Автор: Гергелаба Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Колыванская школа-интернат"
Населённый пункт: Колывань. Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Раздел: начальное образование
«Коррекционно- педагогические технологии в сфере обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Гергелаба Т.В
МБОУ « Колыванская школа-интернат» , Новосибирская област
Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства все начинается, технологией –
заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
В.П.Беспалько.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совмест
ной учебной
и педагогической деятельности по проектированию, организации
и проведению учебного процесса
с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Считаю, что наиболее эффективным средством включения обучающихся с
ОВЗ в процесс деятельности является игровая деятельность.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности
человека.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка...
Для
него
игра
–
это
самое
серьёзное
дело.
В
игре
перед
детьми
раскрывается
мир,
раскрываются
творческие
способности личности. Без них нет,
и
не может
быть
полноценного
умственного
развития.
Игра
–
это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра
– это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В.А.
Сухомлинский).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в
каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Технология
арттерапии. (музыкотерапия, пескотерапия,
фототерапия,
изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии
показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми
с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном
развитии (Т.А.Добровольская,
О.А.Карабанова), с задержкой психического
развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует
единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение
возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Данная технология связана с воздействием разных средств искусства
на обучающихся, она позволяет с помощью стимулирования художественно-
творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Конкретные цели игровой технологии
1. Помочь ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
2.
Помочь
ребенку
выразить
неосознаваемые
конфликты
и
уменьшить
эмоциональное напряжение;
3. Расширить круг интересов ребенка;
Конкретные цели арттерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным
чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным
способом выпустить "пар" и разрядить напряжение).
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и
переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем
высказать их в процессе вербальной коррекции.
3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда
невербальные средства являются единственно возможными для выражения и
прояснения
сильных
переживаний
и
убеждений.
4. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или
лепка
предусматривают
упорядочивание
цвета
и
форм.
6.
Сконцентрировать
внимание
на
ощущениях
и
чувствах.
Занятия
изобразительным
искусством
создают
богатые
возможности
для
экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и
развития
способности
к
их
восприятию.
7. Развить художественные способности и повысить самооценку.
Содержание учебного материала:
1.
Предметные игры
2.
Тренинговые игры
3.
Интеллектуально-познавательные игры
4.
Сюжетные и ролевые игры
5.
Драматизация
6.
Творческие
конкурсы
7.
Игры со словами
Методы и формы деятельности учащихся.
Каждый вид игры выполняет специфические функции. Я использую
всевозможные игры в зависимости от темы и цели занятия, и исходя из
конкретных задач коррекции данного ребенка. Это – дидактические игры,
развивающие, сюжетно - ролевые, театрализованные, игры – драматизации,
психогимнастические, конструкторные, подвижные и др.
Участие детей в игровой деятельности учит выражать свои чувства не
только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Дети, примеряя на себя
различные образы, обретают индивидуальность и учатся понимать переживания
других людей, а воспитатель мягко проводит психологическую коррекцию
поведения ребенка.