Напоминание

"В мире шерсти. Шерстяная акварель"


Автор: Елена Валерьевна Максимова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №25
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Мелеуз
Наименование материала: Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "В мире шерсти. Шерстяная акварель"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Чайка» муниципального района

Мелеузовский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «В мире шерсти. Шерстяная акварель».

Провела воспитатель

группы №6 «Пчёлки»:

Максимова Е.В.

Интеграция:

Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для закрепления знаний о шерсти, расширять знания о

технике и методах работы с шерстью.

Задачи:

1. Образовательные задачи: способствовать формированию у детей

углублённых знаний о шерсти; расширять знания детей о предметах

старины, их назначении, пробовать самим, пользоваться ими. Познакомить с

материалами, их свойствами, и правилами работы. Закреплять знания о

методах работы с шерстью посредством художественного

экспериментирования по преобразованию материалов.

2. Развивающие задачи: развивать познавательную активность,

наблюдательность, любознательность, мелкую моторику рук. Расширять

словарный запас детей. Зрительное восприятие, выбирать соответствующие

цвета для создания картины «шерстяной акварели» и использование методов

работы с шерстью. Развивать творческие способности, воображение детей.

3. Воспитывающие задачи: приобщать к культуре родного края,

формировать целостное восприятие народной культуры; воспитывать

интерес и желание создавать картины из шерсти своими руками,

художественный вкус, самостоятельность, интерес к экспериментальной

деятельности.

Средства: фланелеграф, мнемотаблицы, магнитофон, предметы старины (прялка,

веретено, щетки для вычесывания шерсти), натуральная и цветная шерсть, рамка

для картины, флизелин, ножницы, пинцет, салфетки.

Методы и приемы: художественное слово, музыкальное сопровождение,

объяснение воспитателя, вопросы к детям, ответы детей, техника сухого валяния,

рассматривание презентаций.

Предварительная работа: отгадывание загадок об овечке, знакомство и

использование на практике техники «мокрого валяния», валяние разноцветных

шерстяных шариков для браслетов, валяние цветного коврика, знакомство и

применение 5 методов работы с шерстью при валянии коврика, разработка

презентаций.

Индивидуальная работа: рисуем картину «шерстяной акварелью», упражнение

«покрути веретено», физ.минутка «выделывание ковра», заучивание и

выразительное чтение стихотворения «Все мы очень постарались…..».

Ход ООД:

Организационный момент:

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице холодно, а в нашем зале светло и

весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое

солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще

улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера! (сели на стульчики )

- Ребята, обратите внимание на экран, что вы там видите? (дети перечисляют

дом.животных)

Кто - то из этих животных уже пришел к нам в гости, но спрятался?

Чтобы узнать кто же это, нужно угадать загадку.

Ходит модница за речкой –

Кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек

Бабушка носочки вяжет (овечка)

А кто знает, как у овечек называют деток? (ягнята)

Овцы, самые неприхотливые домашние животные.

У овцы по всему телу растет шерсть. Кто мне скажет, какого цвета шерсть?

(ответы детей) Она служит ей защитой от холода.

Два раза в год, особенно в весеннее время года, когда становится тепло, и овце такая

защита не нужна, с нее состригают шерсть, и еще осенью, когда овец застают в

теплые стоила. Состриженная с овцы шерсть называется – руно. От одной и той же

овцы получают руно разной толщины. Из руна вырабатывают войлочные и

валяльные изделия, пряжу, трикотаж, ткани и прочее.

Мы покупаем шерстяные вещи, зная, что они теплые и пушистые. И практически

никогда не задумываемся над тем, почему они такие.

Возьмите в руки немножко шерстяного волокна скрутите его, что происходит с

волокном? (закручивается).

А теперь сожмите в руке, а затем отпустите, что происходит с шерстью (шерсть

мнется).

Сколько бы ни скручивали, ни мяли волокно, оно снова принимает свою форму.

- Скажите, пожалуйста, шерсть, какая на ощупь? (мягкая, теплая, колючая).

- А давайте понюхаем, есть ли запах у шерсти или она не имеет запаха? (дети

нюхают шерсть, дают ответы).

- Ребята, давайте подуем на шерсть и посмотрим, может шерсть летать или нет?

(дуют).

Летает? Значит шерсть, какая еще? (легкая)

- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть шерстяной волосок с помощью лупы.

Какую форму имеет шерстяной волосок? На что он похож? (на спираль).

Да шерстяные волоски имеют спиралевидную форму, и поэтому шерсть пропускает

воздух, то есть «дышит», а волокна очищаются.

- Посмотрите, а ворс одинаковой длины? (нет)

Длинноволокнистый и коротковолокнистый (дети повторяют слова)

Изделия из шерсти долговечны.

Польза для человека от шерсти огромна.

(в руках у детей натуральная шерсть)

(неожиданно выкатывается клубочек, а в клубочке записка - приглашение )

Воспитатель: - Ребятки, посмотрите к нам прикатился клубочек, ну прямо чудеса

какие – то (поднять клубочек, а в нем записка свернутая)

Воспитатель: - А здесь, письмо, вам интересно, что там написано (да)

Здравствуйте, дорогие ребята! Если вы читаете мое письмо, значит, мой

клубочек докатился до вас. Он у меня волшебный, сказал, что ребята знакомятся с

шерстью. Я вам тоже могу много рассказать и показать. Приходите, я вас жду!

Бросьте мой клубочек, идите за ним, и он вас приведет ко мне.

Бабушка Райхана.

(дети идут за клубочком, выходит бабушка, встречает детей)

Бабушка: - Здравствуйте! Ой, какие хорошие ребятки ко мне пришли. Спасибо, мой

клубочек. А ведь я вас не просто так пригласила к себе. Проходите, ребята.

Посмотрите, сколько всего интересного у меня есть. Это можно потрогать

руками. Мне тоже хочется, рассказать вам много интересного о шерсти (бабушка

знакомит детей с инструментами для обработки шерсти)

После стрижки овец (иллюстрации: ножницы для стрижки и машинка для

стрижки) в шерсти много мусора, поэтому ее прочесывают (лежит шерсть

нечесаная и чесаная, бабушка показывает детям щетки).

- Вот это, прялка. Шерсть пряли на ней, пряха нажимает ногой на педаль, колесо

крутится, шерсть скручивается и получается нить.

- А еще можно прясть веретеном, это сложнее, чем прясть пряхой (показывает

веретено)

- Ребята, а хотите покрутить веретено? (крутят веретено)

- Эти вещи связаны из шерстяных ниток (носки, варежки, кофта и др.)

А вот у меня еще есть валенки, они тоже из шерсти. Очень теплые, мягкие.

Вот такой есть коврик, который сваляли из шерсти цветной. И вот такой тканый

ковер, тоже из цветных ниток. Скажите, пожалуйста, как же шерсть и нитки

становятся цветными (ответы детей).

Молодцы!

Ребята, а хотите вместе со мной соткать ковер? (Да) Ну приступим!

Физминутка

(Сагидулла Байегет, «Сибайымдым кыззары»)

музыкальная физминутка «выделывание ковра»

Воспитатель: - Бабушка, нам очень понравилось, мы узнали и увидели много

интересного.

А теперь мы с ребятами, хотим вас пригласить к нам и показать, что еще можно

сделать из шерсти.

Бабушка: - Конечно, я принимаю ваше приглашение. Сейчас наш волшебный

клубочек вернет нас обратно. Катись клубочек, укажи дорогу.

(ребята вернулись на место).

Воспитатель: - Спасибо клубочек.

Воспитатель: - Ребята, давайте подойдем к столу. Ответьте мне, пожалуйста, чем

рисуют картины? (дети перечисляют)

Воспитатель: - Молодцы, вы все правильно назвали.

Сегодня я вам предлагаю нарисовать вот такую картину (внимание на экран).

Кого вы видите на экране? (ответы детей)

Воспитатель: - Но, рисовать снеговика мы будем необычным способом, называется

«шерстяная акварель», техника сухого валяния.

Бабушка: - (удивление бабушки) Такого я еще не видела и не слышала. Уж очень

мне интересно.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие цвета вы видите на картине, назовите?

-А еще нам нужно вспомнить методы работы с шерстью (перечисляют методы)

1. Метод вытягивания;

2. Метод щипания;

3. Метод скручивания;

4. Метод смешивания;

5. Метод нарезания.

А теперь, перечислим необходимый материал для работы:

Рамка для картины, флизелин, цветная шерсть, ножницы, пинцет, сухие

блестки.

А еще нам нужно старание.

Процесс выкладывания картины. Действия сопровождаются словами

детей и воспитателя.

Дети: Все мы очень постарались

Замечательный портрет

Мы нарисовали дружно

И раскрыли вам секрет.

Что не краски здесь нужны,

А немного шерсти!

Бабушка: Молодцы, ребята! Удивили. Подарите мне, пожалуйста, вашу картину.

Уж очень она мне нравится (дарят картину).

Бабушка:- До свидания, ребята.

Дети: - До свидания, бабушка.

Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали? В какой технике мы

изображали картину? Какие методы мы применяли, при изображение картины?

Какое задание было для вас самое трудное? Что вам больше всего понравилось?

Как вы думаете, мы справились с заданиями?

Воспитатель:- Спасибо вам за ваши старания, умения, творчество.

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо большое.

- Уважаемые гости! Мы с ребятами приготовили для вас подарки, вложили тепло

своих сердец, все силы маленьких ручек, хотели сделать вам приятно (браслеты из

шерстяных шариков каждому гостю).



В раздел образования