Напоминание

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края"


Авторы: Черкасских Лариса Владимировна, Санькова Оксана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатели

МБДОУ «Детский сад №18 «Петушок»

г. Гурьевска

Черкасских Л.В., Санькова О.Л.

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к

природе и истории родного края»

Детство – это ежедневное открытие мира и главная наша цель сделать так,

чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества; мы

должны показать детям несравнимое величие и красоту нашей родины и

воспитать любовь и уважение к родной земле.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание

подрастающего поколения является серьезной и приоритетной задачей. Оно

является важнейшей гранью воспитания и образования дошкольника.

Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного

возраста. Основой патриотического развития является нравственность. Мы не

должны пускать ее развитие на самотек. Нравственность формирует тот поток

информации, который, в современном мире, сопровождает ребенка с самых

первых дней жизни. От того какая информация окружает детей, от того в каких

условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы

применяются для его воспитания, зависит в конечном итоге патриотизм и

нравственность будущего гражданина.

Большую роль в патриотическом воспитании играет дошкольное

образовательное учреждение. От нас зависит будущее наших воспитанников.

Исходя из этого, наша работа по теме «Патриотическое воспитание

дошкольников через приобщение к природе и истории родного края» состоит из

трех направлений:

1.

Моя семья.

2.

Моя малая родина.

3.

Природа родного края.

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед

собой цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического

отношения и чувств к своей семье, городу, природе, культуре.

Исходя из этого, данная работа включает следующие задачи.

Формировать любовь и привязанность к своей семье, к детскому саду, к

родному краю;

Воспитать заботливое отношение, к родным и близким, к младшим

сверстникам и старшему поколению;

Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему

живому;

Дать представление о Родине, о родном крае.

Данные задачи осуществляются во всех видах деятельности: игровой

изобразительной , познавательно-исследовательской, коммуникативной,

восприятии художественной литературы и фольклора, а также музыкальной и

конструировании – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств мы начали с

детьми младшего дошкольного возраста. Для этого знакомим своих

воспитанников с русским фольклором, сказками, песнями, стихами, музыкой,

театром и другими видами традиционного искусства.

В нашей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромную

роль играет семья. Именно она является источником и важным звеном развития

у ребенка духовного и творческого воспитания.

Идея этой работы появилась во время проведения родительского собрания

и анкетирования, в ходе которых выяснилось, что многие из родителей сами не

знают о своих предках. Они недостаточно владеют информацией о истории

своей семьи, мало рассказывают о себе и своей работе, о своих предках, о

прошлом, без которого нет и будущего.

Родителям самим стало интересно узнать, кем были их предки. Тесное

сотрудничество помогло: каждая семья составила свое родовое древо, приняла

участие в составлении альбомов о родном городе и о семье.

Семьи не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии,

готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала,

принимают участие в проведении совместных мероприятий, праздников,

выставках и конкурсах.

Участие родителей вызывает у детей сильные и положительные эмоции.

Воспитывая ребёнка на традициях, знании исторических событий, на

достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить

положительные отношения к людям и к природе. Опора на красоту

окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный

путь повышения качества воспитания и обучения. Необходимо показать ребёнку,

что родной город славен своей историей, традициями,

достопримечательностями, памятниками, и людьми. Культура родного края

должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью личности.

В книжном уголке мы выставляем книги и иллюстрации, фотоальбомы о

родном крае, предметы народного прикладного искусства.

Помимо любви к семье, важно развить в детях любовь к истории своей

Родины, уважению нашего прошлого.

Эти и другие мероприятия формируют в детях уважение к нашему прошлому,

учат ценить тот подвиг, который совершили наши предки для нашего будущего и

вызывать в детях чувство причастности к нашей нации.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так

как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и

эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг

себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то, несомненно, мы

вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо

осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается

в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным

осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде,

умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к

родной земле, к Родине.

«Любить природу – значит любить Родину» (М. Пришвин)

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее,

более честным справедливым, великодушным, и ответственным. Любить

природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко

чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский

говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не

подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой

весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,

чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».

Природа — это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее

язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые

чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка,

доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте

окружающего мира".

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение

приобретает не только укрепление физического здоровья детей и

интеллектуальное развитие, но и прививание нравственных основ личности,

воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького

гражданина. И образование у дошкольников этих качеств возможно через

воспитание любви к природе, умения видеть, понимать и беречь красоту

окружающего мира.

Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной

природы, родным краем, родной страной.

Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзу и понимают, что это всё

красиво и ценно, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к

природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их

числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача:

научить детей с раннего детства любить и заботиться о природе, сохранять её

богатства. Дети – будущее нашей Отчизны– им беречь и охранять её просторы.

Проведенная нами диагностика подтвердила, что современные дети мало

либо недостаточно знают о природе родного края, испытывают затруднения с

ответами на вопросы.

В связи с этим нами была разработана учебная программа «Лесовичок»

Основными направлениями программы являются: обеспечение ребенку

уверенности в своей значимости, в любви к себе со стороны окружающих

людей, в удовлетворении его разумных потребностей в познавательной

деятельности на основе использования исследовательской деятельности.

Приобщение детей к решению проблем на основе анализа объектов

окружающей действительности, установления взаимоотношений, и связей,

формирования умения делать выводы, обобщения, суждения используя

накопительный чувственный опыт взаимодействия с окружающим миром.

Постепенное введение ребенка в понимание общечеловеческих ценностей,

основы формирования мировоззрения собственного видения мира.

Программа разработана на базе программы экологического воспитания

дошкольников С.Н. Николаевой «Эколог в детском саду» и Н.А. Рыжовой «Наш

дом – природа».

Целью программы является формирование начал экологической культуры:

правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как

к части природы

Используя произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н

Сладкова, Н. Павловой мы показываем ребенку, что мир природы находится в

постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно

воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.

Через экскурсии в лес, на луг, на поле формируются не только

представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство

ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за

погодой, дети имеют возможность проверить правильность народных примет и

оценить глубину народной мудрости.

Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные эмоции,

уважение к малой родине, а также стремление рисовать, мастерить поделки из

природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию

патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-

творческой деятельности.

Во время прогулок и экскурсий, мы приучаем детей видеть красоту

окружающего мира, приобретать навыки культурного поведения в природной

среде, знакомим их с наиболее типичными для данной местности растениями и

животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и

созданной человеком (огород, сад, парк, сквер) учатся беречь и ценить ее.

В своей работе мы используем следующие формы организации труда детей:

индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Взрослые должны

приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться

поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру,

к природе родного края.

Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с

воспитанием любви к родному селу или городу, с желанием работать вместе со

взрослыми по благоустройству родного края. Труд по уходу за природой должен

быть разнообразным в своем содержании (уход за растениями и животными,

труд на огороде и в цветнике, уборке на участке детского сада и пр.),

регулярным и посильным. Вместе с детьми сажаем зелень, на клумбах – цветы,

ухаживаем и наблюдаем за ростом. Дети с удовольствием убирают участок.

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем

источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе,

и происходит формирование осознанно-правильного положительного

отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе

родного края в нашем ДОУ проводятся экологические развлечения такие как

«Путешествие в королевство природы», «День рождения Рябинки»,

««Здравствуй, матушка Природа» и др.

Особое место и значение в системе патриотического образования

дошкольников мы отводим дидактическим играм. Через дидактическую игру

дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют

имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся

во благо Родины. В процессе работы мы используем следующие дидактические

игры: «Птицы нашего края», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных

жителей», «Животные и растения родного края». Словесные игры. «Когда это

бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?». Сюжетно-ролевые игры:

«Путешествие в лес», «Зоопарк», «Детский сад», «Библиотека» и др. которые

помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому

народу.

Мы уверены, что проводимая работа по нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания

будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями,

патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное,

историческое прошлое и настоящее России.

Спасибо за внимание!



В раздел образования