Автор: Никитина Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: Волгоградская область, Городищенский район.р.п. Городище
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер класс для родителей "Наши руки не для скуки"
Раздел: дошкольное образование
Мастер – класс для воспитателей и родителей
«Наши руки не для скуки»
Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности
родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми,
пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами
использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр,
дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для
улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные
знания в практике.
4. Драматизировать знакомую сказку с помощью пальцев.
Ход мастер- класса:
Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-
класса на тему: «Наши руки не для скуки».
Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь
говорить: «Я не умею, не научусь! »
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод
накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать,
трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются
поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки
(мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы
для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Начинать
работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже
грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на
активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать
пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь
ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не
отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум
ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок.»
В. Сухомлинский
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития
детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять
вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень
речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности
малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы,
свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние
10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По
какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка
развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные
мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и
кроется суть проблемы.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана
пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика– это нетрадиционная
форма закаливания, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей
устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-
либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот
пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным
сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает
ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно
сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее
время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не
новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они
существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь
пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм
ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют
добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и
ребёнком. Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми мы
заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на
предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают
раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал,
забывают про слёзы.
Активизация участников мастер-класса:
– Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да!)
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет!)
Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да!)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет!)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да!) Спасибо!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем
принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя,
видят последовательность выполнения различных действий и затем
выполняют задание сами.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий
руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что
упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум,
положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с
раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется
пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах
непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную
нервную систему человека.
Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось
настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас!
1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим
пальцем. Поменять руки (20 раз).
2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с
большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки.
- работа рук способствует психическому успокоению;
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай
перебирать в руках грецкие орехи)
- способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы
потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их
выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Уважаемые родители, если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные
упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно
подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим
детям!
Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших
предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе
и важности данных игр в детстве.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо
знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как
оздоровительный и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько
пользы!
-Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий,
иммуностимулирующий эффект — это раз.
- Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
- Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками
обосновались в арсенале игр с детьми.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые
можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж
безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а
мизинца — на работе сердца.
Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей младшего
дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».
Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.
Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой
стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним
контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция
толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги).
Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от
развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь
проходит линия прямой кишки.
Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто!
. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не
стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала».
Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик
слегка сжать и загнуть
Сначала – мизинец, он отвечает за работу сердца.
Потом – безымянный, для хорошей работы печени и почек.
Затем - средний, он стимулирует работу кишечника.
Затем - указательный отвечает за работу желудка.
Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за
голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому
большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить»,
чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно
то с правой, то с левой ручкой
Кстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами
решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
2 часть. Знакомство с различными видами пальчиковых игр.
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка
каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того,
что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и
вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Существуют
следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, массажными мячами,
прищепками );
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
-Пальчиковые игры на основе сказок – на эти игры хотелось бы обратить
особое внимание.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр
позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают
психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать
готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких
вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев
руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с
удовольствием проиграть сказку с детьми. Сейчас я предлагаю вам
драматизировать сказку «Заюшкина избушка.»
Наша цель:
- Учить детей драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка».
- Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых
игр и инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;
- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной
пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание
пальчиковой позы в течении необходимого времени.
- Учить выражать голосом характер героев сказки;
- Учить оценивать поступки героев, понимать их характер и настроение
сказки;
- Воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность,
взаимовыручку, смелость.
ОБОРУДОВАНИЕ: столы
Итак, уважаемые коллеги, предлагаю вам представить себя детьми старшего
дошкольного возраста и принять активное участие в драматизации сказки.
3. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка.»
Ребята, давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.» Просто
рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку
рассказывают и показывают. Правильно? А как же мы покажем сказку, если
у нас нет масок, нет кукол? Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку
пальцами)
— Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим
и потренируем немножко.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно
катать по ладошке, столу, коврику)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем
мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое
другой рукой)
Пальчиковая игра «Башмачки»: Берём пластмассовые крышки от бутылок
(4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы.
«Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола,
как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
«Покажем пальчиками сказку»
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ.
— Ну что, разбудили пальцы, размяли. Давайте вспоминать, кто в сказки
«Заюшкина избушка» живет. Дети называют героев сказки и показывают
пальчиковые позы, соответствующие данному герою.
— Всех героев вспомнили? Можно начинать?
Далее педагог начинает рассказ сказки, дети говорят, сопряжено с ним, по
возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать
рассказ. Все дети участвуют в рассказе сказки и показе всех героев
(одновременно двух, диалог; распределения по ролям между детьми нет),
оперев руки локтями на стол.
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а
у зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!
Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса
и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, к себе жить!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и
простил, а она его из избушки и выгнала.
Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает.
Бегут мимо собаки:
— Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная.
Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и
выгнала меня из избушки.
— Не плач, заинька, мы ее выгоним!
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли собаки к избушке:
— Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугались собаки и убежали.
Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у
лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко
мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:
— У – у – у. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугался волк и убежал.
А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет.
Идет мимо медведь:
— О чем это ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у
лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко
мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел медведь к избушке и закричал страшным
голосом:
— Р – р – р. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугался медведь и убежал.
Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет
косу.
— Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у
лисы – ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко
мне жить да и выгнала меня из избушки.
— Не горюй, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел петушок и избушке, да как закричит: «Ку – ка –
ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису
посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Шубу надеваю …
Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу
на плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.
А заюшка с петушком стали жить да поживать.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
— Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, а какая она по настроению
была с начала? (грустная). Почему? А как все закончилось? (хорошо, весело)
Почему?
— А герои какие были? Кто был хитрым, злым, нехорошим? (лиса). Кто
оказался трусливым? (собаки, волк, медведь) А каким был петушок?
(смелым)
— А вы какими хотите быть?
— Что мы сегодня показывали и рассказывали ? (мы показывали и
рассказывали сказку)
— Какую сказку? («Заюшкина избушка»)
— Что нам помогало показывать сказку? (Нам помогали наши пальцы)
Таким образом мы можем рассказывать многие сказки, развивая
одновременно речь, память, мелкую моторику рук, детские фантазию и
творчество.
4.Рефлексия.
В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый участник мастер – класса
поделился своими впечатлениями, высказал своё мнение – что Вам
понравилось, что не понравилось, почему, было ли Вам интересно или не
очень?
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Развитие речи
посредством использования нетрадиционных пальчиковых
игр»
Автор: Трошина Оксана Николаевна, воспитатель МБДОУ ДС № 479 г.Челябинск
Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их
использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: крышечки от бутылок, маленькие резиновые и массажные мячики,
бельевые прищепки.
Оборудование: мультимедийный диапроектор (для показа слайдов по тексту)
Мастер-класс:
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе.
Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования
нетрадиционных пальчиковых игр.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они
развивают? (ответы) .
Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют
развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и
вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали что уровень
развития детской речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение
пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно
связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были
жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих,
очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот
первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали
сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная
речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к.
люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим
происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом
мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие
движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается
развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают
почву для последующего формирования речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его
пальцев", а филосов И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека",
"Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию", были слова М.
Монтессори.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость
и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое
представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на
них можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец-сердце,
безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец
голова). Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на
соответствующий этой точке орган человека. Чем лучше работают пальцы и вся кисть
тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково
заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок
получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность
и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения
между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно
использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает
интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий.
Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в
педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один
из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном
учреждении.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей
работе с детьми:
Для начала сделаем массаж пальчиков и ладоней:
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по
ладошке, столу, коврику)
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку .(гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на
указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь»
от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
Игра с бельевыми прищепками «Уточки и гуси»:
Берутся нетугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги
пальцев (кроме большого) .
На каждый ударный слог меняйте пальчик.
5-- – 4 –-- 3 ---– 2
Наши уточки с утра
2 –-- 3 –-- 4 – ---5
Кря - кря – кря – кря!
Другая рука:
5--- – 4--- – 3 ---– 2
Наши гуси у пруда
2 ---– 3 ---– 4 ---– 5
Га – га – га – га!
Чтобы детям было ещё интереснее играть в пальчиковые игры я изготовила
игру «Математика на спичках»,
с помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические
способности. Спички мы используем ещё в одной игре: «Выложи из спичек». Ребёнок
выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или узор.
Детям очень нравится играть в «Театр теней». Ребёнок становится к мольберту, на
который направлен яркий свет. Так создаётся эффект тени: руками можно показать
голубя, бабочку, собаку и т. д.
Также во время разных режимных моментов (прогулка, физ. минутки и т. д). мы
играем в игру «Математика на пальцах»:
1. Запретное число
Ведущий называет какое-нибудь число «запретное» в пределах первого десятка.
После этого он вразбивку называет разные числа от 0 до 10, а дети в ответ
показывают названное число на пальцах. Если же ведущий назовёт запретное число,
надо молча спрятать руки за спину.
2. Две руки – одно число.
Играющие встают перед ведущим или усаживаются на ковре.
Ведущий называет какое-нибудь число в пределах первого десятка. Задача играющих
– показать это число на пальцах, но не на одной, а на двух руках. То есть представить
число в виде суммы слагаемых.
3. Покажи соседа
В игре участвуют трое детей и ведущий. Ведущий называет число в пределах
десятка. Ребёнок в центре показывает это число на пальцах, ребёнок стоящий справа
от него должен показать число, на единицу больше названного. А ребёнок стоящий
слева – число на единицу меньше названного. Дети усваивают закономерность:
числовой ряд выстраивается слева направо.
В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в
различных ситуациях, замечен большой интерес к выполнению многих игр и
упражнений. Многие из детей хорошо справлялись со всеми заданиями и проявляли
творческий подход к выполнению упражнений.
ВСЕМ СПАСИБО!