться информацией о театральных костюмах и выполнить эскиз

понравившегося костюма.

3. Слепить фигуру человека в театральном костюме в технике «Рельефная

лепка».

4. Расписать и украсить свою работу.

5. Оформить работы в рамы.

6. Приготовить готовые изделия к экспозиции и к конкурсу декоративно-

прикладного искусства.

III. Этап выполнения работы (3 урока)

1. Обучающиеся получили домашнее задание: найти информацию о

театральных костюмах их значении для зрителя, узнать о роли костюма на

сцене, отношение актера к костюму. Преподаватель помог с выбором

информации, которую нужно было представить на следующий урок.

2. На уроке «Беседы об искусстве» дети делились информацией о

театральных костюмах. (Кратко: Театральным костюмом называется костюм,

созданный по эскизу художника, в котором артист исполняет свою роль на

сцене в драматическом, оперном или балетном спектакле. Самое первое и самое

сложное

впечатление

зрительное,

поэтому

внешняя

характеристика

персонажей спектакля должна быть очень точной, чтобы по костюму о

характере героя могли догадаться раньше, чем он начнет говорить и

действовать. Театральный художник, для того чтобы верно одеть актера,

должен точно знать характерные особенности моды того времени, когда

происходит действие пьесы, и не только это. Костюм - это совокупный

ансамбль

предметов

одежды,

грима,

прически).

Выполнили

эскиз

понравившегося костюма.

3. На уроке «Лепка» проанализировали образец готовой работы,

рассмотрели его детально, обсудили те этапы работы, которые могут вызвать

трудности.

Визуальные

материалы

объектов,

предметов

способствуют

возникновению более полного представления, на основе которого строится

воображение (Воображение – это психический процесс создания нового в

форме образа, представления или идеи). Воображение всегда связано с

практической

деятельностью

человека.

Воображение

в

художественной

деятельности направлено на создание художественного образа. В работе над

проектом оно способствует созданию проектного образа. Продуктивное

воображение направлено на создание образа на основе словесного описания,

визуальных образов, существующих решений в дизайне по определенной теме.

Затем лепили из соленого теста фигуру человека в театральном костюме в

технике «Рельефная лепка» по созданным эскизам. В младшем школьном

возрасте детям сложно вылепить лицо, хотя уже знакомы с пропорциями

фигуры и лица, поэтому преподаватель предложила использовать молды

(формочки) «Лицо человека». Не смотря на то, что изначально лицо было у

всех сделанное из одной формы, выражение получилось у каждого свое. Далее

обучающиеся лепили самостоятельно, применяя уже знакомые методы и

приемы

лепки:

«раскатывание»,

«прищипывание»,

«сдавливание»,

«вытягивание» и другие.

4. На уроке «Основы изобразительной грамоты» гуашевыми красками

расписывали готовые высушенные изделия по своему замыслу – эскизу.

Советовали друг другу как и чем лучше украсить.

5.

На

уроке

«Декоративно-прикладное

искусство»

приготовили

картонную основу, на которой закрепили свою работу, оформили в фоторамы.

IV. Заключительный этап (1 урок)

В выставочном зале художественной школы организовали экспозицию

выполненных работ. На открытии выставки провели анализ выполненной

работы, отметили, что проектная деятельность очень интересна. Участники

проекта

рассказали

как

они

сами

планировали

свою

деятельность,

самостоятельно искали информацию о театральных костюмах, отметили что

затруднение вызывала постановка цели и задачи проекта. Давали самооценку

своей деятельности, критично относясь к себе. Объясняли свой выбор – почему

именно этот костюм заинтересовал. Отвечали на вопросы зрителей. Чем

больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он знает и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем

опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет

деятельность его воображения.

Все остались довольны плодами своего труда. Экспозиция была

интересна обучающимся других групп младшего и старшего возраста.

По мнению зрителей (все обучающиеся других групп, преподаватели,

родители) были выбраны 11 самых интересных работ и отправлены на

международный заочный конкурс по декоративно-прикладному искусству

«Разноцветная мозаика» образовательного центра «Кладовая талантов». Все

одиннадцать авторов получили Дипломы I степени.



В раздел образования