Напоминание

«Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»


Автор: Гергелаба Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская школа-интернат"
Населённый пункт: Колывань. Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: начальное образование





Назад




«Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и

воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Гергелаба Т.В

МБОУ « Колыванская школа-интернат» , Новосибирская област

Любая деятельность может быть

либо технологией, либо искусством.

Искусство основано на интуиции, технология – на науке.

С искусства все начинается, технологией –

заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

В.П.Беспалько.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совмест

ной учебной

и педагогической деятельности по проектированию, организации

и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Считаю, что наиболее эффективным средством включения обучающихся с

ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности

человека.

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка...

Для

него

игра

это

самое

серьёзное

дело.

В

игре

перед

детьми

раскрывается

мир,

раскрываются

творческие

способности личности. Без них нет,

и

не может

быть

полноценного

умственного

развития.

Игра

это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра

– это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

(В.А.

Сухомлинский).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в

каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Технология

арттерапии. (музыкотерапия, пескотерапия,

фототерапия,

изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).

Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии

показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми

с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном

развитии (Т.А.Добровольская,

О.А.Карабанова), с задержкой психического

развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.

Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует

единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение

возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Данная технология связана с воздействием разных средств искусства

на обучающихся, она позволяет с помощью стимулирования художественно-

творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических,

психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Конкретные цели игровой технологии

1. Помочь ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;

2.

Помочь

ребенку

выразить

неосознаваемые

конфликты

и

уменьшить

эмоциональное напряжение;

3. Расширить круг интересов ребенка;

Конкретные цели арттерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным

чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным

способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и

переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем

высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда

невербальные средства являются единственно возможными для выражения и

прояснения

сильных

переживаний

и

убеждений.

4. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или

лепка

предусматривают

упорядочивание

цвета

и

форм.

6.

Сконцентрировать

внимание

на

ощущениях

и

чувствах.

Занятия

изобразительным

искусством

создают

богатые

возможности

для

экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и

развития

способности

к

их

восприятию.

7. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Содержание учебного материала:

1.

Предметные игры

2.

Тренинговые игры

3.

Интеллектуально-познавательные игры

4.

Сюжетные и ролевые игры

5.

Драматизация

6.

Творческие

конкурсы

7.

Игры со словами

Методы и формы деятельности учащихся.

Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую

всевозможные игры в зависимости от темы и цели занятия, и исходя из

конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры,

развивающие, сюжетно - ролевые, театрализованные, игры – драматизации,

психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.

Участие детей в игровой деятельности учит выражать свои чувства не

только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Дети, примеряя на себя

различные образы, обретают индивидуальность и учатся понимать переживания

других людей, а воспитатель мягко проводит психологическую коррекцию

поведения ребенка.



В раздел образования