Авторы: Черкасских Лариса Владимировна, Санькова Оксана Леонидовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Гурьевск Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатели
МБДОУ «Детский сад №18 «Петушок»
г. Гурьевска
Черкасских Л.В., Санькова О.Л.
«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к
природе и истории родного края»
Детство – это ежедневное открытие мира и главная наша цель сделать так,
чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества; мы
должны показать детям несравнимое величие и красоту нашей родины и
воспитать любовь и уважение к родной земле.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения является серьезной и приоритетной задачей. Оно
является важнейшей гранью воспитания и образования дошкольника.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного
возраста. Основой патриотического развития является нравственность. Мы не
должны пускать ее развитие на самотек. Нравственность формирует тот поток
информации, который, в современном мире, сопровождает ребенка с самых
первых дней жизни. От того какая информация окружает детей, от того в каких
условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы
применяются для его воспитания, зависит в конечном итоге патриотизм и
нравственность будущего гражданина.
Большую роль в патриотическом воспитании играет дошкольное
образовательное учреждение. От нас зависит будущее наших воспитанников.
Исходя из этого, наша работа по теме «Патриотическое воспитание
дошкольников через приобщение к природе и истории родного края» состоит из
трех направлений:
1.
Моя семья.
2.
Моя малая родина.
3.
Природа родного края.
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед
собой цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотического
отношения и чувств к своей семье, городу, природе, культуре.
Исходя из этого, данная работа включает следующие задачи.
Формировать любовь и привязанность к своей семье, к детскому саду, к
родному краю;
Воспитать заботливое отношение, к родным и близким, к младшим
сверстникам и старшему поколению;
Способствовать формированию бережного отношения к природе и всему
живому;
Дать представление о Родине, о родном крае.
Данные задачи осуществляются во всех видах деятельности: игровой
изобразительной , познавательно-исследовательской, коммуникативной,
восприятии художественной литературы и фольклора, а также музыкальной и
конструировании – т. к. воспитывают в ребенке не только патриотические
чувства, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств мы начали с
детьми младшего дошкольного возраста. Для этого знакомим своих
воспитанников с русским фольклором, сказками, песнями, стихами, музыкой,
театром и другими видами традиционного искусства.
В нашей работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромную
роль играет семья. Именно она является источником и важным звеном развития
у ребенка духовного и творческого воспитания.
Идея этой работы появилась во время проведения родительского собрания
и анкетирования, в ходе которых выяснилось, что многие из родителей сами не
знают о своих предках. Они недостаточно владеют информацией о истории
своей семьи, мало рассказывают о себе и своей работе, о своих предках, о
прошлом, без которого нет и будущего.
Родителям самим стало интересно узнать, кем были их предки. Тесное
сотрудничество помогло: каждая семья составила свое родовое древо, приняла
участие в составлении альбомов о родном городе и о семье.
Семьи не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии,
готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала,
принимают участие в проведении совместных мероприятий, праздников,
выставках и конкурсах.
Участие родителей вызывает у детей сильные и положительные эмоции.
Воспитывая ребёнка на традициях, знании исторических событий, на
достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить
положительные отношения к людям и к природе. Опора на красоту
окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный
путь повышения качества воспитания и обучения. Необходимо показать ребёнку,
что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, и людьми. Культура родного края
должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью личности.
В книжном уголке мы выставляем книги и иллюстрации, фотоальбомы о
родном крае, предметы народного прикладного искусства.
Помимо любви к семье, важно развить в детях любовь к истории своей
Родины, уважению нашего прошлого.
Эти и другие мероприятия формируют в детях уважение к нашему прошлому,
учат ценить тот подвиг, который совершили наши предки для нашего будущего и
вызывать в детях чувство причастности к нашей нации.
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так
как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и
эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг
себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то, несомненно, мы
вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо
осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается
в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным
осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде,
умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к
родной земле, к Родине.
«Любить природу – значит любить Родину» (М. Пришвин)
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее,
более честным справедливым, великодушным, и ответственным. Любить
природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко
чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А. Сухомлинский
говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не
подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой
весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Природа — это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее
язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые
чувства уходят своими корнями в детство, а "человечность, доброта, ласка,
доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте
окружающего мира".
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение
приобретает не только укрепление физического здоровья детей и
интеллектуальное развитие, но и прививание нравственных основ личности,
воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького
гражданина. И образование у дошкольников этих качеств возможно через
воспитание любви к природе, умения видеть, понимать и беречь красоту
окружающего мира.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной
природы, родным краем, родной страной.
Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзу и понимают, что это всё
красиво и ценно, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к
природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их
числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача:
научить детей с раннего детства любить и заботиться о природе, сохранять её
богатства. Дети – будущее нашей Отчизны– им беречь и охранять её просторы.
Проведенная нами диагностика подтвердила, что современные дети мало
либо недостаточно знают о природе родного края, испытывают затруднения с
ответами на вопросы.
В связи с этим нами была разработана учебная программа «Лесовичок»
Основными направлениями программы являются: обеспечение ребенку
уверенности в своей значимости, в любви к себе со стороны окружающих
людей, в удовлетворении его разумных потребностей в познавательной
деятельности на основе использования исследовательской деятельности.
Приобщение детей к решению проблем на основе анализа объектов
окружающей действительности, установления взаимоотношений, и связей,
формирования умения делать выводы, обобщения, суждения используя
накопительный чувственный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Постепенное введение ребенка в понимание общечеловеческих ценностей,
основы формирования мировоззрения собственного видения мира.
Программа разработана на базе программы экологического воспитания
дошкольников С.Н. Николаевой «Эколог в детском саду» и Н.А. Рыжовой «Наш
дом – природа».
Целью программы является формирование начал экологической культуры:
правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как
к части природы
Используя произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н
Сладкова, Н. Павловой мы показываем ребенку, что мир природы находится в
постоянном изменении, развитии. Художественное слово помогает правильно
воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.
Через экскурсии в лес, на луг, на поле формируются не только
представления детей об окружающих природных условиях, но и чувство
ответственности за сохранение природы родного края. Во время наблюдений за
погодой, дети имеют возможность проверить правильность народных примет и
оценить глубину народной мудрости.
Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные эмоции,
уважение к малой родине, а также стремление рисовать, мастерить поделки из
природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию
патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-
творческой деятельности.
Во время прогулок и экскурсий, мы приучаем детей видеть красоту
окружающего мира, приобретать навыки культурного поведения в природной
среде, знакомим их с наиболее типичными для данной местности растениями и
животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и
созданной человеком (огород, сад, парк, сквер) учатся беречь и ценить ее.
В своей работе мы используем следующие формы организации труда детей:
индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Взрослые должны
приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться
поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру,
к природе родного края.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с
воспитанием любви к родному селу или городу, с желанием работать вместе со
взрослыми по благоустройству родного края. Труд по уходу за природой должен
быть разнообразным в своем содержании (уход за растениями и животными,
труд на огороде и в цветнике, уборке на участке детского сада и пр.),
регулярным и посильным. Вместе с детьми сажаем зелень, на клумбах – цветы,
ухаживаем и наблюдаем за ростом. Дети с удовольствием убирают участок.
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем
источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе,
и происходит формирование осознанно-правильного положительного
отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе
родного края в нашем ДОУ проводятся экологические развлечения такие как
«Путешествие в королевство природы», «День рождения Рябинки»,
««Здравствуй, матушка Природа» и др.
Особое место и значение в системе патриотического образования
дошкольников мы отводим дидактическим играм. Через дидактическую игру
дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют
имеющиеся у них представления о природе, о людях, которые живут и трудятся
во благо Родины. В процессе работы мы используем следующие дидактические
игры: «Птицы нашего края», «Какого растения не хватает?», «В гостях у лесных
жителей», «Животные и растения родного края». Словесные игры. «Когда это
бывает?», «Где, что зреет?», «Так бывает или нет?». Сюжетно-ролевые игры:
«Путешествие в лес», «Зоопарк», «Детский сад», «Библиотека» и др. которые
помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому
народу.
Мы уверены, что проводимая работа по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания
будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями,
патриотическими чувствами, уважающими и приумножающими культурное,
историческое прошлое и настоящее России.
Спасибо за внимание!