Автор: Еремина Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у
детей младшего дошкольного возраста через различные виды
деятельности»
В 2019-2020 году, я работала над темой «Развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть
актуальна в наши дни.
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев
руки. Истоки
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и
умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами
сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и
двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Определила цель по теме самообразования: повышение своего теоретического уровня,
профессионального мастерства и создания условий для развития и совершенствования
мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды
деятельности, для овладения новыми формами, методами и приемами обучения и
воспитания детей. Исходя из цели, поставила задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической
литературы по данному вопросу.
2. Совершенствовать условия для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста,
используя современные направления.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой
моторики
Работая на 1 младшей группе, я пришла к выводу, у детей низкий уровень развития
мелкой моторики. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая
неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым
развитием.
Свою работу по самообразованию, построила по следующим направлениям:
На теоретическом этапе изучила методическую литератур
:
Соколова Ю. А. Игры с
пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.
Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. Большакова С. Е. Формирование
мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.Ермакова И. А.
Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О.
И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Изготовила дидактические игры:
- «Собери бусы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение, фантазию, внимание,
наблюдательность, настойчивость. Закрепление цветов.
- «Забавные прищепки»
Цель:
идеальный тренажер для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности
пальчиков, зрительного и цветового восприятия, внимания, мышления, речи, памяти и
воображения.
Провела работу с родителями:
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития мелкой моторики
пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.
- консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста через различные виды деятельности»; «Пальчиковая гимнастика
как средство развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста»; «Влияние
развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».
С детьми была проведена следующая работа:
-
пальчиковые игры, физкультминутки. В совместной и индивидуальной работе
осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности
повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
- во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый
театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом,
режиссером, постановщиком и актером.
- Художественно - эстетическое развитие (рисование, лепка). В течении всего учебного
года в работе с детьми использовала нетрадиционные техники рисования: пальчиками,
ладошками, тычкование, рисование на крупе; приемы лепки из пластилина: отщипывание,
раскатывание, сплющивание, вдавливание.
И в заключении, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать
разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам
деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого
процесса, от того что он что - то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое
действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут
способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности,
которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.