Автор: Лешко Галина Михайловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "ДСКВ №19 п. Рощино"
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект Радуга знаний
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД в подготовительной группе
с элементами ТРИЗ
Тема: «Радуга знаний»
Педагог – психолог Лешко Г.М.
Конспект
НОД
в
подготовительной
группе
с
элементами
ТРИЗ
Тема: «Радуга знаний»
Задачи:
1. Продолжать формировать мыслительные операции у детей.
2. Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и
обосновывать свои суждения.
3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений между
детьми.
Дидактический и раздаточный материал: презентация, макет радуги,
счетные палочки, листы с заданиями для детей, игра « Запомни картинки»;
игра « Логико».
ХОД образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я знаю один секрет, оказывается вы у меня самые
умные дети на свете. А знаете почему? (ответы детей). Правильно, потому
что мы много с вами занимались, много знаем, многому научились. И сейчас
нашим гостям мы все это покажем.
- Сначала разомнем наши пальцы. Для чего? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики «Замок»
Мы сейчас подружимся, маленькие пальчики,
Мизинцы, безымянные, Соединяем пальцы друг с другом по тексту
Средние, указательные, большие.
«Кулак, ребро, ладошка».
- Проверим, как работает наша голова. Предлагаю провести разминку для
ума. Можно отвечать хором:
У птицы крыло – у человека…
Заяц прыгает - ласточка…
Как называется место, где нас лечат?
Как называется место, где дают на время книги?
Как называется человек, который пишет музыку?
В какое время года можно увидеть листопад?
Чем покрывается река зимой?
Сколько пальцев на правой руке?
Где можно спрятаться от солнца?
На небе после дождя?
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать сказку (слайд с музыкой).
Жили-были в радужной стране ребята. Все они были веселые и
трудолюбивые. Девочки красивые, да сердцем добрые. Мальчики сильные,
как богатыри, да справедливые. И были у них в радужной стране чудеса.
Воспитатель: А как вы думаете, какие чудеса могут быть в радужной
стране? (ответы детей)
(на экране появляется слайд с картинкой радуги)
Воспитатель: Посмотрите, что это? (ответы детей) Это радуга, которая
каждый раз после дождя появлялась на небе. Но случилась в радужной
стране беда: погасла чудо-радуга (радуга на экране пропадает) Не стало её.
Девочки заплакали, а мальчики стали их утешать: - Не плачьте, мы новую
радугу добудем!
Воспитатель: Дети, а давайте мы тоже поможем найти радугу? Как вы
думаете, какие волшебные слова помогут нам найти радугу? (ответы
детей) («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
Воспитатель: Все вместе четко произнесём эти слова.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждое слово в этой считалке
обозначает определенный цвет. Сколько цветов у радуги? Назовите цвета
радуги. ( ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, перед нами макет без радуги. Мы
будем выполнять задания на каждый цвет радуги и если мы все сделаем
правильно, что произойдет? (ответы детей) (снова появится радуга).
1. Воспитатель: Ребята, а какой первый цвет радуги? (красный) Чтобы
появился красный цвет нашей чудо – радуги внимательно посмотреть на
картинки, запомнить, что нарисовано, и ответить на мой вопрос.
Игра «Запомни, что нарисовано» (дети выполняют с раздаточным
материалом - карточками).
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и нашли красный цвет радуги! (на плакате
появляется красный цвет)
2. Воспитатель: Следующий цвет? (оранжевый). Чтобы его найти, нужно
найти домики, а поможет схема. (раздать, дети выполняют )
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Теперь у нашей
радуги есть оранжевый цвет? (на плакате появляется оранжевый цвет)
Какой третий цвет радуги? (Желтый)
3. Воспитатель: Чтобы найти желтый цвет, нам нужно выполнить задания со
счетными палочками. Одна коробочка на пару.
Выложить 10 палочек слева направо. Сколько всего палочек? А теперь
посчитайте по порядку. Поставьте палец на 5 -ю палочку, 9 -палочку.
Из 6 палочек сделайте дом
Переложите в домике 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Сложите по образцу. Что нарисовано? Разделите на части. Сколько
палочек использовали?
Чья пара быстрее сложит палочки в коробку
Воспитатель: Мы нашли третий цвет радуги.(появляется желтый цвет )
Какой четвёртый цвет радуги? (Зелёный) Чтобы его найти, нам нужно
правильно назвать, что подходит к определенному предмету. Играем в
4. игру «Подбери пару». Назвать 2 слова, образующих логическую пару.
- Книга, замок, часы, ключ, лес
- Нос, рыба, альбом, каша, карандаш
- Мяч, лампочка, шапка, тетрадь, шарф
- Линейка, шарик, игла, таблетки, нитки
- Кисточка, юбка, шоколад, клюшка, краски
- Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток
Воспитатель : Молодцы! Вот вы и нашли зелёный цвет радуги! (на плакате
появляется зеленый цвет) Ребята, а какой пятый цвет радуги? (Голубой)
Чтобы найти его выполняем задание на листочках:
Раздать бумажные прямоугольники.
Какой формы листок?
Докажите
Сколько сторон?
Сколько углов?
Как, по – другому, можно назвать эту фигуру?
5. Игра «Учимся думать»
Нарисовать в середине листа елку
В верхнем правом углу – облако
В левом верхнем углу – солнце
Над елкой – бабочку
Под елкой - гриб
Справа от елки – пенек
Слева от елки – цветок
В правом нижнем углу – пруд
В пустом углу – что хотите.
Что ты нарисовал в пустом углу? Где находится круг?
Где находится солнце? Где летит бабочка? Где растет цветок? Где находится
пенек? Где находится пруд?
Смотрите, появился голубой цвет! Следующий цвет?....(синий)
Прежде, чем его найти, проведем физкультминутку.
Физкультминутка «Смешные человечки» встать парами лицом друг к
другу
Бежали мимо речки пальцами шагать по рукам друг друга
Смешные человечки
Прыгали, скакали стучать порукам друг друга
Солнышко встречали взяться за руки, развести их в стороны
Забрались на мостик руки полочкой
И забили гвоздик стучать кулаками друг о друга
Потом бултых в речку наклониться вниз, расслабиться
Где же человечки? «удивиться», руки в стороны
Воспитатель: Чтобы найти синий цвет, нужно сказать, что будет потом
игра «Что будет потом?»
Щенок - , семечко - , тесто -, древесина - , железо - , молоко - , бумага - ,
шерсть - , кирпич - , глина - , цыпленок - , стекло - , резина- . Молодцы!
Воспитатель: Теперь у нашей радуги есть синий цвет? (на плакате
появляется синий цвет). Ребята, а какого цвета седьмая полоса радуги?
(фиолетового) Нам осталось найти фиолетовый цвет.
Вспомните, какое слово в считалке обозначает фиолетовый цвет? (фазан)
Воспитатель: Фазан – это кто? (птица)
7. Предлагаю игру « Логико». Ваша задача вспомнить, чем питаются птицы.
Расставьте фишки по цвету радуги. Напоминаю, цвет стрелки на карточке
соответствует цвету фишки. Начинаем. ( дети выполняют задание)
Воспитатель: Смотрите, появился фиолетовый цвет! (на макете
прикрепляется фиолетовый цвет)
Итог. Ребята, все ли цвета радуги мы с вами нашли? (ответы детей) Какая
радуга у нас получилась? (ответы детей) Ой, смотрите, в радужной стране
снова светит чудо радуга (на экране появляется слайд с картинкой радуга).
Мы помогли вернуть чудо – радугу жителям радужной страны.
Посмотрите на жителей радужной страны. Они добрые или злые? Почему вы
так решили?
А вам какие люди нравятся: добрые или злые?
Чем добрые люди отличаются от злых людей?
А можно сделать так, чтобы вокруг нас были только добрые люди? Как?
(Надо самому быть добрым, чаще улыбаться, дарить добро другим.)
Рефлексия: На этом наше радужное приключение закончено.
Вы молодцы! Вы были дружными, старательными и добрыми! Будьте
такими всегда! Помогайте друг другу, только так мы научимся творить
чудеса! И радужные, и настоящие!
А вам в группу я дарю макет радуги. Он будет напоминать вам о чудесной
радуге, которую вы нашли.
Я вас всех благодарю,
Вам – «Спасибо!» – говорю.
Вместе на прощание
Скажем – «До свидания!»