Автор: Елена Валерьевна Максимова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №25
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Мелеуз
Наименование материала: Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "В мире шерсти. Шерстяная акварель"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №25 «Чайка» муниципального района
Мелеузовский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «В мире шерсти. Шерстяная акварель».
Провела воспитатель
группы №6 «Пчёлки»:
Максимова Е.В.
Интеграция:
Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Создание условий для закрепления знаний о шерсти, расширять знания о
технике и методах работы с шерстью.
Задачи:
1. Образовательные задачи: способствовать формированию у детей
углублённых знаний о шерсти; расширять знания детей о предметах
старины, их назначении, пробовать самим, пользоваться ими. Познакомить с
материалами, их свойствами, и правилами работы. Закреплять знания о
методах работы с шерстью посредством художественного
экспериментирования по преобразованию материалов.
2. Развивающие задачи: развивать познавательную активность,
наблюдательность, любознательность, мелкую моторику рук. Расширять
словарный запас детей. Зрительное восприятие, выбирать соответствующие
цвета для создания картины «шерстяной акварели» и использование методов
работы с шерстью. Развивать творческие способности, воображение детей.
3. Воспитывающие задачи: приобщать к культуре родного края,
формировать целостное восприятие народной культуры; воспитывать
интерес и желание создавать картины из шерсти своими руками,
художественный вкус, самостоятельность, интерес к экспериментальной
деятельности.
Средства: фланелеграф, мнемотаблицы, магнитофон, предметы старины (прялка,
веретено, щетки для вычесывания шерсти), натуральная и цветная шерсть, рамка
для картины, флизелин, ножницы, пинцет, салфетки.
Методы и приемы: художественное слово, музыкальное сопровождение,
объяснение воспитателя, вопросы к детям, ответы детей, техника сухого валяния,
рассматривание презентаций.
Предварительная работа: отгадывание загадок об овечке, знакомство и
использование на практике техники «мокрого валяния», валяние разноцветных
шерстяных шариков для браслетов, валяние цветного коврика, знакомство и
применение 5 методов работы с шерстью при валянии коврика, разработка
презентаций.
Индивидуальная работа: рисуем картину «шерстяной акварелью», упражнение
«покрути веретено», физ.минутка «выделывание ковра», заучивание и
выразительное чтение стихотворения «Все мы очень постарались…..».
Ход ООД:
Организационный момент:
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице холодно, а в нашем зале светло и
весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое
солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще
улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера! (сели на стульчики )
- Ребята, обратите внимание на экран, что вы там видите? (дети перечисляют
дом.животных)
Кто - то из этих животных уже пришел к нам в гости, но спрятался?
Чтобы узнать кто же это, нужно угадать загадку.
Ходит модница за речкой –
Кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
Бабушка носочки вяжет (овечка)
А кто знает, как у овечек называют деток? (ягнята)
Овцы, самые неприхотливые домашние животные.
У овцы по всему телу растет шерсть. Кто мне скажет, какого цвета шерсть?
(ответы детей) Она служит ей защитой от холода.
Два раза в год, особенно в весеннее время года, когда становится тепло, и овце такая
защита не нужна, с нее состригают шерсть, и еще осенью, когда овец застают в
теплые стоила. Состриженная с овцы шерсть называется – руно. От одной и той же
овцы получают руно разной толщины. Из руна вырабатывают войлочные и
валяльные изделия, пряжу, трикотаж, ткани и прочее.
Мы покупаем шерстяные вещи, зная, что они теплые и пушистые. И практически
никогда не задумываемся над тем, почему они такие.
Возьмите в руки немножко шерстяного волокна скрутите его, что происходит с
волокном? (закручивается).
А теперь сожмите в руке, а затем отпустите, что происходит с шерстью (шерсть
мнется).
Сколько бы ни скручивали, ни мяли волокно, оно снова принимает свою форму.
- Скажите, пожалуйста, шерсть, какая на ощупь? (мягкая, теплая, колючая).
- А давайте понюхаем, есть ли запах у шерсти или она не имеет запаха? (дети
нюхают шерсть, дают ответы).
- Ребята, давайте подуем на шерсть и посмотрим, может шерсть летать или нет?
(дуют).
Летает? Значит шерсть, какая еще? (легкая)
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть шерстяной волосок с помощью лупы.
Какую форму имеет шерстяной волосок? На что он похож? (на спираль).
Да шерстяные волоски имеют спиралевидную форму, и поэтому шерсть пропускает
воздух, то есть «дышит», а волокна очищаются.
- Посмотрите, а ворс одинаковой длины? (нет)
Длинноволокнистый и коротковолокнистый (дети повторяют слова)
Изделия из шерсти долговечны.
Польза для человека от шерсти огромна.
(в руках у детей натуральная шерсть)
(неожиданно выкатывается клубочек, а в клубочке записка - приглашение )
Воспитатель: - Ребятки, посмотрите к нам прикатился клубочек, ну прямо чудеса
какие – то (поднять клубочек, а в нем записка свернутая)
Воспитатель: - А здесь, письмо, вам интересно, что там написано (да)
Здравствуйте, дорогие ребята! Если вы читаете мое письмо, значит, мой
клубочек докатился до вас. Он у меня волшебный, сказал, что ребята знакомятся с
шерстью. Я вам тоже могу много рассказать и показать. Приходите, я вас жду!
Бросьте мой клубочек, идите за ним, и он вас приведет ко мне.
Бабушка Райхана.
(дети идут за клубочком, выходит бабушка, встречает детей)
Бабушка: - Здравствуйте! Ой, какие хорошие ребятки ко мне пришли. Спасибо, мой
клубочек. А ведь я вас не просто так пригласила к себе. Проходите, ребята.
Посмотрите, сколько всего интересного у меня есть. Это можно потрогать
руками. Мне тоже хочется, рассказать вам много интересного о шерсти (бабушка
знакомит детей с инструментами для обработки шерсти)
После стрижки овец (иллюстрации: ножницы для стрижки и машинка для
стрижки) в шерсти много мусора, поэтому ее прочесывают (лежит шерсть
нечесаная и чесаная, бабушка показывает детям щетки).
- Вот это, прялка. Шерсть пряли на ней, пряха нажимает ногой на педаль, колесо
крутится, шерсть скручивается и получается нить.
- А еще можно прясть веретеном, это сложнее, чем прясть пряхой (показывает
веретено)
- Ребята, а хотите покрутить веретено? (крутят веретено)
- Эти вещи связаны из шерстяных ниток (носки, варежки, кофта и др.)
А вот у меня еще есть валенки, они тоже из шерсти. Очень теплые, мягкие.
Вот такой есть коврик, который сваляли из шерсти цветной. И вот такой тканый
ковер, тоже из цветных ниток. Скажите, пожалуйста, как же шерсть и нитки
становятся цветными (ответы детей).
Молодцы!
Ребята, а хотите вместе со мной соткать ковер? (Да) Ну приступим!
Физминутка
(Сагидулла Байегет, «Сибайымдым кыззары»)
музыкальная физминутка «выделывание ковра»
Воспитатель: - Бабушка, нам очень понравилось, мы узнали и увидели много
интересного.
А теперь мы с ребятами, хотим вас пригласить к нам и показать, что еще можно
сделать из шерсти.
Бабушка: - Конечно, я принимаю ваше приглашение. Сейчас наш волшебный
клубочек вернет нас обратно. Катись клубочек, укажи дорогу.
(ребята вернулись на место).
Воспитатель: - Спасибо клубочек.
Воспитатель: - Ребята, давайте подойдем к столу. Ответьте мне, пожалуйста, чем
рисуют картины? (дети перечисляют)
Воспитатель: - Молодцы, вы все правильно назвали.
Сегодня я вам предлагаю нарисовать вот такую картину (внимание на экран).
Кого вы видите на экране? (ответы детей)
Воспитатель: - Но, рисовать снеговика мы будем необычным способом, называется
«шерстяная акварель», техника сухого валяния.
Бабушка: - (удивление бабушки) Такого я еще не видела и не слышала. Уж очень
мне интересно.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие цвета вы видите на картине, назовите?
-А еще нам нужно вспомнить методы работы с шерстью (перечисляют методы)
1. Метод вытягивания;
2. Метод щипания;
3. Метод скручивания;
4. Метод смешивания;
5. Метод нарезания.
А теперь, перечислим необходимый материал для работы:
Рамка для картины, флизелин, цветная шерсть, ножницы, пинцет, сухие
блестки.
А еще нам нужно старание.
Процесс выкладывания картины. Действия сопровождаются словами
детей и воспитателя.
Дети: Все мы очень постарались
Замечательный портрет
Мы нарисовали дружно
И раскрыли вам секрет.
Что не краски здесь нужны,
А немного шерсти!
Бабушка: Молодцы, ребята! Удивили. Подарите мне, пожалуйста, вашу картину.
Уж очень она мне нравится (дарят картину).
Бабушка:- До свидания, ребята.
Дети: - До свидания, бабушка.
Рефлексия: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что делали? В какой технике мы
изображали картину? Какие методы мы применяли, при изображение картины?
Какое задание было для вас самое трудное? Что вам больше всего понравилось?
Как вы думаете, мы справились с заданиями?
Воспитатель:- Спасибо вам за ваши старания, умения, творчество.
На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо большое.
- Уважаемые гости! Мы с ребятами приготовили для вас подарки, вложили тепло
своих сердец, все силы маленьких ручек, хотели сделать вам приятно (браслеты из
шерстяных шариков каждому гостю).